Использование мнемотехники для повышения эффективности при овладении различными видами связного высказывания.
материал по теме
Одной из актуальных задач дошкольного воспитания-развитие речевой компетентности детей, т. е. умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Однтим из средств речевой компетентности является приём моделирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники для повышения эффективности при овладении различными видами связного высказывания.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания — развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
В основе моделирования лежат факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др., — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
-Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи.
-Применения мнемотехники — использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.
-Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника – техника запоминания с основой на наглядность. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию.
Структура мнемотехники различна.
Это мнемоквадраты -–это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
мнемодорожки- –это несколько схематических изображений или рисунков, расположенных линейно.
мнемотаблицы-–– это схема, в которую заложена определенная информация.
Информация так же может кодироваться различными способами – пиктограммой, символом, предметом или изображением.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2 этап: Преобразование символов в образы.
3 этап: Пересказ при помощи символов.
Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Мнемотаблицы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания.
Рассказы-описания
При обучении детей составлению рассказов-описаний, за основу берутся модели Т.А.Ткаченко и схемы В.К.Воробьёвой, которые, при желании возможно изменить. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета.
Рассказы о временах года.
Описательные рассказы об овощах.
Сравнительные описательные рассказы.
Пересказ.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Заучивание стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихов
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
В результате использования мнемотаблиц
-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. -Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/22/picture-61616.jpg)
Использование ИКТ для повышения эффективности обучения
Каким образом компьютер помогаем учителю готовить и проводить уроки?...
Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса
Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики. Применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-221195-1364102111.jpg)
Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса
для активизации познавательной деятельности на уроках использование ЦОР может происходить на разных этапах урока -при изучении нового материала позволяет иллюстрировать наглядными средствами...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/11/picture-876267-1728637702.jpg)
"Формирование навыков связных высказываний cредствами мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Мнемотехника...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-1506019-1705335027.jpg)
Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов.
Презентация "Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов."...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/04/picture-1546531-1733299522.jpg)
Методическая разработка по теме: Использование ИКТ для повышения эффективности обучения английскому языку
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – че...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/04/picture-1546531-1733299522.jpg)
План работы по САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2023—2024 г.г по теме «Использование ИКТ для повышения эффективности обучения английскому языку»
Цели самообразования:1) повышение качества учебного процесса;2) обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся;3) углубленное изучение своего предмета и методики его преподавани...