Статья "Словарная работа на уроках письма и развития речи языка"
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Словарная работа
на уроках письма и развития речи языка
Формирование навыка письма в коррекционной школе - одна из основных задач при обучении русскому языку. Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет большие трудности. Поэтому от учителя требуется выявление причин этих трудностей и проведение эффективной работы по их преодолению.
Процесс письма включает в себя ряд психофизических компонентов, таких как акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков; зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удерживание в памяти и правильную пространственную организацию графических символов. Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных или, как принято говорить, «словарных» слов.
Трудности усвоения их написания связаны с неотчётливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.
Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.
Методика работы над словарным словом.
1. Прочитывание напечатанного на таблице слова. Определение его значения.
2. Прочитывание слова в учебнике (в рамке), уточнение его написания.
3. Проговаривание слова по слогам, запись его в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.
4. Написание строчки данного слова.
5. Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.
6. Запись данного слова в словарик, подбор к слову соответствующего рисунка.
Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют «Орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.
В «Орфографические пятиминутки» можно включить следующие задания.
1. Чтение загадки, отгадывание её учащимися.
2. Игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово». Примеры заданий даны в рабочих тетрадях по русскому языку, которые входят в учебный комплект.
3. Рассматривание предметных картинок (из набора «Картинный словарь») с последующей их записью и с проговариванием.
4. Картинный диктант (Показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).
5. Узнавание слова по описанию признаков предмета.
6. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
7. Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.
8. Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).
9. Восстановление деформированного предложения.
10. Мнемонические приёмы. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают запомнить трудное слово.
11. Запись слова с закрытыми глазами. (Нужно внимательно прочитать слово, затем закрыть глаза и представить это слово так как оно написано в учебнике. Назвать его побуквенно. Заставить «опасную» букву помигать. Повторить слово, так как нужно писать его. Записать слово несколько раз, проговаривая то что пишешь).
12. Отгадывание кроссвордов.
Хороший результат даёт изучение словарных слов по методике С. Н. Лысенковой. По данной методике работа над трудными словами состоит из нескольких этапов. Сначала учитель группирует слова в блоки. (например)
1. Школа 2. Россия 3. Наш огород 4. Неделя.
класс газета корзина неделя
товарищ шёл огород понедельник
рассказ дорога овощи вторник
дневник город картофель среда
ранец Родина яблоко четверг
портфель арбуз пятница
суббота
воскресенье
Каждый блок печатается учителем на отдельном листе бумаги и вывешивается на неделю в классе.
Работа над словарными словами ведётся по следующему алгоритму.
1 урок. Ознакомление со словами изучаемого блока. Орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм, расстановкой ударения, выяснение значения слов. 2 урок. Запись слов в тетрадях по слогам, для переноса. 3 урок. Составление словосочетаний, составление предложений, работа с карточками «сорбонками». 4 урок. Закрепление правописания словарных слов блока. Работа с картинным словарём, дописывание предложений, отгадывание кроссвордов и другие виды работ. 5 урок. Проверка уровня обученности. Словарный диктант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Из опыта . Новый подход к словарной работе....
Доклад на тему: «Словарно-орфографическая работа на уроках письма и развития речи в начальных классах.
Развитие речи- это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражне...
Словарная работа на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида 2-3 классы
Помогут учителю в работе над словами с непроверяемыми написаниями...
Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся на уроках...
Элементы профориентационной работы на уроках письма и развития речи.
Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в шко...
Словарная работа на уроках письма и развития речи, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных...
Доклад на ШМО учителей-предметников "Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках письма и развития речи"
Виды работы со словарными словами В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изу...