Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
Общая характеристика предмета
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.
Цели курса:
· формирование практически значимых знаний и умений;
· развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
· создание условий для социальной адаптации учащихся;
· воспитание настойчивости, инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_matematike_9d_klass.docx | 45.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №854»
школьное отделение для детей с ООП
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от «26» августа 2016 г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №1 от «26» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №854 А.В.Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 9д класса
(учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы
под редакцией В.В. Воронковой
Составитель:
Елисеева Т.В.
учитель математики
первой квалификационной категории
Москва 2016г.
Содержание | ||
1 | Паспорт рабочей программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Содержание программы учебного предмета | 7 |
4 | Требования к уровню подготовки учащихся | 11 |
5 | Календарно-тематическое планирование | 13 |
6 | Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса | 24 |
7 | Лист внесения изменений | 25 |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 9б класса ГБОУ школа №854 (отделение для детей с ограниченными возможностями здоровья) имеющие I и II уровни обучения.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 101 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике для 9-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк).
- Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н. Малофеева.
Общая характеристика предмета
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.
Цели курса:
- формирование практически значимых знаний и умений;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
- создание условий для социальной адаптации учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи курса:
- формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
- объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
- закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
- обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
- контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.
Основные технологии:
- личностно-ориентированный подход,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Устный счет.
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
- Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
- Измерительные и графические работы.
Методология преподавания математики
При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Математическое образование в 9 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Из числа уроков выделяется несколько уроков на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге (для некоторых учащихся допускается выполнение работ на линованной бумаге).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении, симметрия), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией).
Содержание программы учебного курса
Темы программы представлены в тематическом планировании.
9д класс I четверть
№ | Тема |
Нумерация чисел в пределах 1000000 | |
1 | Таблица классов и разрядов |
2 | Состав числа |
3 | Римская нумерация |
Преобразование именованных чисел и десятичных дробей | |
4 | Преобразование и сравнение десятичных дробей |
5 | Запись именованных чисел десятичной дробью |
6 | Запись десятичной дроби именованными числами |
7 | Г.м. Линии. Линейные меры |
Сложение и вычитание чисел | |
8 | Сложение и вычитание целых чисел |
9 | Сложение и вычитание именованных чисел |
10 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
11 | Нахождение неизвестных компонентов |
12 | Контрольная работа |
13 | Работа над ошибками |
14 | Г.м. Взаимное положение прямых на плоскости |
Умножение и деление чисел | |
15 | Умножение целых чисел на однозначное число |
16 | Умножение десятичных дробей на однозначное число |
17 | Умножение именованных чисел на однозначное число |
18 | Деление целых чисел на однозначное число |
19 | Деление десятичных дробей на однозначное число |
20 | Деление именованных чисел на однозначное число |
21 | Умножение и деление на однозначное число |
22 | Проверка умножения и деления |
23 | Контрольная работа |
24 | Работа над ошибками. |
25 | Итоговый урок «Умножение и деление чисел». |
Итого за I четверть 25 ч |
9д класс II четверть
№ | Тема |
Действия с единицами времени | |
26 | Сложение и вычитание единиц времени |
27 | Вычисление продолжительности событий |
Умножение и деление чисел | |
28 | Умножение и деление на 10, 100, 1000 |
29 | Умножение на круглые десятки и сотни |
30 | Деление на круглые десятки и сотни |
31 | Г.м. Прямоугольный параллелепипед. Развертка |
32 | Умножение целых чисел на двузначное число |
33 | Умножение десятичных дробей на двузначное число |
34 | Умножение именованных чисел на двузначное число |
35 | Умножение чисел |
36 | Контрольная работа |
37 | Г.м. Куб. Развертка куба |
