Совершенствование навыков и умений по словообразованию и словоизменению на логопедических занятиях.
статья на тему

Завьялова Ирина Антоновна

Упражнения в словоизменении и словообразовании  на логопедических занятиях  являются одним из основных направлений разнообразной по своим видам работы по коррекции речи учащихся, направленной на расширение активного словаря учеников, на формирование у них умений использовать в своей речевой практике лексические ресурсы языка. Практические упражнения на  групповых логопедических занятиях, на индивидуальных занятиях предваряют теоретическое изучение русского языка, готовят к усвоению грамматических норм языка, развивают понимание многих теоретических явлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  МБОУ СШ №35

Совершенствование навыков и умений по словообразованию и словоизменению на логопедических занятиях.

                                                                                                                     Учитель-логопед:Завьялова И.А.

Упражнения в словоизменении и словообразовании  на логопедических занятиях  являются одним из основных направлений разнообразной по своим видам работы по коррекции речи учащихся, направленной на расширение активного словаря учеников, на формирование у них умений использовать в своей речевой практике лексические ресурсы языка. Практические упражнения на  групповых логопедических занятиях, на индивидуальных занятиях предваряют теоретическое изучение русского языка, готовят к усвоению грамматических норм языка, развивают понимание многих теоретических явлений.

Фронтальный вид работы, игра-соревнование: ученики распределяются на 2 команды, каждой команде выделяется  первоначальный перечень существительных, записанных на карточках, которые ученики должны сгруппировать  в зависимости от родовой принадлежности имен существительных. Побеждает та команда,  которая выполнит задание быстрее и правильнее. После того как ученики научаться определять родовую принадлежность указанных существительных, им предлагается задание на перфокартах. Цель этого упражнения- совершенствовать умения согласовывать имена прилагательные и глаголы прошедшего времени с данными именами существительными. Ученикам предлагается несколько вариантов заданий, различающихся по степени  сложности.

1.Допиши окончания:

А) льнян _  полотенце                         б) знамя развевал__сь

     мудр_    пословица                            портрет висел_

    известн_  профессор                         копоть покрыл_

сладк_    печенье                                    солнце  светил_

золот_     осень                                        верблюд  отдыхал

небдагополучн_  прогноз                    скрипка звучал_

в) Больного осмотрел_  известн_ профессор.

 Далек_ горизонт манил_  к себе путешественников.

  Редк_  мужество проявил_ офицер.

2. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Прекрасный [         ] висит в этом музее.

Все стены покрыла [       ].

На тебе лежит большая [         ].

Наш народ любит свое [          ].

Русский солдат водрузил над рейхстагом победное [     ].

Логопед проверяет ответы учеников, допущенные ошибки исправляются и обсуждаются в процессе фронтальной работы.

После работы по перфокартам переходим к творческим заданиям:

- составить словосочетания с данными словами;

- составить с данными словами предложения;

- составить рассказ,  используя как можно больше  слов из списка, предложенного логопедом.

Упражнения на составление самостоятельных высказываний должны заменять большую часть на логопедических занятиях с учениками 4 х классов,<< ибо только этот вид работы позволяет в полной мере автоматизировать формируемые грамматические навыки и умения>>[1]

Большие трудности у учащихся вызывает усвоение формы родительного падежа множественного числа имен существительных.(используют один из вариантов окончания, чаще –ов-) Поэтому при организации коррекционной работы знакомлю учащихся со всем многообразием грамматических форм выражения родительного падежа множественного числа. Учу детей находить имена существительные , стоящие в изучаемой форме в специально подобранных текстах, в том числе в литературных образцах.

Создаем алгоритм грамматических действий, которые необходимо совершить при словоизменении.

  1. Определи, куда падает ударение- на основу или окончание, если существительное стоит во множественном числе.

2.Если ударение падает на окончание, определи, на какую[1]букву оканчивается основа.

3.Если основа оканчивается на шипящий, пиши окончание –ей(карандашей, ножей);

4. .Если основа оканчивается не на шипящий, пиши окончание- ов (шкафов, шарфов).

Используем перфокарты.   Задание. Измените имена существительные по образцу. Объясните ваши действия.

колокол

колокола

колоколов

стол

нож

плащ

дом

карандаш

лист

После усвоения употребления двух вариантов окончаний переходим к третьему – окончание- ев, затем  к четвертому и так далее. Включать модели в связную речь можно только по мере приобретения навыка.

Большая работа ведется по усвоению морфемного состава слова. Важное место в этих упражнениях отводится выработке навыка определения смысловой общности родственных слов, уточнению понятий о корне, приставке, суффиксе, окончании, их словообразовательной роли. Параллельно развивается навык определения грамматической категории  <<часть речи>>.


[1]                                                                             Литература

1.О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова,Н.Л.Ипатова Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Москва. Просвещение.1992

2. А.В. Ястребова  Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. Москва АРКТИ 1997

3.Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва. Просвещение .1991

4.Л.Н.Ефименкова, Г.Г. Мисаренко Организация и методы организационной работы логопеда на школьном логопункте. Москва. Просвещение. 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся основной школы на занятиях по английскому языку

Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся основной школы на занятиях по английскому языку.Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ролевые игры, виды речевой деятельнос...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ "НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - НАШИХ РУК ДЕЛО"

Cтатья для публикации в сборнике материалов II Городской научно-практической конференции "Осуществление целостности образовательного процесса в профессиональном взаимодействии педагога и учащихся".17-...

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...