Специфика урока музыку в коррекционной школе
консультация по музыке на тему
Специфика урока музыку в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_uroka_muzyki_v_korrektsionnoy_shkole_viii_vida.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика урока музыки
в специальной коррекционной школе VIIIвида.
Работу в коррекционной школе VIII вида я начала со знакомства и изучения программы для СКОУ под редакцией В.В.Воронковой. В совершенстве владеющая программой Д.Кабалевского, я нашла ряд отличий.
Наряду с образовательными, развивающими, воспитательными задачами в программе В.В.Воронковой прописаны коррекционные задачи:
- Коррекция в интеллектуальном развитии.
- Коррекция звукопроизносительной сферы.
- Содействие неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения.
- Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
Далее я обратила внимание, что программа состоит из тре разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».
Отличался и музыкальный материал, предназначенный для пения и слушания музыки.это связано с тем, что умственно отсталым учащимся близки и доступны образы, имеющие отношение к быту и их интересам.
Образный мир музыки для детей обучающийся в специальных учреждениях достаточно специфичен: игры и игрушки, образы животных, сказочно- героические персонажи, картины природы- это наиболее любимые детьми объекты,отраженные в музыке.
Репертуар для пения несколько ограничен, так как : дети имеют небольшой диапазон голосов, затрудняются в воспроизведении ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Еще более развернутую информацию я получила о детях во время изучения их индивидуальных дагностических карт.В этих картах фиксируется состояние и развитие всех психофизических процессов учащихся. Посмотрев их, я поняла, что все дети имеют большие проблемы со здоровьем: у многих имеется нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь,память, мышление, а это все влияет на общее состояние организма: особенно на сердечно- сосудистую и дыхательную системы. Мне предстояло найти пути, решающие проблему здоровьесбережения учащихся на уроке музыки.
Оказалось, что в школе работает программа «Здоровье», охватывающая все аспекты, связанные со здоровьем учащихся. Проводится диагностика и мониторинг, происходящих изменений, связанных со здоровьем учащихся.За эти годы школа выступала как здоровьесохраняющее пространство, в котором все- учителя, ученики,родители, врач, администрация- являются участниками в неустанной заботе о здоровье.
Я познакомилась с рядом здоровьесберегающих технологий и пришла к выводу, что именно урок музыки может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач.
При личном знакомстве с учениками я выделила ряд проблем, над которыми следовало поработать:
- Дети отличались низкой работоспособностью.
- Быстро утомлялись.
- Отсутствовал интерес к уроку.
- Поведение учащихся на уроке было либо агрессивным, либо заторможенным.
- Проблемы с произношением звуков были почти у 80% детей.
Я должна была построить свою работу так, чтобы решить данные проблемы. Для этого в основу своей работы я включила здоровьесберегающие технологии, личностно- ориентированный подход к учащимся, не забыла о технологии проблемного обучения, а также игровых технологиях. К этому времени я познакомилась с технологией М Монтессори, которая как нельзя лучше подходила для работы с учащимися начальных классов СКОУ.Но нужна была для моей работы и специальная музыкально- образовательная технология, которая обеспечит компенсацию нарушений и социальную адаптацию ребенка в окружающей среде. Я поняла, что нужно построить урок музыки в коррекционной школе иначе, а как именно мне подсказала книга- учебник Г.Волковой «Логопедическая ритмика» и программа Ж.Фирилевой «Са- фи- дан- се».
На основе изученной литературы, я создала свой урок, непохожий на те, которые вела в общеобразовательной школе. Основа урока- логопедическая ритмика. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:
- Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память,моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы.
- Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха.
Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: игры со словами, пением, инсценировками, движением под музыку и т.д.
Средства логоритмики представляют собой целую систему постепенно усложняющихся ритмических, музыкально- ритмических, логопедических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной, двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями. Именно логоритмика помогла мне решать одну из главных коррекционных задач : коррекция звукопроизносительной стороны речи учащихся. В общеобразовательной школе такая задача перед учителем музыки остро не стоит.
