Доклад "Коммуникативная направленность на уроках швейного дела в специальной - коррекционной школе"
учебно-методический материал на тему
Уроки труда служат не только обучению необходимым трудовым навыкам, но и развитию речи. Причём уроки будут успешнее, если дети в процессе работы будут называть и проговаривать то, что они делают. Усвоению необходимого словаря используется незначительная часть урока, когда дети вместе с учителем проговаривают новые слова и термины. Однако этот приём направлен только на овладение верным их произнесением и явно недостаточен для осуществления тех коррекционных целей, которые стоят перед учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_napravlennost.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на МО учителей трудового обучения.
Подготовила учитель: Тишина В. П.
Коммуникативная направленность на уроках швейного дела в специальной - коррекционной школе.
Уроки труда служат не только обучению необходимым трудовым навыкам, но и развитию речи. Причём уроки будут успешнее, если дети в процессе работы будут называть и проговаривать то, что они делают. Усвоению необходимого словаря используется незначительная часть урока, когда дети вместе с учителем проговаривают новые слова и термины. Однако этот приём направлен только на овладение верным их произнесением и явно недостаточен для осуществления тех коррекционных целей, которые стоят перед учителем.
Обучение труду необходимо использовать для целенаправленной работы-активизации словаря, усвоение терминологической лексики, совершенствования лексико- грамматического строя речи, связных высказываний. На уроках создаются благоприятные условия.
Обычно у младших школьников, в начале учебного года характерны такие речевые недостатки, как бедность активного и пассивного словаря, непонимание отдельных общеупотребительных слов, неумение правильно строить предложения, излагать свои мысли. В ответ на просьбу рассказать, от ученика можно услышать следующее: «Я буду делать… это» (жестом показывает), или «Я буду шить», и т. д.
Дети испытывают затруднения при пересказывании инструкции, при выполнении практического задания. Также трудно бывает ученику передать словами содержание выполненной работы или ответить на ряд поставленных вопросов по пройденному уроку.
В целом это приводит к тому, что сроки выполнения задания затягиваются, а это мешает качественному освоению программы в целом. Кроме того, неудачи вызывают у части учащихся состояние интеллектуальной и трудовой пассивности.
При обучении соблюдается постепенный переход от отдельных простых операций и простой работы к более сложной. От простого стежка до пошива сложного швейного изделия.
В соответствии с программой действий по коррекции и развитию речи выделяют 4 тесно связанных друг с другом этапа обучения, каждый из которых имеет определённые учебно-коррекционные задачи.
Основная задача первого этапа заключается в ознакомлении детей с предметами ( инструментами, приспособлениями, материалами), используемыми в это время на уроках, с правилами техники безопасности, с приёмами выполнения операций. На первых уроках используется приём оречевления объектов труда и операций.
Вначале каждая отдельная операция выполняется совместно с учителем. Учитель показывает и объясняет действия, учащиеся называют вслух и выполняют его. Педагог обращается к детям: « Возьмите две детали ткани, сложите лицевыми сторонами друг с другом , отложите от среза 5 мм и сметните.» Затем обращается к детям . «Какой размер шва вы отложили?» Ответ одного из учеников, если он верен, ученики проговаривают хором.
На последующих уроках, идёт изложение материала или демонстрация изделий и действий, учитель обращается с вопросами к ученикам. Дети ищут и находят нужные слова и грамматически правильно связывают предложение. Например: «Как выполняется пошив двойного шва?» Дети рассказывают ; «первая строчка проходит по лицевой стороне на расстоянии 3,4мм., вторая строчка по изнаночной стороне . Ширина шва в готовом виде 5, 7мм.»
Диалог проводится в течении нескольких минут. Затем дети переходят к выполнению операций. По её окончанию объясняется следующая операция и также оречевляются все её моменты выполнения. Таким образом дети проговаривают каждый момент операции, называется порядок действия.
На этом этапе формированию диалогической речи уделяется самое пристальное внимание .Необходимо как можно больше вовлечь детей в беседу; «Лена, повтори сказанное Машей», « Таня ,дополни ответ Юли?». В это время следует приучать детей связывать действия с умением сказать о нём.
На втором этапе продолжается формирование навыков изготовлению изделий, усвоение и расширение знаний , правила и приёмы выполнения операций при условии большей самостоятельности в период практической части урока.
Что касается коррекционно-речевых задач, то в это время продолжается обучение диалогу, идёт дальнейшее обогащение словаря учащихся , усвоение различных грамматических форм, закрепляется умение самостоятельно составлять ответы на вопросы учителя.
Чтобы оживить урок можно задать детям загадку, вспомнить пословицу, поговорку, провести дидактическую игру. Такой своеобразный вид вопроса, каким является загадка, расширяет и уточняет представления о материале, инструменте, операции и учит подмечать характерные признаки предметов, действий. Размышление над загадкой вызывает определённые ассоциации, заставляет систематизировать имеющиеся знания.
Не менее важным этапом является использование пословиц и поговорок. Дети таким образом знакомятся с народной мудростью, им сообщается поучительная мысль «Семь раз отмерь, один – отрежь»-учит пословица; действуй обдуманно, сориентируйся в задании, прежде чем начать работу. И с фонетической стороны эта пословица представляет интерес: в ней чередуется звуки Р и Р, раз, примерь, отрежь.
Процесс работы постепенно усложняется. Стежки, швы , мерки, построение чертежа, пошив изделия. Дети сравнивают вещи , наволочка, простынь, пододеяльник, ночная сорочка. Чем они похожи и каковы их отличия. В этой работе участвует или отдельные учащиеся ,либо весь класс. Отвечая на вопросы учителя, дети вспоминают последовательность изготовления изделия.. В речи в это время отрабатываются средства межфразовой связи, слова типа дальше, после этого, с помощью которых определяется последовательность выполняемых операций. Поправляя друг друга, дети включаются в активное речевое общение, используя усвоенные слова, термины.
Можно предлагать речевую задачу, требующую от учащихся самостоятельного образования новых слов. Например, образовать уменьшительные наименования некоторых инструментов (Утюг-утюжок, Игла- иголочка и т. д) Эти упражнения помогают учащимся как бы вновь открыть для себя названия уже известных им предметов.
Используются на уроках и такие игровые моменты, когда без слов с помощью жестов изображается какое – либо действие. Учащиеся должны определить название операции. Первому отгадавшему даётся право на загадывание любого другого действия. Со временем правила игры можно усложнить; например по условию, учащиеся, отгадывают действия, используя уменьшительные наименования предметов( иголка-иголочка, утюг- утюжок….) Такая игра организуется, когда дети устали и требуют небольшой отдых. В такой игре дети лучше запоминают и усваивают слова по звучанию.
Рассматривая готовое изделие, стараемся расширить запас слов, обозначающих признаки действия, говорим : «Изделие выполнено образцово!». Затем спрашиваем: «Как можно иначе?» (хорошо, правильно, красиво). В другом случае, оценивая работу подруги, дети говорят: «Работа выполнена слабо, плоховато, не очень красиво, не совсем правильно на 3» .
На третьем этапе учащиеся продолжают знакомиться с новыми швами, тканями, обработкой, одновременно идёт закрепление ранее изученных правил, навыков и умений.
В основе коррекционной задачи, помимо расширения и обогащения словаря, положено развитие умения применять в связной речи, при обязательном использовании правильного артикулирования. Определяется переход к связному самостоятельному высказыванию.
Ведущее место среди прочих коррекционных приёмов и упражнений отводится вопросу, адресующему детям. В начале урока задаются вопросы для повторения пройденной темы, связанные с конкретными предметами, инструментами, например:
Как называется это изделие?
Для чего оно служит?
Из какой ткани шили ночную сорочку?
Какие швы применяли при пошиве?
Перечислите операции через которое прошло изделие.
Для того чтобы уложиться в отведённое на теоретическое закрепление материала время 5-10 мин. Ответы даются кратко, одной ,двумя фразами. Количество задаваемых вопросов зависит от поставленной цели, объёма нового материала, контингента класса.
Таким же образом задаются вопросы с целью закрепить новый материал. Дети стараются найти наиболее подходящие для ответа слова, подчеркнуть главное или, напротив, выделить детали. Учитель просит: «Уточни сказанное», «А как сказать лучше?» и т. д. .
Отвечая на вопросы, дети учатся различать такие понятия, как крой, смётывание, замётывание, примётывание, изделие и т. д. , а это важно для формирования терминалогической лексики, активного словаря, речи в целом.
Вопрос, обращённый к учащимся, активизирует их речевую и мыслительную деятельность, разнообразие его форм позволяет избежать механических ответов.
Усвоив последовательность изготовления изделия, ученики составляют рассказ, для чего им предлагаются следующие вопросы:
Как изготавливается изделие…?
Из какой ткани изготавливается…?
Какие швы принялись при пошива… ?
Связная речь предполагает умение правильно изменять слова, находить нужные грамматические формы. Ученики учатся употреблять формы одного и того же слова. Например: Острая игла , острые ножницы, опасны если ими пользоваться не осторожно.
Далее, используя ряд слов и словосочетаний , предложенных учителем, дети составляют маленький рассказ: « Я работала острой иглой, смётывала детали. Нити отрезала острыми ножницами. После смётывания деталей ,получилась ночная сорочка, готовая к первой примерки.»
На такие упражнения не должно отводится много времени, вместе с тем они необходимы, так как даже при правильном понимании значения слов у учащихся обнаруживается неумение строить высказывания последовательно и правильно вести рассказ о своей работе.
Умению устанавливать последовательность выполняемых действий и рассказывать о них придаю большое значение. Обучая этому прибегаю к вопросам которые заставляют осмыслить технологический процесс в целом, например;
Из кокой ткани шили изделие?
Какие инструменты применяли при пошиве?
Какими швами обрабатывали срезы?
Затем прошу рассказать о выполненной работе последовательно. Если кто-либо затрудняется рассказать, помогаю вопросами, сформулированные более конкретно: « С чего ты начала? Чем пользовалась? Какой была следующая обработка? Что сделала дальше?
Учу слушать школьников ответ товарища, поправлять его, если он ошибается. Вслушиваясь в слова подруги, оценивая их, учащиеся работают над улучшением собственной речи.
Целью четвёртого этапа является закрепление теоретических и практических знаний и умений об операциях, технологии.
Коррекционная задача этого этапа состоит в уточнении и обогащении словаря и в активизации связной речи, в обучении рассказыванию в условиях оречевления практической части урока.
На этом этапе уделяется самостоятельным действиям учащихся, когда последовательность всех выполнения всех технологических приёмов обдумывается и выполняется .
Подходя к отдельным учащимся во время работы задаю вопросы, касающие последовательности работы, выясняя тем самым насколько хорошо дети усвоили материал..
В конце урока выполненная работа обсуждается всем классом. При обсуждении выносятся лучшие работы и наименее удачные. На этом этапе дети могут дать достаточно развёрнутую оценку выполняемой работе, их ответы становятся более полными и осмысленными, построение предложений - более продуманным.
Важно подчеркнуть, что переход к составлению связного высказывания не труден, если работа в этом направлении ведётся планомерно и систематически, а упражнения проводятся на знакомом ,отработанном лексическом материале. Опыт работы показывает вся практическая деятельность школьников должна быть насыщена постоянным речевым общением с учителем.
Дети приучаются спокойно и чётко отвечать на вопросы, не отвлекаясь от работы. Этому способствует доброжелательная обстановка, создаваемая учителем на уроке. Ребёнок не ответивший на вопрос, не должен терятся, испытывать чувство неуверенности: чего-то не знать-естественно, ведь учёба-процесс узнавания, постепенного приобретения умений.
Диалог, который ведётся на уроке, направлен на то, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность учащихся. При таком ведении занятий дети легче справляются с практическим заданием, осознанней относятся к собственным действиям и бывают более способны оказать друг другу необходимую помощь.
Литература.
1. Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. — 2006. —
2 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 3–6.
3. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития – М., Академия, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок По профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида Тема: « Моделирование прямой юбки» в 7 классе.
Моделирование прямой юбки...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт
Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...
Тесты по швейному делу для специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Запошивочный шов"...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...
Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...
Изготовление плечевых изделий на уроках швейного дела в Специальной коррекционной школе.
Программа по швейному делу составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся. Материал программы расположен по принципу усложнения.Последовательное изучение тем обеспечивает во...