Развитие коммуникативной культуры у учащихся с ОВЗ
учебно-методический материал по теме
Развитие коммуникативной культуры у учащихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коммуникативные способности | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ «СОШ №11»
Учитель-дефектолог
Юрьева И.В.
В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе.
Говоря о воспитании детей с ОВЗ, вижу основную задачу в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности.. Основная проблема состоит в том, что школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, не учитывая их значения для социальной адаптации учащихся. Вступая в различные социальные контакты, ребенок с нарушением интеллекта чаще всего терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и не продуктивны. У таких детей отсутствуют содержательные формы делового общения, им не хватает социального опыта. Они менее сильно, чем нормально развивающиеся сверстники чувствуют необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общаются с ними. Чувство недоверия к окружающим тоже мешает общению, а само общение носит скорее характер самодемонстрации с расчетом на ответную эмоциональную реакцию. Такого ребенка необходимо учить общению, развивать его коммуникативные способности.
Диалогическая речь – это устная коммуникация, в ходе которой передается определенное содержание с помощью произносимых слов. Данная проблема привлекала к себе внимание многих советских дефектологов (М.Ф.Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, М.П.Феофанов и др.).
Диалог учащихся с ОВЗ редко возникает по их инициативе. Они мало интересуются окружающим. У них мало поводов задавать взрослым вопросы или вступать с ними в беседу. Чаще инициатором оказывается взрослый, который намеренно вовлекает в разговор и сознательно прилагает к этому определенные усилия. Участвуя в диалоге, ребенок должен быстро и многократно изменить свою речевую деятельность. Говорение должно сменяться у него слушанием, и наоборот. Кроме того, им необходимо приноравливать содержание своих высказываний к высказываниям собеседника. Значит необходимо следить за развертыванием мысли собеседника и соотносить свою речь с его вопросами и репликами. Эта задача для учащихся с ОВЗ нелегка. Ребята или забывают, о чем они говорили, или перестают слушать собеседника.
Чтобы ответить на вопрос, ребенку нужно иметь внутреннее побуждение. Удачно сформулированный, поставленный в нужный момент вопрос имеет большое значение для создания мотивов высказывания. Он будит мысль, заставляет думать, вызывает стремление говорить.
Успехи развития речи в значительной степени зависят от любознательности, от стремления получить новые сведения. Поэтому важно пробудить интерес к окружающему, стимулировать к обогащению опыта. Педагогам следует очень внимательно относиться к высказываниям учащихся, отвечать на вопросы доброжелательно, спокойно, просто. Спокойная, доброжелательная атмосфера благоприятствует общению. Организуя беседу, нужно стремиться к тому, чтобы ребята говорили полными предложениями, так как диалог – один из путей подготовки учащихся к связной речи. Педагогам необходимо прилагать усилия к тому, чтобы упорядочить речевую деятельность, придать ей более организованный и целенаправленный характер. Наиболее сложно у учащихся с нарушением интеллекта проходит другой вид речевой деятельности – монолог. Развитие монологической речи может быть рассмотрено не только в плане формирования у ребенка умения что-то рассказать, но и с точки зрения возможности воспринять речь говорящего, выслушать и осмыслить сказанное.
Только речь, опирающаяся на достаточный словарный запас, грамматические нормы языка, может обеспечить полноценное общение с окружающими, стать основным средством познавательной деятельности. Бедность словарного запаса приводит к частому употреблению одних и тех же слов, делает речь однообразной, шаблонной и неточной. Все это не только мешает ученикам адекватно выражать свои мысли, чувства и желания, но часто затрудняет понимание обращенной к ним речи. Учащимся с нарушением интеллекта характерна замедленная словесная реакция на воздействие со стороны, затруднения в формулировании своих высказываний, неумение спрашивать, отвечать, выслушивать. Развитию речи учащихся способствует яркое эмоциональное слово педагога в качестве образца. С целью формирования у учащихся речевой потребности, их речевая деятельность либо должна быть включена в процесс трудовой деятельности, либо должна основываться на специально организованном практическом опыте учеников. Использование этих видов деятельности в качестве основы развития речи учеников не только создает предпосылки для мотивированности речи, но и оказывает положительное влияние на отбор содержания текста и его языковое оформление. На уроках необходимо создавать речевые ситуации, которые, с одной стороны, стимулируют возникновение коммуникативного намерения, с другой – способствуют осознанию школьниками цели и задач речевого общения. Необходимо применять широкое использование речевых ситуаций, на основе которых можно рассказать учащимся закономерности использования языковых средств и различных приблизить речевые действия школьников к реальным жизненным условиям, повысить мотивационный аспект при формировании речевых умений. Для того, чтобы мысль обрела словесную форму нужна целенаправленная помощь учителя: сначала педагог обучает полным ответам на поставленный вопрос (используя побуждающий вопрос, совместный ответ), затем предлагает серию связанных одной темой вопросы, что предполагает связное высказывание. На уровне высказывания учитель предлагает учащимся готовое предложение, смысл которого определяется заданной речевой ситуацией и которое направлено, в свою очередь, на реализацию потребностей говорящего
На втором уровне учащиеся знакомятся с коммуникативной единицей высшего ранга — текстом. В этом заключается второе принципиальное отличие коммуникативно-ориентированной системы обучения языку от традиционной системы. Значения всех единиц языка (слова, словосочетания и предложения) реализуются в тексте, и именно в тексте они объединяются в определенную многоуровневую систему, в которой каждая из них наиболее полно проявляет не только свои сущностные признаки, но и текстообразующие признаки. Именно в тексте реализуется определенное коммуникативное намерение и этой задаче подчинены все его компоненты, связанные единым замыслом автора и предметом речи. На основе моделирования речевых ситуаций, несколько иных по своему предметному содержанию, но имеющих то же смысловое значение, что и при презентации высказываний, педагог демонстрирует учащимся проявление функций отдельных грамматических единиц в организации целого текста. На данном этапе у учащихся формируется комплекс «текстовых» знаний и рецептивных коммуникативных умений, основанных на восприятии готового текста-образца.
С целью формирования у учащихся речевой потребности их речевая деятельность либо должна быть включена в процесс трудовой деятельности, либо должна основываться на специально организованном их практическом опыте. Использование этих видов деятельности в качестве основы развития речи учеников не только создает предпосылки для мотивированности речи, но и оказывает положительное влияние на отбор содержания текста и его языковое оформление. На уроках необходимо создавать речевые ситуации, которые, с одной стороны, стимулируют возникновение коммуникативного намерения, с другой – способствуют осознанию школьниками цели и задач речевого общения.
Предлагаю возможные пути решения, преодоления проблем через создание системы эффективных коммуникативных заданий, внеурочных занятий, через поэтапное и согласованное следование от более простых заданий, основанных на понимании, тренировке к более сложным, рассчитанным на формирование коммуникативных навыков и умений, и, наконец, к формированию потребности в общении. Одной из задач в своей работе я ставлю разработку внеурочных мероприятий по развитию коммуникативной культуры учащихся с ОВЗ. (классные часы, тренинги, часы общения с интересными людьми и т.д.)
Педагог в большей мере ориентированы на вопросы реализации программы и в меньшей мере осознают необходимость работы, направленной на развитие связной речи и формирование коммуникативных способностей у учащихся. Такая работа, по сути, является главной предпосылкой в формировании более сложных видов речевой деятельности, а главное - навыков речевой коммуникации.
Педагогу нужно в своей работе использовать правила речевого общения, обучать им учащихся на своих уроках, быть примером и носителем коммуникативной культуры, как на уроках, так и во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»
Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям, к незнакомому для школьников окружению. Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...
Программа «Навстречу» Воспитание коммуникативной культуры у учащихся 5–6-х классов
Программа «Навстречу»Воспитание коммуникативной культурыу учащихся 5–6-х классов...
Программа подготовки воспитанников учреждении для детей-сирот к самостоятельной жизни "Построй себя сам" и программа на развитие коммуникативной культуры школьников с занятиями
Программа "Построй себя сам" предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в детском доме, состоит из 13 разделовДанный курс по программе на развитие коммуникатив...
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной ком...
Педагогическая мастерская – форма развития коммуникативной культуры учащихся
Педагогическая мастерская - ее суть. Принципы и правила ведения мастерской. Мастерская «Умеем ли мы общаться?» В 5- 6 классе повышается уровнь конфликтности в межличностных отно...
Театрализация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся средней школы
Школьный конкурс "Английский театр" как один из эффективных методов развития иноязычной коммуникации....