Я сразу обратила внимание, что при пении хором, невозможно разобрать текст песен, нужно было срочно начать работу в этом направлении. Хуже всего обстояли дела в классах «Особый ребенок».Эти классы были открыты в школе недавно и опыта работы с глубоко умственно отсталыми детьми у меня не было совсем. В классах обучалось 7-8 человек. Дети не умели говорить, плохо слышали, видели, двигались. Поведение таких учеников порой было неадекватно: агрессивное, либо пассивное, либо совершенно отвлеченное от действительности. Работать в таких классах очень сложно. Внимания детей хватает самое большее на 10-15 минут. Предстояло найти непростое решение: как проводить уроки в таких классах? Ответ нашелся очень быстро. Я увидела, что когда дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу нашей школы, где отработан режим дня: уроки, перемены, прогулки, двухразовое питание, то они очень быстро привыкают и адаптируются. Нужно было и на уроке музыки выстроить стройную систему каждого урока, где будет все дозировано и знания, и отдых, и развитие и, конечно ,эмоциональный фон. Мне надо было научиться не устранять причину дефекта ребенка, а бороться с его последствиями.
Как всегда, помогла программа Д .Кабалевского, из которой я за основу урока музыки взяла основные понятия: композитор, исполнитель, слушатель. На каждом уроке дети превращаются в детей- исполнителей, детей- слушателей, знакомятся с композиторами. Все это детям предельно понятно, доступно и интересно.Учитывая, что состояние наших учеников соответствует уровню детей детского сада, я взяла за основу уроков музыки игру. Игра- прекрасное средство активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и общению.
Цель игры, не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Все мои уроки пронизаны играми. Это игры- приветствия,игры с предметами, пальчиковые игры, музыкально- подвижные, коммуникативные, артиккуляционные, дыхательные, игры- релаксации.Именно с помощью игр, я решаю на своих уроках еще одну задачу- здоровьесбережение учащихся.Это очень актуально для детей с ОВЗ.
Например, работа по развитию основных движений органов артиккуляционного аппарата проводится не просто в форме артиккуляционной гимнастики, а с игровыми моментами( Сказка про язычок). Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят-«ребенок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задается вопросом, какие органы учавствуют в произношении, и даже готов эксперементировать в этом направлении».
Поэтому перед началом работы над артиккуляцией я рассказываю детям, что в произношении слов учавствуют рот, язык, губы , зубы. Важен эмоциональный настрой и путь от простого к сложному. Сначала при выполнении заданий у детей наблюдается напряжение движений органов артиккуляционного аппарата, постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и скоординированными.
По такой же схеме я провожу работу над дыханием. Пробовала упражнения из гимнастики А.Стрельниковой, но они оказались очень сложными для наших детей, пришлось использовать более простые( нюхаем цветы, надуваем шары на праздник и т.д.).
Своей важной находкой для урока музыки считаю использование пальчиковых игр. Зная о том, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше развита речь, я на каждом уроке стала использовать пальчиковые игры.Вначале была поражена, что дети не могут сложить из пальцев простейшие фигуры: петушок, гуси, коза. Приходилось индивидуально складывать фигуры с каждым ребенком, многократно повторять, прежде чем дети сами смогли сказать и слова игры и непринужденно поработать пальцами своих обеих рук.Очень кропотливый и долгий процесс. Но надо сказать, что пальчиковые игры детям нравятся, они доступны по содержанию,близки к жизни, интересны и разнообразны.Мне они помогают на уроке решать проблему отдыха и одновременно оздоровления.А также с их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, и осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся.
К пальчиковым играм я обратилась чисто интуитивно. Но когда я познакомилась с программами Ж.Фирилевой «Са-Фи- Дан-Се» и И.Каплуновой «Ладушки», то в них я увидела специальные разделы под названием «пальчиковая гимнастика». Мне стало понятно, что двигаюсь в правильном направлении.В общеобразовательной школе я этим не занималась, хотя понимаю, что пальчиковая гимнастика может укрепить здоровье любого ученика.
Большое внимание на уроке уделяю и упражнениям на крупную моторику.Провожу игровы е физкультминутки под музыку. Происходит смена деятельности учащмхся, которая дает возможность отдыха и одновременно активизирует внимание на последующую деятельность.
