Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 7д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
рабочая программа по математике (7 класс) на тему
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_matematike_7_klass.docx | 50.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №854»
школьное отделение для детей с ООП
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от «26» августа 2016 г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №1 от «26» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №854 А.В.Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 7д класса
(учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы
под редакцией В.В. Воронковой
Составитель:
Елисеева Т.В.
учитель математики
первой квалификационной категории
Москва 2016г.
Содержание | ||
1 | Паспорт рабочей программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Содержание программы учебного предмета | 7 |
4 | Требования к уровню подготовки учащихся | 13 |
6 | Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса | 15 |
7 | Лист внесения изменений | 16 |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся 7а класса ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида №7».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 167 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 часов в неделю.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк).
- Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н. Малофеева.
Общая характеристика предмета
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.
Цели курса:
- формирование практически значимых знаний и умений;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
- создание условий для социальной адаптации учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи курса:
- формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
- объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
- закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
- обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
- контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.
Основные технологии:
- личностно-ориентированный подход,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Устный счет.
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
- Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
- Измерительные и графические работы.
Методология преподавания математики
При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Математическое образование в 7 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге (для некоторых учащихся допускается выполнение работ на линованной бумаге).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией).
Содержание программы учебного курса
Темы программы представлены в тематическом планировании.
7д класс I четверть
№ | Тема |
Нумерация чисел в пределах 10000 | |
1 | Состав числа. Таблица классов и разрядов |
2 | Г.м. Виды линий |
3 | Разрядные слагаемые |
4 | Сравнение чисел |
5 | Присчитывание и отсчитывание разрядных единиц |
6 | Разностное и кратное сравнение |
7 | Г.м. Сложение и вычитание отрезков |
8 | Итоговый урок «Нумерация чисел в пределах 10000» |
Числа, полученные при измерении величин | |
9 | Сравнение чисел, полученных при измерении величин |
10,11 | Действия с числами, полученными при измерении величин |
12 | Г.м. Построение ломаных линий |
13 | Действия с числами, полученными при измерении величин |
14 | Числа, полученные при измерении мерами времени |
Сложение и вычитание многозначных чисел | |
15 | Сложение многозначных чисел |
16 | Вычитание многозначных чисел |
17 | Г.м. Нахождение длины ломаной линии |
18 | Нахождение неизвестных компонентов |
19 | Проверка сложения и вычитания |
20 | Сложение и вычитание многозначных чисел |
21 | Контрольная работа |
22 | Г.м. Углы. Г.м Виды углов |
23 | Работа над ошибками |
Умножение и деление на однозначное число | |
24 | Умножение двузначных чисел |
25 | Деление двузначных чисел |
26 | Умножение трехзначных чисел |
27 | Г.м. Взаимное положение прямых на плоскости |
28 | Умножение четырехзначных чисел |
29 | Умножение пятизначных чисел |
30 | Умножение многозначных чисел |
31 | Деление трехзначных чисел |
32 | Г.м. Окружность. Круг |
33 | Деление четырехзначных чисел |
34 | Деление пятизначных чисел |
35 | Деление шестизначных чисел |
36 | Деление многозначных чисел |
37 | Г.м. Линии в круге |
38 | Умножение и деление многозначных чисел |
39 | Контрольная работа |
40 | Работа над ошибками |
41 | Деление с остатком |
42 | Г.м. Построение окружностей по заданному радиусу, диаметру |
Итого за I четверть 42ч |
7д класс II четверть
№ | Тема |
Умножение и деление на 10, 100, 1000 | |
43 | Умножение на 10, 100, 1000 |
44 | Деление на 10, 100, 1000 |
45 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 |
Преобразование, сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин | |
46 | Преобразование, сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами длины |
47 | Г.м. Многоугольники |
48 | Преобразование, сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами стоимости |
49 | Преобразование, сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами массы |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, на однозначное число | |
50 | Умножение чисел, полученных при измерении единицами стоимости, на однозначное число |
51 | Деление чисел, полученных при измерении единицами стоимости, на однозначное число |
52 | Г.м. Виды треугольников |
53 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами длины, на однозначное число |
54 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами массы, на однозначное число |
55 | Умножение и деление именованных чисел на однозначное число |
56 | Контрольная работа |
57 | Г.м. Высота треугольника. |
58 | Работа над ошибками |
Умножение и деление именованных чисел на 10, 100, 1000 | |
59 | Умножение именованных чисел на 10, 100, 1000 |
60 | Деление именованных чисел на 10, 100, 1000 |
Умножение и деление на круглые десятки | |
61 | Умножение на круглые десятки |
62 | Г.м. Параллелограмм. Построение. Элементы. Высота |
63 | Деление на круглые десятки |
64 | Деление с остатком на круглые десятки |
Умножение и деление именованных чисел на круглые десятки | |
65 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами стоимости, на круглые десятки |
66 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами длины, на круглые десятки |
67 | Г.м. Ромб. Построение. Элементы |
68 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами массы, на круглые десятки |
69 | Умножение и деление целых чисел |
70 | Умножение и деление именованных чисел |
71 | Контрольная работа |
72 | Г.м. Сравнение параллелограмма и ромба |
73 | Работа над ошибками |
74 | Умножение и деление на однозначное число |
75 | Умножение и деление на круглые десятки |
76 | Итоговый урок «Умножение и деление именованных чисел» |
77 | Г.м. Периметр многоугольников |
Итого за II четверть 35 ч |
7д класс III четверть
№ | Тема |
Умножение и деление на двузначное число. | |
78 | Умножение на двузначное число |
79 | Деление на двузначное число |
80 | Деление на двузначное число |
81 | Проверка деления умножением |
82 | Г.м. Взаимное положение окружностей |
83 | Порядок действий |
84 | Проверка умножения делением |
85 | Умножение и деление на двузначное число |
86 | Деление с остатком на двузначное число |
87 | Г.м. Взаимное положение многоугольников |
88 | Деление с остатком на двузначное число |
Умножение и деление именованных чисел на двузначное число. | |
89 | Умножение чисел, полученных при измерении мерами стоимости, на двузначное число |
90 | Деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости, на двузначное число |
91 | Умножение чисел, полученных при измерении мерами длины, на двузначное число |
92 | Г.м. Осевая симметрия |
93 | Деление чисел, полученных при измерении мерами длины, на двузначное число |
94 | Умножение чисел, полученных при измерении мерами массы, на двузначное число |
95 | Деление чисел, полученных при измерении мерами массы, на двузначное число |
96 | Умножение и деление именованных чисел на двузначное число. |
97 | Г.м. Построение треугольников в осевой симметрии |
98 | Контрольная работа |
99 | Работа над ошибками |
Обыкновенные дроби | |
100 | Образование, чтение, запись и сравнение обыкновенных дробей |
101 | Преобразование обыкновенных дробей |
102 | Г.м. Построение прямоугольников в осевой симметрии |
103 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел |
104 | Сложение и вычитание смешанных чисел |
105 | Приведение дробей к общему знаменателю |
106 | Приведение дробей к общему знаменателю |
107 | Г.м. Построение окружностей в осевой симметрии |
108 | Приведение дробей к общему знаменателю |
109 | Сложение дробей с разными знаменателями |
110 | Вычитание дробей с разными знаменателями |
111 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
Десятичные дроби | |
112 | Получение, запись и чтение десятичных дробей |
113 | Сравнение десятичных дробей |
114 | Сложение десятичных дробей с одинаковыми знаменателями |
115 | Г.м. Центральная симметрия |
116 | Вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями |
117 | Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями |
118 | Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями |
119 | Г.м. Построение прямоугольников в центральной симметрии |
120 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
121 | Контрольная работа. |
122 | Работа над ошибками |
