Конспект занятия "Автоматизация звука [р]"
план-конспект на тему

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука р с использованием СОТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического  занятия   с использованием  презентации.

Класс: 1  

Тема учебного занятия: Автоматизация звука [р] в словах и фразах 

Продолжительность учебного занятия: 20 минут

Тип учебного занятия: индивидуальное коррекционное занятие

Цель: автоматизация произношения звука Р

Задачи:

 Образовательная:

  • расширение словаря;

коррекционная:

  • совершенствование артикуляционной моторики;
  • закрепление правильного произношения звука Р;
  • развитие фонематической стороны речи;

воспитательная:

  • воспитывать любознательность, творческое воображение, навыки самоконтроля, организованность в работе.

Оборудование:  зеркало, авторская презентация и соответствующее мультимедийное оборудование для ее демонстрации.

Ход учебного занятия.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

I. Орг. момент

1 мин.

Развитие слухового внимания, словаря (по теме «Зима») организация начала деятельности.

знать правила речи,

уметь дать ответ

словесная инструкция

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организует начало занятия.

- Вспомним правила речи:

Логопед дает инструкцию:

- Какое сейчас время года?

- Назовите признаки зимы. Зима какая?

Слушает и выполняют инструкции.

Хором говорят правила:

Говорим всегда красиво,

правильно, неторопливо

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

Называет слова-признаки:

Зима (какая?) – снежная, морозная, холодная, белая…

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

II. Речевая зарядка

 

 4 мин.

Подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата

знать упражнения для языка и губ, упр. на силу выдоха и длительность

уметь выполнять арт. упр., выдыхать направленную сильную воздушную струю

словесные и наглядные

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает инструкции:

- Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения. Что ты будешь делать?

  • Пошлепали непослушный язычок зубами, а затем оставили его спокойно лежать на нижней губе;
  • Вкусное варенье;
  • Чистим верхние зубы;
  • Красим потолочек в домике у язычка;
  • Лошадка;
  • Моторчик

Затем проводится дыхательная гимнастика: подуть на снежки

Подводит итог этапа работы:

- Мы подготовили артикуляционный аппарат.

Выполняет артикуляционные упражнения по словесной инструкции и показу.

Выполняет упражнение на дыхание

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

III. Работа по теме урока 

15 минут

закрепление правильного произношения звука Р; 0развитие фонематической стороны речи;

знать артикуляцию звука

уметь дать характеристику звука; четко и правильно произносить звук в словах и фразах

игровой

наглядный

индивидуальная

Работа со слайдами презентации.

- Сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие. А на чем можно путешествовать? Назови различные виды транспорта.

Ребенок называет свои варианты, затем логопед показывает иллюстрации с различным транспортом (слайд 1).

- Итак, мы отправляемся в путешествие, а вместе с нами будет путешествовать веселый снеговик. Он приглашает нас прогуляться по зимней лесной тропинке, а тропинка та непростая - это  волшебная Тропинки загадок: (слайд 2)

Тропинка загадок нырнет под мосток

И вы попадете в Играй – городок

- (Раздается звонок колокольчика). Слышишь, что это? Звенит колокольчик. Ведь мы на тропинке загадок, и если звенит колокольчик, то, значит, мы чуть не прошли мимо загадки.

Загадываются загадки; к отгадкам – картинки; перед каждой новой загадкой звенит колокольчик.

Варианты загадок:

Слайд 3:

  • Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он (жираф).

Слайд 4

  • По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит (крокодил)

Слайд 5

  • Что за коняшки – на всех тельняшки? (Зебра)

Тропинка загадок бежит под мосток –  (слайд 6)

И мы попадаем в Играй – городок. (слайд 7)

- Я расскажу тебе сейчас историю, которая случилась однажды в Играй – городке.

Встретились на лесной полянке два зверя и захотели познакомиться. (слайд 8)

- Ты кто? – спросил один из зверей?

- Тигренок. А ты?

- …ысенок.

- Кто – кто?

- …ысенок.

       Подумал – подумал Тигренок, в затылке почесал, но так и не догадался, кто это. Тогда он решил спросить по-другому:

- А мама у тебя кто?

- …ысь

- А папа?

- Тоже …ысь

- Тогда я ничего не понимаю.

