Доклад "Трудовое и профессиональное обучение на уроках швейного дела в специальных (коррекционных) учреждениях"
учебно-методический материал на тему

Тишина Вера Петровна

Трудовое обучение – процесс умственных и физических действий, совершаемых учащимися под руководством учителя, благодаря которым учащиеся приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, практические умения и навыки, необходимые для выполнения производительного труда в определённой его области. Развивают своё мышление и качество личности, способствующее сознательному выбору профессии и скорейшему включению в трудовую деятельность. Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminare-praktikume.doc541 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

                           

                                        Подготовила:  учитель  Тишина В. П.

   

    

                                                                                             Великое благо жизни есть труд.

                                                                                                                    Л. Н. Толстой

    Трудовое обучение – процесс умственных и физических действий, совершаемых учащимися под руководством учителя, благодаря которым учащиеся приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, практические умения и навыки, необходимые для выполнения производительного труда в определённой его области. Развивают своё мышление и качество личности, способствующее сознательному выбору профессии и скорейшему включению в трудовую деятельность.

     В разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое и воспитательное значение для детей – у них повышается интерес к труду и деловым знаниям,  появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать умения и навыки.

  Формируя трудовые умения и навыки, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определённым видам труда. Практика показывает,  что развитие у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем и на выбор рода занятий в жизни.

   К. Маркс писал: «Труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности» Этот переход очень важен для ребёнка, имеет своё особое воспитательное значение – его практическая деятельность запечатлевается в продукте, созданным своим трудом и своими руками. Первые сильные впечатления, знания, опыт и привычки нравственного общения ребёнок приобретает в практической деятельности. В процессе труда он непосредственно сталкивается с реальной действительностью, практическими задачами, конкретными жизненными ситуациями, которые связаны с преодолениями трудностей и требуют от него волевых усилий, самостоятельных решений и согласованных действий. Это способствует приобретению детьми нравственного и трудового опыта.

    Труд ускоряет социальное созревание личности. Дети, которых рано приобщают к посильному труду, отличаются большей самостоятельностью, ответственностью, рассудительностью. В трудовых действиях детей проявляются знания, умения навыки, привычки поведения из непосредственного  источника – трудовой практики, на деле проверяя и оценивая их.

       Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд ( Л. С. Выготский), коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе 8 типа. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

          Задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.

   Трудность решения этой задачи в первую очередь, обусловлено недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. Однако опыт работы многих коррекционных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процессе можно достичь значительных результатов.

    На развитии трудовых возможностей учащихся коррекционных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной

   Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

        В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.

На всех стадиях своего развития отечественная (российская) вспомогательная школа уделяла большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения умственно отсталых учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В. Н. Тарасов) 

          Учебные программы по труду в коррекционной школе предполагают формирование самых необходимых знаний, без которых подготовку по определенной профессии, даже при наличии у школьников соответствующих навыков, нельзя считать завершенной.  Основное условие успешного формирования знаний включается в непосредственной связи изучаемых теоретических сведений с практической работой школьников. Практическая работа учащихся в мастерских и теоретическое обучение – это две взаимосвязанные  и равноправные части трудовой подготовки. Недопустимо отдавать предпочтения какой-либо одной из них, ослабляя внимание к другой. Недостатки в овладении техническими и технологическими знаниями снижают уровень трудовой самостоятельности учащихся в новой для них ситуации.

      В процессе обучения учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняется прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии  со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим же в значительной мере определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школьников в трудовом обучении.

   Трудовая и профессиональная подготовка воспитанников специальных образовательных учрежден  начинается в пропедевтический период и продолжается до окончания школы, учитель труда должен видеть трудности усвоения учащимися знаний и умений, следить за продвижением их из года в год.

    Пропедевтический период  трудовой подготовки школьников начинается с 4 класса, когда дети приходят в школьные мастерские. В этот период учитель организует психолого-педагогическое изучение возможностей восприятия и усвоение учеником теоретического и практического материала, с тем, чтобы определить вид труда, которым ему следует заниматься в течение общего периода обучения с 4 по 9 классы. От правильного выбора доступного для ученика профиля труда от того, сумеет ли он работать самостоятельно по специальности, во многом зависит его дальнейшая судьба.

  Важно вести психолого – педагогическое изучение деятельности школьников с нарушением интеллекта и рассматривать, обучение на занятиях труда как целостный процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов. В основе психолого-педагогического наблюдения лежит принцип систематичности, который предполагает наблюдать за учащимися на всех  этапах занятия, что позволяет своевременно оказывать им необходимую помощь. Учащиеся переходят к следующему этапу только после осознания и усвоения ими предыдущего этапа занятия.

       Изучая деятельность ученика можно сделать вывод о ходе общего развития ребёнка  и выбрать меры педагогического воздействия, активизирующие процесс формирования знаний, умений и навыков.

      Психолого-педагогическое изучение позволяет решать важные задачи в области трудовой подготовки школьников. Во-первых, на основе систематических наблюдений за их деятельностью на разных этапах занятия учитель выявляет детей, нуждающихся в индивидуальном и дифференцированном подходе. Во-вторых, изучает возможности восприятия и усвоения трудного для данных групп школьников теоретического и практического материала на основе использования дополнительных методов. В-третьих, получает возможность проследить динамику продвижения школьников при оказании им своевременной помощи.

    Последовательное психолого-педагогическое изучение учащихся на разных этапах занятия позволяет учителю труда создать условия для активизации процесса учебной деятельности школьников, повышения качества трудовой подготовки, что способствует сознательному включению выпускников в самостоятельную жизнь.   ( Приложение 1.)

     Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности. Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.

    Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок, на котором происходит усвоение учащимися знаний умений и навыков. Обучение на уроках швейного дела включает два этапа: усвоение теоретических знаний и выполнение практической работы. Учебный процесс строится на основе игровых систем обучения, что позволяет развивать познавательный интерес у детей. Практическая работа направлена на изготовление продукции, имеющее полезное назначение и приближающей по своему качеству к товарной продукции. Такая работа вызывает интерес, и создаёт положительное отношение к урокам труда.  

   Каждый ребёнок начинает мыслить тогда, когда у него появляется потребность, что-то понять, узнать, применить на практике. Важно использовать проблемные ситуации на уроках. Они развивают самостоятельность детей, заставляют их задуматься над проблемами своих знаний, находить способы их заполнения и повышать активность изучить и применить на практике. Уроки швейного дела способствуют развитию общетрудовых  умений и сознательного овладения приёмами работы с применением в жизни.

   Организуя учебный процесс на уроке, стараюсь с самых первых этапов создавать поисковые ситуации, чтобы вызвать интерес у детей  быстро настроить их на урок .В этом случае использую загадки,  ориентирую их в мир профессий, проводя такие мини-беседы как: «Сто дорог, одна – твоя», «Ученье и труд, рядом идут», «Я хочу рабочим стать», рассказываю о новинках технологии, об успехах выпускников школы.  Организовав детей ,перехожу к повторению пройденного материала, где проверяю накопленный объём знаний, так как не всегда наши дети используют его в практике. Задаю девочкам не только проблемные вопросы, но и использую различный наглядный материал. Задания подбираются от простого к сложному, и составляются  с опорой на имеющиеся знания детей. Применение наглядности служит эффективным средством развития способности к соморегуляции. Целенаправленное и психологически обоснованное включение средств наглядности в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, существенно улучшить их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.. В этом случае можно применить следующие виды работ: наглядный материал, технологические карты, инструкционные карты, карточки со следующими заданиями:  ( Приложение 2)

    Таким образом, подвести детей к решению основной задачи – ориентировки в задании при выполнении работ - анализа образца изделия. Как правило, он проводится по вопросам учителя и с его помощью в ответах на поставленные вопросы. Однако при изготовлении на нескольких уроках подряд сходных изделий помощь учителя должна постепенно сокращаться, а вопросы приобретать более общий характер.

 Объяснение должно быть более доступным.  Дети должны видеть, что вся работам при пошиве,  даже самая элементарная взаимосвязана. Например, тема « Ночная сорочка без плечевого шва». Предлагаю детям следующую ситуацию.  «Представьте себе, что вам дали заказ, сшить ночную сорочку. Ваш заказ будет оцениваться. С чего вы начнёте свою работу?»   Ответы  поступают самые разнообразные. После всех обсуждений мы приходим к выводу  с чего начать, и чем закончить. Нужно :

  1. Снять мерки с заказчика.
  2. Построить чертёж для выкройки.
  3. Сделать выкройку.
  4. Разложить детали выкройки на ткани.
  5. Выполнить раскрой.

По готовому крою нужно знать план пошива ночной сорочки.

    1. Обработать горловину.

    2.  Обработать рукава.

    3. Обработать боковые срезы.

   4.  Обработать нижний срез.

   5.  Отутюжить готовое изделие.

 При пошиве нужен не только план, но и знание швов, их правильная влажно-тепловая обработка. В ходе совместного обсуждения мы приходим к решению проблемы,  приступаем к практическим занятиям. Где дети сами выполняют работу, сталкиваются с трудностями и исправляют их. И  приходят к выводу, что сшить любую самую простую вещь, нужно знать всю последовательность обработки, так как без этих знаний не получится заказ, или получится, но не оценится.

В практическую работу могут быть включены тренировочные упражнения. Например, ширина стачного шва 7мм., покажи на линейке это расстояние; покажи на образцах ткани стачной и краевой шов. Постепенно переходя в старшие классы упражнения, как и задания  усложняются. Постепенно переходим от выполнения практической работы с планированием ближайшей операции к предварительному планированию. Такой переход возможен после неоднократного выполнения близких по содержанию работ.

   Объём практической работы следует дифференцировать, так как возможности отдельных учащихся в классе отличается. Все практические действия учащихся контролируются учителем. Помощь оказывается с учётом конкретных причин ошибочных или нерациональных действий по мере необходимости.

    Анализ (оценка качества) выполненных работ имеет своей целью развитие у  учащихся контрольных умений и критичности.  Отчёты о выполненной работе выполняются с разной степенью самостоятельности. Сначала их можно проводить по вопросам учителя с оказанием помощи ученикам в формулировке ответов, постепенно переходить к рассказам о выполненной работе.

  При подведении итогов урока уделяется внимание оценке детьми своих успехов(пусть даже скромных)и, соответственно, формированию мотивации достижений.

       Из психологии труда известно, что на первом этапе работы многочисленные качества человека проявляются в его самостоятельности. В трудовом обучении самостоятельность характеризуется возможностью учащихся действовать правильно при изменении трудовых условий. Например, ученикам предлагается изготовить новое для них изделие, но сложность такой работы не может быть выше, чем трудовые задания типовой учебной программы. Самостоятельность ориентировки в задании, планировании и самоконтроля может быть разной, являясь показателем развития познавательной деятельности и уровня решения коррекционно-педагогических задач. По параметру трудовой самостоятельности целесообразно выделять два уровня развития.

 1. – способность выполнить трудовое задание с посторонней помощью ( по подсказке);

 2.  – способность к полностью самостоятельному выполнению.

      К другим параметрам трудовой подготовленности относятся:

  • Знание теоретического материала;
  • Усвоение необходимых технологических операций и приёмов;
  • Соответствие действий нормативным способам деятельности;
  • Темп трудовой деятельности
  • Качество выполняемой продукции.

По каждому параметру должно быть описание, позволяющее проверить степень усвоения.

                   В ходе работы идёт реализация ряда задач:

1. Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

2. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

3. Всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.

4. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих возможностей детей.

5. Решать некоторые личностные проблемы учащихся как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Трудовая деятельность школьников включает не только внешние, практические, но и внутренние, умственные действия. Всякой практической деятельности учащихся предшествует умственная работа. Как показали психологические исследования ( А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов . др.) в процессе деятельности развиваются ощущение, восприятие, процессы памяти, мышления, воображения, формируются знания, умения и навыки.

     Учащиеся, осуществляя трудовые задания, действуют по разному, и с разной степенью успеха. В помощи учителя нуждаются все учащиеся. Некоторым ученикам достаточно той помощи, которую они получили в процессе фронтального объяснения, но большинству детей с нарушением интеллекта требуется индивидуальная помощь. Иногда школьнику достаточно помощи со стороны товарища.

    Особо следует изучать факторы деятельности, как мотивация, работоспособность и влияние стрессовых ситуаций, возникающих в ходе выполнения задания.

     Наблюдая за деятельностью школьников, необходимо уделять внимание работоспособности ученика, т. е. определить уровень и длительность усилий, необходимых ему для выполнения той или иной работы, а также продумать механизм восстановления и активизации работоспособности на разных этапах занятия.

           Работоспособность в большей степени зависит от мотивов, которые побуждают ученика к сознательной учебной деятельности.

Наблюдая за школьниками в процессе обучения  можно выделить мотивы личного характера, вызванные чувством долга. В основе личных мотивов может лежать стремление получить вознаграждение  за свой труд в виде хорошей оценки, похвалы, материальной помощи (подарки, деньги) или интерес, вызванный желанием иметь полезную вещь. Как правило, у детей и подростков на второй план отступают мотивы достаточно для них отвлечённые, обусловленные чувством долга, такие, как понимание необходимости получить определённые знания, умения и навыки для дальнейшей трудовой жизни.

    .

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда,  умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.

Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта. Метод проекта характеризуется как:

  • личностно-ориентированный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  •  развивающий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность,  индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

 Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему). Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.

     Для организации по производительному труду в старших классах, когда учащиеся имеют необходимые знания и умения работы над проектом, можно предложить учащимся разработку более сложного группового проекта – предприятия по профилю, например – ученического ателье. Эта работа формирует профессиональное определение школьников в новых социально-экономических условиях, дает дополнительную информацию по экономическим вопросам, приближает работу учащихся к реальным производственным условиям. Чтобы успешно выполнить этот проект учителю необходимо учитывать: психофизические способности учащихся с недостатком интеллекта, их склонности и интерес. Конечно, наши выпускники не станут владельцами своих предприятий, и при организации такой работы встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны.

  • - получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
  • – приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
  • – духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
  • – профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю)
  • – приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. (Приложение 3).

В 9 классе основная направленность занятий: углубление знаний о требованиях профессии  к человеку; развитие механизмов самопознания; коррекции самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб; формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. В круг этих вопросов входит:

  • Профессиональное просвещение учащихся (через расширение общего кругозора, знакомство с конкретными специальностями);
  • Пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
  • Профессиональные пробы.

Девятиклассники испытывают себя в качестве швеи. Выполняют заказы школы (пошив постельного белья, штор, костюмов для выступления, пошив халатов, пижам и т. д.) Где не только учитель оценивает их качество, но и специально созданная комиссия. Учащиеся чувствуют себя взрослыми и уже в стенах школы реализуют себя мастерами швейного производства.

Переходя, из класса в класс, у ребят накапливаются умения и навыки. Анализируя работу можно сделать вывод: что ими они смогут пользоваться ими не только в школе, но и в самостоятельной жизни.

 Приложение 1.

Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением интеллекта на разных этапах занятия.

.            Эапы теоретической и практической деятельности учащихся

                                  На        уроках

 Ф. И.

Уч-ся

Усвое-ние те-оретич.

Матер

иала

Ориен-тиров-

ка в

задании

Усвое-ние

плана

работы

Разме-

тка

Работа

Инст-румен-тами

Само-конт-

роль

Отчёт

О рабо-

те

Анализ

Своих

Оши-

бок

Приня

Тие помо-

щи

Особен

Ности

Работо

Способ-ности

         

 Приложение 2

 

  1. Соедините стрелками.

                Хлопок                   шелкопряд

                Лён                          баран, козёл

                Шерсть                   хлопчатник

                 Шёлк                      лубяное волокно

  2 .Подчеркните красным карандашом хлопчатобумажные ткани,  зелёным – льняные ткани.

        Ситец, сатин,  бязь, фланель, льняное полотно.

 3. Назовите, одним словом.

                Стачной, двойной, запошивочный.   ( шов)

                Стебельчатый, косой, петельный, крестообразный.  (стежок)

 4. Лишнее слово

Стебельчатый, петельный, двойной, крестообразный.  (двойной)

5. Только буквы

.

  7

н

5

о

ж

4

н

9

и

3

ц

ы

  (ножницы)

  6  Анкеты.

Подчеркнуть профессии, которыми ты хочешь овладеть.

Строитель, маляр, швея, дворник, повар, санитарка, техничка.

 

7.  

( Швея-мотористка, портной по ремонту одежды, закройщик, утюжильщик)

8

9. Прочитай слово.

( Ножницы, игла, напёрсток)

Приложение 3

1. Разработка проекта по швейному делу.

  Проект:  «Столовая салфетка».

Предмет:   швейное дело.

Класс 5

Тип проекта:   творческий.

Планируемый результат: ученики самостоятельно разрабатывают эскиз

столовой салфетки, представляют свой проект, аргументируя выбор материалов для работы, отделки, способа обработки срезов.

Цели:   учить выполнять эскиз изделия, усложненный декоративными деталями, подбирать материалы, отделку для изделия в соответствии назначению; развивать: фантазию, воображение, ориентировку на плоскости, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать: интерес к предмету, способность давать адекватную оценку результату, как своей работы, так и работе своих товарищей.

Учебно-педагогическая задача:  используя приемы построения геометрических фигур, рисования выполнить эскиз салфетки, выполнить отделку изделия рисунком, подобрать ткань для изделия, способ обработки срезов, способ выполнения отделки; оформить альбомный лист, представить работу, выполнив анализ

Материалы:   альбом, цветные карандаши, фломастеры, масштабная линейка, трафарет, шаблон (для З группы), альбом с рисунками для вышивки, образцы тканей.

Форма организации работы:  индивидуальная.

Время: З четверть , 2 урока в начале изучения темы.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

1. Сообщение темы занятия:

- Сегодня на занятии вы будете художниками — конструкторами, вам нужно разработать модель столовой салфетки, которую в дальнейшем вы будете шить.

2. Задача:

- С помощью масштабной линейки вы должны вычертить салфетку

размером 35 см на 35 см, затем выбрать рисунок для вышивки, подобрать ткань

для салфетки из данных образцов, способ обработки срезов. Затем оформить

альбомный лист, дав название вашему изделию.

Проект: «Использование вышивки для украшения предметов быта»

Предмет: швейное дело.

Класс 8

Тип проекта: творческий.

Планируемый результат: учащиеся самостоятельно выбирают для проекта изделие бытового назначения с вышивкой. Изготавливают изделие.

Цели: учить подбирать материалы, отделку для изделия в соответствии назначению, самостоятельно добывать необходимые сведения, развивать фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать эстетику домашнего хозяйства, способность давать адекватную оценку результату, как своей работы, так и работе своих товарищей.

Учебно-педагогическая задача: изготовить изделие бытового назначения с вышивкой, например: кухонный комплект, состоящий из салфеток, скатерти и грелки для заварочного чайника, используя приемы вышивки гладью; кухонный комплект, состоящий из фартука, прихваток, салфеток в фольклорном  стиле и т.д.

Форма организации работы: групповая (2-З человека), урочно - внеурочная.

Время: 1 четверть, защита проекта в конце четверти.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

1. Выбор изделия для проекта.

2. Изготовление схем вышивки, выкройки мелких деталей

З. Выбор материалов, инструментов, приспособлений для работы.

4. Изготовление изделия.

5. Оформление необходимой документации.

6. Защита проекта.

Учащие на уроках изучают необходимый материал, выбирают схемы вышивки изделия, начинают работу на уроках предусматривающих данный вид работы, в дальнейшее работы по вышиванию ведутся самостоятельно во внеурочное время, затем оформляют проект, дополнительно в библиотеке ищут необходимую информацию по истории вышивки (в этом необходима помощь воспитателя). В конце четверти необходимо запланировать презентацию проектов учащихся.

                                            Литература.

1.   Акименко И. П. « Темп работы учащихся вспомогательной школы в  

      трудовых процессах и педагогические пути его повышения» -М. 1987 г.

 2.   Воронкова В. В. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»- М. 1994 г.

      3.   Гнатюк А. А. « Совершенствование производственного обучения выпускников вспомогательной школы»- М. 1946г

       4.   Дефектология №5 2008 год.

  5.  Дефектология №5 2006 год.

  6.  Дефектология№3 2004 год.

  7.  Дефектология №6 1996 год.

    .  8.  Интеграционные модели специального образования. Москва, Издательский дом «Эврика» 2003 год.

       9.  Казакевич В.М., Поляков В. А., Ставровский А. Е. Основы методики трудового обучения. – Москва, Просвещение, 1983.

      10. Маллер А.Р., Цикото Г.В.  Обучение,  воспитание  и  трудовая  подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта.  –  Москва,  Педагогика,  1988,

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...

Доклад "Коммуникативная направленность на уроках швейного дела в специальной - коррекционной школе"

  Уроки труда служат не только обучению необходимым трудовым навыкам, но и развитию речи.  Причём уроки будут успешнее, если дети в процессе работы будут называть и проговаривать то, ...

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...

Изготовление плечевых изделий на уроках швейного дела в Специальной коррекционной школе.

Программа по швейному делу составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся. Материал программы расположен по принципу усложнения.Последовательное изучение тем обеспечивает во...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая,  Г.Б. Картушина для специальных (коррекцион...