Технология модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся: формирование познавательного интереса у обучающихся, познавательный интерес у обучающихся старшего звена. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса: преимущества модульного обучения, модульная программа, модульный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referatt.doc | 114.5 КБ |
prilozheniy.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 68
РЕФЕРАТ
Технология
модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена
Выполнил:
Дзюбак
Евгения Александровна,
учитель информатики,
1 категория,
пед.стаж – 15 лет
г. Хабаровск
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6
- Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6
- Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7
Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса ………………………………………………………………………………………8
2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...8
2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………...…………………18
Приложения………………………………………………………..………………………….1
Введение
В условиях современной действительности вызывает повышенный интерес во всем мире проблема качества образования. Концепция модернизации российского образования ставит перед школой большие задачи.
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала "создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям". Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.
Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития личности, познавательного интереса путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.
Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:
- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
- модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется:
- структуризацией содержания обучения;
- четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;
- вариативностью структурных организационно-методических единиц.
Итак, обобщая анализ модульного обучения, можно определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным [12; 1]
Изложенные выше факты определили тему моего исследования: «Технология
модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена».
Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.
Задачи исследования:
- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;
- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся
- Формирование познавательного интереса у обучающихся
Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [6; 189]
Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира.
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [7; 21].
Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес.
В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.
Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.
В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.
В связи с этим возникает необходимость наличия у школьника интереса к учебным предметам, для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации.
- Познавательный интерес у обучающихся старшего звена
У школьников старшего школьного возраста мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью.
Определяющим фактором развития в старшем школьном возрасте становится формирование научного и морального мировоззрения. Собственные задачи и требования школьника не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений.
В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается в числе главных новообразований раннего юношеского возраста, как катализатор «широких познавательных интересов», так как он затрагивает закономерности учебного процесса и основы многих наук.
Старшеклассники в большинстве своем характеризуются ярко выраженным отношением к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых общих черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Психологи, изучавшие этот возраст, подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием статочного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.
Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.
Одной из особенностей учащихся старших классов является возросшая у них потребность в объяснении того, зачем они делают то или иное задание, изучают тот или иной вопрос. Не всегда общезначимые цели обучения служат стимулом для учащихся, они нуждаются в мотивировках более близких, более конкретных[1; 352 ].
Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса
2.1 Преимущества модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. Т.о. модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Цель модульного обучения: содействие развитию познавательного интереса, самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала
В основе модульного обучения лежат научные идеи:
- Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
- Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
- В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
- Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. [11; 1]
Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса.
К числу преимуществ данного метода обучения относятся:
• обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
• системный подход к построению курса и определению его содержания;
• гибкость структуры модульного построения курса;
• эффективный контроль за усвоением знаний учащихся;
• быстрая дифференциация учащихся;
Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы учащихся. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой ученик получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.
При комплексном рассмотрении содержания обучающих модулей исключается дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.
Модульной структурой обусловлено усиление мотивации обучения, поскольку ученик заинтересован в получении информации, посещении лекций и лабораторно- практических занятий. Он сам решает вопрос поэтапного контроля, более того, заинтересован в нем как в определенной ступени на пути продвижения к конечной цели.
Таким образом, модульная система образования и связанные с ее введением интенсификация информационно-деятельного процесса обучения, система контроля знаний может в значительной мере повысить целенаправленность творческой деятельности личности, развитию познавательного интереса.
Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться планирования работы преподавателей, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению работ, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний. [11; 1]
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
- содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
- изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
- ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
- отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся. [10; 1]
2.2 Модульная программа. Модульный урок
Первым важнейшим компонентом модульной технологии обучения является модульная программа, которая составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков). Модульная программа – не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы.
Модульная программа позволяет учителю четко и целостно проанализировать всё содержание учебного материала с точки зрения особенностей и сложности его изучения, спланировать результаты обучения. Компонентами модульной программы являются дидактические цели и совокупность модулей. Каждый модуль разбивается на учебные элементы. Разрабатывая учебные задания, учитель опирается на состав учения, т.е. ориентирует ребят на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивается таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы (Приложение 1)
Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания и выделение стержневых линий всего учебного курса.
- Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета
- Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.
- Отобранный материал сводится в таблицу.
Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.
Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта, в ней указываются стержневые (содержательные) линии, ведущие и сопутствующие знания; сложные темы; внутрипредметные и межпредметные связи курса. Приведем ее возможный вариант.
Стержневые линии | Ведущие знания | Второстепенные линии | Сопутствующее повторение | Трудноусваивае мые темы | Внутри предметные связи | Межпредметные связи | Пути Преодоления затруднений |
Рис. 1 .Технологическая карта по каждой параллели классов
Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.
Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.
- Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.
- Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях : значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.
Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.
Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.
В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.
Шестой шаг - построение самого модуля.
- Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели
- Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе.
- Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.
- Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.
- Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля (Приложение 2)
- Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении. [10; 1]
Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, используют следующие элементы:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составления модуля данного урока.
Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но среди них должны присутствовать следующие:
- УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
- УЭ-1 – включает задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
- УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
- УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой. [5; 42-65]
Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.
1. Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.
2. Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.
3. Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.
Модульный урок существенно отличается по своей технологии от обычной методики учебной деятельности, более соответствует основным характеристикам психического развития ребенка. Учитывается то, что информационная емкость зрительных образов по сравнению со слуховыми больше. Эта психологическая закономерность учитывается при организации деятельности школьников на уроке. Рассказ, монолог учителя, т. е. слуховая форма восприятия, преобладающая в традиционном обучении, не ведет к созданию образов тех знаний и способов, которыми должен овладеть ученик. Возникает педагогический парадокс: чем больше учитель рассказывает и сам работает на уроке, тем меньше понимают учащиеся, хуже мыслят. Понимание - результат собственной мыслительной, исследовательской работы, новое знание о тех явлениях, над которыми ученик думал. Полноценное понимание достигается не на основе объяснения и слушания, а в процессе собственного анализа и синтеза. Таким образом, учебный процесс необходимо реализовать так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием прочно и осознанно.
При модульном подходе принципиально меняется деятельность учителя на уроке. Он переходит от традиционной объяснительной методики передачи готовых знаний к разработке модульных программ, блоков-предписаний, обучающих и развивающих карточек. На учебном занятии он мотивирует, организует, консультирует, т. е. использует потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением (Приложение 3)
Заключение
Проектно-модульная методика преподавания дает, с одной стороны, учителю возможность творческого, а вместе и с тем и профессионального роста, расширяет горизонты самореализации и инициативы, с другой стороны ставит перед ним задачи, требующие напряженного педагогического труда и неординарности мышления.
Первый опыт проведения модульных уроков в курсе информатики показал достаточно высокую перспективность вышеуказанной педагогической технологии.
Перестройка процесса обучения на модульной основе позволила:
• В процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся
• Ученику учится самому (он планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).
• Изменились отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и посредством модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку.
• Изменилась роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули.
• Задача учителя состоит в структурировании содержания модуля, его целей, которые способствовали развитию познавательного интереса и логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации знаний.
• На занятии учитель мотивирует, организует, координирует, контролирует, то есть, используя потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно – рефлексивное управление обучением.
Для педагогически правильной организации модульного обучения сам педагог должен быть подготовлен. Он должен иметь представление о теоретических основах этой технологии. И, конечно, должен подойти к осмыслению его с позиции системного подхода. Этот подход предполагает:
• Учет особенностей использования данной технологии
• Интеграцию данного метода с другими как традиционными, так и современными
• Осмысление разновидности модульного обучения как по содержанию, так и по оформлению
• Проверку эффективности модульного обучения в разных педагогических ситуациях в зависимости от специфики преподаваемого предмета, темы конкретного урока, дидактической цели урока, подготовленности учеников, их познавательных возможностей, от учебно-материальной, от педагогического потенциала самого преподавателя
• Отказ от универсализации, абсолютизации того или иного метода, в т.ч. модульного
• Умение критически подойти к выработке оптимальных условий применения модульного обучения.
И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что учебно-воспитательный процесс двусторонний. В нем действуют, проявляют активность две стороны – учитель и ученик. И каким бы опытным, подготовленным не был учитель, но если ученики пассивны, не заинтересованы, не подготовлены – педагог бессилен решить поставленные задачи.
