Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.
статья на тему
В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_stanovlenie_lichnosti_v_rakah_proektnoy_deyatelnosti.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное становление личности
в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом
на уроках трудового обучения и во внеурочной время.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…
Вадим Шефнер
Утрата национального самосознания и как следствие утрата человеком жизненных ориентиров одна из основных проблем современного российского общества. Не по этой ли причине многие молодые россияне не могут найти себя? В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей[1].
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.
Одним из эффективных методов в работе с детьми с нарушениями слуха по данному направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Декоративно-прикладное творчество может выступать как основа воспитательного процесса, когда ощутив себя творцом, ребёнок сам стремится к развитию. Процесс этот сложный и постепенный, где нужно учитывать индивидуальные и психические возможности ребёнка с нарушенным слухом, его способности, личный потенциал, и увлеченность творчеством. Важно, чтобы ребёнок подходил к творчеству с желанием, проявляя самостоятельность, умея видеть красоту и восхищаться ею.
Ранний опыт позитивного, эстетического отношения к миру в целом необходим не только для художественного развития, но и для решения важнейших нравственных проблем, в том числе проблем понимания и принятия себя и других.
Духовно-нравственное развитие ребенка в контексте его всестороннего развития, обращение к истокам возрождения и сохранения народных традиций, русской культуры, во всем ее многообразии. От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дети, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо и интересно ли в нем будет жить.
Осуществляя духовно-нравственное воспитание детей с нарушениями слуха, мы ставили перед собой следующие педагогические задачи:
- Формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
- Развитие интереса к традициям, культуре, народным обычаям, расширение представлений о быте своих предков, бережное отношение и любовь к своей Родине, родному дому, старшему поколению;
- Формирование способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
- Развитие социально-бытовых умений: в выполнении практических заданий, и приобретении навыков в процессе работы, связанной с ручным трудом, развитие эстетического чувства, творческого потенциала учащихся, индивидуальных особенностей и познавательных интересов;
- Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
- Обогащение и развитие словарного запаса учащихся с нарушенным слухом.
Формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности, способствовала работа над следующими темами проектов: «Дорого яичко к Христову Дню», «Традиции русского быта на Руси».
Первый проект, посвященный православному празднику «Пасхи» был реализован в апреле 2012 года, время работы над проектом 1 месяц. Зародился этот проект из ряда вопросов, исходящих от учащихся. Детей заинтересовал вопрос: «А почему на Светлый праздник Пасхи красят яйца, почему Воскресенье называют «Светлым», и какие бывают способы окрашивания яиц?» На все вопросы у учениц при помощи учителя были найдены ответы. Это стало подготовительным этапом проекта. Технологический этап состоял из практической деятельности: выполнение пасхальных яиц, в технике вязания и лоскутного шитья, вышивка пасхальных открыток, а также опробовали способы окрашивания, применяемые хозяйками в быту. Записали рецепты окрашивания яиц, которые пригодятся и в будущем. Защита проекта проходила в виде мастер-класса, где учащиеся не только применили полученные знания, но показали и рассказали об этом своим друзьям. Также были представлены игры, в которые играет детвора во время праздника. Мероприятие было ярким и запоминающимся и доставило большое удовольствие и участникам проекта, и его слушателям. В ноябре – декабре на внеклассных занятиях и уроках обслуживающего труда был запущен проект «Традиции русского быта на Руси». В проекте участвовали школьники 8-11 классов. Этот проект можно назвать совместным, групповым и творческим, т.к. в его реализации приняли участие не только обучающиеся, но учителя и воспитатели. Как и в любой деятельности педагога, мы ставили перед собой множество различных воспитательных, образовательных, коммуникативных задач, но всё-таки приоритетным направлением нашей деятельности была коррекция и развитие речи учащихся.
В ходе реализации проекта осуществлялись следующие виды деятельности: познавательная, продуктивная, речевая, игровая.
В ходе проектной деятельности дети знакомились с историей и традициями русского быта через организацию таких форм работы, как познавательные беседы, показ иллюстративного материала, фото и видео материалов, экскурсия в музей «Просвещение» п. Излучинск, посещение школьной библиотеки, практические работы, игры. Тематика занятий проекта: «История рукоделия на Руси»; «Праздники и обряды», «Накануне Нового года», «Русская изба».
Для закрепления представлений у детей была создана подборка дидактических игр: «Узнай по описанию», «Для чего нужен?», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», проводились конкурсы и викторины.
Результат проектной деятельности детей - творческие работы, представленные на городских фестивалях: «Солнце для всех» и «Ангелы надежды», в которых были созданы условия для расширения круга общения детей из разных школ города, содействующие обеспечению доступа к культурным ценностям и занятиям творчеством. Учащиеся получили заслуженные поощрения: дипломы участников фестиваля, памятные подарки и билеты в кино. Часть работ осталось на школьной выставке, а остальные поделки дети дарили своим родным на Новогодний праздник.
Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации проекта является его защита. Без этого работу нельзя назвать завершенной. Цель презентации проекта – публично представить свою работу. Это самый трудный этап проектной деятельности, но он позволяет ребенку с нарушением слуха еще раз все осмыслить, прочувствовать и продемонстрировать результаты своей работы. Это вызывает чувство удовлетворения и гордости за свой труд, а также вызывает интерес у детей, не участвовавших в проекте.
Защита проекта «Традиции русского быта на Руси» проходила в виде праздничного развлекательного мероприятия, «Девичьи посиделки в канун Нового года». Дети представили в игровой форме обряд гадания, зачитывали пословицы, использовали шутки, прибаутки, загадывали загадки, демонстрировали жестовое пение, играли в игру «Ручеёк», принимали гостей, угощали чаем с домашней выпечкой. Была проделана огромная работа по оформлению кабинета в стиле русской избы. Яркие, красивые костюмы были позаимствованы в РЦД «Спектр».
При реализации наших проектов источниками знаний являлись учителя, воспитатели, библиотекари, познавательная литература, журналы, интернет-ресурсы, а также личный опыт детей.
Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей - духовно-нравственного воспитания, создаётся воспитательное пространство, формирующие личностно-значимые качества, воспитывающее морально-устойчивую личность. И результат не заставит себя ждать, появляется пространство совместного бытия, в котором реально всё: ребёнок, творчество, диалог и не только…
Литература:
- Ива Казанцева, Заложить нравственные основы жизни / Ива Казанцева // Духовно-нравственное воспитание. - 2012.- №7.
- Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М. : Бином, Лаборатория знаний, 2012.
- Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии / Т.А. Флоренская – М.: Институт психологии 1991.
- Тихонова Е.С. О ребёнке, художественном творчестве, диалоге и не только… / Е.С. Тихонова // Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии. 2013. - №5.
- Эльконин Б. Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. –М.: Академия, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения...
Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)
Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...
Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»
Литературный клуб - одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, ...
«Активизация познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»
Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.Организация активной познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на ур...