Роль нетрадиционных форм уроков в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
статья по теме

Тормышева Светлана Николаевна

В статье рассказывается о роли  нетрадиционных уроков-занятий  в обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ НЕСТАРДАТНЫХ ФОРМ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬ

Тормышева Светлана Николаевна.

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная   школа (VIII вида) №565 Кировского района Санкт-Петербурга    (ГС(К)ОУ школа (VIII вида) № 565).               

Долгие годы мало внимания уделялось изучению проблем обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями интеллекта. Они считались долгое время «необучаемыми» и не получали почти ни какой помощи от специалистов. Современные знания об умственной отсталости  и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности. Но всегда остаётся вопрос: «Как учить особого ребёнка».

Важнейшей задачей коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Большое значение приобрели вопросы выявление потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.

В ноябре 2011 г. была представлена новая «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, которая рекомендована к использованию в образовательных учреждениях VIII вида.

Специалисты, осуществляющие образовательную деятельность с данной категорией учащихся, давно ждали появление новой современной программы, которая окажет существенную помощь в организации процесса обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Многие дети, поступающие в школу, обнаруживают первоначальное отсутствие всякого интереса к обучению, равнодушие непонимание, а иногда и негативное отношение к занятиям, агрессию к окружающим детям. Многие приходят без активной речи и с ограниченным пониманием обращённой речи, так же много детей с множественными нарушениями (нарушения слуха. зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.)

С учётом этих особенностей выделяются приоритетные направления коррекционно- развивающей работы [2 стр.13]

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

- расширение социальных контактов, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем мире;

- формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, чтения, письма, знаний о природе, основ безопасной жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Очень важно, чтобы учебные занятия способствовали формированию навыков поведения в обществе, развитию активности и уровня коммуникабельности детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью проживающих. Учитель должен пробудить интерес к занятиям, от этого во многом зависит успешность обучения. Как показывает практика развитие познавательной деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью, обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому наряду с традиционными формами обучения мы используем и нетрадиционные. По определению И. П. Подвласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. Такие уроки помогают учителю повышать интерес учащихся к занятиям.

Нестандартные уроки занимают значительное место в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Это связано со спецификой занятий и особенностями таких детей, игровой основой данных уроков, разнообразием их проведения. Использование нестандартных форм работы даёт результаты: меняется характер, взаимоотношения между учащимися, возрастает активность  и творческая самостоятельность. Главное на таких занятиях максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, выявление скрытых возможностей. Но для достижения результата урок должен быть познавательным и занимательным, а не развлекательным. В условиях специальной (коррекционной) школы, не  получается применять все виды нестандартных форм урока, но некоторые из них необходимы для обучения детей. Это различные уроки: урок-праздник, урок-викторина,  урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие и др. Познавательная активность учащихся на таком уроке значительно повышается. Такие уроки отвечают всем требованиям современного подхода к обучению, а особенно важно, что они очень нравятся детям. Проводимая нами работа учитывает необходимость такой организации обучения, когда прохождение одних и тех же тем находит свое отражение в различных учебных предметах это и обуславливает необходимость введения в систему работы с учащимися двух особых принципов: расширение социальных связей и интегрированного обучения. При составлении плана урока мы учитываем возрастные и психологические особенности развития учеников, поэтому нетрадиционные уроки проходят в атмосфере творчества, сотрудничества и показывают хорошую результативность. Ребята на занятиях более активны, общительны, чем во время проведения обычных уроков. Проведение нетрадиционных уроков, является одним из путей повышения интереса к изучению программного материала, они способствуют установлению положительного эмоционального контакта между всеми участниками, формируют положительные качества личности детей, устойчивый интерес к учению, снимают напряжения, скованность. Дети учатся сдерживать свои желания, развивается чувство ответственности перед товарищами, воспитываются волевые качества. Такие уроки эмоционально насыщенны, что делает их особенно   привлекательными для детей, доставляя  ребёнку большую радость и удивление, в них заложены истоки творчества. Вовлекая особого ребёнка в творческий процесс, мы способствуем коррекции мотивационной сферы, чувствования, эмоционального реагирования. Ребята   их ждут,  как праздника. Конечно, такой урок требуют более тщательной подготовки: разработки сценария, оформление класса, подготовки детей, изготовление методических пособий и костюмов. Каким бы многоопытны не был бы учитель, ему всегда приходится пробовать, искать новые методы, приёмы, чтобы сделать занятие познавательным и интересным. На таких уроках нами используются не только игровые приемы, но и оригинальная подача материала. Учащиеся заняты в проведении уроков, в подготовке к ним, через различные приемы коллективной, групповой и индивидуальной работы. Один из приёмов - вариативное повторение (повторение, не повторяясь). Эта необходимость обусловлена, характерными трудностями в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии. Другой важный приём - словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей к последовательному рассказу и формированию коммуникативной функции речи.

При подготовке к нестандартным урокам следует опираться на принципы:

- максимальное вовлечение всех учащихся;

- отказ от шаблона (отсутствие стереотипности);

- доступность материала;

- дифференциация и интеграция обучения;

- развитие коммуникативной и   когнитивной функции речи.

 Исходя из сказанного, важно отметить, что при подготовке нестандартных форм уроков происходит тесное взаимодействие ребёнка, учителя, воспитателя и музыкального руководителя, которое приводит к более прочному усвоению материала. Но также следует отметить, что нестандартные формы уроков приносит пользу тогда, когда им найдено место среди обычных уроков. Учителю следует проанализировать учебный материал, выбрать те уроки, которые целесообразней провести в нестандартной форме. Главное, чтобы такие уроки не превратились в простые обычные занятия. Дети  должны их ждать, готовиться к ним.

Список литературы.

1.Бибко Н.С. Сказка приходит на урок . - Начальная школа. 1996 № 9.

2.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталость/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б, 2011. - С,13.

3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.  Учитель, 2007.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 1, 2. - Воронеж, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Методическое пособие посвящено проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Изложив краткую характер...

Статья "Психоречевое развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью".

В статье рассмотрены критерии у.о., формы у.о. по МКБ-10, этиология, уровни сенсорного недоразвития....

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)

Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой....

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....

«ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАРДАТНЫХ ФОРМ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Традиционная  организация занятий с учащимися с умеренной умственной отсталости  не эффективна. Более целесообразно проведение нестандартных уроков. Урока – сказки, урока – путешествия...