Инклюзивное обучение: риски и ресурсы
методическая разработка ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Перед нами лежат разные дороги, многие из которых как бы параллельны нашим заблуждениям. Как бы выбрать истинный путь, освободившись от пустословия и ложных теорий?» С. Френне
Новая образовательная политика «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья , должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ , получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях , – 70% к 2020 г.»
Обучение Интегрированное – система неизменна, ребёнок либо адаптируется к ней, либо становится для неё неприемлемым. Инклюзивное – все дети разные, все дети могут учиться, система адаптируется к потребностям ребёнка.
Смысл инклюзии * социализация ребёнка с ОВЗ, * введение его в культуру, * развитие его социального опыта наряду с освоением академических знаний, * уход от стигматизации (негативного социального маркирования)
Участники образовательного процесса Дети с ОВЗ Дети с сохранным развитием Родители детей с ОВЗ Родители детей с сохранным развитием Педагоги Админи- страция школы Специа-листы сопрово-ждения
Дети с ОВЗ Риски: невозможность «делать, как другие», дезадаптация Ресурсы: 1.Удовлетворение ООП * ранняя подготовка ребенка к школьному обучению; * индивидуализировать обучение в б о льшей степени; * специальные разделы, не присутствующие в программах массового образования; * специальные методы, приемы и средства обучения ,«обходные пути»; * особая пространственная и временная организация образовательной среды; * образовательное пространство - за пределы образовательного учреждения. 2.Опора на сохранные способности!
Родители детей с ОВЗ Тенденция: среди родителей детей с ОВЗ увеличивается число тех, кто имеет высокий образовательный, социальный статус Типы: 1.Амбициозно 2.Пассивный 3.Тревожный 4.Рациональный -авторитарный
Родители детей с ОВЗ Стадии принятия: 1.Отрицание – НЕТ! Вы все ошибаетесь, это НЕ так! 2.Сделка – Я сделаю всё, что угодно, чтобы изменить, исправить, переделать… 3.Гнев – Все вокруг против, всех ненавижу! 4.Депрессия – Я ничего не могу, не хочу, всё равно… 5.Принятие – Да, это так, я готов к сотрудничеству.
Родители детей с ОВЗ Риски: разочарование, сравнение со здоровыми детьми Ресурсы: 1.Постановка реальных целей 2.Акцент на положительном эффекте 3.Сотрудничество с педагогом 4.Личный ресурс (хобби, работа, другой ребёнок, поддержка близких)
Дети без ОВЗ Риски: недостаточное внимание со стороны педагога, неадекватное восприятие ребёнка с ОВЗ, копирование поведения Ресурсы: 1.Семейное воспитание (личный пример) 2. Работа педагога: - подготовительный этап («есть такие дети») - непосредственный этап (установление контакта, разъяснение и обучение реагированию, помощь и толерантное отношение)
Родители детей без ОВЗ Риски: «больной ребёнок оказывает плохое влияние на моего сына (дочь)» «он мешает хорошо учиться моему ребёнку» Ресурсы: 1.Профессионализ педагога 2.Развитие собственной толерантности («никто не застрахован от появления в семье ребёнка с ОВЗ», «отчуждение таких детей может иметь обратный негативный эффект») 3.Родительское сотрудничество
Педагогические качества Наличие Требования 1.Авторитарная доминантность 1.Демократичность 2.Пед. индифферентность 2.Чуткость, эмпатия 3.Ориентация на академические 3.Ориентация на жизненную результаты компетентность 4. «Выученная беспомощность» 4.Саморазвитие, рост 5. Пед. догматизм 5. Вариативность 6. Консерватизм 6. Гибкость 7.Нетерпимость (раздражительность) 7.Терпеливость 8.Искажения самооценки 8.Адекватное самовосприятие
Педагоги Стадии принятия: 1.Явное сопротивление 2.Скрытое сопротивление 3.Пассивное принятие 4.Активное принятие Причины сопротивления: СТРАХ: неизвестности ответственности затраты сил (столкнуться с несовершенством)
Педагоги Трансформация или Мимикрия? Ресурсы: 1.Коллективное движение к цели: мастер-классы стажировки практикумы, семинары Балинтовские группы 2.Личные ресурсы: хобби, поддержка близких и т.п. ! Купирование эмоционального стресса ! Умение допускать неопределённость, если нет готовых ответов ! Творчество
Специалисты сопровождения Риски: расширение поля деятельности дефицит смежных знаний коммерческая основа обучения дефицитным навыкам снижение эффективности Ресурсы: 1.Чёткая постановка цели работы 2.Опредеоение приоритетных границ 3.Прохождение педагогами психологических курсов 4.Тесное взаимодействие с коллегами 5. Личные ресурсы
Администрация школы Риски: Экспериментальность Дефицит условий Дефицит кадров Ресурсы: 1.Ресурсы всех участников образовательного процесса 2.Командный стиль работы (нет конкуренции, обособленности, прессинга и т.д.) 3.Координатор по инклюзии 4.Повышенние качества работы ПМПк
Риски реализации инклюзивного обучения «поверхностная» или формальная инклюзия «волевая» инклюзия «гипертрофированная» инклюзия «дикая», «стихийная», неуправляемая
Ориентиры инклюзивного обучения по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров – на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь) ; по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе; по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации.
У нас всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное обучение
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей-мигрантов....
Программа инклюзивного обучению детей с ЗПР
Описание опыта частичной инклюзии учеников с ЗПР в общеобразовательную школу....
Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательной школе
Опытно-экспериментальная апробация модели по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)...
Реализация принципов инклюзивного обучения в условиях современного образовательного пространства .
статья...
Инклюзивное обучение. Рабочая программа по информатике.4 класс
Наряду с общеобразовательными курс призван решить ряд специфических коррекционных задач:-овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере,-умениями использовать компьютерную технику дл...
Инклюзивное обучение. Рабочая программа по информатике.8 класс
Важнейшей отличительной особенностью курса информатики с точки зрения деятельностного подхода является включение специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую иг...
Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 7 класс (инклюзивное обучение)
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...