38 | Работа над ошибками |
39 | Деление целых чисел на двузначное число |
40 | Деление десятичных дробей на двузначное число |
41 | Деление именованных чисел на двузначное число |
42 | Умножение и деление чисел |
43 | Контрольная работа |
44 | Работа над ошибками |
45 | Итоговый урок «Умножение и деление чисел» |
46 | Г.м. Квадратные меры. Нахождение площади |
Итого за II четверть 21 ч |
9а класс III четверть
№ | Тема |
Проценты | |
47 | Проценты. Обозначение |
48 | Замена процентов десятичной дробью |
49 | Замена процентов обыкновенной дробью |
50 | Нахождение 1% числа |
51 | Задачи на нахождение 1% числа |
52 | Нахождение нескольких процентов числа |
53 | Задачи на нахождение нескольких процентов числа |
54 | Замена нахождения 10%, 20% числа нахождением дроби от числа |
55 | Замена нахождения 25%, 50% числа нахождением дроби от числа |
56 | Замена нахождения 75% числа нахождением дроби от числа |
57 | Замена нахождения 2%, 5% числа нахождением дроби от числа |
58 | Нахождение процентов от числа |
59 | Контрольная работа |
60 | Работа над ошибками |
61 | Г.м. Площадь боковой поверхности. |
62 | Нахождение числа по 1% |
63 | Задачи на нахождение числа по 1% |
64 | Задачи «Вычисление зарплаты» |
65 | Задачи «Вычисление суммы вклада» |
66 | Г.м. Площадь полной поверхности |
Обыкновенные и десятичные дроби | |
67 | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной |
68 | Запись обыкновенной дроби в виде десятичной |
69 | Дроби конечные и бесконечные |
70 | Запись смешанного числа в виде десятичной дроби |
71 | Действия с многозначными числами |
72 | Все действия с многозначными числами |
73 | Контрольная работа |
74 | Работа над ошибками |
Меры объема | |
75 | Объём. Измерение объёма |
76 | Объем прямоугольного параллелепипеда |
77 | Итоговый урок «Проценты» |
78 | Повторение . |
Итого за III четверть 32 ч |
9а класс IV четверть
№ | Тема |
Преобразование дробей | |
79 | Образование и виды дробей |
80 | Преобразование дробей |
81 | Приведение к общему знаменателю. |
82 | Приведение дробей к общему знаменателю |
Действия с целыми и дробными числами | |
83 | Сложение дробей |
84 | Вычитание дробей |
85 | Сложение и вычитание целых чисел и дробей |
86 | Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел |
87 | Умножение дробей на целое число. |
88 | Деление дробей на целое число. |
89 | Умножение и деление дробей. |
90 | Умножение и деление целых многозначных чисел. |
91 | Контрольная работа. |
92 | Работа над ошибками. |
93 | Г.м. Геометрические тела. Цилиндр. |
94 | Действия с целыми числами и обыкновенными дробями. |
95 | Действия с целыми числами и десятичными дробями. |
96 | Действия с обыкновенными и десятичными дробями. |
97 | Г.м. Геометрические тела. Пирамида. |
98 | Все действия с числами. |
99 | Контрольная работа. |
100 | Работа над ошибками. |
101 | Итоговый урок «Все действия с числами в пределах 1000000». |
Итого за IV четверть 23 ч | |
Итого за год 101 ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
- названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
- геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;
- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3, 4 арифметические действия;
- вычислять объем прямоугольного параллелепипеда;
- различать геометрические фигуры и тела;
- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Достаточно:
- знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;
- читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;
- уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10000;
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной, десятичной, 1% от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время;
- уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;
- уметь чертить линии углы, окружности, треугольники, прямоугольники с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;
- различать геометрические фигуры и тела.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного
процесса
Основная литература:
- М.Н. Перова. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» АО «Московские учебники». 2002.
- А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» ОАО «Московские учебники». 2008.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
- М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва. «Просвещение». 1978.
- М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- М.Н. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2006.
- Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе : 5-9 классы. Москва. ВАКО. 2007.
Медиаресурсы:
Представлены на сайте www.prosv.ru/umk/adapt0-9
Лист внесения изменений
Класс | Дата | Количество не проведённых уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 7д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.Статус программы: рабочая программа учебного курса.Назначение программы:- для обучающихся...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с умеренной степенью умственной отсталости
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (разработана специальной (коррекционной) шк...