Ориентировка во времени
статья на тему
Предварительный просмотр:
Формирование временных представление и понятий у умственно отсталых учащихся 1-4 классов на коррекционных занятиях
(методические рекомендации к разделу «Восприятие времени» авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»)
Л.А.Метиева
Ст.преподаватель
Нижегородского государственного педагогического университета,
кандидат психологических наук
Э.Я.Удалова
педагог-психолог специальной (коррекционной) школы VIII вида,
Заслуженный учитель РФ
г. Нижний Новгород
Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, насколько адекватно человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе. В этом проявляется социальный характер субъективного отражения времени. В полной мере высказанные положения касаются детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида: развитие временных представлений имеет для них огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение. От качества ориентировки во времени зависит осознание ребенком режима дня, правильное усвоение учебного материала на уроках, дальнейшая социальная и трудовая адаптация воспитанника.
Тема «Время. Меры времени» – наиболее трудная в силу своей абстрактности для восприятия умственно отсталыми учащимися начальных классов. Не будем останавливаться на характеристиках детей с умственной отсталостью, они подробно описаны в соответствующей литературе. Заметим лишь, что специфические особенности их восприятия и познавательной деятельности в целом в значительной мере замедляют процесс ориентировки во времени, а, следовательно, и использование этих знаний в практической деятельности.
Исследования процесса формирования временных представлений у учащихся коррекционной школы VIII вида показали, что такие представления формируются не только значительно позже, чем у нормально развивающихся школьников, но и отличаются качественно.
Первоклассники не знают дней недели, названий месяцев, слабо владеют элементарной временной терминологией. Все дети наблюдают начало и конец светового дня, утром встают, вечером ложатся спать. Но далеко не все могут без ошибки назвать последовательность периодов, на которые делятся сутки.
Учащиеся начального, да и среднего звена имеют очень нечеткие представления о продолжительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (например, о длительности перемен, самоподготовки, пребывания в школе, прогулки, обеда, завтрака, т.д.). Они не могут представить, что время течет и его течение необратимо.
Также трудно представить детям отрезки времени, удаленные от нас не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет; характерна тенденция приближать прошлое: героев далеких исторических событий они считают героями недавнего прошлого или даже настоящего. Представления отдаленности и последовательности событий (что было раньше, что позже) формируются у умственно отсталых учащихся на фоне типичности ошибок.
Временные представления и понятия имеют свои особенности, затрудняющие их восприятие и усвоение. Специфичность объясняется:
- невозможностью восприятия времени органами чувств: время в отличие от других величин (длинны, массы, площади и т.д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать;
- меньшей конкретностью, чем, например, пространственные и другие представления;
- большей обобщенностью, малой дифференцировкой;
- косвенным измерением времени, т.е. измерением через те измерения, которые происходят за определенный временной интервал: количеством движений (отхлопали 3-5 раз – прошла примерно 1 секунда), движением стрелок по циферблату часов (передвинулась минутная стрелка от цифры 1 до цифры 2 – прошло 5 минут) и т.д.;
- обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.) и относительностью ее употребления («то, что вчера было завтра, завтра будет вчера»).
Таким образом, перед педагогом коррекционной школы стоит задача постепенного развития у учащихся чувства времени через знакомство с привычными временными эталонами. С первых дней обучения в школе необходимо приступить к сравнению знакомых, часто встречающихся в практической (учебной) деятельности учащихся представлений о времени, например: что длится дольше - урок или перемена, что короче по времени – обед или прогулка и др. Оценить продолжительность события, явления можно только в сравнении с каким-то стереотипным для детей видом деятельности. Такие задания формируют представления о бытовом времени. При этом школьники должны овладеть определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, вовремя, давно и др.).
Мы полагаем, что в силу особой трудности формирования временных представлений у умственно отсталых младших школьников, проведение специальных коррекционных занятий психологом решит задачу подготовки учащихся к усвоению данной темы на уроках математики.
Целью раздела «Восприятие времени» курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование у детей временных ориентировок, а именно:
-научить воспринимать временные интервалы: время (часть) суток: утро, день, вечер, ночь; неделя, месяц, год; времена года, их последовательность и основные признаки;
-измерять время по часам с точностью до минуты и секунды;
- решать несложные бытовые задачи на время;
-определять течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно);
- обозначать словом временные представления и использовать понятия в повседневном общении.
Время как объективную реальность представить очень трудно: оно всегда в движении, нематериально. И дети, не имея возможности непосредственно увидеть, зачастую сомневаются в его существовании. Ребенку с интеллектуальной недостаточностью необходимо «показать» время, его меры (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), существенные характеристики, свойства, признаки (текучесть, непрерывность, необратимость, субъективность восприятия, др.).
Формальное заучивание названий и последовательности дней недели или месяцев не даст должного эффекта и ученик не получит убедительного для себя представления о длительности и емкости мер времени, об их смене и периодичности. Поэтому знакомство учащихся с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на наглядные представления, при условии активного включения их в предметно-практическую деятельность, дидактические игры. Путем наблюдений за внешними изменениями в окружающем мире, на основе личного опыта, получаемого через действия и эмоциональные переживания у учащихся формируются представления о временных интервалах, периодах и других характеристиках, систематизируются и обобщаются эти знания.
Перова М.Н. ( ) рекомендует знакомство с понятием времени начинать с темы «Части суток. Сутки». Умственно отсталым детям изначально даются понятия: день – ночь, далее: день-вечер-ночь-утро, утро-день-вечер-ночь. И лишь в дальнейшем проводится обобщение: что такое сутки. Приведем примеры заданий:
- рассмотрение двух картинок, на которых изображена деятельность людей в дневное и ночное время, состояние природных явлений;
- рассмотрение четырех картинок, изображающих действия одного и того же ребенка в разное время суток (просыпается, в школе – на уроке, т.д.);
- рассмотрение четырех картинок, изображающих один и тот же пейзаж, но в разное время суток;
- сопроводительные пояснения педагога, основывающиеся на личном опыте детей:
- - «В сутках есть день и ночь. Днем светло. Можно учиться, играть и трудиться». Вопрос: «Что ты делаешь днем?» (учусь в школе, гуляю на улице, играю в разные игры, готовлю уроки;.
- - «Ночью темно. Почти все люди спят». Вопрос: «Что ты делаешь ночью?» (сплю);
- - «Вечер наступает тогда, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть». Вопрос: «Что ты делаешь вечером?» (читаю книгу, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну);
- - «Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце». Вопрос: «Что ты делаешь утром?» (просыпаюсь, встаю, умываюсь, чищу зубы и иду в школу);
- - «Одни сутки пройдут и снова взойдет солнце, наступит утро следующих суток».
- вопросы детям, касающиеся их образа жизни, типа: Когда ты завтракаешь (обедаешь, ужинаешь)? Когда идешь в школу? Когда ложишься спать?, т.д.
- использование графической модели «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток;
- работа с табелем «Режим дня школьника», др.
Занятие проходит интереснее, если психолог использует игровой, занимательный материал:
- Игры с иллюстрациями: а/ догадайся по действиям мальчика – это какое время суток?
б/ догадайся по словам приветствия - в какое время суток это происходит?
-утром
«Доброе утро!» «Здравствуйте!»
-днем
«Добрый день!» «Привет!»
-вечером
«Добрый вечер!»
-ночью
«Спокойной ночи!».
Приведем фрагмент занятия в 1 классе «Сутки как единица времени».
Цель: 1/сформировать целостное представление о сутках; 2/ закрепить знания о последовательности частей суток.
Оборудование: иллюстрации с изображением одного и того же пейзажа в разное время суток; сказочный персонаж Гном.
1.В гости к детям приходит Гном и предлагает поиграть в игру «Загадки и отгадки».
- Отгадай, когда Гном это делал? (одновременно идет имитация действий игрушкой – Гномом)
Гномик бодро просыпался
И росою умывался,
Колпачок свой надевал,
Звонко песню напевал. (Утром)
Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчелкам помогал,
Им цветочки наклонял. (Днем)
Гном устал, фонарик яркий
Светлячок ему включает,
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает. (Вечером)
Гномик спит
И снятся сказки
Интересные ему. (Ночью)
2. Вопросы детям:
- Что ты делаешь по утрам?
- Чем занимался Гномик днем?
- Что делаешь ты в это время суток?
- Почему про это время суток говорят: «нам лениться не велит»? (это большая часть суток, когда светит солнце и активно трудятся люди и все живое в природе)
- Как ты думаешь, почему Гномик устал?
- Что он делал вечером?
- Что по вечерам делаешь ты?
- Что делал Гномик ночью?
3. Как ты думаешь, какого цвета небо ночью?
Рассматривание иллюстрации: сопровождаемое пояснениями педагога: «Небо черное, вокруг темно, ничего не видно, но это все равно красивое время суток, т. к. небо освещают луна и звезды, а в городах сияют огни фонарей. Ночь еще называют «волшебной», потому что во время сна люди видят интересные сказки.
- Снятся ли тебе ночью волшебные сны?»
- Гномик проснется, а за окном в это время что будет происходить? (рассматривание иллюстрации: утро)
- Давай поможем Гномику найти на картинке самую длительную по времени часть суток. Почему ты так думаешь?
- А какие части суток меньше продолжаются по времени? (рассматривание иллюстраций и обсуждение ответов).
- В народе говорят «День да ночь – сутки прочь» (разбор поговорки).
4. Кто догадался, как можно назвать весь период, в течение которого пройдут утро, день, вечер, ночь (весь день, целый день, сутки).
Педагог уточняет ответы учащихся: «Все эти четыре временные отрезка вместе называются сутки, а утро, день, вечер, ночь – это части суток».
5.Упражнения на закрепление последовательности смены частей суток:
- Назови части суток по порядку;
- Я назову одну часть суток, а ты продолжи за мной: вечер….. т.д.;
- Разложи по порядку иллюстрации;
- Разложи иллюстрации, начиная с вечера и т.д
На последующих занятиях закрепляется понятие сутки через близкие, известные детям из жизни понятия – вчера, сегодня, завтра. Психолог предлагает перечислить учащимся основные события, которые произошли с ними вчера, назвать уроки, которые будут завтра и т.д.
По мере освоения понятия сутки, можно переходить к знакомству со следующим временным понятием – неделя.
Рассмотрим содержание понятия неделя:
- семь суток составляют неделю, каждый день недели имеет свое название, дни недели последовательно, в определённом порядке сменяют друг друга и этот порядок неизменен. В названиях дней недели угадывается, какой день по счету: понедельник- день после недели, т.е. первый день после окончившейся недели, вторник- второй день недели, среда- середина недели, четверг-четвертый день недели, пятница-пятый, шестой-суббота (происходит от древнееврейского шабат - покой, отдых), седьмой – воскресение - выходной.
Со второго класса начинается знакомство учащихся с понятиями месяц, год, времена года.
Эффективными на данном этапе работы являются следующие приемы:
- использование графических моделей «Неделя», «Год (календарный)», отрывных, настольных, настенных, индивидуальных календарей;
- ежедневное выделение на календаре дня недели и месяца года;
- ежедневное фиксирование наблюдений за природой и погодой в классном «Календаре природы и труда»;
- разработка макетов календарей на определенный месяц, время года;
- использование малых жанров устного народного творчества:
загадки: «Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний» (дни недели)
«Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят» (месяцы)
Пословицы, поговорки: «Декабрь год завершает, зиму начинает», «Осенний день год кормит», «
- знакомство с литературными произведениями (стихотворения А.Фета, Ф.Тютчева, С.Маршака, др.; сказка С. Я. Маршака «12 месяцев», рассказы К. Д.Ушинского «Четыре желания», др.);
- беседы по вопросам: Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой месяц первый в году? Какой сейчас идет месяц? Какой будет следующий месяц? т.д.
- объяснение, подводящее учащихся к самостоятельным выводам: «Пройдут 7 дней - значит, прошла одна неделя, пройдут еще 7 дней – пробежала вторая, еще через 7 дней закончится третья, а когда пройдут 7 дней четвертой недели – закончится месяц. Из скольки недель состоит месяц?»;
- дидактические игры «Назови время года», «Когда это бывает», «Отгадай день недели» и др.
Ознакомление с порядком следования месяцев друг за другом можно начинать с любого, например, с сентября. Необходимо лишь сохранять систему, определяющую последовательность месяцев в году.
Самое важное в работе – постепенно подвести учащихся к пониманию зависимостей и отношений между изученными единицами времени.
С этой целью рекомендуется организовывать упражнения на сравнение временных величин: по календарю определить, что длится дольше – 5 суток или неделя, 7 суток или неделя, неделя или месяц, год или месяц, т.д.;
- составлять таблицы зависимостей временных интервалов в разных вариантах: 1 год =…месяцев, 1 месяц =…дней, 1 месяц = …недель, 1 неделя = …, т.д.;
- решать несложные бытовые задачи на время (с опорой на календарь): «Коля гостил у бабушки с понедельника по среду включительно. Сколько дней Коля был у бабушки?», «Зимние каникулы длятся с 1 по 10 января. Сколько дней длятся зимние каникулы?», «Календарная весна начинается 1 марта и продолжается 3 месяца. Назовите весенние месяцы», др.
Организация предметно-практической деятельности учит ориентироваться в бытовом времени, активизирует речь учащихся в единстве с их мышлением, приучает пользоваться временной терминологией (скоро, целый день, через неделю, т.д.).
Знакомство с часами и приобретение навыков определения по ним времени начинается, соответственно Программе коррекционных школ VIII вида, со второго класса. Определена последовательность изучения мер времени: час, минута, секунда.
Итак, первая задача: дать учащимся представления о продолжительности часа и научить их узнавать время по часам с точностью до часа.
Для этой цели педагог-психолог демонстрирует разные виды часов: настенные, наручные, электронные, будильник, секундомер, песочные, водяные. Использует модель циферблата часов с подвижными стрелками: объясняет устройство часов, называя большую стрелку минутной, а маленькую часовой: «Большая стрелка – минутная. За час она обегает весь циферблат по кругу. Маленькая стрелка – часовая. За час она переползает от одной цифры к другой. Когда большая стрелка стоит на 12, мы говорим: «Сейчас ровно столько-то часов». Отсчет времени целесообразно начинать от полудня (от 12 часов дня), когда обе стрелки показывают 12. Через час большая стрелка «обежит» весь круг и снова покажет 12, а маленькая стрелка за это же время пройдет от 12 до следующей черточки, у которой стоит цифра 1. Часы покажут 1 час дня (ночи).
Конкретные представления о продолжительности времени в 1 час и умение определять время по часам формируются в процессе практической деятельности учащихся. Следует акцентировать внимание школьников на длительности временных отрезков, наполнение этих отрезков привычными действиями, сопоставление временных периодов друг с другом, выявление их состава, последовательности, взаимозависимости: Когда начинаются занятия в школе? Во сколько мы обедаем? Посмотри, во сколько часов мы выходим на прогулку? т.д.
Важный момент на данном этапе обучения – обязательное выполнение учащимися ряда индивидуальных практических упражнений: на индивидуальных моделях циферблатов часов показать заданное время с точностью до 1 часа, расположить стрелки часов так, чтобы они показывали 5 часов, 9 часов, определить, который час показывают стрелки на модели педагога, т.д. Ученики постепенно осознают продолжительность 1 часа (это примерно продолжительность одного урока и перемены).
Минута осознается благодаря тем действиям, которые можно сделать за 1 минуту. Учащиеся видят, как быстро «бежит» стрелка секундомера от одного деления к другому, стараются за это время решить как можно больше примеров, написать слов, назвать чисел. Сколько цветочков ты сможешь раскрасить за 1 минуту? Сколько раз подпрыгнешь на одной ноге за 1 минуту? т.д.
Секунда осознается также благодаря практическим действиям. Что же можно сделать за секунду? минуту? час? Учащиеся сами приходят к выводу:
за секунду можно мигнуть, топнуть, хлопнуть, бросить предмет на пол;
- за минуту можно выйти за дверь и сразу вернуться, спеть один куплет песенки, налить в чашку воды;
- за час можно пообедать, погулять, сходить в магазин, поиграть.
Полезно дать детям домашнее задание понаблюдать, сколько времени занимает приготовление обеда у мамы, уборка квартиры и др. Возможна конкретизация отрезков времени через расстояние (сколько метров можно пройти за 1 минуту? за 5 минут? т.д.)
Более сложная задача – научить учащихся определять время с точностью до минуты и пользоваться в речи разными способами временных обозначений (четверть пятого, половина шестого, без четверти три, т.д.). Эта задача решается преимущественно в более старших классах, но в начальной школе закладывается основа умения определения точного времени по часам.
Полчаса.
Прежде чем научить ученика определять такое время, следует познакомить его с более простыми понятиями; научить различать половинки и четвертинки предметов, которые делятся (лист бумаги, буханка хлеба, палочка, др.). Тогда он быстрее сообразит, чем отличается час от получаса, а полчаса от четверти часа:
Перед тобой – две половинки. Две половины составляют одно целое. Когда часовая стрелка проходит половину пути от одной цифры до другой, мы говорим, что прошло полчаса. За полчаса большая стрелка пробегает полкруга, а маленькая стрелка – только полдороги между соседними цифрами.
Когда большая стрелка пройдет половину циферблата до цифры 6, мы говорим «половина» - например, половина третьего (показать на макете часов). Под руководством учителя учащиеся уточняют, что сутки начинаются в полночь, до 12 часов дня проходит первая половина суток, а от полудня до полночи - вторая половина суток. Можно объяснить задачу-шутку: «Сколько раз в сутки остановившиеся часы правильно показывают время?».
Новые единицы времени включаются в систему знаний об измерении времени, устанавливается соотношение новых единиц измерения времени с известными ранее: 1 сутки = 24часа, 1час = 60 минут, др.
Чтобы сформировать у учащихся умение определять время по часам, требуется большое количество упражнений с демонстрационной и индивидуальными моделями часов. Приведем примеры таких заданий:
- прочти показания часов на демонстрационной модели;
- поставь такое же время и определи его;
- прочти показания часов на плакате с изображением циферблатов;
- расположи стрелки часов так, чтобы они показывали 7 часов; 11 часов 30минут;
- решение бытовых задач: «Перемена началась ровно в 12 часов и длится четверть часа. Сколько длится перемена?» Выразить в минутах и показать на модели.
Очень важно, чтобы учащиеся вслух проговаривали, как они выполняют задание, вслух рассуждали, определяя время. Рассказывая о своих действиях, дети практически усваивают необходимую временную терминологию.
Приведем примеры заданий, которые можно предложить детям по ознакомлению с временным отрезком в три (пять, десять) минуты:
- 3 раза перевернуть одноминутные песочные часы;
- проследить на секундомере, сколько кругов сделает стрелка;
- 3 минуты рисовать на листе в клетку круги по стрелкам. Оценить своевременность окончания. Сосчитать, кто сколько строчек кругов успел нарисовать за 3 минуты.
- сколько вещей можно успеть снять с куклы за 3 минуты? Выполнить действия.
- выполнить предыдущие задания, но без часов. Закончить самим, когда покажется, что 3 минуты кончились.
- посидеть 3 минуты, когда покажется, что 3 минуты прошли, поднять руку.
Психолог проверяет и говорит, кто правильно чувствует трехминутный интервал.
Развитию чувства времени способствуют игры и игровые задания. Например, дидактическая игра «Долго-быстро»: На любое дело нужно время. Что-то ты делаешь быстро, а что-то долго. Например:
Башня из строительного конструктора возводится долго, а разрушается быстро.
Готовят пирог долго, а едят – ….(продолжает ребенок – быстро).
Устроить беспорядок – быстро, а …(продолжает ребенок - наводить порядок – долго).
Постепенно следует научить школьников решать задачи, связанные с определением продолжительности события, его начала и конца, используя модель часов и табель – календарь.
В результате изучения раздела «Восприятие времени» учащиеся должны иметь представление:
-о частях суток, их названиях, последовательности;
-о порядке следования дней недели;
-о месяцах года и порядке их следования;
-о временах года, их характерных признаках;
-о возрасте людей;
- о последовательности событий;
- уметь определять время по часам.
Итак, мы раскрыли общие направления работы по формированию у умственно отсталых учащихся начальных классов временных представлений и понятий. Задача педагога-психолога - отобрать тот объем конкретного материала из раздела, который необходим для усвоения ребенком или подгруппой детей, имеющих сходные затруднения. Как использовать предложенные задания: полностью включив их в одно занятие или же разделив на логически взаимосвязанные части? В какой последовательности? На каком содержательном материале?
Мы полагаем, что ответить на эти вопросы сможет сам психолог, ведущий коррекционные занятия, при условии руководства следующими принципами организации работы по формированию временных представлений и понятий:
- учет и соблюдение строгой последовательности формирования функции;
- систематичность и последовательность работы, преподнесение материала небольшими дозами, более дробно, с постепенным усложнением;
- использование предметно-практической деятельности, что не только способствует оптимизации процесса, но и доставляет радость детям, повышает интерес к занятиям;
- формирование временных ориентировок у учащихся начальных классов невозможно осуществить без наглядных пособий, среди которых наиболее значимы: 1/модель циферблата часов с подвижными стрелками (демонстрационная и для индивидуального пользования), 2/табель – календарь на текущий год (демонстрационный и для индивидуального пользования), 3/календарь природы и погоды, 4/таблица «Режим дня школьника».
- постоянное стимулирование школьников в применении временной терминологии в своей речи;
- ведущая роль в процессе формирования временных ориентировок принадлежит целенаправленному психолого- педагогическому управлению.
Формирование временных представлений и понятий, несомненно, будет способствовать значительной оптимизации потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся в овладении программным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении
Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Для учителей и дефектологов....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовая ориентировка"; Конспект урока в 5 классе "Сезонная одежда и обувь"
Для учителей и дефектологов....
Конспект НОД по ФЭМП «Ориентировка во времени»
Тема: «Ориентировка во времени» Возраст детей: 5-6 летЗадачи программного содержания:Цель: Закреплять умения детей различать части суток.Образовательные:Закреплять у детей ...
Визуальный календарь по формированию навыков ориентировки во времени и пространстве для детей с РАС
Визуальный календарь по формированию навыков ориентировки во времени и пространстве для детей с РАС с помощью фиксации в альбоме наблюдаемых объектов и явлений...