Организация и содержание логопедических занятий с детьми с нарушением интеллекта.
статья на тему
Логопедическая работа с детьми с нарушениями интеллекта обычно строиться поэтапно, и на каждом этапе необходимо искать эффективные пути и средства для преодоления дефекта ребёнка. Как лучше и продуктивнее осуществлять коррекцию речевых и неречевых отклонений, чему отдать предпочтения на первоначальной ступени логопедического воздействия?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_soderzhanie_logopedicheskih_zanyatiy.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание логопедических занятий
с детьми с нарушением интеллекта.
Логопедическая работа с детьми с нарушениями интеллекта обычно строиться поэтапно, и на каждом этапе необходимо искать эффективные пути и средства для преодоления дефекта ребёнка. Как лучше и продуктивнее осуществлять коррекцию речевых и неречевых отклонений, чему отдать предпочтения на первоначальной ступени логопедического воздействия? Можно рассмотреть три пути решения этой проблемы, но по какому из них пойти логопеду, он должен решать, принимая во внимания индивидуальные особенности ребёнка.
Первый путь предполагает, что сначала ведётся работа по преодолению определенных неречевых нарушений, и только при достижении определённых положительных результатов следует переходить к преодолению речевых нарушений. Этот путь основывается на положении о зависимости речи от развития других процессов: анализа, синтеза, внимания, восприятия и других психических процессов, являющихся фундаментом для развития речи.
Второй путь, дополняющий первый, — от преодоления речевых нарушений к преодолению неречевых. Речь здесь рассматривается как средство формирования разных психических процессов и собственно самой речи.
Третий путь предполагает одновременную коррекцию речевых и неречевых отклонений, параллельную работу над стимулированием развития различных психических процессов.
На каждом этапе логопедического воздействия можно отдать предпочтение какому-то из этих путей, не отрицая возможность использовать и другие пути, т.к. нет единого подхода из-за многообразия индивидуальных особенностей детей. По какому бы пути не пошёл логопед, он должен четко представлять, какими речевыми и неречевыми действиями должен овладеть ребёнок в конце концов и на данном этапе в частности. Поэтому, важнейшей задачей логопеда при составлении программы обучения является координация и отбор соответствующего коррекционного материала и расположения его в определенной последовательности, соответствующей возможностям и перспективам развития каждого конкретного ребёнка.
Индивидуальные логопедические занятия должны начинаться с трёх лет и должны строиться с учётом ведущей деятельности ребёнка. Занятия должны быть чётко структурированы, так они легче усваиваются малышом, а метод, который использует логопед, нужен в первую очередь игровой. Он включает показ, пояснения, вопросы с ведущей ролью логопеда. Игровой
метод проведения занятий быстро организует и активизирует деятельность детей. В логопедических занятиях очень важна систематичность. Только многократное повторение ребёнком заданий даёт желаемый результат. Так, в результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, правильного его произношения.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Упражнения, предлагаемые детям, должны быть направлены на дифференциацию различных речевых и неречевых звуков, формирование правильного произношения гласных и некоторых согласных, выработку правильного речевого дыхания, голоса нормальной громкости, воспитание
устойчивости слухового внимания. Развитию слухового внимания придаётся особое значение, т.к. под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Работу по улучшению произношения можно проводить путём вызывания звуков, звукосочетаний и уточнения их произношения по подражанию.
Развитие речевого дыхания
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильность произношения звуков, слов и фраз. Для того, чтобы научиться произносить многие звуки, ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Упражнениям на формирование целенаправленного длительного ротового выдоха, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха придаётся большое значение в логопедических занятиях с детьми с трёх — пяти лет. Также следует включать упражнения на развитие силы голоса, учить детей пользоваться голосом различной громкости.
Формирование навыков правильного произношения
Дефекты звукопроизношения встречаются довольно часто и плохо подаются коррекции. Чаще всего отмечаются нарушения свистящих звуков. Наряду с искажением звуков отмечается большое количество замен. Часто можно наблюдать «проглатывание» согласного звука в конце слова. У одних детей образование всех звуков происходит в передней части рта, у других — в задней. Они испытывают большие трудности при использовании в самостоятельной речи правильных артикуляционных установок. Но, несмотря на все названные трудности, работу по формированию правильного произношения необходимо включать в каждое логопедическое занятие и планировать её исходя из результатов индивидуального обследования.
Развитие лексико-грамматической стороны
Импрессивная речь. Развитие понимания речи. Основная задача логопедического воздействия в раннем возрасте заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Логопед должен помочь ребёнку запомнить, как называются его игрушки, предметы одежды, продукты, части тела, предметы гигиены и домашнего обихода и т.п.
