,, Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недорозвитием речи II уровня’’.
рабочая программа на тему
Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики построена на применении упражнений-комплексов.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Образовательное учреждение Тульской области для обучающихся с ОВЗ № 4
Тема:
,, Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недорозвитием речи II уровня’’.
Работу выполнила:
учитель-логопед
Костина Наталья Евгениевна
Тула
2015-2016 год
Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недорозвитием речи II уровня.
Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики построена на применении упражнений-комплексов.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Занятия поводятся в форме игры и вызывают естественный интерес детей. Специалист, реализующий программу, использует индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его темп овладения двигательными навыками, не допускается критика и резкие замечания. Стимуляцией к правильному выполнению упражнения является похвала достижений ребенка.
Предлагаемая коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики позволяет:
- выработать умение управлять своими органами артикуляции;
- формировать навык правильного речевого дыхания;
- улучшить дикцию, четкое произношение звуков;
- тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;
- снижать двигательную активность, расторможенность детей;
- повышать работоспособность, речевую активность.
Движения и речь становятся более правильными, выразительными, эмоциональными. Дети становятся общительными, раскрепощенными, хорошо подготовленными к школе.
Цели и задачи программы
Цель программы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
В ходе использования данной программы реализуются следующие задачи:
- Устранение дефектов звукопроизношения.
- Формирование правильного артикуляционного уклада языка.
- Закрепление произношения звука в слогах, словах, фразах.
- Совершенствование фонематического восприятия.
- Развитие просодической стороны речи.
- Развитие психических функций.
Условия реализации программного материала
Продолжительность коррекционно-развивающей программы по развитию артикуляционной моторики 10 занятий с периодичностью 2 занятия в неделю по 25-30 минут каждое.
Ожидаемые результаты
- Развитие и совершенствование комплекса движений артикуляционных органов.
- Повышение качества постановки звуков у детей на занятиях с логопедом.
- Закрепление правильного произношения звуков речи у дошкольников.
- Развитие фонематического восприятия, просодики, а также речевого и слухового внимания, памяти, мышления.
Содержание программы
План коррекционно-развивающей программы
№ п/п | Этапы занятия |
Занятие 1. Знакомство с Королевством Речевых Звуков | |
1. | Вводная часть. |
2. | Развитие слухового внимания. |
3. | Знакомство с термином «Речевой звук» |
4. | Развитие просодики. Произношение отдельных звуков. |
5. | Физминутка |
6. | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. |
7. | Активизация словарного запаса по темам (игрушки, фрукты, овощи, животные и т.д.) |
8. | Итог занятия. |
Занятия 2-4. Город Гласных Звуков | |
1. | Вводная часть. |
2. | Артикуляционная гимнастика |
3. | Развитие длительного плавного выдоха. |
4. | Знакомство с гласными звуками: -подготовительные упражнения; - характеристика звука |
5. | Развитие фонематического восприятия, развитие просодики |
6. | Физминутка |
7. | Автоматизация звука в словах. |
8. | Итог занятия. |
Занятия 5-9. Город Согласных Звуков | |
1. | Вводная часть. |
2. | Артикуляционная гимнастика Развитие физиологического дыхания. |
3. | Знакомство со звуком: - характеристика звука; - автоматизация изолированного звука |
4. | Развитие фонематического восприятия, развитие просодики |
5. | Автоматизация звука в словах. |
6. | Физминутка |
7. | Итог занятия. |
Итоговое занятие (10). Праздник
|
Занятие 1. Знакомство с Королевством Речевых Звуков
Занятие 1. Знакомство с Королевством Речевых Звуков | |
Вводная часть. | Психогимнастика |
Развитие слухового внимания. | Игра «Молчанка» |
Знакомство с термином «Речевой звук» | Чтение стихотворения «Разные звуки» |
Развитие просодики. Произношение отдельных звуков. | Игра «Спой «песенки» зверей» |
Физминутка | Пантомима «Прогулка в лес» |
Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | Беседа на тему: «Наш рот – дом звуков» |
Активизация словарного запаса по темам (игрушки, фрукты, овощи, животные и т.д.) | Игра «Назови скорее» |
Итог занятия. | Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада н...
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».
Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.Задачи:Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую...
Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции.
Данная статья рассказывает о взаимосвязи общей и речевой моторики у детей с общим недоразвитием речи....
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В....
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...
Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....
Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Артикуляционные сказки и рекомендации по проведению упражнений...
Комментарии
Коррекционно-развивая
Коррекционно-развивая программа меня очень заинтересовала, использую её в работе!Творческих вам успехов!Буду следить за вашими публикациями!
Уважаемая Наталья Евгениевна,
Уважаемая Наталья Евгениевна, спасибо за Ваш труд! Прочитав статью,сразу видно, что программу составлял практикующий специалист, мне оычень близка тема игровых технологий.
Уважаемая Наталья Евгениевна!
Уважаемая Наталья Евгениевна!
Познакомилась с Вашей "Коррекциооно-развивающей программой по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи II уровня" и начала применять ее на дефектологических занятиях. Учащихся заинтересовали игры, они были увлечены на протяжении всего занятия. А мне, как дефектологу, был заметен результат! Большое спасибо за разработанную Вами программу!