Фонетические действия как предпосылка успешного усвоения фонетики, графики и орфографии.
консультация на тему

Фонетические действия как предпосылка успешного усвоения фонетики, графики и орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_stadumova_sa.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда.

Фонетические действия как предпосылка успешного усвоения фонетики, графики и орфографии.

Учитель — логопед

Стадумова Светлана Александровна

Москва, 2016 год

        Основные направления реформы образования предъявляют высокие требования к системе народного образования. Эффективность решения этой ответственной задачи находиться в прямой зависимости от основ, которые закладываются и в дошкольном учреждении. Поэтому требуется постоянно поиск резервов более раннего развития познавательной деятельности детей и их учебных способностей.

        Одно из условий эффективного использования резервов познавательных возможностей детей — это развитие у них фонематического слуха. Сознательное усвоение программ в школе, орфографическая чувствительность, умение использовать приемы (проверки звуков в слабой и сильной позициях) требуют необходимости сформировать у дошкольников умение анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать фонемы по их специфическим и общим признакам.

        В лингвистике понятие «Фонематический слух» рассматривается как способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать их по их специфическим и общим признакам.

        Исследование лингвистов, психологов, педагогов (А.Н. Гвоздев, Л.Е.Журова и др.) устанавливают , что различие в успешности овладения письмом и орфографией в большей мере обусловлены уровнем развития у учащихся фонематического слуха.

        Программы воспитания в детских садах предусматривают развитие фонематического слуха. Однако, если мы посмотрим, то видим, что методические пособия не дают конкретных рекомендаций по этому вопросу. Поэтому у дошкольников слабо формируются умения анализировать звучащее слово, что неизбежно осложняет последующее изучение в школе фонетики, графики и орфографии. Задача дошкольного  образования состоит как раз в том, что бы использовать оптимальные условия для развития фонематического слуха. Основа — формирование у детей дошкольного возраста (5 -6 лет) умения и навыки звукового анализа — без опоры на внешнюю наглядность — путем громкого проговаривания.

        В старшей группе должна использоваться методика, которая дает возможность формировать фонематические обобщения на уровне отчетливого сознавания общих признаков гласных и согласных, т. е. Различают и группируют гласные и согласные звуки. Параллельно с изучением гласных и согласных звуков дети узнают, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими (рис — рысь, сталь — стал). Но трудность здесь заключается в том, что в старшей группе дошкольники еще не знакомы с буквами, а поэтому навык определения мягких и твердых звуков формируется на звучащем слове. К примеру: Воспитатель несколько раз произносит поочередно два слова «коты» и «киты» и спрашивает, как звучит первый звук в этих словах. Устное подчеркивание первого слога («ко» и «ки») помогает улавливать разницу в звучании.

        В слове «киты» звук «к» звучит ласково, нежно, а в слове «коты» звук «к» звучит сердито. В старшей группе можно планировать попробовать изучение мягких согласных перед всеми гласными. Это имеет большое значение именно до знакомства детей с буквами, чтобы избежать типичной ошибки, характерной для первоклассников. Материал закрепляется с помощью игр:

        «Третий лишний» - исключить лишнее из группы слов : «лук», «лак», «люк».

        «Кто больше» - придумать как можно больше слов с мягкими звуками в начале слова, в середине, в конце.

        «Кто внимательный?» - суть игры: каждому в руки два флажка красный и белый. Задание: на звучание мягкого звука поднять белый флажок, на твердый — красный флажок. «Внимание!» - и воспитатель произносит четко слова: «лук», «дом», «сын», «рис», «рак», «люк», «нос», «нес», «кот», «рот», «сад». Дети на слух различают критический звук по признаку твердости — мягкости. Эта программа может также предусматривать излучение твердых согласных звуков «Ж», «Ш». Дети должны знать что первые звуки — всегда твердые, а вторые — всегда мягкие. Их можно определить в словах «жар», «лыжи», «крыши», «груши», «чулки», «чулан», «щука», «чаша».

        Следующий этап работы в старшей группе предусматривает усвоение правописания глухих и звонких, парных и непарных согласных звуков. Методика заключается не в простом запоминании звонких и глухих согласных, парных и непарных звуков, а на усвоении общих признаков глухости и звонкости, парности и непарности согласных, формировании умения опознавать их по артикуляции и по участию голоса при произношении. И тогда дети будут усваивать основные понятия: звуки гласные — согласные; мягкие — твердые, звонкие — глухие, парные и не парные согласные. Это все будет являться важной предпосылкой успешного усвоения орфографии. Эту работу нужно продолжать и в подготовительной группе и одновременно изучать обозначение звуков на письме, раскрывать соотношение звуков и букв (графика).

         На этом этапе проводиться работа по орфографии: развивать орфографическую чувствительность, формировать первоначальный орфографический анализ (определение сильных и слабых позиций звуков, опознание орфограмм, обучение приемам проверки звуков в слабой позиции звуками в сильной позиции). Поэтому здесь очень хорошо знакомить со «словоизменением» и «словообразованием», т. е. Учить образовывать слова близкие по звучанию — однокоренные. Почему здесь нужно уделять этому внимание? Потому что именно в школьной практике дети испытывают значительные затруднения в этой области.

        Разумеется на занятиях неоднократно нужно объяснять, что слова близкие по значению и по звучанию, называются родственными. Например: лес — лесной — лесник — лесовик, снег — снежный — снеговик. Проводится игра «Третий лишний», в ней дети исключают из ряда слов лишние («неродственные») слова: холод — холодильник — вьюга,

корм — еда — кормушка.

Давать исходные слова — сад ,бумага, зуб — и предложить самим придумать как можно  больше родственных слов.

        Изучение орфографии в подготовительной к школе группе — естественное продолжение совершенствования фонематических обобщений и дифференциаций т. к. детям необходимо использовать их в поисках ударных и безударных гласных, звонких и глухих, парных и непарных согласных звуков в процессе формирования орфографических навыков.

        Вся работа по формированию орфографического действия ведется на основе словесного материала сначала на слух. Например, произносится слово «вода», а дети должны выделить звуки, которые находятся в сильной позиции, обозначить на наборном полотне соответствующими буквами, оставить место для звука, который находится в слабой позиции, и определить, какой буквой обозначается «слабый звук».

        Проблемная ситуация всегда обуславливает поиск — подбираются к исходному слову «вода» однокоренные слова, составляют их на наборном полотне. Таким образом дети узнают, что под ударением гласный звук «настоящий» и его можно ставить во всех однокоренных словах, не искажал слова, т. е. он «сильный» в безударном положении звук может быть «ненастоящий», он «слабый», его следует проверять ударением.

        Этот этап обучения завершается итоговым занятием. Дети, определяют «слабые» гласные звуки («река», «слоны», «земля») подбирают проверочные слова и объясняют ход работы.

        Аналогично знакомят детей с темой «Чередование согласных звуков». Здесь детей подводят к пониманию: все парные согласные в конце слова произносятся нечетко. Для предупреждения ошибки слово следует изменить, так чтобы после согласного парного звука шел гласный. Например: морж — моржи, лев — львы, мороз — морозы.

        В конце обучения проводятся итоговые занятия, цель которых выяснить:

  • знания изученного материала;
  • сформированность звукового анализа.

         Здесь можно применить задания двух видов.

Первое задание: ответить на вопросы:

  1. «Из чего состоит наша речь?»
  2. «На какие группы можно разбивать звуки речи?»
  3. «Как делятся согласные звуки?»
  4.  «На какие группы делятся звонкие и глухие согласные (парные — непарные)».

Второе задание: провести полный звуковой анализ слов «Пила» и «Юла», включающих сочетание гласных, согласных и йотированных.

        Подводя итог, можно сказать что обучаясь по такой программе дети на год раньше овладевают фонематическим анализом. Следовательно формирование фонематических обобщений и дифференциаций на уровне опознавания общих и специфических признаков фонем более эффектно при непосредственном анализе звучащего слова с помощью беззвучного проговаривания с последующим усиление фонологического противопоставления. Кроме того это важная предпосылка успешного развития орфографической чувствительности и решения орфографических задач уже на уровне старшей и подготовительной к школе групп.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Сценарий урока.    Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Тип...

Урок-игра по русскому языку в 5 классе. Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

Цель деятельности учителя:1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.2.Развивать мышление учащихся.3.Формировать уме...

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор

Тема урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор.Тип  урока- Повторительно-обобщающий...

Проверочная работа по разделу "Фонетика, графика и орфография" (повторение изученного в 5 классе)

Проверочная работа по разделу "Фонетика, графика и орфография" (повторение изученного в 5 классе)...

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Изучение и закрепление материала по теме фонетика, графика, орфоэпия, орфография...