Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса
статья по алгебре (7 класс) по теме

Зоркина Галина Павловна

для активизации познавательной деятельности на уроках использование ЦОР может происходить на разных этапах урока 

-при изучении нового материала позволяет иллюстрировать наглядными средствами 

-при устных упражнениях дает возможность предьявлять задания и корректировать результаты их выполнения 

-при проверки самостоятельных работ обеспечивает устный визуальный контроль результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_dlya_povysheniya_effektivnosti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ для повышения эффективности

образовательного процесса

 

Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель,

а способ повышения эффективности урока математики.

Популярность информационно-коммуникационных технологий в образовании растет. Учителя заметили, что применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед собой ежедневно учитель-практик, планируя очередной урок или внеурочное мероприятие.

В течение последних лет в школах все больше распространяется практика проведения учебных занятий с использованием ЦОР. В распоряжении учителей Федеральная и Региональная коллекции цифровых образовательных ресурсов. Предлагаемые ресурсы могут  быть использованы в целях активизации внимания, повышения познавательного интереса, текущего контроля знаний и самопроверки в ходе изучения темы и в процессе закрепления изученного. Формы и место использования ЦОР на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Для активизации познавательной деятельности на уроках использование информационных технологий может происходить на различных этапах и типах уроков. :

При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса. Например, при изучении темы “Касательная к окружности «.

При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Применение анимации позволяет продемонстрировать и правильные ответы для учащихся.

При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным, визуальный контроль результатов.

При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.

При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

При знакомстве с новым материалом на уроках может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения правил. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса, электронного тренажера, с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

На уроках ставятся задачи, решаемые посредством ИКТ:

Интенсификация учебного процесса.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Формирование образовательных компетенций.

Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

Осуществление самообразования.

Формирование информационной культуры.

  Хотелось бы обратить внимание учителей на то, что при работе с ресурсами Единой коллекции  во время урока может возникнуть непредвиденная ситуация – нет доступа в сеть Интернет или очень низкоскоростная способность прохождения сигнала.  Поэтому всегда надо заранее копировать  нужный к уроку цифровой образовательный ресурс  в отдельную папку, и на уроке можно работать без выхода в Интернет.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:

помощь учителю при подготовке к уроку:

- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

- подготовка творческих заданий;

- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

помощь при проведении урока:

- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

   

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности»: информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.

Информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами новых информационных технологий. К новым информационным технологиям в первую очередь следует отнести компьютерные технологии, или цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы).

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. То есть в качестве ЦОРа можно рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель и т. д. Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.

Достоинства использования ЦОРов умалить невозможно, это:

1. Объяснение нового материала происходит в более яркой и увлекательной форме, что

способствует повышению мотивации к учению;

2. Наглядность;

3. Экономия времени на уроке;

4. Возможность одновременно слушать и видеть, сто способствует лучшему усвоению;

5. Возможность сделать процесс обобщения знаний интересным;

6. Возможность быстрой и всеобъемлющей проверки знаний сразу у всего класса;

7. Расширение возможности работы над проектами на уроках и во внеурочной деятельности, применяя Интернет;

8. Расширение возможности применить свои знания для применения свои знаний в нестандартной ситуации, например, составление своего алгоритма работы;

К недостаткам использования цифровых образовательных ресурсов можно отнести:

1. Низкую эффективность применения чужих ЦОРов в готовом виде, т.к. не будут  учтены особенности класса;

2. Возможность поломки аппаратуры;

3. Наличие готового ЦОР почти не дает возможности учителю для изменения хода  урока в связи с непредвиденной ситуацией;

4. Излишняя насыщенность урока цифровыми образовательными ресурсами отвлекает учащихся от поставленной конкретной задачи.

В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет сделать процесс обучения более интенсивным, ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах, а именно:

- в обучающем режиме;

- в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

- в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

- в режиме самообучения;

- в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала и контроля.

Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности - наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Необходимо использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ.

На уроках можно выделить определенные временные этапы, которые говорят о ИКТ-компетенции и качественном изменении уровня применения информационных технологий в обучении ребят на уроке:

- применение компьютерной техники для создания дидактического материала (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный материал, памятки).

- применение ЦОР для подготовки дидактического материала, при организации индивидуальной работы с учащимся.

- работа с ЦОР на уроках и во внеклассной работе по математике, применение презентационного оборудования, проведение медиауроков.

- проведение уроков в компьютерном классе;

- организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, представление проектов в виде мультимедийных презентаций.

Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Можно выделить следующие функции:

инструментальная (изготовление наглядных пособий);

демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)

обучающая (тренажеры);

контролирующая.

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;

мотивация введения нового понятия; моделирование);

- при проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);

- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

- при организации исследовательской деятельности учащихся;

- при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

На уроках математики использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес.

При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:

* учет индивидуальных особенностей учащихся;

По сравнению с традиционной формой ведения урока использование презентаций, созданных в программе t, высвобождает время на уроке, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.

* развитие творческих способностей школьников;

Учащиеся сами могут принимать участие в создании презентаций, которые они учатся выполнять на уроках информатики, а также они могут обратиться к помощи учителя математики. При этом у них развивается эстетический вкус к их оформлению. Такой подход полезен для общения учителя с учениками, несомненно, это большой плюс для развития навыков работы у учащихся в паре, в группе постоянного состава, в частности, и в коллективе вообще.

*воспитание интереса к предмету;

При умелом использовании компьютера на уроке учитель может преподносить большую по объему информацию интересно и наглядно. На уроках с применением компьютера у учащихся поднимается настроение, повышается интерес к предмету, концентрируется внимание. При проведении уроков с цифровыми информационными ресурсами учитель может охватить большой дополнительный материал.

* обеспечение качественного усвоения программного материала;

Так при объяснении нового материала с использованием презентации на уроке учитель умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль учащихся к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного – учителя и класса-наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Заключение.

Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

При практической  разработке цифровых образовательных ресурсов для уроков, у педагога формируются предметные компетенции и, как следствие, общая профессиональная компетентность.

Таким образом, применение ЦОРов на уроках математики не дань моде, а необходимость. Их всесторонне продуманное применение позволит и в дальнейшем повышать эффективность урока, содействовать обеспечению «…инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса

Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики. Применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед с...

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...

«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»

Сегодня  для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...

Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"

Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и  рассчитана на три года.В программу включены   разделы:I Основы фло...

Возможности использования технологии дистанционного обучения для повышения эффективности образовательного процесса

В статье представлены результаты использования авторского  дистанционного курса по биологии для 6 класса и электронных ресурсов, необходимых  для работы в период дистанционного обучения. Ана...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....