Программа по профессионально-трудовой ориентации детей с ОВЗ
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Девяткина Ольга Юрьевна

Программа по профессионально-трудовой ориентации детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalno-trudovoy_orientatsii.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профессионально-трудовой ориентации детей с ОВЗ

«На пороге взрослой жизни»

Пояснительная записка

Профориентационная работа в первую очередь должна решать задачу выявления и прогнозирования развития профессиональных способностей и склонностей детей в связи с тем, что данные учащиеся имеют определенный ряд противопоказаний к специальностям, а так же ограниченно количество учреждений начального профессионального образования, где могут обучаться наши дети. Решение этой задачи ведется на протяжении всего периода обучения школьников. Главная цель нашей школы – социализация через общение и труд.

Профессиональное самоопределение  выпускников с недостаточностью интеллекта всегда  была острой  проблемой. Выбор профессии  важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, а особенно, для данной категории подростков. Вчерашнему  выпускнику   школы VIII вида, необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь, разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам.    Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько  значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков.   Своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушениями интеллекта, обучающихся в школах VIII вида). Жизненное  самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Данная программа   направлена  развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации.

Актуальность

Воспитанники коррекционного учреждения 8 вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивного к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилия многих специалистов.

Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, но дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают в силу своих психофизических особенностей большие трудности в социальной адаптации в общество. Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Очень часто старшеклассник находится в растерянности, не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этом случае, поможет специалист-психолог, который проведёт квалификационную консультацию, тестирование. Он поможет определить, к какой профессиональной деятельности более склонны юноша или девушка.

В содержание каждого внеклассного мероприятия включаются вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к профессиям. Соревнования – практикумы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, классные часы имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

Данная программа включает различные компоненты профориентационной работы:

  • профессиональное просвещение (обеспечение воспитанников информацией о мире профессий);
  • профессиональная консультация (консультирование по вопросам выбора профессии и трудоустройства);
  • профессиональная адаптация (психологическое привыкание к профессии).

В ходе реализации воспитательной программы по профориентации реализуются 3 элемента:

  • получение воспитанником знаний о себе самом (образ “Я”);
  • информация о мире профессионального труда;
  • осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).

Цель программы: Подготовка воспитанников к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии.

Задачи:

- способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;

- дать подростку знания о самом себе;

- формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;

- воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;

- помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;

- сформировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;

- научить детей правильному профессиональному самоопределению;

- формировать нравственное самовоспитание личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности;

- ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;

- сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

Программа по профориентации составлена с учётом возрастных особенностей и рассчитано на 10 занятий.

Целевая группа:

Основная  целевая  группа –   учащиеся с нарушением интеллекта.

Формы  работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

  Методы  работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

Содержание программы

Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.

        Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Основная направленность занятий:

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
  • развитие механизмов самопознания;
  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
  • расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.
  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

        Программа курса рассчитана на 10 часов. Занятия по профессиональному самоопределению проводятся 1 раз в  неделю.

        Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:

  • знание и учет умственных возможностей и способностей;
  • знание требований профессии к человеку;
  • умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

        Предполагается использование на занятиях рабочей тетради учащегося. На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий ученик познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 40 минут.

        Структура занятия традиционна, может быть представлена следующим образом:

  • Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
  • Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
  • Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.

        Эффективность усвоения содержания курса оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.

        По завершении изучения курса учащиеся должны знать:

  • свои способности и возможности;
  • основные правила выбора профессии;
  • владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
  • иметь представления об индивидуальных особенностях личности.

        Учащиеся должны уметь:

  • адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
  • ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.

Планирование занятий

п/п

Содержание работы

Вводное занятие. Анкетирование «Мой профессиональный выбор».

Каменщик. Знакомство с профессией. Востребованность на рынке труда.

Штукатур-маляр. Значение профессии в строительстве. Виды работ, выполняемых маляром.

Санитарка. Младший обслуживающий персонал. Значение работы санитарки в здравоохранении.

Дворник. Функциональные обязанности дворника.

Практическая работа: отработка навыков и приемов использования хозинвентаря.

Плотник. Содержание труда. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

Столяр. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

Цветовод-декоратор. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

Овощевод. Садовник. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

Швея. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

        Практические работы по темам программы могут осуществляться во внеурочное время в рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» как дополнение к программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по профессионально-трудовому обучению по специальности:швейное дело (для обучающихся по программе VIII вида с 5 по 9 классы)

В свете реализации основной задачи коррекционной школы – подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и полезной трудовой деятельности – вопрос о возможностях включения воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)  5 класс...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...

Конспект урока профессионально-трудового обучения для детей с ОВЗ 6 класс. Тема: "Сервировка стола".

Данная разработка урока предназначена для учителей, работающих с детьми с ОВЗ (легкая умственная отсталость) и составлена с учетом их психофизических особенностей. "Сервировка стола" - это о...

Рабочая программа по профессиональному трудовому обучению для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) "Обслуживающий труд_6-8 класс"

Для профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в МОУ "ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ" разработаны программы по подготовке младшего обслуживающего персонала, кото...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая,  Г.Б. Картушина для специальных (коррекцион...