"АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КУРСА СБО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.8 КЛАСС.
рабочая программа (8 класс) по теме

ИВАКО МАРИНА НИКОЛАЕВНА

/Cmd+v РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

 

 

Содержание школьного курса

уроков социально - бытовой ориентировки в 8 классе

Учитель:   Ивако М. Н.

 

           Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке  для /Ф.И.обучающегося/ представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; планируемый уровень  подготовки обучающегося. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития  средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения социально-бытовой ориентировки, которые определены программой.

Цель программы - практическая  подготовка к самостоятельной жизни и труду,  формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития.

Задачи программы:

- систематизировать и совершенствовать  необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем социуме;

- учить организации труда, экономному и бережному отношению к продуктам, строгому соблюдению правил безопасности и гигиены труда, творческому отношению к домашнему труду, развитию обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, смекалки, фантазии, интереса к национальным традициям;

 - практически ознакомить с предприятиями,  организациями и учреждениями, в которые  придётся обращаться  по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь;

- формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, связи, медицинской помощи;

 способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса;

- воспитывать личностные качества: трудолюбие,  аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры.

 Адаптированная программа составлена таким образом, что изучаемый материал опирается на ранее усвоенные сведения, а также подготавливает к изучению последующих тем.

Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Учащийся  продолжает знакомство  с новым материалом по представленным в предыдущих классах разделам и получает достаточные знания по социально-бытовой ориентировке, которые позволяют  адаптироваться в окружаемом мире и быть, насколько это возможно, самостоятельным.

Элементарный курс социально-бытовой ориентировки направлен на коррекцию высших психических функций с целью практической подготовки  с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.

Основной формой организации обучения на уроках социально-бытовой ориентировки  является урок.

Технологии обучения:

●создание занимательных ситуаций

●дифференцируемые задания

●познавательные игры

●самостоятельная работа

●элементы интерактивных  технологий в виде дидактических игр

●практические методы учения

У обучающегося идет формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и  навыков ориентировки в социуме. Он учатся  пользоваться услугами предприятий торговли, транспорта, связи, медицинской помощи, учреждений и организаций. Вырабатывает  морально-этические нормы поведения и  навыки общения. Усваивает знания о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о национальных кухнях, о культуре питания. Учится следить за своим здоровьем, оказывать первую медицинскую помощь и соблюдать гигиенические нормы. Вырабатывает экономические навыки ведения хозяйства. А также воспитывает в себе трудовую культуру, навыки безопасной работы.

При подборе учебного материала учитывалась мотивация изучения учебной дисциплины, способствующая наилучшей социальной реабилитации. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи. 

Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционного развития является ведущим.

Базисный учебный план для 8класса по программе - 2 часа  в неделю, 68 часа  в год.

Основное оборудование.

Доска • Столы • Стулья • Телевизор • Компьютер • Раздаточный дидактический материал •Таблицы •Мебель• Бытовая техника• Кухонная посуда и  инструменты •. Столовая посуда.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание школьного курса

уроков социально - бытовой ориентировки

в 8 классе

   Питание

  1. Заготовка продуктов впрок
  2. Виды теста
  3. Способы приготовления изделий из теста

Практическая работа

Нарезка фруктов, овощей, зелени;

Квашение капусты;

Приготовление оладий, лапши, блинов, песочного печенья.

Экскурсии

Знакомство с работой хлебопекарни.

Планируемый результаты:

знать

Виды и способы приготовления теста и изделия из него

Способы заготовки продуктов впрок

Нашинковать морковь, петрушку, укроп;

Заготовить ягоды без тепловой обработки;

Приготовить пресное тесто и изделия из него;

Записать рецепт соления, варенья, консервирования.

Личная гигиена

  1. Значение косметики для юноши и девушки
  2. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра, природные средства.
  3. Значение здоровья для жизнедеятельности человека, средства и способы его сбережения

Практическая работа

  1. Упражнение в протирании кожи лица
  2. Использование масок из овощей и фруктов

Планируемый результат :

знать

Правила ухода за кожей лица

Приёмы нанесения косметических средств

                   Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног.

                      Использовать подручные средства дополнительно к кремам.

                      В меру пользоваться косметикой.

Одежда

1.Особенности ухода за одеждой, изготовленной из синтетических и шерстяных тканей.

2. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях.

3. Правила и приемы глаженья блузок, рубашек, платков.

4. Прачечная, знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид.

Практическая работа

Стирка изделий из шерсти и синтетики

Глаженье блузок и рубашек

Экскурсии

Посещение прачечной

Планируемый результат:

 знать и уметь:

Правила стирки и сушки одежды из шерсти и синтетики

Правила и последовательность глаженья

Виды и услуги , правила подготовки к сдаче в химчистку

Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей

Гладить блузки, рубашки, платья.

Семья

1.Грудной ребенок в семье, участие в уходе за ним

2. Правила содержания в чистоте детской посуды, постели, игрушек.

Практическая работа

Упражнение в купании, пеленании и одевании куклы.

Мытье детской посуды

Планируемый результат:

знать и уметь:

Правила ухода за грудным ребенком

Правила кормления, одевания, пеленания грудного ребенка

Санитарно – гигиенические требования к содержанию детской посуды, постели и игрушек

Купать, одевать, пеленать, куклу, кормить из ложечки.

Содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.

Культура поведения

  1. Культура общения юноши и девушки
  2. Внешний вид молодых людей

Практическая работа

Сюжетная игра « Встреча молодых людей»

Планируемый результат:

знать и уметь:

Правила поведения юноши и девушки при знакомстве

Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах

Выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, с учетом возраста, индивидуальных особенностей.

Жилище

  1. Уборка кухни, санузла, ванной
  2. Моющие средства

                3.Домашние животные

Практическая работа

Чистка и мытье раковин, мытьё кафельных стен

Мытьё и утепление окон.

Планируемый результат

 знать и уметь:

Правила уборки кухни, санузла, ванны

Моющие средства

Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла

Мыть кафельные стены, чистить раковины

Пользоваться инструкциями к моющим средствам

Транспорт

1.Междугородный автотранспорт, автовокзал, автобусные маршруты, расписание, стоимость.

2. Значение водного транспорта.

Экскурсии

Посещение автобусной станции.

Планируемый результат:

знать и уметь:

Основные автобусные маршруты

Правила безопасной поездки на водном транспорте

Пользоваться расписанием, определять стоимость проезда, покупать билет, обращаться за справкой.

Торговля

Специализированные магазины

Стоимость основных промышленных товаров

Практическая работа :

 Упражнение в подсчёте стоимости покупок

Экскурсия – в специализированный магазин.

Планируемый результат:

знать и уметь:

Ассортимент товаров в специализированных магазинах.

Выбирать покупку, подсчитывать её стоимость.

Культурно вести себя в магазине.

Средства связи

  1. Виды и правила пользования телефонной связью.
  2. Культура разговора по телефону
  3. Номера срочных вызовов
  4. Правила пользования междугородной связью, тарифы, оплата.

Экскурсии

Посещение  переговорного пункта.

Планируемый результат:

 знать и уметь:

Виды телефонной связи

Правила пользования

Номера срочных вызовов

Оплата телефонных услуг, тарифы

Стоимость почтовых услуг

Получить по телефону справку, культурно разговаривать по телефону.

Медицинская помощь

  1. Первая помощь при ожогах, обморожениях, при поражении электрическим током, солнечном ударе.
  2. Первая помощь утопающему
  3. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту

Практическая работа

Первая помощь при ожогах и обморожениях

Первая помощь утопающим

Экскурсии

Посещение поликлиники, больницы.

Планируемый результат

знать и уметь:

Меры по предупреждению несчастных случаев в быту

Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях

Приемы оказания помощи спасенному из водоёма

Оказать первую помощь при ожоге и обморожении,

Оказать первую помощь утопающему

Экономика домашнего хозяйства

  1. Бюджет семьи, источники дохода, статьи расходов
  2. Оплата жилплощади, коммунальных услуг
  3. Сбережения. Виды хранения сбережений, вклады.

Практическая работа

Определение суммы доходов за месяц, год

Планирование доходов и расходов с учетом состава семьи.

Экскурсии

Знакомство с работой ЖЭК

Посещение Сбербанка

Планируемый результат:

знать и уметь:

Основные статьи бюджета семьи, расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии

Виды и цели сбережений

Подсчитать бюджет семьи

Планировать расходы на месяц

Заполнять квитанции

Соблюдать правила экономии в семье

Учреждения и организации

 Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение

Экскурсии

Знакомство с отделами окружной администрации.

Планируемый результат:

 знать и уметь:

Адрес и отделы местной префектуры

Куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи

Обращаться с вопросами и просьбами к работникам местной администрации и других учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Устав ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
  3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида 5 – 9 классов под редакцией В. В. Воронковой
  4. Социально – бытовая ориентировка в специальных ( коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, авторы Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочеткова, А. Г. Петрикова и др. издательство Владос, Москва – 2004г.
  5. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной ( коррекционной) общеобразовательной школе  VIII вида, авторы В. В. Воронкова, С. А. Казакова, издательство Владос, Москва – 2006 г.
  6. Практический материал к урокам Социально – бытовой ориентировки в  специальной ( коррекционной) общеобразовательной школе  VIII вида, пособие для учителя, автор С. А. Львова, издательство Владос, 2005 г.

Учебно-тематическое планирование уроков

по социально – бытовой ориентировке

в 8 классе (68ч)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические, лабораторные  работы, экскурсии

I.

Питание

16

 Практическая работа:

Нарезка фруктов, овощей, зелени;

Квашение капусты;

Приготовление оладий, лапши, блинов, песочного печенья.

Экскурсии: «Знакомство с работой хлебопекарни».

II.

Личная гигиена

4

Практическая работа:

Упражнение в протирании кожи лица

Использование масок из овощей и фруктов

III.

Одежда

6

Практическая работа:

Стирка изделий из шерсти и синтетики

Глаженье блузок и рубашек

Экскурсии: «Посещение химчистки».

IV.

Семья

4

Практическая работа:

Упражнение в купании, пеленании и одевании куклы.

Мытье детской посуды.

V.

Культура поведения

2

Практическая работа:

Сюжетная игра «Встреча молодых людей»

 VI.

 Транспорт

4

Экскурсии: «Посещение автобусной станции».

 VII.

 Жилище

4

Практическая работа :

Чистка и мытье раковин

Мытьё кафельных стен

 VIII.

 Торговля

4

Экскурсии: «Выявление системы расположения продаваемой продукции», «Сравнение рыночных и магазинных цен на один товар».

 IX.

 Средства связи

6

Экскурсии: « Посещение  переговорного пункта».

 X.

 Медицинская помощь

8

Практическая работа:

Первая помощь при ожогах и обморожениях

Первая помощь утопающим

Экскурсии: « Посещение поликлиники, больницы».

XI.

Экономика домашнего хозяйства

8

Практическая работа:

Определение суммы доходов за месяц, год

Планирование доходов и расходов с учетом состава семьи.

Экскурсии: «Знакомство с работой ЖЭК», «Посещение Сбербанка».

XII.

Учреждения и организации

2

Экскурсии: «Знакомство с отделами окружной администрации».

 ИТОГО часов

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ социально-бытовой ориентировки

в 8 КЛАССЕ

8 КЛАСС (70 Ч)

ПИТАНИЕ

16ч.

1.

Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка фруктов, овощей, зелени.

1

2.

Запись рецептов соления, варенья, консервирования, сушки фруктов, овощей, зелени, ягод.

1

3.

Консервирование варенья. Запись рецептов.

1

4.

Практическая работа: Нарезка фруктов, овощей и зелени для сушки и замораживания.

1

5.

Приготовление овощного салата. Квашение капусты.

1

6.

Практическая работа: Квашение капусты.

1

7.

Виды теста: дрожжевое, пресное.

1

8.

Практическая работа: Приготовление оладий. Чтение рецептов, самостоятельный подбор продуктов.

1

9.

Приготовление пресного теста.

1

10.

Практическая работа: Приготовление лапши из пресного теста.

1

11.

Приготовление изделий из теста: блины.

1

12.

Практическая работа: Приготовление блинов. Чтение рецептов, самостоятельный подбор продуктов.

1

13.

Приготовление изделий из песочного теста.

1

14.

Практическая работа: Приготовление песочного печенья. Чтение рецепта, самостоятельный подбор продуктов.

1

15.

16.

Составление меню завтрака, обеда, ужина.

Практическая работа: Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю.

1

1

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

4ч.

1.

Значение косметики для девушки и юноши. Правила и кремы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра и природные средства.

1

2.

Практическая работа: Упражнения в протирании кожи лица, подбор  лосьона, нанесение крема, с учетом состояния кожи.

1

3.

Значение здоровья для жизнедеятельности человека. Средства и способы сбережения его.

1

4.

Использование  масок  из фруктов и овощей.

1

ОДЕЖДА

6ч.

1.

Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.

1

2.

Практическая работа: Стирка изделий из шерсти и синтетических тканей.

1

3.

Правила и приемы глажения блузок , рубашек ,платков.

1

4.

Практическая работа: Глажение блузок и рубашек.

1

5.

6.

Прачечная- знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид.

Экскурсия в прачечную, знакомство с правилами приема изделий и выдача их, с прейскурантом на стирку определенного вида изделий.

1

  1

СЕМЬЯ

4ч.

1.

Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним – кормление из соски, ложки, купание, одевание, пеленание, уборка постели.

1

2.

Практическая работа: Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы.

1

3.

Правила содержания в чистоте детской посуды, постели, игрушек.

1

4.

Практическая работа: Мытье детской посуды игрушек.

1

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

2ч.

1.

Культура общения юноши и девушки .Сюжетная игра «Встреча молодых людей».

1

2.

Внешний вид молодых людей.

1

1.

 2.

Жилище.

Уборка кухни, санузла, ванны.

Практическая работа: Чистка и мытьё раковин.

4ч.

3.

4.

Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла.

Практическая работа: Мытье кафельных стен.

ТРАНСПОРТ

4ч.

1.

Междугородный авиатранспорт. Автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения.

1

2.

Значение водного транспорта. Пристань, порт, основные службы.

1

3.

Экскурсия на автостанцию.

2

ТОРГОВЛЯ

4ч.

1.

Специализированные магазины  (книжный, спортивный, и т. д.)

1

2.

Экскурсия в специализированный магазин

1

3.

4.

Стоимость основных промышленных товаров.

Экскурсия: Упражнение в подсчёте стоимости покупок.

1

1

ВИДЫ СВЯЗИ. ТЕЛЕФОН.

6ч.

1.

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофонной картой, квартирным телефоном.

1

2.

Правила пользования телефонным справочником.

1

3.

Культура разговора по телефону. Вызов милиции, скорой помощи, газовой службы и др. аварийные службы.  Получение справок по телефону.

1

4.

Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказа международного телефонного разговора. Тариф  на международные телефонные разговора.

1

5.

6.

Экскурсия на переговорный пункт.

Практическая работа: Выбор названия города, знакомство с кодом и тарифом. Расчет стоимости разговора за 1 мин, 3, 5.

2

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

8ч.

1.

Первая помощи при ожогах, обморожениях, при поражении электрическим током. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

1

2.

Практическая работа: Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.

1

3.

Первая помощь при тепловом ударе и солнечном ударе.

1

4.

Первая помощь при пищевом отравлении и отравлении угарным газом.

1

5.

Первая помощь утопающему.

1

6.

Практическая работа: Оказание первой помощи утопающему.

1

7.

8.

Глистные заболевания, меры по их предупреждению

Экскурсия в поликлинику, больницу.

1

1

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

8ч.

1.

  2.

Бюджет семьи. Виды источников дохода.

Практическая работа: Определение суммы доходов семьи за месяц, год.

1

  1                      

3.

Основные статьи расходов (питание, содержание жилища, одежда, обувь, культурные потребности).

1

4.

Практическая работа: Планирование доходов и расходов с учетом состава семьи.

1

5.

Оплата жилплощади, коммунальных услуг. Подсчет электроэнергии.

1

6.

Экскурсия в ЖЭК.

1

7.

8.

Экскурсия в сбербанк: сбережения, кредит.

Сбережения. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.

1

  1

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

2ч.

1.

2.

Департаменты, муниципалитет, префектура,  комитеты, городская и окружная администрации, милиция, их назначение.

Экскурсия в окружную администрацию для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи.

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...

Рабочая программа по письму и чтению для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программа по письму и чтению предназначена для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс...

Адаптированная образовательная программа "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс ( для детей с глубокой умственной отсталостью)

Адаптированная образовательная программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) и включает в себя изучение учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводс...

Методические рекомендации по написанию рабочих программ СИПР по ФГОС для детей с глубокой умственной отсталостью.

Специальная индивидуальная программа развития,   (далее СИПР),   предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной ...

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 6 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство"представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирова...

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)

Специальная индивидуальная программа развития представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-...