Рабочая программа по обществознанию для 10 класса специальной (коррекционной ) школы VIII вида
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программно-методическое обеспечения для 10-12 классов с углубленной подготовкой в специальных /коррекционных/ ОУ VIII вида с учетом рекомендаций, содержащихся в пояснительной записке к курсу "Обществоведение". Учебными пособиями данный курс не обеспечен.
Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья, носит практикоориентированный характер.
Цель курса - создать условия для социальной адаптации обучающихся через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
образовательные:
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
воспитательные:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
коррекционно-развивающие:
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях;
- выполнение познавательных и практических заданий:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
- верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии, направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Обучающиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Обучающиеся должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Распределение по четвертям:
1 полугодие -16, 2 полугодие – 17.
Расчет часов на учебный год
№ | Наименование раздела | Количество часов | Из них контрольные часы | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
1 | Введение | 1 | - | 1 | - |
2 | Государство и право | 11 | 4 | 15 | 1 |
3 | Права и обязанности гражданина России | 12 | 5 | 17 | 2 |
Итого | 33 | 3 |
Содержание курса
Раздел 1.Введение (1 ч.)
Раздел 2. Государство и право (15 ч.)
Понятие о государстве, его основные признаки, задачи, функции. Основы конституционного права в РФ. Основы гражданского права. Понятие правоспособности, дееспособности Регистрация актов гражданского состояния. Собственность и имущественные отношения. Собственность на жилое помещение. Наследственное право. Понятие административного правонарушения. Виды административных правонарушений. Понятие административного взыскания. Основы уголовного права. Отличие правонарушения от преступления. Понятие уголовной ответственности. Порядок привлечения к уголовной ответственности. Наказание, его виды и цели. Конституционные права на ознакомление с материалами дела и защиту адвоката.
Раздел 3. Права и обязанности гражданина России (17 ч.)
Труд и трудовые отношения. Трудовой договор. Работодатель и работник. Права и обязанности сторон. Социальные гарантии. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Дисциплина труда Материальная ответственность. Пенсионное обеспечение. Семейное право, субъекты семейных отношений Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности супругов. Порядок и условия расторжения брака супругов с детьми и без таковых. Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав. Права несовершеннолетних детей и инвалидов детства. Права детей, находящихся под опекой. Правовые основы образования в РФ. Система образования в РФ.
Рабочая программа содержит подробный календарно-тематический план и поурочное планирование. В календарно-тематическом плане помещены наименования разделов и тем с указанием необходимого для их изучения количества часов, практические работы, контрольные и диагностические уроки. Следует обратить внимание на содержание практической деятельности учащихся, включающей составление опорных таблиц, схем, конспектов, деловых бумаг, работу с текстами Конституции, Федеральных законов. Данная форма работы способствует систематизации приобретенных знаний, формированию умений самостоятельно находить нужную информацию. Контроль уровня знаний осуществляется через тестирование, являющееся одним из элементов уроков обобщающего повторения.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления знаний
Методы применения знаний
Методы контроля
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Перечень учебно-методического обеспечения ОП:
Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной подготовкой в специальных /коррекционных/ ОУ VIII вида. Программы и методические рекомендации для учителя. М.,2004.
Основы государства и права. /Под. редакцией О.Е. Кутафина. - Юристъ, 2000.
Азбука права/авт.-сост. Н.Н.Бобкова,- Волгоград: Учитель,2009.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах: справ. материалыЬ.,АСТ,2008.
Белова Л.К., Попова Е.В., Соколов Я.В. Граждановедение: Методическое пособие к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение» (5-8 классы), М.,1999.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. М.:ВАКО,2006.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. М.:ВАКО,2008.
Изучаем свои права/авт.-сост. Е.А.Гальцова,- Волгоград: Учитель,2007.
Никитин А.Ф. Политика и право.9 класс.-2- изд.,М.,1999.
Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8 класс: Поурочное и тематическое планирование. М.: Дрофа, 2001.
Никитин А.Ф. Основы обществознания. 9 класс: Поурочное и тематическое планирование. М.: Дрофа, 2001.
Никитин А.Ф. Политика и право:тесты.9кл.-2-е изд.-М.:Дрофа,1999.
1Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. М.:ВАКО,2009.
Синова И.В. Мировые религии в России: Справочник школьника-СПб,2007.
Степанько С.Н. Обществознание. 9 класс: Поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Волгоград: Учитель, 2005.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во | Дата | Практическая часть | Наглядность, пособия | Примечание |
П е р во е п о л у г о д и е – 16 ч а с о в | Проектор, ноутбук, презентация | |||||
1 | Введение | 1 | 06.09 | Работа по группам | Раздаточный материал | |
2 | Понятие о государстве, его основные признаки, задачи, функции | 1 | 13.09 | Работа по группам | Проектор, ноутбук, презентация | |
3 | Понятие о государстве, его основные признаки, задачи, функции |
| 20.09 | Составление опорной схемы | Дидактический и раздаточный материал | |
4 | Основы конституционного права в РФ | 1 | 27.09 | Составление опорной таблицы | Проектор, ноутбук, презентация | |
5 | Основы гражданского права. Понятие правоспособности, дееспособности | 1 | 04.10 | Составление опорной схемы | Дидактический и раздаточный материал | |
6 | Регистрация актов гражданского состояния | 1 | 11.10 | Составление опорной схемы. Уметь писать заявление. | Раздаточный материал | |
7 | Регистрация актов гражданского состояния | 1 | 18.10 | Составление опорной схемы. Заполнение бланков. | Дидактический материал | |
8 | Собственность и имущественные отношения | 1 | 25.10 | Составление опорной схемы | Дидактический и раздаточный материал | |
9 | Собственность на жилое помещение | 1 | 08.11 | Оформление документов на жилье. Коммунальные платежи | Проектор, ноутбук, презентация | |
10 | Наследственное право | 1 | 15.11 | Составление сравнительной таблицы | Проектор, ноутбук, презентация | |
11 | Понятие административного правонарушения. Виды административных правонарушений | 1 | 22.11 | Работа в группах | Дидактический и раздаточный материал | |
12 | Понятие административного взыскания | 1 | 29.11 | Работа в группах | Проектор, ноутбук, презентация | |
13 | Основы уголовного права. Отличие правонарушения от преступления | 1 | 06.12 | Работа в группах | Проектор, ноутбук, презентация | |
14 | Понятие уголовной ответственности. Порядок привлечения к уголовной ответственности | 1 | 13.12 | Составление опорной схемы | Дидактический и раздаточный материал | |
15 | Наказание, его виды и цели | 1 | 20.12 | Составление опорной схемы | Дидактический и раздаточный материал | |
16 | Конституционные права на ознакомление с материалами дела и защиту адвоката | 1 | 27.12 | Самостоятельная работа | Проектор, ноутбук, презентация | |
Второе полугодие- 17 часов | Дидактический и раздаточный материал | |||||
17 | Труд и трудовые отношения. Трудовой договор | 1 | 17.01 | Работа в группах | Проектор, ноутбук, презентация | |
18 | Работодатель и работник. Права и обязанности сторон. Социальные гарантии | 1 | 24.01 | Самостоятельная работа | Проектор, ноутбук, презентация | |
19 | Рабочее время и время отдыха. Оплата труда | 1 | 31.01 | Составление опорной схемы | Раздаточный материал | |
20 | Дисциплина труда | 1 | 07.02 | Работа в группах | Проектор, ноутбук, презентация | |
21 | Материальная ответственность | 1 | 14.02 | Составление опорной схемы | Проектор, ноутбук, презентация | |
22 | Пенсионное обеспечение | 1 | 21.02 | Заявления | Проектор, ноутбук, презентация | |
23 | Семейное право, субъекты семейных отношений | 1 | 28.02 | Составление опорной схемы. | Раздаточный материал | |
24 | Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности супругов | 1 | 07.03 | Заполнение бланков | Проектор, ноутбук, презентация | |
25 | Порядок и условия расторжения брака супругов с детьми и без таковых. | 1 | 14.03 | Заполнение бланков | Проектор, ноутбук, презентация | |
26 | Права и обязанности родителей | 1 | 21.03 | Составление опорной схемы | Проектор, ноутбук, презентация | |
27 | Лишение родительских прав | 1 | 04.04 | Работа в группах | Проектор, ноутбук, презентация | |
28 | Права несовершеннолетних детей и инвалидов детства | 1 | 11.04 | Составление опорной схемы | Проектор, ноутбук, презентация | |
29 | Права детей, находящихся под опекой | 1 | 18.04 | Тренинг | Раздаточный материал | |
30 | Правовые основы образования в РФ | 1 | 25.04 | Составление опорной схемы | КИМ | |
31 | Система образования в РФ | 1 | 16.05 | Работа в группах | Ноутбук, презентация | |
32 | Контрольная работа | 1 | 23.05 | Самостоятельная работа | ||
33 | Обобщающий урок | 1 | 30.05 | Работа в группах |
Resource id #42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытые логопедические утренники, выпускные в Коррекционной школе VIIIвида
Эти утренники реально проводились мной и были высоко оценены и детьми и учителями. Материа лдоступен для учащихся начальных классов...
Ролевая игра в 9 классе коррекционной школы VIIIвида "Поликлиника".
Ролевые игры на уроках биологии - эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность, они способствуют развитию коллективной компетенции. Благодаря ролевым играм, урок можно сде...
Здоровье сберегающие технологии на уроках математики в коррекционной школе VIIIвида.
«Здоровье – не всё,но всё без здоровья - ничто» ...
Современный подход в организации работы воспитателя коррекционной школы VIIIвида
Материал для выступлений ШМО воспитателей коррекционных школ VIIIвида...
статья"Трудовое воспитание в ГПД коррекционной школы VIIIвида"
Данная статья является некоторым опытом моей работы в группе продлённого дня начальной коррекционной школы VIIIвида по формированию у учащихся социально-адаптационных навыков. В статье даны общ...
Рабочая программа по слесарному делу в 9 классе коррекционной школы VIIIвида.
Данная программа может быть полезна учителям технологии ( слесарного дела)....
Рабочая программа по физической культуре в коррекционной школе VIIIвида(5-9кл.)
Рабочая программа по физической культуре в коррекционной школе VIIIвида(5-9кл.)...