Однако, существуют и определенные трудности в использовании данного метода на уроках информатики. Некоторые учащиеся, не имеющие навыков самостоятельной работы с источниками информации, могут испытывать на проектно-модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителя путем индивидуального консультирования помочь таким ученикам
Хочется предостеречь от некоторых ошибок, которые были мною замечены:
Модульное обучение необходимо вводить постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово учителя, избежать сухости при изучении предмета, не разучить учащихся говорить.
• Конечно на модульную основу можно перевести учебный предмет целиком, однако первое время целесообразнее включать в курс отдельные уроки, усиливая полезный эффект традиционной системой обучения.
• Прежде всего, не выходите с модулем сразу на весь класс. Вначале попробуйте на малой группе. Это облегчит определение и корректировку объёма, структуры, уровня трудности содержания, логики построения деятельности учащихся, эффективности контроля и самоконтроля.
• Не стоит в модуль включать очень большой объём содержательной деятельности, что создает дефицит времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у школьников не сформировано чувство времени, а, во-вторых, учитель сам, без оглядки на ученика задает ему темп работы.
Литература
- Божович Л.И.. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
- Круподерова Е.П. Модульное обучение на уроках информатики. Тезисы докладов международной конференции "ИТО-95", М., 1995
- Принципы модульного обучения: Метод. разработка для преподавателей / Сост. О.Г. Проворова; Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2006. -32с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 2004
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 2001.
- Фридман, Кулагина Психологический справочник учителя, 1991
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988
- http://alnadnik.rusedu.net/category/277/791 Модульное обучение физики в профильном классе
- http://kollegi.kz/publ/blochno_modulnaja_tekhnologija_prepodavanija_matematiki_i_informatiki_v_shkole/39-1-0-1563 Блочно-модульная технология преподавания математики и информатики в школе
- http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/Part3/M2_2_3.html Технология модульного обучения
- http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html Доклад: Модульная технология обучения (МТО)
- www.amursu.ru/attachments/550_bank_j.doc Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Модульная программа
Тема: «Основы логики и логические основы компьютера» (20 часов)
- Содержание темы
Тема | Содержание |
1. Формы мышления | Логика. Понятие. Высказывание. Умозаключение. Доказательство. |
2. Алгебра логики | |
2.1. Логическое умножение, сложение и отрицание | Логические переменные. Логическое умножение. Логическое сложение. Логическое отрицание. Ввод логических функций с использованием электронных таблиц MS Excel. |
2.2. Логические выражения | Логические выражения. Определение истинности логического выражения с использованием компьютерного калькулятора. Построение таблиц истинности логических выражений. Равносильные логические выражения. |
2.3. Логические функции | Логические функции. Логическое следование. Получение таблицы истинности функции импликации. Логическое равенство. Получение таблицы истинности функции эквиваленции. |
2.4. Логические законы и правила преобразования логических выражений | Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон двойного отрицания. Законы де Моргана. Правило коммутативности. Правило ассоциативности. Правило дистрибутивности. Правило равносильности. Правила исключения констант. |
2.5. Решение логических задач | Решение логических задач |
3.Логические основы устройства компьютера | |
3.1 Базовые логические элементы | Базовые логические элементы. Логический элемент «И». Логический элемент «ИЛИ». Логический элемент «НЕ» |
3.2 Сумматор двоичных чисел | Полусумматор. Полный одноразрядный сумматор. |
3.3 Триггер | Триггер |
- Технологическая карта
Стержневые линии | Ведущие знания | Второстепенные линии | Сопутствующее повторение | Трудноусваиваемые темы | Внутрипредметные связи | Межпредметные связи | Пути преодоления затруднений |
Формы мышления. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. | Формы мышления. Логические операции. Логические законы. | Логические выражения Решение логических задач Базовые логические элементы Триггер Сумматор двоичных чисел | Компьютер и программное обеспечение. | Решение логических задач. Триггер. Сумматор двоичных чисел. | Аппаратная реализация компьютера. | Теоремы из геометрии. | Использование схем |
- Комплексная дидактическая цель (КДЦ)
Воспитательный аспект: предусмотреть использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника; воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Обучающий аспект: учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.; осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность; формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма; формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
Развивающий аспект: развивать речь, обогащать и усложнять ее словарный запас; усложнять ее смысловую функцию; учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Модули модульной программы
