урок в 10 классе по теме "Семья и быт"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) по теме
разработка технологической карты урока по теме "Семья и быт" в технологии РКМЧП и учебная презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока "Семья и быт" в 10 кл | 32.46 КБ |
учебная презентация к уроку "Семья и быт" 10кл | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №18 с Харагун, Хилокский район, Забайкальский край
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе,
учителя Григорьевой И.Ю. в рамках аттестации
тема урока: Семья и быт
место урока: 38 и 39 уроки по рабочей программе, 2 урока в теме
тип урока: урок - исследование, урок - практикум
оборудование урока: учебник, печатные материалы, презентация
цель уроков: проанализировав изучаемые аспекты, доказать значимость социального института семьи и необходимости бережного отношения к её ценностям
Задачи урока: способствовать формированию у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье, как основы духовно- нравственного развития личности;
развивать умения анализировать и переводить большой объем изучаемой информации в компактные знаковые системы;
обучать работать в парах, отстаивать свою точку зрения;
конкретизировать знания учащихся о семье как об одном из наиболее важных социальных институтов
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности, быт, типы семей
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап стадия вызова: Актуализация Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала ( 5 мин) | |
Слайд 1 Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? В чем важность этих цитат? слайд 2 А какие ассоциации у вас возникают, со словом семья? Что это такое? слайд 3 Все ли семьи одинаковы? Конечно, нет Поработайте с текстом в парах и определите формы данных семей Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья является отражением процессов происходящих в обществе… Рефлексия этапа | Размышления детей Выведение темы и цели урока Работа в парах Семья - общность супругов, родителей и детей. Семья – совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство. синквейн |
2 этап, стадия осмысления: ПРАКТИКУМ организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения (30 мин) | |
Скажите, те определения, которые вы сейчас сказали больше подходит к определению малая группа, или социальный институт? Слайд 4 На каких же принципах должна строиться семья? Для ответа на этот вопрос нам поможет красивая легенда Сухомлинского Для чего нужен этот важный социальный институт? Каковы его основные функции? Заполните схему слайды 5-13 Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать». Семья – один из наиболее древних социальных институтов, тесно связанный с другим социальным институтом – браком (найдите определение с. 197 = признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Сохранил ли свои прежние позиции брак? Обоснуйте свое мнение. Какие современные виды брака вы можете назвать? Слайд 14 | Повторение понятий – малая группа, социальный институт Выделяют основные принципы Работа с учебником, стр 197-198.-отработка навыков скорочтения Работа в парах –выведение ?! |
3 этап: стадия рефлексии (10 мин) | |
После выводов учитель предлагает провести тренинг «Чудо-семья». Для этого образуется несколько групп из 4 человек. Один исполняет роль отца, который вечером должен отдохнуть перед трудным и ответственным для него днём. Второй исполняет роль старшего ребёнка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером (настояли друзья, поскольку у него сегодня день рождения). Третий – это младший ребёнок, у которого какие-то свои проблемы, он погружен в свои мысли, он нуждается в поддержке, совете, участии, 4 матушка - которой необходимо вечером встретиться с подругой(клиенткой) для оформления заказа. Участники должны договориться, как пройдёт вечер в семье. Когда решение будет принято, каждая группа рассказывает: удалось ли им договориться; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый почувствовал в процессе игры; о чём сожалеют участники; что хотели бы изменить. | Игровой тренинг |
Урок 2 Этапы 1 и 2 стадия вызова и осмысления (30мин) | |
Могут ли быть одинаковыми семьи, особенно в современных условиях? Слайд 15 На основании данных, составьте схему изменений современной семьи (страница 106 методички Сорокиной) Государственная семейная политика. Какие задачи реализуются в РФ, какими методами? Рефлексия и одновременно введение в следующую работу Окончите народные пословицы Почему изучение бытовых отношений стоит в теме о семье? Что же представляют бытовые отношения? | Составление схемы на основе имеющихся данных о типах семьи (15 мин) –работа в парах Индивидуальные ответы В гостях хорошо… а дома лучше. Не нужен клад… когда в семье лад. Вся семья вместе….так и душа на месте Не красна изба углами… а красна пирогами. Дом вести… не бородой трясти. Работа с учебником по принципу «заметки на полях» оформление записей в виде(ЗУХ) |
Этап Рефлексия всего занятия (10мин) | |
взаимо и самооценка, согласование с учителем ДЗ &18 | Листы самоконтроля |
Дополнительный материал для учителя
Легенда В.А. Сухомлинского(брала из интернета, не перепроверила)
Когда Бог создал мир, он научил все живые существа продолжать свой род- производить себе подобных. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине –горсть зерна. Живите и продолжайте свой род,- сказал Бог,- а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас.
Приходит Бог к человеку с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в колыбели- ребенок спит.А мужчина и женщина смотрят то на небо, то в глаза друг другу. И когда глаза их встретились, видел Бог в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту, видел в них что-то такое, что ему самому Господу, неведомо было. И спросил Господь архангела Гавриила: «Что это?»