- Почему?

- Да потому что нет такого зверя!

- Как нет? А я?

- Ну тогда ты неправильно говоришь! Какой-то звук не выговариваешь!

     - Как по-твоему, какой звук не умеет говорить этот зверь?

- А что это за зверь?

 Тут и Тигренок догадался:

- Я, кажется, знаю, что нужно делать!

- Что? – испугался Рысенок.

- Да ты не пугайся: мы сейчас попросим ребят и зверят, чтобы они помогли тебе научиться выговаривать звук Р.

Логопед обращается к ребенку:

- Давай поможем Рысенку: вспомни, как должны работать органы артикуляции при произнесении звука Р и расскажи это Рысенку.

Ребенок с помощью логопеда проводит анализ артикуляции звука:

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит, посередине языка идет      сильная струя.

Рысенок благодарен нам за объяснение, но он пока не научился выговаривать трудный звук – ему надо потренироваться. Для этого Тигренок с Рысенком побежали на Поляну игр. На поляне собралось уже много разных животных. (слайд 9)Они закрыли свои мордочки лапками, теперь это не лапки, а дверки в домиках. Давай и мы поиграем вместе со зверюшками: встань и закрой рот руками – ты в домике.

Логопед произносит стихотворение:

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери.

Если будете стучаться –

Звери могут разрычаться

Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р!

В конце стихотворения логопед легонько постукивает в «двери зверушек». Ребенку нужно выглянуть из своего домика и зарычать.

Всем зверятам очень понравилась эта игра, даже у Рысенка уже стало немного получаться выговаривать звук Р. И тут, вдруг, Тигренок как закричит: Ой!

- Что с тобой случилось, - стали спрашивать звери.

- Меня кто-то больно укусил за нос.

Звери стали искать, кто же обидел Тигренка, и увидели большого комара. (слайд 10)

- З-з-з, звенел комар. Я тоже игру зззнаю! Я тоже играть хочу!

- Давай поиграем с комаром, чтобы он не обижался:

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, кружились,

Да в ушко вцепились – Кусь!

     При повторном повторении стихотворения вместо ушка будет щечка, ручка, ножка и т.д.

Весело поиграли зверята с комаром. Не заметили, как подлетела сорока (слайд 11), да как затрещит:

- Ире купили четыре юлы! Ире купили четыре юлы! Ире купили четыре юлы!

- Погоди, сорока; говорят зверята. Про какую это Иру ты говоришь?

- Ни про какую ни про Иру – скороговорка это! И я ее могу хоть 300 раз повторить и не запнусь!

- Ну и расхвасталась ты, сорока, сказал Тигренок. Давайте и мы попробуем повторить эту скороговорку.

Ребенок повторяет скороговорку с логопедом, затем самостоятельно.

Вдруг сорока снова затрещала:

- Свиристель сел на ель! Свиристель сел на ель!

- А это что, тоже скороговорка,- спросил Тигренок.

- Да, - заважничала сорока, и стала хвастаться, что знает очень много скороговорок.

А Тигренок ей отвечает:

- Ну и хвастунья ты, сорока! Ты, думаешь, одна скороговорки знаешь? Да я их тоже много знаю; коротких и длинных, легких и трудных. Я даже про тебя, сорока, скороговорку знаю:

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки.

Три сегодня, три вчера,

Три – еще позавчера!

Много уже лесных жителей собралось на поляне игр. Всем было очень весело. Но тут зверята увидели, что солнышко уже скрывается за горизонтом, наступает вечер и все пошли домой. Друзья договорились, что завтра они снова соберутся на поляне игр и будут вместе играть и помогать Рысенку научиться лучше выговаривать звук. Р.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

IV. Подведение итогов. Оценка речи и деятельности

 

 1 мин.

Обобщение результатов деятельности на уроке

уметь дать самооценку

 рефлексия

индивидуальная

Слайд №12 из авторской презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подводит итог (слайд 12). Дает оценку:

Анализирует.

Отвечает на вопросы, подводя итог деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....

конспект урока "Звук и буква У"

Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"

Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....

Конспект урока - "Звук "С"

Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Конспект занятия "Звук Ж"

Данный конспект составлен  к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи  с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...

план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"

Урок содержит  элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....