Методическая разработка познавательного занятия о бездомных животных (для детей 6-10 лет): «Добро поощряй, а зло порицай».
методическая разработка на тему
Данное занятие воспитывает у детей гуманное отношение к животным;
- прививает чувство ответственности за тех, кого мы приручили;
- расширяет знания детей о жизни и содержании домашних животных;
- выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
- вовлекает детей в разговор о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в поселке и о путях решения данной проблемы;
- предостерегает от опасности при контакте с бродячими кошками и собаками;
- развивает чувство эмпатии ко всему живому;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
познавательного занятия о бездомных животных
(для детей 6-10 лет):
«Добро поощряй, а зло порицай».
Цели и задачи:
- воспитывать гуманное отношение к животным;
- прививать чувство ответственности за тех, кого мы приручили;
- расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;
- выявлять нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
- вовлечь детей в разговор о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в поселке и о путях решения данной проблемы;
- предостеречь от опасности при контакте с бродячими кошками и собаками;
- развивать чувство эмпатии ко всему живому;
Предварительная работа:
1.Подбор и изучение литературы по данной теме.
2.Подбор стихов, пословиц и поговорок.
3.Фоторепортаж «Бездомные животные в нашем поселке».
4.Разработать памятку – советов врача-ветеринара на тему «Встреча с бездомными собакой и кошкой».
5. Просмотр мультфильмов и прослушивание песен к ним (караоке):
«Будьте добры»,
«Воспитание»,
«Добрым быть на свете веселей»,
«Песенка друзей»,
«Пропала собака»,
«Человек собаке друг»,
«Дорога добра»,
«Неприятность эту мы переживем».
Оборудование:
1. Выставка фотографий домашних любимцев, рисунков, поделок, сочинений о питомцах, памятки.
2. Выставка книг, журналов о кошках и собаках.
3. Диск с музыкой и песнями.
Ход занятия.
Соц. педагог
Говорят, что о человеке можно судить о тому, как он относится к животным. Как вы ребята это понимаете ? (Предполагаемые ответы детей. Если человек добрый, то он по доброму относится к животным : ухаживает за ними, не обижает, не выгоняет из дома)
Сегодня мы с вами проведем мероприятие под названием «Добро поощряй, а зло порицай», в ходе которого выясним, что вы знаете о кошках и собаках, как к ним относитесь. Мы сделаем несколько остановок, где вас ждут интересные задания, песни, игры. Для того, чтобы путешествовать было легче, мы разделимся на две группы. А наблюдать за нами будет жюри, в состав которого вошли педагог- психолог, ваш воспитатель и старшие ребята.
Знаете ли вы, что кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. В разные времена и в разных странах к ней относились по-разному. В древности человек охотился на кошек, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное.
Родиной домашней кошки является Африка. В Древнем Египте кошку считали священным животным. Если кто-то преднамеренно убивал хотя бы одну кошку, его ждала смертельная казнь. А если кошка умирала своей смертью, ее оплакивали и осыпали дарами в виде высушенных мышей.
К кошкам всегда относились по-разному: одни народы любили и боготворили их, другие считали помощниками нечистой силы. Все это, конечно, выдумки. Кошка – это обыкновенное ласковое домашнее животное, но с их необыкновенными качествами. О некоторых из них вы расскажите сами.
Первый конкурс:
«Что я знаю о кошках?»
Каждой группе ведущий задает по 3 вопроса.
Вопросы:
- Хорошо ли слышит кошка ?
Правильный ответ:
У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча. Но в то же самое время кошка может не обращать никакого внимания на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом).
Интересный факт. Небольшой самолет потерпел крушение в океане. На помощь поспешил корабль, но найти никого не удалось, и поиски прекратились. Когда стемнело, корабельный кот стал вдруг громко мяукать и бегать по палубе. Моряки включили прожекторы и обнаружили в воде чудом уцелевшую пассажирку. Она находилась в ста метрах от корабля, но тем не менее кот ее услышал.
- Хорошо ли кошки видят?
Правильный ответ:
У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз можно сравнить со светоотражателями машины. У кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета.
- Зачем кошке усы ?
Правильный ответ:
Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря им, кошка ощущает малейшее колебание воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.)
- Зачем кошки умываются?
Правильный ответ:
Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. Если добыча чувствует запах кошки, то та может остаться голодной.
- Почему кошки мурлычут ?
Правильный ответ:
Ученые выяснили, что различное мурлыканье отражает разное настроение животных. Взрослые кошки мурлычут чаще, когда у них хорошее настроение.
- Правда ли, что кошка и собака - враги ?
Правильный ответ:
Нет. Они могут прекрасно уживаться друг с другом, особенно, если выросли вместе.
Жюри подводит итоги.
Второй конкурс:
«Знаете ли вы кошачий язык ?»
Ведущий раздает каждой группе карточки с вопросами.
Вопросы:
1.Кошка ласково мурлычет?
(У нее хорошее настроение)
2.Кошка мяукает – что это значит?
(Кошка либо приветствует вас, либо что-то у вас просит)
3.Кошка трется об ноги – что это значит?
(Она говорит вам «спасибо», а может что-то у вас просит)
4. Кошка спит, спрятав нос?
(К морозу)
Жюри подводит итог.
Ведущий:
А сейчас, ребята, мы с вами посетим выставку, рассмотрим иллюстрации собак и кошек.
(Проводится обзор выставки.)
Кто из вас желает рассказать стихи о кошках и собаках. Дети читают стихи:
Мой котенок.
Мохнатенький комочек, пушистый клубок,
Когтистые лапки и острый зубок.
Кружит он по комнате, точно юла,
Подкрался и – скатерть стянул со стола
Братишкину люльку качнул на бегу.
Ношусь я за ним, догнать не могу !
То он под кровать, то он на окне
И вдруг на колени запрыгнул ко мне.
Уснул, промурлыкав мне песню свою.
Проснется – его молоком напою !
(Н.Мамедов)
Щенок.
На праздник щенка подарили Алеше.
Такой он красивый, такой он хороший.
Он даже ни разу не лаял пока,
Еще не бывало послушней щенка.
Вот вывел Алеша щенка на прогулку,
И слышится лай по всему переулку.
Я добрый щенок, я послушный щенок !
Зачем ты надел на меня поводок!
(И. Шаферан)
Ведущий.
А откуда берутся бездомные животные ?
Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье- то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.
Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.
Каждый год с наступлением холодов появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от холода, другие от голода, третьи - под колесами машин. Живут в основном милостыней. И одной из важных причин увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличность. У русского народа есть много пословиц и поговорок о доброте, чуткости. Давайте вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить смысл этих умных изречений. Одной из пословиц и названа наша сегодняшняя встреча:
« Добро поощряй, а зло порицай.»
«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.»
«Учись доброму - худое на ум не пойдёт»
« Кто злым попускает, сам зло творит.»
( Вмести с детьми рассуждаем о смысле каждой пословицы, поговорки.. При возможности ребята вспоминают случаи из жизни.)
Ведущий.
Ребята, сегодня на нашу встречу мы пригласили врача ветеринарной службы Воробьёву Татьяну Владимировну. Она расскажет нам о своей работе и о том, как вести себя при встрече с бездомными животными.
Ветеринар
Ребята, кто из вас знает, какие отличительные символы есть в нашей службе?
( синий крест)
Что он символизирует, где находится наша служба?
(ветеринарная медицина)
Кто знает номер телефона ветеринарной лечебницы?
(5-56-37)
Ветеринар задаёт ряд вопросов:
1.Представляют ли угрозу для окружающих людей бродячие кошки и собаки?
2. О чём надо помнить при встрече с бездомными животными?
( Ответы детей. Предложить ребятам памятки. Работа с памятками.)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С
БЕЗДОМНЫМИ ЖИВОТНЫМИ.
Собака обычно бегает одна, без ошейника, поводка. Могут бегать в стае от 3 и более собак.
Шерсть у неё грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями, мелкими палочками, опилками, щепками. Без причины и неожиданно может залаять и повернуть в твою сторону.
ПОМНИ !
ПАМЯТКА.
☻ при встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую
( противоположную) сторону;
☻ не кричи;
☻ постарайся спокойно подойти к кому- нибудь из взрослых ( когда опасность минует, продолжай свой путь);
☻ если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, побыстрее сообщи об этом взрослым;
☻ не дразни собак;
☻ не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному;
☻ не убегай от собаки! Собака может посчитать тебя добычей, броситься вдогонку и укусить;
☻ не трогай животных, когда они едят или охраняют своих детёнышей!
☻ Бродячие собаки редко сами нападают. Их нельзя гладить и брать на руки. Можно в сторонке оставить корм и понаблюдать за ними.
☻ Никогда пристально не смотри в глаза собаке!
☻ После общения с животными нужно обязательно вымыть руки с мылом.
КОШКА-
чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома,
на пешеходных дорожках. Кошки - это и маленькие, пушистые котята и взрослые кошки и коты. Особенно агрессивны бывают коты - помни об этом!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
☻ Брать на руки бездомную кошку.
☻ Гладить.
☻ Причинять животному боль.
☻ Дёргать за хвост.
☻ Близко наклоняться над животным.
☻ Подкармливать различными сладостями ( кондитерскими изделиями).
☻ Бросать с высоты.
Ведущий.
Давайте послушаем стихотворение о бездомных животных.
БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.
Однажды я встретил бездомную кошку.
-Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
- Так значит лежали в постели?
- Бездомной, мне некуда ставить постель.
- Как странно,- я думал,-
Что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело -
Я молча, а кошка тихохонько пела.
О чём она пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
( А. Дмитриев.)
Звучит песня « Не дразните собак»,
дети подпевают.
Следующий конкурс: «Путешествие на «Мульттрамвае».
Задание: вспомни сказки и мультфильмы с участием кошек.
Команды называют произведения по очереди кто больше?
- «Кот в сапогах» - Ш.Перро;
- « Том и Джерри»;
- «Дядя Фёдор, пёс и кот» - Э.Успенского;
- мультипликационный кот Леопольд;
- Чеширский кот из книги «Алиса в стране чудес» - Л.Кэрролла;
- кот Базилио из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - А.Толстого.
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс
«Народные приметы и фразеологизмы»
Задание первое:
продолжить приметы (по одной каждой команде):
- Кошка умывает лапой морду – к… (гостям).
- Во время сна кошка закрывает лапой нос – к…(морозу)
Задание второе – объяснить фразеологизмы (по одному для каждой команды):
- Знает кошка, чьё мясо съела.
(Чувствовать себя виноватым).
2. Жить, как кошка с собакой.
(Постоянно ссориться, враждовать).
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий.
Есть ещё одна примета. Многие думают, что если чёрная кошка перебежала дорогу, то это – к несчастью. Справедливости ради надо сказать, что примета эта не имеет под собой никаких оснований.
Звучит песня «Чёрный кот» .
Общий танец.
Ведущий.
А теперь от каждой группы мне нужен художник.
Нарисовать кошку с закрытыми глазами.
Жюри подводит общий итог
Соц. педагог:
Хотелось бы напомнить вам, ребята, что все животные без исключения, и домашние, и дикие, нуждаются в нашей любви и защите. Ведь как сказал Маленький принц – герой книги Антуана де Сент-Экзюпири:
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Давайте обсудим, зачем мы провели это мероприятие?
Понравилось ли оно вам (беседа с детьми).
В заключении мероприятия звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты»
Ведущий благодарит всех участников мероприятия.
Приложение
1. Переписка: письма для бездомных животных и письма от бездомных животных.
2. Фоторепортаж «Бездомные животные нашего поселка».
3. Фотографии:
- Выставка фотографий кошек и собак: «Наши младшие друзья».
- Выставка книг о животных.
4. Диск с записями песен «Черный кот», «Песенка кота Леопольда».
Список литературы:
- Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки».
- Савчук О. «Кошка целитель».
- Роберт де Ларош «Как разговаривать с кошкой».
- Александрова З. «Дозор».
- Толстой Л. «Пожарные собаки», «Котенок», «Лев и собачки».
- Носов Н. «Живая шляпа».
- Чехов А. «Белолобый», «Каштанка».
- Тургенев И. «Му-му».
- Чарушин Е. «Про Никитку», «Тюпа, Томка».
10. Куприн И. «Белый пудель».
11. ж. «Кот и пес» №6, 9 2007 год.
12. ж. «Друг» №8,10,11,12 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Бездомные животные"
Разработка по урбоэкологии...
Исследовательская работа на тему: "Бездомные животные - проблема всех и каждого"
Цель: изучить проблемы существования бездомных собак в нашем селе; привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых.Задачи: выяснить общее состояние бездомных животных; изучить состояние про...
Призентация к исследовательской работе "Бездомные животные - проблема всх и каждого"
Цель: изучить проблемы существования бездомных собак в нашем селе; привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых.Задачи: выяснить общее состояние бездомных животных; изучить состояние про...
Методические рекомендации "Занятие в учреждении дополнительного образования детей"
Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования выстроить модель учебного занятия, систематизировать виды и типы учебных занятий, определить их структуру, кла...
Методическая разработка занятия "В мире животных: что ты знаешь о птицах?"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Методическая разработка занятия на тему "Животные дикие и домашние"
Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....
Методическая разработка занятия на тему "Животные - синоптики"
Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....