Программа по ознакомлению с окружающим
рабочая программа ( класс) на тему

Индивидуально-ориентированная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации  «ПРЕОДОЛЕНИЕ»

Утверждено

на заседании методического совета Центра

Протокол №____от «    »___________2013 г.

Председатель м/с                       Маркова Л.С.

                                               Индивидуально-ориентированная (рабочая) программа «Ознакомление с окружающим миром»

для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

программу составила

учитель-дефектолог ИКО

Баярунас Ю.А.

                                                                                                                                                                               

2013-14 учебный год

Направления работы

Лексическая тема

Цели и задачи

Методические приёмы

Знакомство с ближайшим окружением

Семья

Мой дом

Игрушки

Одежда

Головные уборы

Обувь

Одежда, Обувь

Уточнить и закрепить знания ребёнка о себе, своей семье, состав семьи, знание имени, фамилии, домашнего адреса.

Структура помещений, назначение комнат; части строения: подъезд, лестница, лифт, квартира.  

Ориентировка в понятиях: «верх» - «низ», «высокий» - «низкий», «сверху» - «снизу», «вверху» - «внизу».

Формировать понятие «игрушки» как обобщающее понятие.

Систематизировать знания об игрушках.

Формировать представления о видах одежды в зависимости от сезона.

Учить правильно называть предметы верхней одежды.

Формировать понятие «одежда» как обобщающее понятие.

Формировать понятие «головной убор» как обобщающее понятие.

Дать представления о сезонных видах головных уборов.

Формировать понятие «обувь» как обобщающее понятие.

Познакомить с отдельными деталями обуви.

Обогатить представления о видах обуви – домашняя, детская, женская, мужская, спортивная.

Учить выделять признаки сходства и различия в предметах обуви и одежды.

Дидактическая игра «Чьи это предметы»

Дидактические игры: «Кто где живёт», «Квартира»

Дидактические игры: «Что изменилось», «Магазин игрушек»

Дидактические игры: «Что забыл художник», «Оденем куклу»

Дидактические игры: «Ателье», «Как мы одеты»

Дидактическая игра  «Обуем на ножки»

Дидактическая игра  «Собери куклу на прогулку»

Мебель

Посуда

Транспорт

(наземный)

Транспорт

(водный и воздушный)

Детский сад

Уточнить и расширить знания ребёнка об основных видах мебели – кухонная, для комнат, для отдыха.

Учить различать типы посуды по её назначению в быту – чайная, столовая, кухонная, а также по материалу – стеклянная, фарфоровая, пластмассовая, металлическая.

Познакомить с наземными видами транспорта – автобус, троллейбус, трамвай, поезд, автомобиль.

Дать представления о профессиях людей, работающих на наземном транспорте.

Познакомить с правилами дорожного движения для пешеходов.

Познакомить с понятиями «водный» и «воздушный» вид транспорта – лодка, корабль, яхта, катер, пароход; самолёт, вертолёт, космическая ракета.

Дать представления о профессиях людей, работающих на этом транспорте – капитан, матрос, пилот, стюардесса, бортмеханик, космонавт.

Дать понятия о зданиях, помещениях детского сада.

Формировать представления о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, врач, старший воспитатель, музыкальный работник, физкультурный работник; специалисты -  логопед, дефектолог, психолог.

Дидактическая игра «Обставим новую квартиру»

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Из чего сделано», «Что откуда».

Дидактическая игра «Водитель и пассажир»

Дидактические игры: «Летает – не летает», «Лото»

Дидактическая игра «Наш детский сад»

Экскурсия по детскому саду

Знакомство с явлениями общественной жизни

Наш город –           Москва

Россия

Дать детям понятие, что Москва – родной город; главный город страны.

Формировать понятие «родная страна». Дать представление о праздниках в родной стране.

Беседы с опорой на иллюстрированный материал.

Знакомство с родной природой

Осень (начало)

Осень (середина)

Осень (поздняя)

Деревья и кустарники

Цветы осенью

Обобщение представлений об отличительных признаках осени как сезона

Зима (начало)

Зима (середина)

Зима (февраль)

Обобщение знаний о зиме как времени года

Весна (начало)

Весна (середина)

Весна (яркие признаки, характерные для времени года)

Обобщение знаний о признаках весны как времени года

Формировать целостное представление о сезоне; выделить отличительные особенности признаков осени как времени года.

Уточнение и расширение представлений о сезонных изменениях в природе. Понятие «листопад».

Закрепление знаний осенних месяцев. Понятие «предзимье». Способы подготовки животных и растений к заморозкам и похолодало.

Расширить и уточнить понятия о растениях доступных для изучения. Познакомить с изменениями в жизни растений осенью.

Познакомить с осенними цветами, строением цветка.

Закреплять знания об осени, её характерных признаках; учить составлять рассказ по серии картин.

Расширение представлений о зиме как времени года. Дать сравнительную характеристику явлений осени и зимы (по фактической погоде).

Знакомство с зимними месяцами.

Формировать понятие «зимующие птицы».

Расширять объём представлений о зимних забавах, о зимних видах спорта.

Дать способ систематизации знаний о зиме.

Закрепление знаний месяцев зимы.

Выделить характерные признаки явления природы, учить описывать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи, опираясь на сравнении с осенним сезоном.

Учить рассказывать о приметах наступающей весны в форме рассказа-описания. Месяцы весны.

Продолжать закреплять знания о весне как сезоне в сравнение с осенними и отличительными признаками.

Изменения в растительном мире.

Изменение в жизни животных. Прилёт птиц.

Закрепление знаний весенних месяцев.

Формировать умение анализировать явления окружающей жизни. Сравнивать весенние и зимние отличительные особенности.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Дидактические игры: «Какое время года», «Узнай по цвету»

\авт.Шорыгина Т.А. здесь и далее/

Дидактические игры: «С какой ветки детки», «Когда это бывает»

Дидактическая игра «Лото»

Иллюстрированный материал

Дидактические игры: «Что изменилось», «С какого дерева листок»

Дидактическая игра «Лото», муляжи, иллюстрированный материал

Серия картин «Осень»

Дидактические игры: «Времена года», «Чего не стало»

Серии картин «Зима», «Зимующие птицы»

Иллюстрированный материал

Дидактические игры: «Не ошибись», «Бывает ли так»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Серия картин «Весна»

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Таблицы «Зимующие птицы», «Перелётные птицы»

Дидактическая игра «Какое время года»

Иллюстрации по осени, зиме

Знакомство с миром животных

 

Домашние животные

Дикие животные

Насекомые

Домашние птицы

Уточнение и расширение представлений о внешнем виде, поведение, пище, пользе для людей.

Степень заботы людей о домашних животных.

Детёныши домашних животных – правильное название.

Учить видеть признаки сходства и различия домашних животных.

Закрепление знаний о внешнем виде, повадках, жилище, пище.

Учить узнавать и правильно называть детёнышей диких животных.

Знакомство с жуком, пчелой, комаром, кузнечиком.

Схема строения насекомых; название отдельных частей тела – голова, брюшко, крылья, ножки тельце.

Анализ пользы или возможного вреда в жизни людей и растений.

Дать знания о внешнем виде, пище, пользе в жизни людей.

Формировать понятие «домашние птицы» как обобщающее понятие.

Учить находить сходства и различия между птицами.

Таблица «Домашние животные и их детёныши».

Дидактические игры: «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний», «У кого кто».

Таблица «Домашние животные и их детёныши».

Дидактическая игра «У кого кто»

Иллюстрированный материал «Насекомые».

Дидактическая игра «Зоологическое лото».

Дидактические игры: «Парочки», «4-ый лишний», «Что забыл художник»

Знакомство с миром растений

Овощи

Фрукты

Ягоды

Комнатные растения

Как выращивают хлеб

Закрепление знаний об овощах.

Расширить объём знаний.

Формировать понятие «овощи» как обобщающее.

Учить различать овощи по вкусу, на ощупь.

Учить составлять рассказ-загадку об овощах.

Уточнять и обогащать объём знаний о фруктах.

Учить составлять загадки-описания про фрукты.

Формировать понятие «фрукты» как обобщающее.

Формировать понятие «ягоды».

Учить различать и правильно называть виды ягод.

Учить отличать ягоды от фруктов и не смешивать эти понятия.

Знакомство с комнатными растениями – герань, бегония, фиалка.

Учить находить части растений – стебель, лист, бутон, цветок.

Знакомить с понятиями «злак», «зерновая культура».

Дать представления о видах хлеба и зерновых (рожь – чёрный хлеб, пшеница – белый хлеб).

Знакомство с уборочной техникой и профессией хлебороба.

Дидактические игры: «Парочки», «4-ый лишний», «Что спрятано»

Дидактические игры: «Сбор фруктов», «Парочки», «4-ый лишний»

Дидактические игры: «Парочки», «Да - нет»

Дидактические игры: «Назови ласково», «Что изменилось»

Иллюстрированный материал.

Колоски злаков.

Произведения литературы.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»

Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста "Ознакомление с окружающим миром"

В дошкольном воспитании и обучении детей важное место занимают специальные занятия ознакомления с окружающим миром. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у ни...

Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями...