Словарная работа, работа над предложением и над связной речью.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.
Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.
Учитель: определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей.
Систематическая словарная работа: способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д .
При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: З рительную Слуховую Кинестетическую Моторную
Словарная работа может: быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря; преследовать грамматические цели; проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная последовательность работы: восприятие слова на слух; выяснение его лексического значения; зрительное восприятие слова (первичное на карточке); вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить; деление слова на слоги и для переноса; запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы; составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом; запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.
При словарной работе: широко применяются загадки. также такое задание: выписать по 5 слов из словарика на нужную букву .
С целью развития связной речи : используют словарные слова для составления небольшого рассказа. НАПРИМЕР: 1. Зима, мороз, коньки, каток. 2. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, почерк.
В любых классах предлагаются следующие упражнения: 1) выписать слова из словаря: а) которые соответствуют схеме; б) в которых два мягких звука; в) в которых букв больше, чем звуков; г) с удвоенными согласными; д ) в которых звуков больше, чем букв; 2) выписать из словаря: а) самое длинное слово; б) самое короткое слово и т.д.; 3) записать по памяти словарные слова; 4) написать картинный диктант; 5) диктант, который проводят ученики - соседи по парте, с последующей проверкой по словарику; 6) запись словарных слов на определённую тему. Например, какие словарные слова нужны для составления рассказа о природе родного края (5 класс); о работе девочек в швейной мастерской (6 класс); к ответу на уроке истории (7-8 класс); о подготовке к работе после окончания школы (9 класс); 7) дополнение предложений нужными словарными словами: Человек без … , что соловей без песни. (Родина); Каков … , такова и …. (Мастер, работа).
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений: 1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы). 2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).
3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения. 4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении. 5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
Чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений: а) Распространение предложения . Например : для анализа дано предложение Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)
б) Восстановление деформированного предложения . Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. — О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.) — С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют г д е? н а чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложений в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.
в) Деление сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
г) Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.
д ) Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам, например: Где? Что делают? Кто? е ) Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по овладению детьми связной речью
Выступление в рамках проведения заседания методического объединения учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений...
План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год
МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....
Словарная работа на уроках письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Из опыта . Новый подход к словарной работе....
Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"
Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...
Словарная работа на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида 2-3 классы
Помогут учителю в работе над словами с непроверяемыми написаниями...
Статья "Словарная работа на уроках письма и развития речи языка"
письмо иразвитие речи...
Методические основы по организации работы с картинами для развития связной речи у детей с ОВЗ
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заговорит». С классиком трудно не согласиться, но, в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к заинтересованному о...