Экспрессивная речь. В логопедической работе трёх — пяти лет одной из основных задач является формирование потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. В этот период дети могут называть игрушки, знакомые
предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме. В период активизации речевых реакций не стоит исправлять самостоятельные высказывания детей. Но как только у ребёнка появляется возможность воспроизводить по подражанию некоторые слова или хотя бы части слов, необходимо переходить к обучению словесным комбинациям под руководством логопеда. Развитие речевого подражания должно быть связано с игровой и практической деятельностью, с наглядной ситуацией. Чтобы активизировать речевую подражательную деятельность ребёнка, надо начинать с развития подражания вообще, надо научить ребёнка подражать действиям с предметами, движениями рук, ног. После усвоения отдельных слов следует обучать детей строить синтаксически и грамматически правильно простые предложения. Они должны уметь воспроизводить ритмико-слоговую структуру двух-, трёхсложных слов.
Развитие связной речи
После того, как ребёнок научиться подражать словам взрослого, необходимо учить его выражать свои чувства и желания не только с помощью жестов, аморфных слов или существительных в именительном падеже, но и использовать глаголы в повелительной форме. На этом этапе работы дети должны объединять два слова в одно предложение. Поэтапно объём предложений нужно довести до 3 — 4 слов. Активный словарь должен пополняться новыми словами, как по изученным темам, так и из обиходно-разговорного лексикона.
Работа по развитию связной речи ведётся по нескольким направлениям:
- накопление и обогащение словарного запаса;
- обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин с опорой на вопросы;
- пересказ сказок и коротких рассказов;
- умение вступать в диалог;
- разучивание стихотворений.
Задания и упражнения, которые на этом этапе предлагаются детям, рассчитаны на то, что ребёнок уже владеет простой разговорной речью и его словарный запас включает достаточное количество слов обиходно- разговорной лексики. В работе над связной речью нет деления заданий по
возрастам, т.к. приступить к ней можно лишь с учётом сформированной речевой активности ребёнка в процессе логопедических занятий, где их учат связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Т.е. критерием перехода к работе над связной речью является не возраст, а готовность ребёнка строить связные высказывания.
Совершенствование грамматического строя речи
Совершенствование должно осуществляться постоянно, поскольку это необходимо для овладения речью в целом: для накопления словаря и для развития звуковой стороны. Необходимо основное внимание уделять активизации слов ребёнка, а для этого все слова, которыми пользуется ребёнок, и те, которыми он только овладеет, полезно включать в уже сформированные грамматические модели. Давать конкретные задания по развитию грамматического строя речи рекомендуется с четырёх — пяти лет, когда у детей сформирована готовность усваивать грамматические формы существительных, глаголов и прилагательных:
- «один — много»;
- употребление существительных в косвенных падежах;
- употребление предложно-падежных конструкций;
- «назови маленький предмет»;
- согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде;
- согласование числительных (2 и 5) с существительными;
- образование глаголов движения с помощью приставок при-, у-, пере-, вы.
Особая роль в воспитании и обучении ребёнка принадлежит семье.
Отметим основные моменты, которые должны учитывать родители при формировании речевой функции:
• развитие понимание речи происходит путём установления связи
между произносимыми взрослыми словами и предметами, окружающими
ребёнка в домашней обстановке;
• необходимость закрепления умений и знаний, полученных на логопедических занятиях;
• поощрение любых инициативных обращений ребёнка к взрослому;
• организация домашней жизни ребёнка таким образом, чтобы он ежедневно, в одно и то же время, в специально отведенном месте имел возможность заниматься закреплением и отработкой речевых знаний и навыков, полученных на логопедических занятиях;
• ведение речевого дневника ребёнка, в котором отражается накопление им активного словаря;
• подбор игрушек и пособий с учётом их влияния на развитие речи;
• не стоит перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов;
• родителям необходимо овладеть теми жестами, с помощью которых
общается ребёнок, чтобы понять его и вступить в диалог с ним ещё до того,
как он научится общаться при помощи речи;
• родители должны следить за своей речью и контролировать произношение ребёнка;
• не стоит ограничиваться только домашним общением, т.к. лучшим
стимулом и образцом для подражания для ребёнка является речь его обычных сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП группвых фронтаных логопедических занятий с детьми имеющие нарушения ФФН
КТП группвых фронтаных логопедических занятий с детьми имеющие нарушения ФФН...
КТП группвых фронтаных логопедических занятий с детьми имеющие нарушения ФФН
КТП группвых фронтаных логопедических занятий с детьми имеющие нарушения ФФН...
Конспект открытого логопедического занятия с детьми с нарушениями письменной речи "Волшебная страна звуков и букв"
Закрепелние и дифференциация понятий звук и буква....
Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушение интеллекта
методика...
Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий с детьми с речевыми нарушениями
Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка....
Организация и содержание логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.
Логопедическое, клиническое психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых наруше...
Рабочие программы по предмету "Логопедические занятия" для обучающихся с нарушением интеллекта
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционного занятия(коррекционно – развивающей области)«Логопедические занятия»7 класс(умеренная умственная отсталость)...