Основы ранней коррекционной помощи
статья на тему
Данный материал может быть полезен студентам, педагогам, работающим в коррекционных учреждениях, а также родителям детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_ranney_kor.pomoshchi.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Незнаева Марина Николаевна
МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»
Основы ранней коррекционной помощи.
Содержание.
- Введение.
- Нарушения слуха.
- Нарушения речи.
- Нарушения зрения.
- Двигательные нарушения. Детский церебральный паралич.
- Ранний детский аутизм, РДА.
Введение.
В современном мире значительно выросло количество детей с нарушениями нормального развития: если в середине XX ст. 60-70% новорожденных были практически здоровыми, то сегодня до 40-50% детей имеют определенную склонность к изменениям в развитии. Количество детей со сложными расстройствами развития за это время почти не изменились (4-5%), их развитие может быть приближено к нормальному лишь при условии правильного воспитания и специальной учебы.
К детям с проблемами развития принадлежат дети с нарушениями интеллекта (умственное отсталые); с отклонениями в познавательном развитии (с задержанием психического развития); с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с нарушением вещания; с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием психики); с нарушениями поведения и деятельности; с тяжелыми комплексными нарушениями.
Нарушения слуха.
Из тысячи новорожденных примерно от одного до двух детей рождаются с патологией слуха или приобретают ее в период новорожденности. Не во всех случаях можно выяснить причину такого нарушения. Причиной примерно половины случаев появления нарушений слуха являются определенные факторы риска. Они могут возникать до рождения (пренатально), во время родов (перинально) или после рождения (постнатально).
При глубоких нарушениях слуха в раннем возрасте затрудняется использование речи, возникают трудности социальной адаптации, наблюдается отставание психоэмоционального развития ребенка. Поэтому, когда ребенок появляется на свет, желание каждой матери узнать: "А все ли в порядке? Какой мой человечек, хорошо ли видит, хорошо ли слышит?" И, чтобы ответить на этот вопрос, врачи гремят крышками от кастрюль, трясут громкой погремушкой. В нашей стране пока отсутствует практика проверки слуха у всех новорожденных объективными методами (т.е. при помощи приборов) прямо в родильных домах. Существует система выявления детей с нарушениями слуха по факторам риска. Однако, лишь половина детей с нарушенным слухом имеет те или иные факторы риска по тугоухости. Только беспокойство родителей или педиатра позволяет заподозрить нарушения слуха у младенца, который не имеет никаких факторов риска.
Специалисты акцентируют внимание на необходимости контроля за слухом малыша со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перенесение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование ототоксических антибиотиков. Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характере лепета. В случаях подозрений на снижение слуха у малыша необходимо обращение к врачу-сурдологу. Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять значимость раннего начала коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух-трех лет оказываются неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Целесообразно привести примеры, подтверждающие эффективность и результативность ранней работы с плохослышащим ребенком. Родителей необходимо ознакомить с закономерностями общего и речевого развития детей младенческого и раннего возраста, подчеркнуть, что для развития и слышащего, и неслышащего ребенка первый-второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирующие познание предметного мира, понимание речи, формирование ее ритмико-интонационной и звуковой стороны. Формирование этих компонентов развития после трех лет происходит с большим трудом и в более длительные сроки.
В каких же случаях родителям самим сразу следует обращаться к специалистам аудиологам? Ниже приведено нормальное слуховое развитие ребенка на первом году жизни, проверьте внимательно:
Вздрагивает ли ребенок от громких звуков в возрасте 2-3 недель?
Реагирует ли ребенок в возрасте 1-2 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?
Поворачивает ли голову в возрасте 4-5 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
Переходит ли гуление в лепет (появление слогов ба, па, ма) у ребенка в возрасте 5-6 месяцев?
Замечаете ли Вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?
Появляются ли у ребенка в возрасте 8-10 месяцев новые слоги?
Появляются ли у ребенка слова в возрасте 1 года?
Понимает ли ребенок простые просьбы (Где мама? Где мячик?) в возрасте 10 месяцев - 1 года?
Если нет перечисленных выше реакций ребенка, то необходимо пройти проверку слуха.
