Совершенствование навыков и умений по словообразованию и словоизменению на логопедических занятиях.
статья на тему
Упражнения в словоизменении и словообразовании на логопедических занятиях являются одним из основных направлений разнообразной по своим видам работы по коррекции речи учащихся, направленной на расширение активного словаря учеников, на формирование у них умений использовать в своей речевой практике лексические ресурсы языка. Практические упражнения на групповых логопедических занятиях, на индивидуальных занятиях предваряют теоретическое изучение русского языка, готовят к усвоению грамматических норм языка, развивают понимание многих теоретических явлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №35
Совершенствование навыков и умений по словообразованию и словоизменению на логопедических занятиях.
Учитель-логопед:Завьялова И.А.
Упражнения в словоизменении и словообразовании на логопедических занятиях являются одним из основных направлений разнообразной по своим видам работы по коррекции речи учащихся, направленной на расширение активного словаря учеников, на формирование у них умений использовать в своей речевой практике лексические ресурсы языка. Практические упражнения на групповых логопедических занятиях, на индивидуальных занятиях предваряют теоретическое изучение русского языка, готовят к усвоению грамматических норм языка, развивают понимание многих теоретических явлений.
Фронтальный вид работы, игра-соревнование: ученики распределяются на 2 команды, каждой команде выделяется первоначальный перечень существительных, записанных на карточках, которые ученики должны сгруппировать в зависимости от родовой принадлежности имен существительных. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и правильнее. После того как ученики научаться определять родовую принадлежность указанных существительных, им предлагается задание на перфокартах. Цель этого упражнения- совершенствовать умения согласовывать имена прилагательные и глаголы прошедшего времени с данными именами существительными. Ученикам предлагается несколько вариантов заданий, различающихся по степени сложности.
1.Допиши окончания:
А) льнян _ полотенце б) знамя развевал__сь
мудр_ пословица портрет висел_
известн_ профессор копоть покрыл_
сладк_ печенье солнце светил_
золот_ осень верблюд отдыхал
небдагополучн_ прогноз скрипка звучал_
в) Больного осмотрел_ известн_ профессор.
Далек_ горизонт манил_ к себе путешественников.
Редк_ мужество проявил_ офицер.
2. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Прекрасный [ ] висит в этом музее.
Все стены покрыла [ ].
На тебе лежит большая [ ].
Наш народ любит свое [ ].
Русский солдат водрузил над рейхстагом победное [ ].
Логопед проверяет ответы учеников, допущенные ошибки исправляются и обсуждаются в процессе фронтальной работы.
После работы по перфокартам переходим к творческим заданиям:
- составить словосочетания с данными словами;
- составить с данными словами предложения;
- составить рассказ, используя как можно больше слов из списка, предложенного логопедом.
Упражнения на составление самостоятельных высказываний должны заменять большую часть на логопедических занятиях с учениками 4 х классов,<< ибо только этот вид работы позволяет в полной мере автоматизировать формируемые грамматические навыки и умения>>[1]
Большие трудности у учащихся вызывает усвоение формы родительного падежа множественного числа имен существительных.(используют один из вариантов окончания, чаще –ов-) Поэтому при организации коррекционной работы знакомлю учащихся со всем многообразием грамматических форм выражения родительного падежа множественного числа. Учу детей находить имена существительные , стоящие в изучаемой форме в специально подобранных текстах, в том числе в литературных образцах.
Создаем алгоритм грамматических действий, которые необходимо совершить при словоизменении.
- Определи, куда падает ударение- на основу или окончание, если существительное стоит во множественном числе.
2.Если ударение падает на окончание, определи, на какую[1]букву оканчивается основа.
3.Если основа оканчивается на шипящий, пиши окончание –ей(карандашей, ножей);
4. .Если основа оканчивается не на шипящий, пиши окончание- ов (шкафов, шарфов).
Используем перфокарты. Задание. Измените имена существительные по образцу. Объясните ваши действия.
колокол | колокола | колоколов |
стол | ||
нож | ||
плащ | ||
дом | ||
карандаш | ||
лист |
После усвоения употребления двух вариантов окончаний переходим к третьему – окончание- ев, затем к четвертому и так далее. Включать модели в связную речь можно только по мере приобретения навыка.
Большая работа ведется по усвоению морфемного состава слова. Важное место в этих упражнениях отводится выработке навыка определения смысловой общности родственных слов, уточнению понятий о корне, приставке, суффиксе, окончании, их словообразовательной роли. Параллельно развивается навык определения грамматической категории <<часть речи>>.
[1] Литература
1.О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова,Н.Л.Ипатова Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Москва. Просвещение.1992
2. А.В. Ястребова Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. Москва АРКТИ 1997
3.Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва. Просвещение .1991
4.Л.Н.Ефименкова, Г.Г. Мисаренко Организация и методы организационной работы логопеда на школьном логопункте. Москва. Просвещение. 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях
В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...
Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся основной школы на занятиях по английскому языку
Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся основной школы на занятиях по английскому языку.Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ролевые игры, виды речевой деятельнос...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ "НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - НАШИХ РУК ДЕЛО"
Cтатья для публикации в сборнике материалов II Городской научно-практической конференции "Осуществление целостности образовательного процесса в профессиональном взаимодействии педагога и учащихся".17-...
«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"
Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...
«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи»
презентация...