123 | Запись чисел, полученных при измерении мерами стоимости, в виде десятичных дробей |
124 | Г.м. Построение отрезков в центральной симметрии |
125 | Запись чисел, полученных при измерении мерами длины, в виде десятичных дробей |
126 | Запись чисел, полученных при измерении мерами массы, в виде десятичных дробей |
127 | Все действия с десятичными дробями |
128 | Итоговый урок «Действия с десятичными дробями» |
129 | Г.м. Построение окружностей в центральной симметрии |
Итого за III четверть 52 ч |
7д класс IV четверть
№ | Тема |
Повторение. Нахождение дроби от числа. Римская нумерация. | |
130 | Нахождение дроби от числа |
131 | Нахождение десятичной дроби от числа |
132 | Римская нумерация |
Действия с числами, полученными при измерении мерами времени | |
133 | Меры времени |
134 | Г.м. Построение отрезков |
135 | Сложение чисел с мерами времени |
136 | Вычитание чисел с мерами времени |
137 | Действия с числами, полученными при измерении мерами времени |
138 | Задачи на нахождение продолжительности событий |
139 | Г.м. Построение многоугольников (треугольника, квадрата) |
Задачи на движение | |
140 | Задачи на встречное движение |
141 | Задачи на движение в противоположных направлениях |
142 | Задачи на движение в одном направлении |
143 | Задачи на движение |
144 | Г.м. Построение многоугольников (ромба, параллелограмма) |
145 | Контрольная работа |
146 | Работа над ошибками |
Сложение и вычитание чисел | |
147 | Сложение и вычитание многозначных чисел |
148 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
149 | Г.м. Нахождение периметра многоугольников |
150 | Сложение и вычитание именованных чисел |
151 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей |
Умножение и деление чисел | |
152 | Умножение и деление целых чисел на однозначное число |
153 | Г.м. Построение фигур, симметричных относительно оси симметрии |
154 | Умножение и деление целых чисел на двузначное число |
155 | Умножение и деление именованных чисел на однозначное число |
156 | Умножение и деление именованных чисел на двузначное число |
157 | Г.м Геометрический диктант. |
158 | Все действия с числами |
159 | Контрольная работа |
160 | Работа над ошибками |
161 | Нахождение неизвестных компонентов |
162 | Г.м. Построение симметричных фигур |
163 | Проверка умножения |
164 | Проверка деления |
165 | Действия с именованными числами |
166 | Итоговый урок «Все действия в пределах 100000». |
167 | Г.м. Построение симметричных фигур |
Итого за IV четверть 38 ч | |
Итого за год 167 ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- числовой ряд в пределах 1000000;
- алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
- элементы десятичной дроби;
- место десятичных дробей в нумерационной таблице;
- симметричные предметы, геометрические фигуры;
- виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения.
Учащиеся должны уметь:
- умножать и делить числа в пределах 1000000 на двузначное число;
- складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные);
- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
- решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
- решать составные задачи в три-четыре арифметических действия;
- вычислять периметр многоугольника;
- находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии, строить симметричные фигуры.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Не обязательно:
- складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;
- производить вычисления с числами в пределах 1000000;
- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
- решать составные задачи в три-четыре арифметических действия;
- строить параллелограмм, ромб.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного
процесса
Основная литература:
- Т.В.Алышева. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2006.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). Москва: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
- М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва. «Просвещение». 1978.
- М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- Т.В.Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2006.
- Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль / авт.- сост. С. Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пособие для учителя-дефектолога. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005
- Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе : 5-9 классы. Москва. ВАКО. 2007.
Медиаресурсы:
Представлены на сайте www.prosv.ru/umk/adapt0-9
Лист внесения изменений
Класс | Дата | Количество не проведённых уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с умеренной степенью умственной отсталости
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (разработана специальной (коррекционной) шк...