Программа по ознакомлению с окружающим
рабочая программа ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации «ПРЕОДОЛЕНИЕ»
Утверждено
на заседании методического совета Центра
Протокол №____от « »___________2013 г.
Председатель м/с Маркова Л.С.
Индивидуально-ориентированная (рабочая) программа «Ознакомление с окружающим миром»
для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
программу составила
учитель-дефектолог ИКО
Баярунас Ю.А.
2013-14 учебный год
Направления работы | Лексическая тема | Цели и задачи | Методические приёмы |
Знакомство с ближайшим окружением | Семья Мой дом Игрушки Одежда Головные уборы Обувь Одежда, Обувь | Уточнить и закрепить знания ребёнка о себе, своей семье, состав семьи, знание имени, фамилии, домашнего адреса. Структура помещений, назначение комнат; части строения: подъезд, лестница, лифт, квартира. Ориентировка в понятиях: «верх» - «низ», «высокий» - «низкий», «сверху» - «снизу», «вверху» - «внизу». Формировать понятие «игрушки» как обобщающее понятие. Систематизировать знания об игрушках. Формировать представления о видах одежды в зависимости от сезона. Учить правильно называть предметы верхней одежды. Формировать понятие «одежда» как обобщающее понятие. Формировать понятие «головной убор» как обобщающее понятие. Дать представления о сезонных видах головных уборов. Формировать понятие «обувь» как обобщающее понятие. Познакомить с отдельными деталями обуви. Обогатить представления о видах обуви – домашняя, детская, женская, мужская, спортивная. Учить выделять признаки сходства и различия в предметах обуви и одежды. | Дидактическая игра «Чьи это предметы» Дидактические игры: «Кто где живёт», «Квартира» Дидактические игры: «Что изменилось», «Магазин игрушек» Дидактические игры: «Что забыл художник», «Оденем куклу» Дидактические игры: «Ателье», «Как мы одеты» Дидактическая игра «Обуем на ножки» Дидактическая игра «Собери куклу на прогулку» |
Мебель Посуда Транспорт (наземный) Транспорт (водный и воздушный) Детский сад | Уточнить и расширить знания ребёнка об основных видах мебели – кухонная, для комнат, для отдыха. Учить различать типы посуды по её назначению в быту – чайная, столовая, кухонная, а также по материалу – стеклянная, фарфоровая, пластмассовая, металлическая. Познакомить с наземными видами транспорта – автобус, троллейбус, трамвай, поезд, автомобиль. Дать представления о профессиях людей, работающих на наземном транспорте. Познакомить с правилами дорожного движения для пешеходов. Познакомить с понятиями «водный» и «воздушный» вид транспорта – лодка, корабль, яхта, катер, пароход; самолёт, вертолёт, космическая ракета. Дать представления о профессиях людей, работающих на этом транспорте – капитан, матрос, пилот, стюардесса, бортмеханик, космонавт. Дать понятия о зданиях, помещениях детского сада. Формировать представления о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, врач, старший воспитатель, музыкальный работник, физкультурный работник; специалисты - логопед, дефектолог, психолог. | Дидактическая игра «Обставим новую квартиру» Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Из чего сделано», «Что откуда». Дидактическая игра «Водитель и пассажир» Дидактические игры: «Летает – не летает», «Лото» Дидактическая игра «Наш детский сад» Экскурсия по детскому саду | |
Знакомство с явлениями общественной жизни | Наш город – Москва Россия | Дать детям понятие, что Москва – родной город; главный город страны. Формировать понятие «родная страна». Дать представление о праздниках в родной стране. | Беседы с опорой на иллюстрированный материал. |
Знакомство с родной природой | Осень (начало) Осень (середина) Осень (поздняя) Деревья и кустарники Цветы осенью Обобщение представлений об отличительных признаках осени как сезона Зима (начало) Зима (середина) Зима (февраль) Обобщение знаний о зиме как времени года Весна (начало) Весна (середина) Весна (яркие признаки, характерные для времени года) Обобщение знаний о признаках весны как времени года | Формировать целостное представление о сезоне; выделить отличительные особенности признаков осени как времени года. Уточнение и расширение представлений о сезонных изменениях в природе. Понятие «листопад». Закрепление знаний осенних месяцев. Понятие «предзимье». Способы подготовки животных и растений к заморозкам и похолодало. Расширить и уточнить понятия о растениях доступных для изучения. Познакомить с изменениями в жизни растений осенью. Познакомить с осенними цветами, строением цветка. Закреплять знания об осени, её характерных признаках; учить составлять рассказ по серии картин. Расширение представлений о зиме как времени года. Дать сравнительную характеристику