Первые годы жизни ребенка во многих аспектах являются критическими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков, что обусловливает первостепенную значимость раннего выявления нарушений слуха. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к инвалидизации детей. В связи с этим в Российском научном центре аудиологии и слухопротезирования Минздравмедпрома России был разработан аудиологический скрининг новорожденных (Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 29.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни»).
Согласно этому Приказу врач-неонатолог родильного дома, на основании наличия хотя бы одного из факторов Новорожденных, угрожаемых по факторам риска по тугоухости и глухоте, необходимо брать на диспансерное наблюдение в детской поликлинике по месту жительства, при этом участковый педиатр должен учитывать данные ответа родителей ребенка на анкету-вопросник, отражающий нормальные реакции младенцев на звуки.
При подозрении на снижение слуха ребенка направляют на аудиологическое обследование. При выявлении снижения слуха ребенок берется на диспансерный учет и начинается адекватная медицинская и сурдопедагогическая реабилитация.
Нарушения речи.
Речь является важнейшим средством связи между людьми и окружающим миром, хотя общение (коммуникация) между людьми возможна и на основе слуховых, зрительных и тактильных ощущений. Речевое общение возникло, как наиболее доступный и простой способ быстро и полно донести информацию от человека к человеку.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит в именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что "ребенок просто отличается своим развитием" - наивно и неразумно.
Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений.
Причинами речевых нарушений могут быть различные неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы.
Часто к дефектам речи приводят: внутриутробная патология (гипоксия плода), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус-несовместимость матери и плода, большой прием различных лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др. Сочетание таких неблагоприятных факторов во время беременности может вызывать наиболее грубые дефекты речи. Кроме этого считается, что наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений.
К речевым расстройствам могут приводить и неблагоприятные состоянии при родах: родовая травма и асфиксия у новорожденного, кровоизлияния в мозг приводят к последующим речевым нарушениям. Перенесенные в раннем возрасте различные инфекционно-вирусные заболевания, заболевания, связанные с поражением головного мозга, неблагоприятные бытовые условия, пребывание в дезадаптированной по социальному благополучию семье также может вызывать дефекты речевого развития.
Развитие речи, как и все подобные процессы, подчиняется определенным закономерностям. Очаровательные звуки и их сочетания, которые издает совсем еще крошечный малыш, являются фундаментом для будущего умения говорить. К этой цели ребенок идет по двум направлениям. Во-первых, учится воспроизводить просто звуки. А во-вторых, пытается произносить их, выражая свои потребности и чувства. Развитие речи тесно переплетено с развитием навыков общения, т.е. закладывает фундамент нормальной социальной адаптации.
Если родители выжидают, пока их ребенок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжелый речевой дефект - задержку речевого и психомоторного развития.
Чтобы этого не случилось, необходимо выявить нарушения речи еще до того, как ребенок начнет произносить первые слова. Поэтому родителям необходимо обратиться к врачу, если:
- к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
- к концу2-го месяца не произносит гортанные звукосочетания "эхэ", "экхэ", "эге";
- к концу 3-го месяца не появляются первые протяжные сочетания звуков "эй", "вэ", "эйге", т.е. не появляется лепет (сочетания звуков, неопределенно артикулируемых).
- к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают;
- к концу 5-го месяца не произносит отдельные звуки или слоги (например, "га-га-га", "ба-ба-ба"), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами предметы, которые называет мать ("Где мяч?", "Где кошка?");
- на 6-7 месяце ребенок не начинает лепетать: выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их ("ма-ма-ма", "тя-пя");
- к концу 7-го месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
- к концу8-го месяца не умеет шептать;
- к концу 9-го месяца не может повторить за взрослыми 8 различных звукосочетаний и слогов ("тик-так", "бух", "дай"), а в лепете не выделяются отдельные многократные повторяемые слоги ("ма-ма", "да-да");
- к концу 10-го месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия ("нет-нет") или помахать рукой в знак прощания;
- к 1 году не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не способен выполнить простейшие просьбы (например, при словах "принеси мне мяч" не может отыскать его и принести), не произносит осмысленно определенные звуки или слоги. соотнося их с определенными людьми, например "ав-ав" (собака), "га-га" (гуси), "дай", "баба", "дядя", "тетя", "би-би" (машина).
Этапы развития речи
2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);
7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);
9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);
2-3 года: появляются первые предложения;
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.
Итак, признаки нарушений речи в младенческом возрасте:
к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
Нарушения зрения.
Родившись, малыш попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Слух является базовым для развития речи, а зрительная информация, совместно с другими, - основой мышления. Основную информацию об окружающем мире дети получают до трех лет, и более 90 % этой информации - с помощью зрения. Вот почему важно рассмотреть вопрос о нарушениях зрения.
Чаще всего встречаются такие формы зрительной недостаточности, как амблиопия и косоглазие, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), близорукий и дальнозоркий астигматизм, нистагм. У преобладающего большинства детей эти нарушения - врожденные.
Даже небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвета окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого - у него есть опыт и знания. У маленького ребенка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое пятно. Только многократно воспринимая предметы, малыш начинает их выделять.
Характерной особенностью при нарушении зрения являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей. Ребенок, получающий нечеткую зрительную информацию об окружающем мире, не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, возможны нарушения осанки. Могут быть ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие действительности, окружающих.
Признаки нарушения зрения:
К врачу следует обратиться в том случае, если:
- К концу 1 месяца ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево.
- К концу 2 месяца не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону.
- К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда звенит колокольчик.
- К концу 7 месяца не может стучать кубиком по столу.
- К концу 8 месяца не прислушивается к разговору взрослых.
- К концу 9 месяца не может стучать кубиком об кубик
- К концу 10 месяца не сбрасывает игрушки со стола.
- К концу 12 месяца не проявляет интерес к машинам.
- К концу 15 месяца не пытается отыскать игрушку, например, машинку, которую спрятали от него на его глазах.
- Если к концу 24 месяца не может отличить съедобное от несъедобного.
- К концу 32 месяца не может выложить кубики в одну линию.
Зрение играет ключевую роль в раннем развитии детей. Серьезное зрительное нарушение, врожденное или возникшее рано, может самым драматическим образом повлиять на общее развитие ребенка. Области функционирования, наиболее зависимые от развития зрения, в которых зрение играет очень важную роль и которые могут вторично нарушаться у ребенка со зрительными нарушениями: общий уровень бодрствования, общение, моторика, включая глазодвигательные функции, ориентация в пространстве, умение сохранять равновесие, спонтанное обучение, развитие языка, взаимоотношения со сверсниками и эмоциональная сфера. Для младенцев наиболее актуальны, в плане использования зрения и опасности возникновения вторичных нарушений, такие области функционирования как общий уровень бодрствования, общение, моторика, включая глазодвигательные функции, ориентация в пространстве и умение сохранять равновесие.
Двигательные нарушения.
Детский церебральный паралич.
К двигательным нарушениям относится ДЦП. Под словосочетанием "детский церебральный паралич" (ДЦП) понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства непрогрессирующие, т.е. появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.
Двигательные нарушения обычно представлены слабостью в определенной группе мышц, из-за чего нарушена походка, движение руками или, например, запрокидывается шея; так же возможны так называемые гиперкинезы - резкие стереотипные движения в руках, ногах, мимический мускулатуре, которые с трудом контролируются больным. В ряде случаев при ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи.
Название "церебральный паралич" (или "детский церебральный паралич") объединяет целую группу состояний, при которых нарушаются движения и способность контролировать положение тела в пространстве. Ребенок с церебральным параличом не может управлять своими движениями так же, как другие дети, поэтому у него не получается, например, дотянуться до игрушки, захватить ее и крепко держать, или он не может научиться самостоятельно садиться, ползать и ходить. Его движения и походка всегда будут отличаться от движений и походки других детей.
Симптомы детского церебрального паралича.
Проявления детского церебрального паралича преимущественно мало заметны в раннем детстве, но становятся более очевидными при созревании нервной системы ребенка. Ранние признаки развития ДЦП включают:
- Задержку достижения таких вех развития как контроль головы, переворачивание, достижение предметов рукой, сидение без поддержки, ползание или ходьба.
- Удерживание "детских" или "безусловных" рефлексов, которые в норме исчезают через 3-6 месяцев после рождения.
- Преобладающее использование одной руки (праворукость или леворукость) к возрасту 18 месяцев. Это указывает на слабость или патологический мышечный тонус одной стороны, и может быть одним из ранних признаков ДЦП.
Клинические проявления и проблемы, связанные с ДЦП могут колебаться от очень незначительных к очень выраженным. Тяжесть проявлений связана с массивностью повреждения мозга. Эти проявления могут быть очень незначительными, заметными лишь для профессионалов медиков, или могут быть явными и очевидными для родителей и других окружающих людей.
Патологический мышечный тонус. Мышцы могут быть очень тугими (спастичными) или чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения тонуса конечности могут находиться в непривычном и невыгодном положении. Например, спастичные мышцы ног могут привести к перекрещению ног, напоминающее ножницы.
Патологические движения. Движения могут быть непривычно резкими, внезапными или медленными и червеобразными. Они могут быть неконтролируемыми или бесцельными.
Скелетные деформации. Больные детским церебральным параличом часто имеют укорочение конечности на пораженной стороне. Если это не корригировать хирургическим образом или с помощью определенного устройства, это может вызвать перекос таза и формирования сколиоза (искривления позвоночника).
Контрактуры суставов. У пациентов с детским церебральным параличом часто движения в суставах становятся тугими, с ограниченной амплитудой движений. Это вызывается неравномерным давлением (усилием) на сустав разных мышечных групп за счет изменения их тонуса и силы.
Задержка умственного развития. Некоторые, хотя далеко не все дети с ДЦП имеют задержку умственного развития. Преимущественно, чем более выраженная умственная задержка, тем высший общий уровень инвалидности ребенка.
Судороги. Третья часть детей с ДЦП имеют судороги. Судороги могут начаться в раннем возрасте или через несколько лет после повреждения мозга, которое послужило причиной церебрального паралича. Физические проявления судорог могут быть частично замаскированными патологическими произвольными движениями.
Проблемы с речью. Речь частично зависит от движений языка, губ и горла. Некоторые дети с церебральными параличами не могут нормально управлять этими мышцами и таким образом не могут нормально разговаривать.
Проблемы с глотанием. Глотание является очень сложной функцией, которая требует точного взаимодействия многих групп мышц. Пациенты с ДЦП, которые не могут достаточно контролировать работу этих мышц имеют проблемы с сосанием, с приемом пищи и жидкости, контролем выделения слюны. У них часто развивается слюнотечение. Это может сопровождаться риском аспирации - вдыхания в легкое пищи или жидкости через рот или нос. Это может обусловить развитие инфекции или даже удушие ребенка.
Потеря слуха. Частичная потеря слуха не является редкой при церебральных параличах. Ребенок может не откликаться на звуки или иметь задержку развития речи.
Нарушения зрения. Три четверти детей с церебральными параличами имеют косоглазие (страбизм), то есть отклонения наружу или вглубь одного глаза. Это вызвано слабостью мышц, контролирующих движения глаз. Эти люди часто страдают близорукостью. Если косоглазие своевременно не корригировать, оно с течением времени может послужить причиной серьезных проблем со зрением.
Проблемы с контролем испражнения и мочеиспускания. Они обусловлены недостаточностью контроля над работой соответствующих групп мышц.
Если ребенок родился недоношенным, с низкой массой тела, или перенес определенные осложнения во время беременности или родов за ним необходимо внимательно следить родителям и врачам для выявления признаков формирования церебральных параличей. Ниже указанные симптомы служат достаточным поводом, чтобы обратиться к врачу:
- Ребенок имеет судороги
- Движения ребенка выглядят необычно неуклюжими, толчкообразными не координированными, или медленными и червообразными
- Мышцы ребенка выглядят чрезмерно напряженными, или, наоборот расслабленными и мягкими
- Ребенок не мигает глазами в ответ на громкий звук в возрасте одного месяца
- Ребенок не поворачивает свою голову в направлении звука в возрасте 4 месяцев
- Ребенок не достигает рукой за игрушкой в возрасте 4 месяцев
- Ребенок не сидит без поддержки в возрасте 7 месяцев
- Ребенок не говорит слов в возрасте 12 месяцев
- Ребенок имеет косоглазие (страбизм - один глаз направленное вглубь, или наружу)
- Ребенок не ходит, или ходит с тугой или ненормальной походкою, как например походка на пальцах.
Это лишь некоторые из наиболее очевидных симптомов которые могут указывать на развитие детского церебрального паралича. Необходимо проконсультироваться с врачом относительно всех проблем, которые могут быть вызваны недостаточным контролем над работой мышц и движениями.
Сопутствующие нарушения при ДЦП.
Церебральный паралич возникает из-за повреждения тех частей центральной нервной системы, которые "отвечают" за управление движениями. Но у ребенка могут быть повреждены и другие отделы мозга, управляющие другими функциями. В этом случае у ребенка будут какие-либо сопутствующие нарушения.
Например, при поражении отделов мозга, которые занимаются обработкой зрительной информации, у ребенка будет развиваться нарушение зрения. У детей с церебральным параличом может нарушаться контроль за движениями глаз, поэтому приблизительно у половины из них наблюдается косоглазие.
Иногда у таких детей диагностируют тугоухость. Зрение и слух очень важны для развития, поэтому, если у вашего малыша церебральный паралич, ему обязательно нужно проверить слух и зрение.
Достаточно часто у детей с церебральным параличом бывают судороги. В этом случае ребенку необходимо правильно подобрать специальные противоэпилептические лекарства, и сделать это может только врач после специального обследования. Любой разумный человек понимает, что длительный прием лекарств может нанести ребенку вред, но в случае судорог это совершенно необходимо, из-за того, что повторные припадки могут сказаться на развитии ребенка.
Многим родителям детей с церебральным параличом трудно их кормить. Такие младенцы иногда не могут сосать грудь или соску, а позже им трудно научиться брать пищу с ложки, жевать, они могут поперхнуться, когда пытаются что-то проглотить. Эти трудности связаны с нарушениями движений языка, губ и с нарушением глотания. Когда малыш уже проглотил пищу, он может неожиданно срыгнуть. Частые срыгивания могут оказаться серьезной проблемой из-за постоянного раздражения стенок пищевода кислым содержимым желудка. Поэтому важно правильно подобрать позу, для кормления ребенка. Ни в коем случае малыш не должен есть, запрокинув голову или прижав подбородок к груди! Необходимо правильно подобрать консистенцию пищи: сделать ее такой, чтобы ребенок не захлебывался, если она жидкая, и не давился, если она чересчур густая. Из-за трудностей с кормлением ребенок с церебральным параличом может плохо прибавлять в весе. Тогда следует проконсультироваться с педиатром, который поможет правильно подобрать диету.
Двигательные нарушения ребенка отражаются на работе дыхательного аппарата, на голосообразовании, артикуляции, мимике и жестах, которыми он пытается пользоваться для общения с окружающими. Например, ребенку со спастической диплегией может быть трудно произносить звуки, его вокализации тихие, мимика обеднена, он мало пользуется жестами, потому что ему трудно двигаться. При гиперкинетических формах церебрального паралича ребенок постоянно находится в движении, гримасничает, много двигает руками, часто издает звуки. В таких случаях детей трудно понять, они пытаются общаться с нами необычно - не так, как другие дети. Для развития ребенка очень важно научиться понимать его "сигналы", нужно внимательно наблюдать за поведением малыша, чтобы понять, когда он хочет продолжать какое-то действие или игру, а когда протестует.
Движение, гримаса удовольствия или неудовольствия, плач, особый звук - все это может быть началом диалога малыша с вами, началом развития его способностей общаться с окружающими.
У половины детей с церебральным параличом нарушено интеллектуальное развитие, и их способность к обучению снижена. Однако точный прогноз возникновения нарушений в когнитивном (интеллектуальном, или умственном) развитии крайне труден, а в раннем возрасте невозможен.
Очень важно помнить о том, что любой ребенок развивается, активно взаимодействуя с окружающим миром. Ребенок с обычным развитием делает это естественным путем, и нередко даже родители не замечают, где и когда он успел чему-то научиться. Если же у малыша церебральный паралич, то для успешного обучения ему нужна помощь. Простая игра поможет ему многое узнать о мире. А если бы все это время он провел в кровати или просидел бы на диване, перебирая погремушки - единственный вид игрушек, в которые он может играть самостоятельно, - это было бы не так полезно для его развития.
Ранний детский аутизм, РДА.
Для аутизма характерны серьезные и глубокие ограничения ряда важных направлений развития: социальное взаимодействие, общение, а также поведение и воображение. Для установления диагноза аутизм, необходимо чтобы поведенческие симптомы по всем вышеозначенным направлениям появились до достижения ребенком возраста трех лет. Несмотря на то, что родители, часто отмечают какие-либо отклонения уже в грудном возрасте, сложно диагностицировать аутизм до восемнадцатимесячного возраста. Это связано с тем, что поведенческие отклонения, используемые для установления диагноза, не проявляются до этого возраста
Особенности психического развития детей при разных формах аутизма разнообразны.
О. С. Никольская выделяет два основных патогенных фактора, проявляющихся с рождения аутичного ребенка:
- нарушение возможности активно взаимодействовать со средой;
- снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром.
Первый фактор дает о себе знать и через снижение жизненного тонуса, и через трудности в организации активных отношений с миром. Сначала он может проявиться как общая вялость ребенка, который не требует внимания к себе, такие дети удивляют отсутствием любопытства, интереса к новому. Активность ребенка распределяется неравномерно, большие трудности возникают при попытках организовать поведение, сосредоточить внимание.
Второй фактор проявляется как болезненная реакция на обычный звук, цвет, свет или прикосновение - такие дети в младенческом возрасте не принимают "позу готовности", когда их берут на руки, могут бурно реагировать на некоторые звуки, отказываться носить одежду определенного цвета, или сделанную из определенного материала, при рисовании "табуировать" некоторые цвета. Второй фактор проявляется также в повышенной ранимости при контакте с другими людьми - так, для таких детей характерна быстрая утомляемость, пресыщение общением, даже приятным для них. Сохранение визуального контакта с ребенком возможно на очень непродолжительное время. Также дети склонны "застревать" на неприятных впечатлениях, формировать жесткую избирательность в общении, создавать систему запретов и страхов.
Как проявляется аутизм?
1. Социальное взаимодействие
При аутизме наиболее ярко бросаются в глаза сложности социального взаимодействия. Начиная с очень раннего возраста, у ребенка могут возникнуть сложности в использовании и понимании взглядов, выражений лица, жестов, словесной интонации и т.п. при контакте с другими людьми.
2. Коммуникация
Речевое развитие также отличается своеобразием. Речь не используется (или недостаточно используется) в коммуникативных целях. Темпы развития речи неравномерны и асинхронны. Фразовая речь формируется с задержкой, часто без предшествующего лепетного периода и этапа появления отдельных слов, отличается отсутствием звукоизобразительных и звукоподражательных слов в раннем возрасте.
3. Поведение
У аутичных детей обычно ограничен спектр поведений, интересов и действий, которые выполняются стереотипно и с повторением. Например, ребенок может интенсивно крутить колеса игрушечной машины или раз за разом выставлять свои игрушки в ряд одну за другой, при этом, не играя в спонтанные и разнообразные символические и ролевые игры. Часто наблюдаются привязанность к различным предметам или сложные привычки и ритуалы, которые должны выполняться одинаково от раза к разу. Отход от такой привычки или ритуала может привести к вспышке отчаяния или гнева. У аутичных детей часто наблюдается непрерывное размахивание руками, качание взад-вперед и хождение на цыпочках.
Помимо специфичного поведения по трем вышеозначенным направлениям, при аутизме часто встречаются и прочие симптомы: повышенная или пониженная чувствительность к некоторым типам звуков, прикосновений, запахов и т.п., периоды гиперактивности, проблемы со сном и аппетитом и т.п. Наличие вышеозначенных симптомов не обязательно при установке диагноза аутизм.
Описание ранних проявлений РДА.
Неразделенность внимания. На первом году жизни, когда ребенок начинает отчетливо вглядываться и разглядывать окружающий мир, его пристальное внимание к каким-то предметам скорее радует, чем огорчает. Но насторожить может то, что младенец «завороженно» смотрит на один и тот же предмет, не переводя взгляда на лицо матери, не обращая его на что-то другое, может быть, любимую игрушку, появившуюся в поле зрения. Чаще всего это светящиеся или вращающиеся предметы, они приковывают надолго. Обратите внимание: предметы, а не лица людей, их движения, действия. Это важно.
Ребенок словно не нуждается в комфорте, иногда мамы говорят: «он был такой спокойный, совсем не плакал, даже мокрый, «пальчик засунул в спинку кровати, больно ведь, а не плачет…». Не огорчается, не устает, как будто бы не чувствует голода, боли, т. е. даже когда очень плохо, ребенок не сигнализирует об этом. И это тоже остается его характерной чертой вплоть до взрослой жизни.
Особенности игры. В 2-3 месяца, ухватив предложенную игрушку, удерживает ее очень долго, а, выронив, теряет к ней интерес. Несколько позже, уже в манеже, не ищет игрушку сам, перебирает рядом лежащие. Вообще испытывает затруднения в выборе действия. При этом у ребенка нет нарушения движения, как в случае детского церебрального паралича. Но ему приходится показывать, КАК удобнее сесть на стул или поднять что-то с пола. Одна мама рассказала это так: «я учила его всяким движениям. Если он сползал с одеяла на поляне, я должна была помочь ему вернуться. Если он что-то терял из рук, он словно не знал, как это взять обратно». Игра маленького ребенка на первом году жизни — перебирание, выбрасывание, вообще манипуляции с предметами. Но у ребенка с РДА эта игровая деятельность длится гораздо дольше и чаще в виде кручения, вращения мелких игрушек, веревочек и подобных вещей. Он может долго и тщательно выстраивать в ряд определенные предметы и не позволяет этот ряд нарушить. У каждого аутичного ребенка могут быть свои особые игровые пристрастия, но важно главное — в игре нет фантазии, это скорее именно деятельность, работа. И вмешательства постороннего в эту свою работу он очень не любит, вплоть до агрессивности.
Сильно выраженное стремление к тождеству, т. е. поддержанию одинаковости в окружающей обстановке. Очень часто внешне трудно объяснимые капризы и плач ребенка могут быть связаны с тем, что в комнате что-то передвинули или какие-то мелочи положили не там.
Отсутствие подражания взрослым также может обратить на себя внимание в довольно раннем возрасте (не машет ручкой «до свиданья», не повторяет каких-то бытовых домашних действий родителей.
Почти всегда позднее развитие речи и ее особый характер, как в произношении (интонации, ритм), так и в форме и содержании речи. Часто родители не могут понять ребенка не столько потому, что речь нечеткая, а скорее вследствие ее неопределенности. «Ты хочешь яблоко?» — «Ты хочешь…» (такое повторение слова или части предложения называется эхолалией). Речь — как эхо, «ты» вместо «я» и целый ряд других особенностей делают речь даже говорящего ребенка «некоммуникативной», т. е. она не служит целям общения, а развивается скорее как монолог, правда, зачастую очень насыщенный и внешне информативный: ребенок может наизусть цитировать поэмы и сказки, статьи из энциклопедий и инструкции, рассказывать расписание поездов и пр.
Список используемой литературы:
- «Выявление детей с подозрением на снижение слуха.
Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст»
Методическое пособие. Москва 2002
Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д., Загорянская М.Е.,
Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Румянцева М.Г.
- «Как помочь детям с нарушением зрения»
Миляуша Гимадеева
3. Программа для занятий "Маленькие ступеньки"
http://www.gold-child.ru/metod/ds-st1.html
- Архипова Е.Ф. «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период)». - М., 1989.
- Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В.
«Детские церебральные параличи.» - Киев, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
Психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к уч...
программа по логоритмике в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях дома ребенка "Логоритмика для малышей"
программа составлена для детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка....
Формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладениинеспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том,что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматри...
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС...
МИФ - ОСНОВА РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ.
Древняя мифология...
Технологическая карта занятия "Миф – основа ранних представлений о мире"
Технологическая карта занятия "Миф – основа ранних представлений о мире" может быть использована для проведения занятий по дисциплине Искусство (МХК) с обучающимися ОО СПО или в 10 классе общеоб...
Конспект занятия по теме "Первая помощь.Правовые основы оказания первой помощи"
Конспект занятия кружка "Юный доктор" по теме "Первая помощь"- понятие и правовые основы рказания первой помощи....