«Роль информационной среды в развитии познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ»
статья на тему

Статья о роли информационной среды в развитии познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interes_k_poznaniyu.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль информационной среды в развитии познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ»

 Познавательный интерес – избирательная направленность личности к познанию процессов предметов и явлений. Развитие познавательного интерес становится основой положительного отношения к учебе.

Процесс формирования познавательного интереса складывается под влиянием многих факторов.  Решающими  факторами являются содержание предмета, характер и формы работы учащихся.  Реализуются  они на уроке при помощи средств обучения, методов и приемов, которыми мы пользуемся. Когда ставим цели урока, мы никогда не пишем цель – чтобы было интересно, но стараемся отобрать такие формы работы, методы и приемы, которые пробуждали бы у учащихся интерес к познанию.

Я хочу остановится на роли информационной среды в формировании познавательного интереса.

Что такое информационная среда – средства обучения, при помощи которых мы можем собирать, преобразовывать, хранить  и доводить  до обучающихся информацию

Что относятся к информационным средам, которые может использовать учитель на своем уроке?

  • Электронные учебники,
  • Электронные словари и энциклопедии
  • Мультимедийные презентации
  • Информационные ресурсы интернета

Но существуют два очень важных условия использования инф. сред:

  1. Педагог должен обладать определенными техническими навыками и умениями
  2. Техническое оснащение кабинетов (хотя бы компьютер, хорошо бы с выходом в интернет)

Почему использование информационных сред побуждает интерес к познанию?

  • Обеспечивают наглядность и образность процессов и явлений;
  • Активизирует познавательную деятельность учащихся (детям просто интересно, как факт, что они работают с компьютером); трансформация восприятия компьютера как игрушки в средство получения информации;
  •  Возможность использовать широкое информационное поле, в том числе Интернет, аудио и видео ресурсы;
  • Формулируется информационно коммуникативные умения (ребенок не просто игрок, а осваивает информационные среды, хотя бы самые простые word  и т.д.)
  • Создается ситуация успеха: при неудачном выполнения задания есть возможность повторить. Часть практических работ имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения
  • Если ребенок готовит  сам презентацию, то ценна публичность защиты (оценка не только учителем, но и одноклассниками, положительная оценка за работу)- повышает ответственность за проделанную работу, повышает самооценку ученика.

Есть опасности при использовании информационных ресурсов:

- Доступность готовых ресурсов приводит к бездумному копированию, присваиванию чужого труда, использованию чужого  мнения  вместо формирования своего;

- Постоянное применение вызывает привыкание -  и следовательно, снижение интереса. Ребенок не должен быть просто созерцателем, необходимо продумывать и включать активные методы и приемы работы на уроке

    Преимуществом  ИКТ технологий является то, что их можно применять на различных типах уроков и на различных этапах урока. Учитель может применять их как при индивидуальной, так и при фронтальной работе  в классе.

  Например:

  1. На этапе мотивации, где необходимо привлечь учащихся к деятельности, заинтересовать и увлечь их дальнейшей работой. В качестве стимула мы можем предложить викторину, игровые задания, или проблемный вопрос .

  1. На этапе опроса работа с компьютером может психологически облегчить учащимся  работу, Для учащихся с ДЦП подкреплять устные вопросы зрительно,  представить вопросы в интересной форме позволяет ранжировать вопросы с учетом инд. особенностей (вопросы от легких к сложным) . Отвечая на вопросы, мы поднимаемся к вершине. Совершая восхождение вы можете получить хорошие отметки.  Для « 5» надо набрать 9  баллов, для «4» -6 баллов. Если вы отвечаете на вопрос, помеченный кружочком -1 балл, треугольником- 3 балла, ромб – 2 балла.

   Логические опорные схемы позволяют визуально представить информацию как опору ребенку для ответа. У ребенка исчезает страх перед неправильным ответом.

  1. При изучении нового материала  ребенок не должен быть пассивным зрителем, необходимо переключать виды деятельности:   заполнение схем, таблиц, постановка вопросов, либо  учащиеся сами находят информацию и ее представляют. Можно использовать не только презентацию, но  интерактивные ресурсы.
  2. В заключение хочу обратить внимание на ресурсы интернета, которыми может воспользоваться учитель: Единая коллекция инф. образовательных ресурсов, где размещается  разнообразный материал ко всем урокам, классам и предметам. Материал представлен в разнообразной форме: Презентации, мет. Рекомендации, интересные Факты, интерактивные материалы. Я хочу предложить думающую таблицу, которая хорошо отражает связь научных знаний с повседневной жизнью. Такую форму работы можно использовать при закреплении материала.
  3. Еще один ресурс интергуру- интернет государство учителей, где размещается  разнообразный материал, и мы можем предложить свои разработки.

Хочу закончить свое выступление такими словами:

Скажи мне-и я забуду, покажи мне- и я запомню, вовлеки меня -и я научусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена

Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся: формирование познавательного интереса у обучающихся, познавательный интерес у обучающихся старшего звена. Сущность модульного обучения ...

Образовательное пространство гимназии как среда для развития познавательного интереса обучающихся

Какие возможности имеет сельская гимназия? Как выстраиваится работа с одаренными детьми?Что представляют программы развития ребенка? Как выстраиваится индивидуальный образовательный маршрут обучающихс...

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Развитие познавательных интересов у обучающихся"

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 20.02.14...

презентация к выступлению " Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса школьников "

В презентации содержатся основные тезисы к статье "Роь внеурочной деятельности в развитии познаватеьного интереса "...