Модуль – 1 (М-1): Формы мышления
Модуль – 2 (М-2): Алгебра логики
Модуль – 3 (М-3): Логические основы устройства компьютера
4. Интегрирующая дидактическая цель
Модули | Воспитательный аспект | Обучающий аспект | Развивающий аспект |
Формы мышления | развитие целостности восприятия науки о логике, начиная с Аристотеля до Буля; развитие познавательного интереса. |
|
|
Алгебра логики | достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике | формирование умения определять истинность составных высказываний; навыков решения логических задач средствами алгебры логики | развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания т.е интеллектуальных способностей средствами ИКТ, а также интереса к разделу информатики - алгебре логики |
Логические основы устройства компьютера | развитие познавательного интереса: формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний. | формирование усвоение учащимися функционального назначения электронных логических схем | формирование логического мышления; восприятие компьютера, как инструмента, работающего по законам логики |
- Частные дидактические цели
Тема | Воспитательный аспект | Обучающий аспект | Развивающий аспект |
1. Формы мышления | развитие целостности восприятия науки о логике, начиная с Аристотеля до Буля; развитие познавательного интереса |
|
развитие мировоззрения |
2. Алгебра логики | |||
2.1. Логическое умножение, сложение и отрицание | воспитание внимания, взаимопомощи и нравственных качеств | введение понятия алгебры логики: конъюнкции, дизъюнкции и инверсии | формирование логического стиля мышления, умения сравнивать и анализировать; умения использовать информационные технологии |
2.2. Логические выражения | воспитание личностных качеств: самостоятельности | научить строить таблицы истинности по данному логическому выражению; | формирование умения обобщать и систематизировать |
2.3. Логические функции | воспитание личностных качеств: аккуратности | знакомство с новыми логическими операциями | формирование умения сравнивать, делать выводы |
2.4. Логические законы и правила преобразования логических выражений | воспитание личностных качеств: самостоятельности, аккуратности | знакомство с логическими законами и развитие навыка применения их на практике | Формировать умение получать и обрабатывать информацию |
2.5. Решение логических задач | достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике | знакомство с понятием решения логических задач средствами алгебры логики | развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, интереса ; умения сотрудничать и работать в группе, |
3.Логические основы устройства компьютера | |||
3.1 Базовые логические элементы | воспитание личностные качества: активности, самостоятельности, аккуратности в работе | формирование представление об устройствах элементной базы компьютера; формирование навыки построения логических схем | формирование развития алгоритмического мышления; умения извлекать пользу из образовательного опыта |
3.2 Сумматор двоичных чисел | воспитание личностных качеств: активности; развитие познавательного интереса | знакомство с базовыми логическими элементами; сумматором двоичных чисел | формирование умение определять и объяснять понятия |
3.3 Триггер | воспитание личностных качеств: терпения | знакомство со структурной единицей оперативной памяти | формирование умение анализировать |
- Построение модуля
Пример : Модуль – 2 (М-2): Алгебра логики
Интегрирующая дидактическая цель
Воспитательный аспект: достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике
Обучающий аспект: формирование умения определять истинность составных высказываний; формирование навыков решения логических задач средствами алгебры логики
Развивающий аспект: развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания т.е
интеллектуальных способностей средствами ИКТ, а также интереса к разделу информатики – алгебре логики
Входной контроль:
- Логика
- Формы мышления
- Понятие. Примеры из разных областей науки
- Высказывание. Примеры из разных областей науки
- Умозаключение. Примеры из разных областей науки
- Доказательство. Примеры из разных областей науки
Проверочные задания:
Обучающие самостоятельные работы по темам:
- Логическое умножение, сложение и отрицание
- Логические функции
- Логические законы и правила преобразования логических выражений
Алгоритмы действий ученика:
На доске всегда написан план урока, включающий в себя вопросы опроса, нового материала, номера заданий, по закреплению материала, домашнее задание
Выходной контроль: Контрольная работа по данной теме
Структурно-логические схемы обобщения материала модуля
- Построение таблиц истинности логических операций
- Запись логических законов в виде таблицы: название закона, запись в виде формулы, запись в словесной форме
Приложение 2
Самостоятельная работа по теме:
«Логическое умножение, сложение и отрицание»
1 вариант
№1 (а-д), №2(а,в), №3(а), №4(а-г), №5(а,в)
2 вариант
№1 (е-и), №2 (б,г), №3(а), №4(д-з), №5(б,г)
1. Найдите значения логических выражений:
а) (11)(10); б) ((10)1)1; в) (01)(10); г) (0&1)&1; д) 1&(1&1)&1;
е) ((10)&(1&1))&(01); ж) ((1&0)(1&0))1; з) ((1&1)0)&(01);
и) ((0&0)0)&(11).
2. Даны два простых высказывания: А = {2 2 = 4}, В = {2 2 = 5}. Какие из составных высказываний истинны: а) ; б) ;в) А & В; г) A В
3. Даны простые высказывания:
А = {Принтер – устройство ввода информации},
В = {Процессор – устройство обработки информации},
С = {Монитор – устройство хранения информации},
D = {Клавиатура – устройство ввода информации}.
Определите истинность составных высказываний: а) (А&В) (C D)
4. Определите значение истинности следующих высказываний:
- Приставка есть часть слова, и она пишется раздельно со словом.
- Суффикс есть часть слова, и он стоит после корня.
- Родственные слова имеют общую часть, и они сходны по смыслу.
- Рыбу ловят сачком или ловят крючком, или мухой приманивают, иль червячком.
- Буква «а» — первая буква в слове «аист» или «сова».
- Две прямые на плоскости параллельны или пересекаются.
- Данное число четно или число, больше его на единицу, четно.
- Луна — планета или 2 + 3 = 5.
5. Определите значения логических переменных а, b, с; d, если:
- а и (Марс — планета) — истинное высказывание;
- b и (Марс — планета) — ложное высказывание;
- с или (Солнце — спутник Земли) — истинное высказывание;
- d или (Солнце — спутник Земли) — ложное высказывание.
Самостоятельная работа по теме: «Логические функции»
1 вариант №1(а), №2, №3
2 вариант №1(б), №2, №3
1. Построить таблицы истинности для следующих формул:
а) A (B ) б) A (B ) в) A (B ) A (B )
2. Выбрать составное высказывание, имеющее ту же таблицу истинности, что и не (не A и не(B и C)).
1) A и B или C и A; 2) (A или B) и (A или C); 3) A и (B или C); 4) A или (не B или не C);
3. Докажите с помощью таблиц истинности равносильность следующих логических выражений:
а) (А В) (А ); б) (А В) (А&В) ( & ).
Самостоятельная работа по теме: «Логические законы и правила преобразования логических выражений »
1 вариант №1(а,б), №2(а,в), №3, №5(а)
2 вариант №1(а,в), №2(б,г), №4, №5(б)
1. Какое тождество записано неверно:
1) X = 1; 2) X X X X X X = 1; 3) X & X & X & X & X = X.
2. Определите, каким законам алгебры чисел (сочетательному; переместительному; распределительному; аналога нет) соответствуют следующие логические тождества:
а) А B = B A; б) (A&B)&C = A&(B&C);
в) А (В&С) = (А В)&(А С); г) (A B)&C = (A&C) (B&C).
3. Логическое выражение называется тождественно-ложным, если оно принимает значения 0 на всех наборах входящих в него простых высказываний. Упростите следующее выражение и покажите, что оно тождественно-ложное:
(А&B& ) (A& ) (B&C& ).
4. Логическое выражение называется тождественно-истинным, если оно принимает значения 1 на всех наборах входящих в него простых высказываний. Упростите следующее выражение и покажите, что оно тождественно-истинное:
(А&B& ) (A&B&C) .
5. Упростите логические выражения. Правильность упрощения проверьте с помощью таблиц истинности для исходных и полученных логических формул:
а) А ( &В); б) А&( В); в) (A B)&( A)&( B).
Контрольная работа по теме: «Основы логики и логические основы компьютера»
1 вариант
- Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями. Ответ обоснуйте.
- Математика-царица наук.
- Выучи урок, заданный по алгебре.
- Все школьники любят математику.
- Ты знаешь теорию вероятности?
- Докажите справедливость следующих тождеств:
- Х ۷ (Y & Z) = (X ۷ Y) & (X ۷ Z) b)A & E ۷ A & Ē = A
- Какое логическое действие называется дизъюнкцией, эквиваленцией?
- С помощью таблицы истинности получите результат логической функции A→В:
- Как формулируются законы де Моргана?
- Как формулируется закон исключенного третьего?
- Постройте таблицы истинности:
1) не В и (А или С) 3) В и (не А или С)
2) не А и не В → С 4) А и не В ↔ С
2 вариант
- Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями. Ответ обоснуйте.
- Какой иностранный язык вы изучаете?
- Учи русский язык.
- Некоторые школьники предпочитают изучать китайский язык.
- Для каждого из нас учить второй иностранный язык легче, чем первый.
- Докажите справедливость следующих тождеств:
a)Х & (Y ۷ Z) = (X & Y) ۷ (X & Z) b) A ۷ В = А & В
- Какое логическое действие называется конъюнкцией, импликацией?
- С помощью таблицы истинности получите результат логической функции A↔В:
- Как формулируются законы де Моргана?
- В чем смысл закона двойного отрицания?
- Постройте таблицы истинности:
1) не А и (В или не С) 3) не А и (не В или С)
2) не А и В → С 4) А и не В ↔ не С
Приложение 3
Модульный урок по теме: «Логические выражения»
№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Цель: в результате работы над модулем вы: 1. получите представление о логическом выражении 2. научитесь строить таблицы истинности 3. узнаете какие выражения называются равносильными | Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ-1 | Цель: подготовка к восприятию основного материала 1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы: - Какие переменные называются логическими? - Как обозначаются высказывания в алгебре высказываний? - Что называется операцией логического умножения? Как записывается таблица истинности? - Что называется операцией логического сложения? Как записывается таблица истинности? - Что называется операцией логического отрицания? Как записывается таблица истинности? 2. Обсудите результаты выполнения заданий. 3. Оцените свою работу. | Работайте в группе Сверьте свои ответы с конспектом. Если вы ответили верно, поставьте себе 5, если была ошибка, то 4, иначе – 3. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. |
УЭ-2 | Цель: получить представление о логических выражениях и таблицах истинности (усвоение новых знаний) Прочитав п. 3.2.2 вы сможете ответить на следующие вопросы: 1.Какое выражение называется логическим? 2.Каков алгоритм составления таблицы истинности 3.Какие логические выражения называются равносильными? | Внимательно прочитайте пункт, аккуратно запишите ответы на вопросы в тетрадь. Приведите примеры
|
УЭ-3 | Цель: Первичная проверка понимания Проговорите изученные термины и алгоритм без опоры на учебник и конспект | Сколько вы запомнили правил? Сможете ли вы привести собственные примеры? Если «да», то добавьте к 3 баллам за ответы на вопросы еще 2 балла |
УЭ-4 | Цель: закрепление новых знаний Прочитайте и выполните задания из учебника 1 задание: «Таблица истинности логического выражения» 2 задание: «Равносильность логических выражений» | Постарайтесь выполнить эти задания сами, если возникли затруднения, то посмотрите в учебнике решение. Если вы решили задачи без подсказки, то поставьте себе 5 баллов, 1 задачу с подсказкой -2,5 балла |
УЭ-5 | Цель: подведение итогов урока Сложите все баллы, заработанные на уроке и оцените свою работу 15 баллов - «5»; 11-14 баллов – «4»; < 11 баллов – «3» | Постарайтесь объективно оценить свои знания |
УЭ-6 | Цель: озвучить домашнее задание П.3.2.2 пересказ, задания 3.6, 3.7 | Постарайтесь аккуратно выполнить письменные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка
В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...
Статья на тему: Занимательный материал как средство развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях объединения "Языкомания"
Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслител...
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по англ...
Игра как средство развития познавательного интереса на уроках в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Основные функции и условия проведения дидактических игр....
Межпредметные связи в процессе обучения, как средство развития познавательного интереса учащихся.
Одна из главных задач современного общего образования в стране - сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Интеграция естественнонаучных знаний лежит в основе развит...
Методическая мастерская "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения географии - как средства развития познавательного интереса"
Конкурсное испытание "Методическая мастерская" учителя географии...
Презентация "Использование приёма «Облако слов»на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса у обучающихся + доклад
Данная презентация и доклад подготовлены для участия в районном семинаре учителей русского языка и литературы. Приём "облако слов" я использую недавно. Чтобы на семинаре перед коллегам...