Очень люблю включать в урок парные игры, игры- релаксации, уроки начинаю играми- приветствиями.Все это дает огромный эффект- дети активизируются, не устают, всегда в хорошем насроении.
Помогает совершенствовать себя как учителя коррекционной школы, технология М.Монтессори, а именно:
Я сознательно отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка класса, в котором можно интересно провести время. Сознательно отказываюсь от авторитарных форм воздействия, перехожу на личностно-ориентированное общение. Я активна, но не в управлении деятельностью ребенка, а в эмоциональном вовлечениии в нее. Я настроена на получение приятных эмоций от общения с ребенком. Все это создает благоприятный психологический климат в классе. Не надо забывать о доброжелательном тоне учителя , о улыбкотерапии и шутках! Использование Монтессори- педагогики, которая удивительно технологична и продумана, позволяет мне помочь ребенку развиваться в его собственном темпе, в соответствии с его способностями, что очень важно для коррекционной школы. М Монтессори говорила, что в воспитании мы должны касаться не только науки, сколько интереса к человечеству и его культуре.Культура- всеобщий акцент, способный объединить разум всех людей в одну гармонию. Гармония дает детям уверенность в себе: я все смогу, у меня все получится. С этой психологической ступени начинается путь в страну детского творчества, рождается атмосфера сотрудничества, когда учитель вместе с детьми, а не над ними. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его здоровье. Творческий процесс исцеляет!
Итогом творческой работы учителя музыки в школе могут служить массовые общешкольные мероприятия: праздники, конкурсы песен, концерты для родителей, фольклорные праздники, музыкальные викторины. Много лет подряд в школе работает музыкальная гостиная и музыкальный клуб для любителей музыки. На всех общешкольных мероприятиях дети показывают разные виды деятельности: музыкальной, художественно- речевой, свободно- импровизированной.Важным фактором является привлечение родителей на разные общешкольные, классные мероприятия не только как зрителей, но и активных участников сценок, игр, хороводов.Для проведения таких праздников важно ощущение успеха, когда ребенок с проблемами преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость.Родители видят своих детей успешными, радуются их достижениям и помогают достигнуть еще более лучших результатов.
Итак, урок музыки в коррекционной школе- это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности.В процессе проведения и организации урока учитель учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, использует специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. Все это направлено на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.
Например, в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди- взрослые и сверстники.
В процессе певческой деятельности у детей развивается музыкальная речь, совершенствуется звукопроизношение, артикуляция.Дети развивают музыкально- сенсорные способности, связанные с различием высоты, длительности, тембра, динамики.
А благодаря музыкально- ритмической деятельности умственно отсталые дети учатся выполнять простейшие движения под музыку, менять их в связи с разным характером и жанром музыки. Сопровождать пение несложными ритмическими движениями.
Можно до бесконечности перечислять важность урока музыки в коррекционной школе, но я считаю, что самое главное- это здоровье наших детей: и физическое ,и психическое. Я ,как учитель музыки, стремлюсь чтобы урок музыки был здоровьесберегающим,год за годом совершенствуя себя и свою работу в этом направлении.
Литература:
1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика- М.Просвещение, 2003.-235с.
2.Медведева Е.А.Музыкальное воспитание для детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.М.,Просвещение, 2002.-120с.
3.Прграммы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под ред.В.В.Воронковой- М.Просвещение, 2004-190с.
4.Фирилева Ж.Е. Са-Фи-Дан-Се СПб,Питер, 2003.-87с.
5.Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии.-М.,Ставрополь.2006.-135с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...
Инновационные технологии на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида
В статье описаны практические приемы использования средств ИКТ на уроках музыки....
Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида".
Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида"....
Открытый урок музыки для коррекционной школы 8 вида по теме "Звуки музыки"
Познакомить и заинтересовать учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей....
Уроки музыки в коррекционной школе
Материал об уроках музыки в коррекционной школе...
Формы музыкальной терапии на уроках музыки в коррекционной школе
Статья опубликована в сборнике"ЗОЖ: профилактика физических, психологических и нравственных патологий учащихся" ( материалы областной научно-практической конференции. Воронеж-2014) Статья ра...
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Пособие является важным средством развития музыкальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить ...