Уроки музыки в коррекционной школе
статья на тему
Материал об уроках музыки в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_muzyki_v_korrektsionnoy_shkole.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Уроки музыки в коррекционной школе
Задачи музыкального воспитания в коррекционной школе:
- формировать знания о музыке;
- корригировать отклонения интеллектуального развития;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать речевую активность;
- развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;
- развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.
В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации.
Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника.
Принцип коррекционной направленности – исправление недостатков психофизического развития детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают.
Принцип воспитывающей направленности – осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.
Принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются: раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся;
постоянное фиксирование внимания воспитанников на их реальных успехах, достижениях;
использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.
Принцип художественности: в музыкальном обучении используются следующие виды наглядности – звуковая, зрительная, комбинированная.
Методы музыкального обучения
Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски).
Зрительная наглядность – это картины, рисунки, видеозаписи, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Применяется для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетается со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию.
Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.
Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на уроках музыки такого словесного метода как беседа, т.е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся, стимулирует их речевую активность.
Практические методы. Восприятие музыки ребенком гораздо полнее, если опирается на практические действия. Некоторые движения – хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цоканье языком и др. используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.
В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые , заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.
Игра у ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире (применяются различные дидактические игры, пособия, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игра на музыкальном инструменте).
Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера – разнообразными оттенками переживаний. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, отношения учащихся к образовательному процессу.
Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств.
На уроках музыки используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:
- хоровое и сольное пение;
- игра на музыкальных инструментах;
- слушание музыки;
- музыкально-ритмические движения;
- инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;
- рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;
- творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;
- разгадывание кроссвордов, ребусов;
- музыкальные викторины, конкурсы;
- коммуникативные игры.
На уроках используются: ТСО, наглядные пособия, карточки-схемы, дидактические игры, коррекционные игры, подвижные игры, танцевально-ритмические упражнения, музыкальные инструменты для совместного элементарного исполнения музыкальных композиций.
Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых – стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.
Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми с нарушением интеллекта.
Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:
- наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);
- зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
- совместные действия ребенка с взрослым;
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция;
- собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
Среди задач необходимо отметить следующие:
- формировать гражданственность
- воспитать любовь к России, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;
- воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну.
- познакомить с различными жанрами русской народной музыки, а также историей, бытом, традициями народа.
- сформировать навыки интонирования народных песен
Знакомя детей с народными песнями о природе, с песнями композиторов о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края.
Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов, исполнителей позволяют понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины.
Для воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию.
Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в начальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Прокофьев, Дунаевский и Хачатурян. Родина.
На протяжении всех лет обучения дети приобщаются к высокому миру искусства, учатся понимать и любить музыку зарубежных композиторов: Баха, Моцарта, Шуберта, Грига, Листа и др.
Школьник должен научиться видеть красоту во всем: в одежде, предметах быта, праздничного оформления зала, красках и явлениях постоянно меняющейся природы, звуках музыки, теплоте объятия и человеческой поддержки.
Приобщение детей к искусству начинается со знакомства их с народным декоративно-прикладным творчеством, фольклором и классикой.
В процессе занятий по музыкально-эстетическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта у них развиваются и корригируются сенсорные, моторные и речевые и мыслительные способности.
Используемая литература:
Грошенков И.А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 1994.
Долгих Л.Ю. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. – Иркутск, 2006.
Евтушенко И.В. / Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – сирот. – М., 2003.
Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. М., 1973.
Миловская С.М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектлогия. – 1980. – №4.
Орехова Г.А. Использованпие средств искусства для коррекции нарушений личностного развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика. – 2004. – №2.
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М., 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...
Инновационные технологии на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида
В статье описаны практические приемы использования средств ИКТ на уроках музыки....
Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида".
Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида"....
Открытый урок музыки для коррекционной школы 8 вида по теме "Звуки музыки"
Познакомить и заинтересовать учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей....
Специфика урока музыку в коррекционной школе
Специфика урока музыку в коррекционной школе...
Формы музыкальной терапии на уроках музыки в коррекционной школе
Статья опубликована в сборнике"ЗОЖ: профилактика физических, психологических и нравственных патологий учащихся" ( материалы областной научно-практической конференции. Воронеж-2014) Статья ра...
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Пособие является важным средством развития музыкальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить ...