Конспект занятия "Автоматизация звука [р]"
план-конспект на тему
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука р с использованием СОТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s_ispolzovaniem_prezentatsii.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с использованием презентации.
Класс: 1
Тема учебного занятия: Автоматизация звука [р] в словах и фразах
Продолжительность учебного занятия: 20 минут
Тип учебного занятия: индивидуальное коррекционное занятие
Цель: автоматизация произношения звука Р
Задачи:
Образовательная:
- расширение словаря;
коррекционная:
- совершенствование артикуляционной моторики;
- закрепление правильного произношения звука Р;
- развитие фонематической стороны речи;
воспитательная:
- воспитывать любознательность, творческое воображение, навыки самоконтроля, организованность в работе.
Оборудование: зеркало, авторская презентация и соответствующее мультимедийное оборудование для ее демонстрации.
Ход учебного занятия.
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||
I. Орг. момент | 1 мин. | Развитие слухового внимания, словаря (по теме «Зима») организация начала деятельности. | знать правила речи, | уметь дать ответ | словесная инструкция | индивидуальная | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||
Организует начало занятия. - Вспомним правила речи: Логопед дает инструкцию: - Какое сейчас время года? - Назовите признаки зимы. Зима какая? | Слушает и выполняют инструкции. Хором говорят правила: Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать, Все правильно и внятно Чтоб всем было понятно. Называет слова-признаки: Зима (какая?) – снежная, морозная, холодная, белая… | |||||||||||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||
II. Речевая зарядка
| 4 мин. | Подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата | знать упражнения для языка и губ, упр. на силу выдоха и длительность | уметь выполнять арт. упр., выдыхать направленную сильную воздушную струю | словесные и наглядные | индивидуальная | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||
Дает инструкции: - Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения. Что ты будешь делать?
Затем проводится дыхательная гимнастика: подуть на снежки Подводит итог этапа работы: - Мы подготовили артикуляционный аппарат. | Выполняет артикуляционные упражнения по словесной инструкции и показу. Выполняет упражнение на дыхание | |||||||||||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||
III. Работа по теме урока | 15 минут | закрепление правильного произношения звука Р; 0развитие фонематической стороны речи; | знать артикуляцию звука | уметь дать характеристику звука; четко и правильно произносить звук в словах и фразах | игровой наглядный | индивидуальная | Работа со слайдами презентации. | |||||||||||
- Сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие. А на чем можно путешествовать? Назови различные виды транспорта. Ребенок называет свои варианты, затем логопед показывает иллюстрации с различным транспортом (слайд 1). - Итак, мы отправляемся в путешествие, а вместе с нами будет путешествовать веселый снеговик. Он приглашает нас прогуляться по зимней лесной тропинке, а тропинка та непростая - это волшебная Тропинки загадок: (слайд 2) Тропинка загадок нырнет под мосток И вы попадете в Играй – городок - (Раздается звонок колокольчика). Слышишь, что это? Звенит колокольчик. Ведь мы на тропинке загадок, и если звенит колокольчик, то, значит, мы чуть не прошли мимо загадки. Загадываются загадки; к отгадкам – картинки; перед каждой новой загадкой звенит колокольчик. Варианты загадок: Слайд 3:
Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он (жираф). Слайд 4
Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит (крокодил) Слайд 5
Тропинка загадок бежит под мосток – (слайд 6) И мы попадаем в Играй – городок. (слайд 7) - Я расскажу тебе сейчас историю, которая случилась однажды в Играй – городке. Встретились на лесной полянке два зверя и захотели познакомиться. (слайд 8) - Ты кто? – спросил один из зверей? - Тигренок. А ты? - …ысенок. - Кто – кто? - …ысенок. Подумал – подумал Тигренок, в затылке почесал, но так и не догадался, кто это. Тогда он решил спросить по-другому: - А мама у тебя кто? - …ысь - А папа? - Тоже …ысь - Тогда я ничего не понимаю. - Почему? - Да потому что нет такого зверя! - Как нет? А я? - Ну тогда ты неправильно говоришь! Какой-то звук не выговариваешь! - Как по-твоему, какой звук не умеет говорить этот зверь? - А что это за зверь? Тут и Тигренок догадался: - Я, кажется, знаю, что нужно делать! - Что? – испугался Рысенок. - Да ты не пугайся: мы сейчас попросим ребят и зверят, чтобы они помогли тебе научиться выговаривать звук Р. Логопед обращается к ребенку: - Давай поможем Рысенку: вспомни, как должны работать органы артикуляции при произнесении звука Р и расскажи это Рысенку. Ребенок с помощью логопеда проводит анализ артикуляции звука: Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит, посередине языка идет сильная струя. Рысенок благодарен нам за объяснение, но он пока не научился выговаривать трудный звук – ему надо потренироваться. Для этого Тигренок с Рысенком побежали на Поляну игр. На поляне собралось уже много разных животных. (слайд 9)Они закрыли свои мордочки лапками, теперь это не лапки, а дверки в домиках. Давай и мы поиграем вместе со зверюшками: встань и закрой рот руками – ты в домике. Логопед произносит стихотворение: Не стучите в эти двери, Спят уже, наверно, звери. Если будете стучаться – Звери могут разрычаться Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р! В конце стихотворения логопед легонько постукивает в «двери зверушек». Ребенку нужно выглянуть из своего домика и зарычать. Всем зверятам очень понравилась эта игра, даже у Рысенка уже стало немного получаться выговаривать звук Р. И тут, вдруг, Тигренок как закричит: Ой! - Что с тобой случилось, - стали спрашивать звери. - Меня кто-то больно укусил за нос. Звери стали искать, кто же обидел Тигренка, и увидели большого комара. (слайд 10) - З-з-з, звенел комар. Я тоже игру зззнаю! Я тоже играть хочу! - Давай поиграем с комаром, чтобы он не обижался: Дарики, дарики, Ай да комарики! Вились, кружились, Да в ушко вцепились – Кусь! При повторном повторении стихотворения вместо ушка будет щечка, ручка, ножка и т.д. Весело поиграли зверята с комаром. Не заметили, как подлетела сорока (слайд 11), да как затрещит: - Ире купили четыре юлы! Ире купили четыре юлы! Ире купили четыре юлы! - Погоди, сорока; говорят зверята. Про какую это Иру ты говоришь? - Ни про какую ни про Иру – скороговорка это! И я ее могу хоть 300 раз повторить и не запнусь! - Ну и расхвасталась ты, сорока, сказал Тигренок. Давайте и мы попробуем повторить эту скороговорку. Ребенок повторяет скороговорку с логопедом, затем самостоятельно. Вдруг сорока снова затрещала: - Свиристель сел на ель! Свиристель сел на ель! - А это что, тоже скороговорка,- спросил Тигренок. - Да, - заважничала сорока, и стала хвастаться, что знает очень много скороговорок. А Тигренок ей отвечает: - Ну и хвастунья ты, сорока! Ты, думаешь, одна скороговорки знаешь? Да я их тоже много знаю; коротких и длинных, легких и трудных. Я даже про тебя, сорока, скороговорку знаю: Три сороки – три трещотки Потеряли по три щетки. Три сегодня, три вчера, Три – еще позавчера! Много уже лесных жителей собралось на поляне игр. Всем было очень весело. Но тут зверята увидели, что солнышко уже скрывается за горизонтом, наступает вечер и все пошли домой. Друзья договорились, что завтра они снова соберутся на поляне игр и будут вместе играть и помогать Рысенку научиться лучше выговаривать звук. Р. | ||||||||||||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||
IV. Подведение итогов. Оценка речи и деятельности
| 1 мин. | Обобщение результатов деятельности на уроке | уметь дать самооценку | рефлексия | индивидуальная | Слайд №12 из авторской презентации | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||
Подводит итог (слайд 12). Дает оценку: | Анализирует. Отвечает на вопросы, подводя итог деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."
Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....
конспект урока "Звук и буква У"
Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"
Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....
Конспект урока - "Звук "С"
Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...
Конспект занятия "Звук Ж"
Данный конспект составлен к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...
план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....