Методические рекомендации по написанию рабочих программ СИПР по ФГОС для детей с глубокой умственной отсталостью.
методическая разработка на тему
Специальная индивидуальная программа развития, (далее СИПР), предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.
Программы разрабатываются с учетом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с ОВЗ, их возрастных и типологических психофизиологических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_sipr_po_fgos.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Ширяева Олеся Геннадьевна.
Тема: Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (СИПР).
Методические рекомендации составлены в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 15СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15.Санитарно-эпидемиологические правила инормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 N 38528);
- Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации №181-ФЗ от 24 ноября 1995г ( с изменениями от 22.08.2004г.№122-ФЗ);
- Рекомендациями по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15.
Специальная индивидуальная программа развития, (далее СИПР), предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.
Программы разрабатываются с учетом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с ОВЗ, их возрастных и типологических психофизиологических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.
Полное изложение примерных программ учебных предметов, представленных в ПООП НОО, а также вариантах ПАООП для обучающихся с ОВЗ, размещено на сайте «Реестр примерных ООП» http//fgosreestr.ru/node/2068.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (пункт 2.9.5.):
Программы учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения программы.
Так как ФГОС вводится в 2016 году, за образец мы возьмем написание (СИПР) в первом классе. Ребенок глубокой умственной отсталости
Содержание
Первое, что мы должны сделать, это познакомится с ребенком. Изучить бытовые условия проживания ребенка, социально – бытовых знаний, умений ребенка, коммуникативные способности. Дать психолого – педагогическую характеристику, выявить особенности познавательных процессов. Эти критерии исследования предложены в ФГОС.
Я предлагаю оформить их в форме таблицы. Критерии таблицы можно форматировать по вашему усмотрению и запросу школы.
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ.
Ф.И.О | ||
Дата рождения | ||
Домашний адрес | ||
Сведения о родителях: | Мать | |
Отец | ||
Бытовые условия семьи, оценка отношения членов семьи к образованию ребенка; | ||
Сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание. | ||
Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая; | ||
Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей); | ||
Заключение ПМПК; | ||
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА | ||
Контакт (речевой, жестовый, мимический), особенности коммуникации (в контакт вступает легко, контакт избирательный, коммуникативный барьер). | ||
данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; | ||
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы | ||
Понимание инструкции | ||
Работоспособность | ||
Общая и мелкая моторика | ||
особенности проявления познавательных процессов: | ||
Восприятие | ||
Внимание | ||
Память | ||
М ышление | ||
Речь | ||
состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций | ||
предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания(счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях); | ||
Восприятие времени | ||
Ориентировка в пространстве | ||
Сенсорное развитие | ||
Элементарные математические представления | ||
Предметно-практическая и продуктивная деятельность | ||
Заключение | ||
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В пояснительной записке рабочей программы необходимо четко прописать:
-все нормативные акты и документы на основании чего написана программа.
-общие цели и задачи учебного предмета.
-роль учебного предмета в достижении планируемых результатов, а так же направленность программы. Необходимо указать личностные, предметные и метапредметные результаты в освоении образовательной программы.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.(ФГОС)
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Необходимо полно раскрыть значимость предмета с опорой на ФГОС.
Далее все примеры выделенные курсивом рассмотрим на примере
программы «Русский язык».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Материал берется в АООП для начальных классов, адаптируется для своего ученика.
4.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В этом разделе мы должны указать класс, количество часов, желательно разбить общее количество часов по неделям или четвертям обучения в табличном виде.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом в начальной школе.
Рассчитана на 63 часа, из расчета 2 часа в неделю.
Количество часов по четвертям
Количество часов /четверть | часы в неделю | 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | 5четверть | Год | |
1 | Русский язык. | 2 | 16 | 14 | 11 | 7 | 15 | 63 |
5. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В рабочую программу необходимо включать четко прописанные формулировки результатов из ПАООП. Необходимо отразить личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Результаты должны отражать образовательные потребности в деятельностной форме, для дальнейшей разработке контрольных материалов.
В данном разделе указываются условия формирования УУД(универсальные учебные действия).а в написании СИПР УУД (Базовые Учебные Действия).
Личностные результаты изучения письма и развития речи :
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения письма и развития речи:
-формировать у ребенка обще речевые навыки,
-развитие слухового и зрительного восприятия.
- совершенствование произношения и пространственной ориентировки,
- развитие мелких мышц рук.
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
-знать звуки и некоторые буквы.
-знать категории слов, «слово». –
-выделять звуки а, у, м в начале слов.
-составлять предложения по картинкам.
УУД (Базовые Учебные Действия).
Познавательные БУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- сравнивать предметы, объекты:
-находить общее и различие;
-понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
Коммуникативные БУД:
-формировать связную устную речь.
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Регулятивные БУД:
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
-убирать за собой свое рабочее место.
6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В данном разделе необходимо обозначить разделы учебной программы, описать основное е содержание.Предлагаю посмотреть на примере одного раздела.
№ | Раздел темы. | Характеристика основных содержательных линий |
РУССКИЙ ЯЗЫК | ||
Подготовка к усвоению грамоты | Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. …… | |
Обучение грамоте | Формирование элементарных навыков чтения. Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. …… | |
Практические грамматические упражнения и развитие речи | Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме…. Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Слог. Переносслов.Алфавит…... |
В Адаптированной образовательной программе нет распределения на классы, как например в программе В.В.Воронковой. Для составления индивидуальной рабочей программы педагог выбирает именно то, что предположительно может освоить ребенок, тема может повторятся несколько раз, пока ребенок не освоит ее.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование включает в себя основные разделы программы, темы входящие в данный раздел. Можно дать краткую характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).Необходимо сделать разбивку тем по часам. Для обучающихся по СИПР тематическое планирование разрабатывается на один учебный год.
№ | Раздел темы. | Кол-во часов |
РУССКИЙ ЯЗЫК | ||
Подготовка к усвоению грамоты | 38 | |
Обучение грамоте | 19 | |
Практические грамматические упражнения и развитие речи | 6 |
8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В данном разделе необходимо указать все материально технические средства,которые педагого предполагает использовать в своей работе.
Для удобства рекомендую разделить пособия на группы:
- Печатные пособия (учебники, специальная литература);
- Средства ИКТ;
- Учебно–практические, демонстрационные пособия
(карточки, предметные и сюжетные картинки, раздаточный материал и т.д.);
- Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Печатные пособия
1.В.В.Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,1-4 классы » .М.:«Просвещение»,2010г.
2.Учебник «Букварь» В.В. Воронкова, И.В.Колмыткина- Москва-«просвещение».2012год.
Средства ИКТ.
Презентации….
Карточки с сюжетными картинками.
Карточки Алфавит….
Тетрадь с прописями. Пишем по контуру. «Омега».
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
-my@1september.ru. Журнал «Начальная школа»,
- Pro.Школу. ru.интернет- портал
Оценка:
В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию рабочих программ
(Белгородский региональный институт повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки специалистов. Кафедра управления образовательными системами) Содержание методических рекомендаций обеспеч...
Методические рекомендации по написанию рабочей программы по физической культуре.
Представлены разработки по теме "написание рабочей программы по предмету физическая культура. Данные методические рекомендации были рассмотрены на городском заседании учителей физической культуры г. Б...
Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...
Рабочая программа по письму и чтению для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программа по письму и чтению предназначена для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс...
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....
Методические рекомендации при написании рабочих программ по ФГОС
Методические рекомендации при написании рабочих программ по ФГОС...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...