Методические рекомендации "Обучение математике умственно отсталых детей"
методическая разработка на тему
В статье содержатся материалы, характеризующие ососбенности восприятия умственно отсталых детей и рекомендации по их обучению математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melnik_obuchenie_matematike_uo.doc | 42 КБ |
melnik_obuchenie_matematike_uo.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Особенности усвоения математических знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью:
При усвоении числового ряда:
- Стереотипное воспроизведение заученного числового ряда;
- Неспособность воспроизвести числовой ряд в обратной последовательности;
При сравнении множества предметов:
- Трудности при сравнении множества предметов;
- Не могут применять приемы однозначного соответствия;
При проведении операций с числами:
- Нарушена обратимость мыслительного процесса (умножение-деление; сложение-вычитание);
- Ориентация на второстепенные признаки числа (3>5, 4>7); графическое сходство цифр (3 – Е);
При решении задач:
- Не понимают смысла задач (речевые, мнемические причины);
- Трудности при постановке вопроса к задаче, воспроизведение задачи;
- Стереотипность решения задачи;
- Ориентация не на суть задачи, а на несущественные признаки;
- Ответ задачи не соотносится с вопросом задачи;
Усвоение геометрического материала:
- Плохо ориентируются на листе бумаги, в пространстве;
- При сравнении геометрических фигур опираются на несущественные признаки (цвет, размер);
- Видят объект в целом (треугольник воспринимают лучше, чем угол);
- Страдает словесное обозначение геометрических фигур (квадрат называют «кубиком»).
При изучении единиц измерения:
- Слабо дифференцируют, сравнивают понятия м – кв.м, м – см.
- Не ориентируются во времени (час-минута-секунда);
Причины плохого усвоения математики
- Сокращение пропедевтического периода (детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо специально учить тому, что у детей условной нормы формируется автоматически);
- Недостаточное использование практической деятельности в обучении детей;
- Преимущественная опора при обучении на зрительное восприятие и недостаточная – на кинестезию, тактильное восприятие;
- Недостаточное использование сравнений;
- Слабая вариативность материала, заданий;
- Слабые межпредметные связи.
III. Особенности программы по математике для умственно отсталых детей
- Материал преподносится маленькими порциями, усвоение медленное (начальное образование идет 7-8 лет, в отличие от массовой школы – 4 года);
- «Забегание» вперед: перед новой темой идет подготовительная работа (пропедевтический период);
- Значительное количество сравнений и сопоставлений;
- Постоянное повторение и закрепление знаний;
- Широкое использование наглядности, опора на предметно-практическую деятельность;
- Преобладание индуктивных методов обучения (практическая деятельность – обобщение – вывод);
- Привитие практических умений (задачи – с практической направленностью);
- Дифференциация учебных требований к учащимся в зависимости от учебных возможностей;
- Коррекционно-развивающая направленность обучения.
Особенности обучения математике умственно отсталых детей
- Четкость, размеренность речи учителя (темп речи – 55-56 слов в минуту);
- Использование дидактических игр и игровых упражнений;
- Учет особенностей мышления учащихся (конкретность, преобладание наглядно-действенного, наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим мышлением);
- Широкое использование разнообразной наглядности;
Средства обучения математике
1. Вербальные (учебник, учебные пособия);
2.Наглядные (натуральные, иллюстративные, образные, аудиовизуальные, интерактивные);
3. Вспомогательные (приборы, ТСО, оборудование).
Структурные учебные наглядные пособия
- Таблицы классов и разрядов;
- Счеты демонстрационные и настольные для индивидуальной работы;
- Счетные книжки на 2,3 разряда;
- Карточки с цифрами, числами с наборной линейкой;
- Абаки (счетные доски);
- Счетные палочки (цветные, Кюизинера);
- Счетная линейка;
- Доска для деления (81 ячейка);
- Арифметические ящики;
- Наборы полосок разной длины, ширины;
- Наборы моделей геометрических фигур;
- Наборы перфокарт;
- Счетный материал;
- Схемы решения задач разных типов.
Обучение математике умственно отсталых учащихся с учетом их психофизиологических особенностей позволяет достичь необходимых результатов в усвоении математического материала.