- Это любовь, Господи,- ответил архангел Гавриил.
Рассердился Бог, разгневался, потому что человек без его ведома создал нечто такое, что ему, самому Богу, неизвестно было, и сказал он человеку:
- Вот тебе мое наказание, Человек, ты будешь стареть, и каждый час жизни будет по крупинке уносить твою силу и молодость. А я приду через 50 лет и посмотрю, что в твоих глазах останется.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через 50 лет. Видит – вместо шалаша стоит изба рубленная, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу- жнут, а внуки на лугу играют. Перед избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И когда взгляды их встречались, видел Бог в них нечто такое, что ему неведомо было. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:-Что это?
-А это, Господь, верность,- ответил архангел Гавриил.
Еще больше разгневался Бог.
-Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и уходи в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, что с твоей любовью и верностью станется.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком и смотрит то на алую утреннюю зарю, то на холмик тот могильный. И. Когда его взгляды к холму обращались, видел Господь в них нечто такое, что ему самому было неведомо. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:
-Ну, а это что?
- А это, Господь, память сердца, -ответил Гавриил.
Повернулся Господь лицом к пшеничной ниве и увидел: у золотых колосьев стоят двое мужчина и женщина и смотрят то на алое небо, то в глаза друг другу…
Постоял Господь, подумал и ушел с Земли. И с той поры Богом на земле стал Человек, в глазах у которого любовь.(Сухомлинский)
Примерная схема изменения типажа современной семьи
* Рост влияния женщины, её карьера разрушение патриархальной
семьи переход к партнерской семьи
* Разрушение многопоколенной,расширенной семьи нуклеарные семьи
* разделение институтов семьи и брака рост неполных семей
уменьшение количества рост разводов
законных браков
рост повторных браков
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, и этот институт в настоящее время переживает кризис.
Кризисные явления в жизни семьи:
- Разрушены нравственные представления о браке и семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;
- Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
- Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.
- Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.
- Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.
Назовите важнейшие аспекты бытовых отношений ( затраты времени на удовлетворение бытовых нужд, распределение обязанностей супругов, участие детей в организации семейного быта).
Раздаточные материалы для учащихся
Рабочий лист. __________________________________________
(фамилия, имя учащегося)
Задание 1: Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?
Если семья то заполните таблицу
- Пётр и Ольга – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.
- Валентина Михайловна – вдова, она живёт вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает.
- Ивану Михееву – 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трёхлетнего ребёнка.
- У Марины и Владимира Ермиловых двое детей – Ирина(21 год) и Константин(14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.
- Сергей и Дмитрий – гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения.
- У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.
- Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоём живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.
№ | Каков состав семьи? | Каковы основания семейных связей? |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
Задание 2: Поработайте с текстом учебника на странице 197-198.
Заполните представленную таблицу, расставьте приведенные примеры в неё. Приведите недостающие примеры
Функции семьи
Название функции | Суть функции | примеры | |
важнейшие | |||
основные | |||
А. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов и т.д.______________________________
Б. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки._____________________________
В. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать._________________________________
Г. В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.________________________
Задание 3: Составьте схему- «Тенденции и изменения в развитии современной семьи» и диаграмму « изменение роли женщины в распоряжении семейным бюджетом»(с. 199)
Задание 4: после работы с текстом учебника, ответьте на вопросы
1.Что такое бытовые отношения? Как, на ваш взгляд,связаны семья и быт?
2.Назовите важнейшие аспекты бытовых отношений. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей?
3.Кто из супругов наиболее активно решает бытовые проблемы? Обоснуйте.
4.Какова роль бытовой техники и сферы услуг в решении бытовых проблем семьи?
5. Какой смысл понятия «культура топоса»? Как эта задача решается?
Дневник изучения темы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья и быт «Семья – великое, святое, богоугодное дело в жизни человека. Способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» Иоанн Златоуст.
семья СИНКВЕЙН Первая строка – существительное , тема синквейна . Вторая строка – два прилагательных или причастия , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит тема синквейна . Четвертая строка – фраза из 3-4-х слов , передающая ваше понимание темы Пятая строка – синоним , обобщающий или расширяющий смысл темы, или ваши ассоциации к этому слову.
семья Малая группа Социальный институт Основанное на браке, родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимоответственностью Объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения в семье
Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные основные
Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г основные
Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные
Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А
Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение
Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение эмоционально-защитная взаимоподдержка
Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение эмоционально-защитная взаимоподдержка статусная Принадлежность к какой то группе
Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение эмоционально-защитная, взаимоподдержка статусная Принадлежность к какой то группе первичный с оциальный контроль Определение норм поведения
Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение Эмоциональная, защитная, духовная взаимоподдержка Б статусная Принадлежность к какой то группе первичный с оциальный контроль Определение норм поведения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...