Урок чтения и развития речи "Снежные слова"
план-конспект урока на тему

Анкудинова Ольга Александровна

Закрепление и употребление  в речи слов с корнем «снег».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_konkursu_4.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Снежные слова.

Цель: закрепление и употребление  в речи слов с корнем «снег».

Задачи:

Образовательная: уточнять зимние представления о зимних играх и забавах.

Коррекционная:

Воспитательная:

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  -Здравствуйте, ребята. Сегодня вашим учителем на один урок буду я, зовут меня Ольга Александровна.

А) Психологический настрой:

- Садитесь.

-Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти.

2.Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы будем работать со словами, которые связаны с красивым временем года. Отгадайте это время года.

(Читают  загадку  два ученика) раздаю карточки.

-Неожиданно метели

С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
    Уч-ки  хором:    (Зима)

3.Актуализация субъектного опыта детей.

-Обратите внимание, насколько красив наш город зимой.   (1СЛАЙД) Красная площадь.

- Кто узнал это здание? (показываю на Кремль.) – Ответы детей.

                                                                                                                  (2СЛАЙД)

-А это что за здание? Кто узнал?  (Ответы детей).  Если назовут Университет, то подтвердить. А если не назовут, то сама рассказываю.

- (Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.) Это один из старейших  и крупнейших университетов России  в Москве, который является центром отечественной науки и культуры и образования.

-Где ещё получают образование в нашем городе? (Ответы детей: Образование получают в колледжах, техникумах, школах)

                                 Школа-интернат№53       (3СЛАЙД)                                        

-Что придает неповторимость таинственность зимнему городскому пейзажу Москвы?  (снег)

-А что такое снег? (Ответы детей) – много снежинок,  зимние осадки…

Дмитрий Николаевич Ушаков (4СЛАЙД )- портрет Д.Н.Ушакова

Дмитрий Николаевич Ушаков

D Ushakov.jpg


(Который, кстати, учился в Московском университете) в толковом  словаре (показ книги –  толковый   словарь Ушакова)  написал о снеге так….

- Прочитаем  по цепочке.  (У каждого лежит на парте текст из словаря.)

                                                         

  Снег, твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок снежных (ледяных) кристаллов, очень разнообразных по форме, но имеющих в основе шестиугольную пластинку или шестигранный столбик.

          Показ ледяных снежинок     (6 СЛАЙД)   -30 сек.

-Если захотите больше узнать о снеге, можно посмотреть научную передачу или в интернете.

4. Систематизация полученных знаний.

- Ребята, когда я шла к вашей школе, на  мою ладонь упала снежинка, но раз она ледяная, что с ней стало? (Полные ответы детей) Попадая на теплую ладонь снежинки тают.

- Но у меня в руке  что-то осталось. Отгадайте, что это?

-Прочитайте загадку в паре. Первый читает на синей полоске, а второй  - на  голубой. Если наоборот, то загадка не получится. Будьте внимательны!!!! (Раздаю первой паре два цвета полосок с загадкой)

Ученики читают загадку

Что за звездочка сквозная

На пальто и на платке?

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь – вода в руке?            Дети хором:  Снежинка

- Да, это снежинка. Но она волшебная не тает, она поможет нам вспомнить и  собрать много снежных слов.  Снежинки со снежными словами, которые у вас на партах, вы   будете сами выбирать и складывать в мешок, когда я скажу. (Раскрываю доску, где прикреплён мешок).

 -Составьте предложение. -Какая снежинка в загадке?

(Снежинка сквозная, снежинка вырезная) – Если они легкие, тогда как они кружатся в воздухе?  ( Снежинки плавно кружатся в воздухе.)                                                  (7СЛАЙД)

Появляется первое предложение: Снежинки плавно кружатся в воздухе.

-Какое снежное слово опустим в мешок?  Снежинки.

- У кого есть это слово? (Два ученика встали и опустили в мешок свои снежинки)

-Следующая пара прочитает загадку. (Установку по цвету не даю- проверяю внимание детей)

Он и белый и мохнатый,

И пушистый как медведь.

Раскидай его лопатой,

 Назови его, ответь!           Снег.

-Какой снег? (Полные ответы : Снег белый. Снег пушистый. Снег мохнатый.)

-Куда падает  такой снег?  Пушистый, белый снег падает на землю. - Появляется второе предложение.

-Какое снежное слово положим в мешок?  Снег. (Подойдут и положат, у кого эти слова есть.)

 Физкультминутка.

- К нам в Москву пришла зима    (хлопки вверху)

-Всем нам нравится она                 (хлопки перед собой)

-Мы мороза не боимся                    (хлопки по плечам)

-Все сейчас повеселимся                  (повороты вправо-влево)  

-Будем мы в снежки играть           (лепим комки, кидаем ч\р плечо)

-Новый год к нам в гости ждать          (хлопки вверху)

-Отлично поиграли с снежки, будем работать дальше.

-Следующая пара читает загадку.

Вот веселье для ребят

Всё сильнее ….. снегопад.

-Какой снегопад завалил все дома и дворы? Сильный снегопад завалил все дома и дворы.     Появляется 3-е предложение.

-Какое снежное слово положим в мешок?  Снегопад.

-У кого оно  есть, подойдите и положите.

-Следующая пара читает загадку. (Установку по цвету не даю, проверяю внимание)

Он катает все подряд.

Даже взрослых и ребят.

Это быстрый   ….снегокат.

-На каком снегокате дети  мчатся  с горы?  На быстром снегокате дети мчатся  с горы.   Появляется 4-е предложение.

-Какое снежное слово положим в мешок?  Снегокат.

-Следующая пара читает загадку. (Установку по цвету не даю, проверяю внимание).

Словно в белый пуховик

нарядился - …снеговик.

-Какого  снеговика  слепили дети во дворе?   (Белого снеговика слепили дети во дворе.)

- А по настроению какой снеговик получится?

-Составьте красивое предложение про снеговика. (Дети слепили веселого снеговика.)  - Появляется 4-е предложение.

-Какое снежное слово положим в мешок?    Снеговик.

М.О -Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом, радующим взгляд жителей Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

Урок чтения и развития речи для 1 класса Тема: сказка «Хитрая лисичка» с презентацией к уроку.

Данный урок направлен на развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности через различные виды заданий....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как реч...

Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"

Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные  - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....