явлений осени и зимы (по фактической погоде). Знакомство с зимними месяцами. Формировать понятие «зимующие птицы». Расширять объём представлений о зимних забавах, о зимних видах спорта. Дать способ систематизации знаний о зиме. Закрепление знаний месяцев зимы. Выделить характерные признаки явления природы, учить описывать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи, опираясь на сравнении с осенним сезоном. Учить рассказывать о приметах наступающей весны в форме рассказа-описания. Месяцы весны. Продолжать закреплять знания о весне как сезоне в сравнение с осенними и отличительными признаками. Изменения в растительном мире. Изменение в жизни животных. Прилёт птиц. Закрепление знаний весенних месяцев. Формировать умение анализировать явления окружающей жизни. Сравнивать весенние и зимние отличительные особенности. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. | Дидактические игры: «Какое время года», «Узнай по цвету» \авт.Шорыгина Т.А. здесь и далее/ Дидактические игры: «С какой ветки детки», «Когда это бывает» Дидактическая игра «Лото» Иллюстрированный материал Дидактические игры: «Что изменилось», «С какого дерева листок» Дидактическая игра «Лото», муляжи, иллюстрированный материал Серия картин «Осень» Дидактические игры: «Времена года», «Чего не стало» Серии картин «Зима», «Зимующие птицы» Иллюстрированный материал Дидактические игры: «Не ошибись», «Бывает ли так» Дидактическая игра «Узнай по описанию» Серия картин «Весна» Дидактическая игра «Когда это бывает» Таблицы «Зимующие птицы», «Перелётные птицы» Дидактическая игра «Какое время года» Иллюстрации по осени, зиме |
Знакомство с миром животных
| Домашние животные Дикие животные Насекомые Домашние птицы | Уточнение и расширение представлений о внешнем виде, поведение, пище, пользе для людей. Степень заботы людей о домашних животных. Детёныши домашних животных – правильное название. Учить видеть признаки сходства и различия домашних животных. Закрепление знаний о внешнем виде, повадках, жилище, пище. Учить узнавать и правильно называть детёнышей диких животных. Знакомство с жуком, пчелой, комаром, кузнечиком. Схема строения насекомых; название отдельных частей тела – голова, брюшко, крылья, ножки тельце. Анализ пользы или возможного вреда в жизни людей и растений. Дать знания о внешнем виде, пище, пользе в жизни людей. Формировать понятие «домашние птицы» как обобщающее понятие. Учить находить сходства и различия между птицами. | Таблица «Домашние животные и их детёныши». Дидактические игры: «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний», «У кого кто». Таблица «Домашние животные и их детёныши». Дидактическая игра «У кого кто» Иллюстрированный материал «Насекомые». Дидактическая игра «Зоологическое лото». Дидактические игры: «Парочки», «4-ый лишний», «Что забыл художник» |
Знакомство с миром растений | Овощи Фрукты Ягоды Комнатные растения Как выращивают хлеб | Закрепление знаний об овощах. Расширить объём знаний. Формировать понятие «овощи» как обобщающее. Учить различать овощи по вкусу, на ощупь. Учить составлять рассказ-загадку об овощах. Уточнять и обогащать объём знаний о фруктах. Учить составлять загадки-описания про фрукты. Формировать понятие «фрукты» как обобщающее. Формировать понятие «ягоды». Учить различать и правильно называть виды ягод. Учить отличать ягоды от фруктов и не смешивать эти понятия. Знакомство с комнатными растениями – герань, бегония, фиалка. Учить находить части растений – стебель, лист, бутон, цветок. Знакомить с понятиями «злак», «зерновая культура». Дать представления о видах хлеба и зерновых (рожь – чёрный хлеб, пшеница – белый хлеб). Знакомство с уборочной техникой и профессией хлебороба. | Дидактические игры: «Парочки», «4-ый лишний», «Что спрятано» Дидактические игры: «Сбор фруктов», «Парочки», «4-ый лишний» Дидактические игры: «Парочки», «Да - нет» Дидактические игры: «Назови ласково», «Что изменилось» Иллюстрированный материал. Колоски злаков. Произведения литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Ознакомление с окружающим миром"
тематическое планирование...
Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»
Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...
Рабочая программа для детей дошкольного возраста "Ознакомление с окружающим миром"
В дошкольном воспитании и обучении детей важное место занимают специальные занятия ознакомления с окружающим миром. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у ни...
Пояснительная записка к программе по ознакомлению с окружающим
пояснительная записка...
Программа по ознакомлению с окружающим
список литературы...
Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями...