Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Конспект группового логопедического занятия в 5 классе на закрепление понятия предложения как группы слов, выражающих законченную мысль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozhenie_kak_gruppa_slov_vyrazhayushchaya_.doc | 726 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
Цель. Развивать навык выделения предложения как смысловой единицы речи.
Задачи:
образовательные:
- учить различать набор слов, словосочетание и предложение;
- упражнять в дополнении предложений подходящими по смыслу словами,
выделять предложение, как смысловую единицу из сплошного текста;
коррекционные:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память на линейный ряд,
словесно-логическое мышление;
- развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку;
- проводить коррекцию аграмматизмов согласования и предложно-падежного
управления;
- расширять словарь антонимов, синонимов;
воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку, осознание его богатства и
разнообразия.
Формирование УУД:
регулятивные: понимать учебную задачу, оценивать результаты выполненного задания;
познавательные: проводить анализ предъявленного материала;
коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками и учителем-логопедом при выполнении задания;
личностные: понимать значимость приобретенных знаний и уметь использовать их при решении учебной задачи на занятиях по предметам.
Оборудование: компьютерный слайд «Речевой домик», плоскостное изображение «речевого домика» на доске, карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с текстом «Прощальная песенка», таблица с квадратами для зрительной гимнастики и птицей на магните (игра «Птичка»), предметные картинки «скворец, скворечник», ручные массажеры «Су-Джок», тетради, авторучки, зеленые ручки, смайлики «улыбка, грусть».
Ход занятия
- Оргмомент
Упражнение на положительный психо-эмоциональный настрой (коснуться ладошек друг друга, почувствовать тепло и поддержку).
Проверка логопедом готовности к занятию.
- Самоопределение к теме, актуализация знаний предыдущего занятия
1. Актуализация знаний предыдущего занятия
На экране монитора компьютера слайд «Речевой домик»
Вопросы: Как строится наша речь?
Какая самая маленькая единица нашей речи?
Какая самая большая единица «речевого домика»?
2. Самоопределение к теме
На доске плоскостное изображение «речевого домика». Ученики убирают лишние полоски, оставляя полоску со словом «предложение».
Вопрос: Почему мы оставили эту часть? (На занятии будем работать с предложением.)
- Работа по теме
Задание №1. Прочитать запись на доске. Определить, что это (набор слов).
Составить и записать предложение.
Березки, платья, золотые, надеть. (Березки надели золотые платья.)
Рассуждение: это предложение, потому что слова стоят по порядку, связаны
по смыслу, мысль закончена.
Вывод (проговаривают по очереди): предложение выражает законченную мысль, слова в предложении связаны друг с другом.
Задание №2.(работа на карточках) Найти и подчеркнуть зеленой ручкой предложения.
К.№1
Ранней осенью. Цветы увяли. Кудрявая травка. Наступила осень. Пожелтела трава. Гнёзда птиц. Промочило дождём. Замолкли птицы. Идут дожди.
(Проверка.)
Задание №3. (работа на карточках) Дописать в предложения подходящие по смыслу слова.
К.№2
1. Жёлтые листья падают на влажную __________________________.
2. Солнце закрыла тёмная _______________________.
3. Капли дождя застучали по _____________________.
4. Сильный _____________________ гнул деревья к земле.
(Проверка по цепочке.)
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Упражнение «Птичка»
На доске большой лист картона, расчерченный на квадраты. В центральном квадрате на магните – птичка. На каждую команду логопеда (вверх-вниз-вправо-влево) дети глазами передвигают птичку на один квадрат, а затем выходят к доске и передвигают в тот квадрат, где она должна оказаться после того, как логопед остановится.
Задание №4.
Игра на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления
«Верно-неверно»
Инструкция. Послушайте внимательно предложения. Если есть ошибка, исправьте ее и скажите предложение правильно.
Осенью шубка меняет белку.
Ноги шуршат под мокрой листвой.
Птицы собираются в стаи.
Пища ищет на ветвях рябины птичек.
Гнездо устроило под кустом ежиху.
Задание №5. Работа с текстом: чтение, деление на предложения.
Инструкция: Посмотрите внимательно на текст. Какую особенность вы заметили? (Он не разделен на предложения.).
Объясните порядок работы над текстом:
- читать, отделяя предложения точками и выделяя начало предложения большой буквой (работают зеленой ручкой).
К.№3
Прощальная песенка
Наступила осень поредела на берёзах листва сиротливо качается на голом стволе скворечник вдруг прилетели два скворца скворчиха скользнула в скворечник скворец сел на веточку и тихонько запел песня кончилась скворчиха вылетела из скворечника
Птицы прощались с домиком весной они опять прилетят сюда а теперь им пора в далёкий путь
Задания по тексту (работа с лексикой).
- Подобрать к данным словам противоположные по смыслу:
- осень - (весна)
- прилетели - (улетели)
- вылетела - (влетела)
- далекий - (близкий)
2) В выражении «скользнула в скворечник» заменить первое слово близким по значению (юркнула, шмыгнула).
Задание №6. Самомассаж ладоней ручными массажерами «Су-Джок», раскрыть их и прочитать задание: выписать из текста третье предложение, объяснить значение выражения «сиротливо качается скворечник».
- Итог занятия
1.Закончить предложение:
- Сегодня на занятии мы работали с … (предложением).
- Предложение выражает … (законченную мысль).
- Слова в предложении связаны по … (смыслу).
- В предложениях мы повторяли приметы … (осени).
2.Ученики оценивают свою работу и настроение при помощи смайликов «улыбка, грусть».
Использованная литература и Интернет-ресурс
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., «Просвещение», 1992, стр. 77.
www.myshared.ru>slide/119721/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация" Предложения с вводными словами,словосочетаниями и предложениями."
Цели данной презентации:активизировать понятие о вводных словах;расширить знания о вводных конструкциях; познакомить с правилами оформления вводных слов, словосочетаний и предложений, а также дать пон...
грамматические тесты с ключами "Сложноподчинённое предложение" и "Порядок слов в сложном предложении"
грамматические тесты по немецкому языку для 9-11...
Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.
Цели занятия.Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.Отрабатывать приёмы аргументации.Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.Учить коррек...
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями
Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...
"Предложения с бобщающим словом при однородных членах предложения"
Урок русского языка в 8 классе. ФГОС...
Тест. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы
Обобщающий урок по разделу "Лексика"....
Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности по ДОП «Говоруша» на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» (старшая группа)
Конспект открытого занятия по автоматизации звука [р]...