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Особенности усвоения математических знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью:
При усвоении числового ряда:
- Стереотипное воспроизведение заученного числового ряда;
- Неспособность воспроизвести числовой ряд в обратной последовательности;
При сравнении множества предметов:
- Трудности при сравнении множества предметов;
- Не могут применять приемы однозначного соответствия;
При проведении операций с числами:
- Нарушена обратимость мыслительного процесса (умножение-деление; сложение-вычитание);
- Ориентация на второстепенные признаки числа (3>5, 4>7); графическое сходство цифр (3 – Е);
При решении задач:
- Не понимают смысла задач (речевые, мнемические причины);
- Трудности при постановке вопроса к задаче, воспроизведение задачи;
- Стереотипность решения задачи;
- Ориентация не на суть задачи, а на несущественные признаки;
- Ответ задачи не соотносится с вопросом задачи;
Усвоение геометрического материала:
- Плохо ориентируются на листе бумаги, в пространстве;
- При сравнении геометрических фигур опираются на несущественные признаки (цвет, размер);
- Видят объект в целом (треугольник воспринимают лучше, чем угол);
- Страдает словесное обозначение геометрических фигур (квадрат называют «кубиком»).
При изучении единиц измерения:
- Слабо дифференцируют, сравнивают понятия м – кв.м, м – см.
- Не ориентируются во времени (час-минута-секунда);
Причины плохого усвоения математики
- Сокращение пропедевтического периода (детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо специально учить тому, что у детей условной нормы формируется автоматически);
- Недостаточное использование практической деятельности в обучении детей;
- Преимущественная опора при обучении на зрительное восприятие и недостаточная – на кинестезию, тактильное восприятие;
- Недостаточное использование сравнений;
- Слабая вариативность материала, заданий;
- Слабые межпредметные связи.
III. Особенности программы по математике для умственно отсталых детей
- Материал преподносится маленькими порциями, усвоение медленное (начальное образование идет 7-8 лет, в отличие от массовой школы – 4 года);
- «Забегание» вперед: перед новой темой идет подготовительная работа (пропедевтический период);
- Значительное количество сравнений и сопоставлений;
- Постоянное повторение и закрепление знаний;
- Широкое использование наглядности, опора на предметно-практическую деятельность;
- Преобладание индуктивных методов обучения (практическая деятельность – обобщение – вывод);
- Привитие практических умений (задачи – с практической направленностью);
- Дифференциация учебных требований к учащимся в зависимости от учебных возможностей;
- Коррекционно-развивающая направленность обучения.
Особенности обучения математике умственно отсталых детей
- Четкость, размеренность речи учителя (темп речи – 55-56 слов в минуту);
- Использование дидактических игр и игровых упражнений;
- Учет особенностей мышления учащихся (конкретность, преобладание наглядно-действенного, наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим мышлением);
- Широкое использование разнообразной наглядности;
Средства обучения математике
1. Вербальные (учебник, учебные пособия);
2.Наглядные (натуральные, иллюстративные, образные, аудиовизуальные, интерактивные);
3. Вспомогательные (приборы, ТСО, оборудование).
Структурные учебные наглядные пособия
- Таблицы классов и разрядов;
- Счеты демонстрационные и настольные для индивидуальной работы;
- Счетные книжки на 2,3 разряда;
- Карточки с цифрами, числами с наборной линейкой;
- Абаки (счетные доски);
- Счетные палочки (цветные, Кюизинера);
- Счетная линейка;
- Доска для деления (81 ячейка);
- Арифметические ящики;
- Наборы полосок разной длины, ширины;
- Наборы моделей геометрических фигур;
- Наборы перфокарт;
- Счетный материал;
- Схемы решения задач разных типов.
Обучение математике умственно отсталых учащихся с учетом их психофизиологических особенностей позволяет достичь необходимых результатов в усвоении математического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция физического и психического состояния детей-инвалидов с нарушением интеллекта методами социокультурной реабилитации, в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей»(игротерапия, глинотерапия, хобби-терапия)
Организация игровой, трудовой деятельности и кружковой работы методами социокультурной реабилитации с особыми детьми....
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддержива...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Тематическое планирование материала курса математики для умственно отсталых детей
Планирование составлено на основании авторской программы для специальных (коррекционных ) ОУ (8 вида)...
Методические материалы "Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей".
Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей....
Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей»
Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей"»...
Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей
Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...