Мир чувств
план-конспект занятия (7 класс) на тему

КИСЛИЦЫНА СВЕТЛАНА СЕРАФИМОВНА

Данная разработка занятия предназначена для воспитателей,психологов при проведении внеклассных занятий с детьми саршей группы(7-9 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир чувств!

                                                                                                                                 Занятие разработала

                                                                                                                                    Воспитатель: Кислицына С.С

Цель: Формирование умения распознавать и описывать свои чувства.          

Задачи:

1)Воспитательные:

-способствовать формированию высших чувств у детей: социальных,интеллектуальных,эстетических

-способствовать умению выражать негативные чувства в безопасной символической форме.

2)Коррекционно- развивающие.

-способствовать коррекции чувственной сферы на основе отработки навыка адекватного реагирования;

- способствовать развитию связной речи детей через развернутые ответы и рассуждения.

3)Учебные:

-обучить детей способам снятия негативных чувств с помощью рисования и игр-шуток.

 

Ход занятия

Дидактическое обеспечение и обоснование этапов

Прогнозируемый результат и возможные затруднения.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!садитесь поудобнее и давайте начнем наше занятие!Слушайте меня внимательно.

-Вводная часть.

Ребята!Сегодня мы с вами поговорим о чувствах, как они проявляются,какие они бывают, и как управлять сильными чувствами.

2. Основная часть.

Ребята!На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что такое эмоции. Давайте вспомним.

Да,правильно.Это переживание человека на происходящие события в данный момент Слова «чувства» и «эмоции» употребляютсяв качестве синонимов.Ребят а,а давайте вспомним,что такое синонимы?!

С одной стороны это так,но в сущности эти два понятия отличаются друг от друга. И я постараюсь вам это доказать . Безусловно,любовь,дружбу,радость, симпатию,злобу, ненависть,горе,счастье, вражду,заботу и т.д. мы можем смело называть чувствами, которые вызываютэмоциональное состояние, самочувствие и оно может быть или положительным,  или отрицательным. Вот в этом случае чувства и эмоции действительно сходные по значению.

Предлагаю вам задание. Вот вам карточки. Распределите данные чувства на те, которые вызывают положительное эмоциональное самочувствие, и на те, которые вызывают отрицательное эмоциональное самочувствие.

Молодцы!Вы хорошо справились с этим заданием.

Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста на эти картинки и назовите чувство, которое возникло в данной ситуации и какое эмоциональное самочувствие оно вызвало.Итак, смотрим: (Слайды)

  1. Мальчик дергает девочку за косичку.

  1. Девочке дарят на день рождение подарок.

  1. Девочку обрызнула машина.

А теперь придумайте сами какую-нибудь ситуацию и ярко выразите чувство и эмоциональное самочувствие, которое при этом возникло.

Молодцы! Хорошо!Чувства у нас проявляются в результате какого-либо события. А скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызывает:

-болезнь друга

-друг упал на прогулке

-неудачав учебе друга. Молодцы!

Ну, а теперь,слушайте внимательно,я вам объясню в чем существенное отличие между чувствами и эмоциями.

 Сравните чувство радости,гнева с такими чувствами как чувство долга,ответственности, патриотизма,коллективизма.

И такие чувства называют высшими.

 Посмотрите на схему «Высшие чувства» на доске.

К высшим чувствам относятся моральные,интеллектуальные,эстетические чувства.

А)моральные- к ним относятся чувство долга,ответственности,дружбы.

 А скажите, пожалуйста, как может проявляться чувство долга в вашей жизни.(чувство ответственности)

Молодцы!

Б)интеллектуальные, это чувства удивления, сомнения, чувство уверенности, удивления. Давайте подумаем и приведем примеры, когда возникают эти чувства. Чувство удивления?

Да, правильно, способность  удивляться является важным стимулом в познавательной деятельности.

Как же возникает чувство сомнения?

Чувство уверенности?

Чувство удовлетворения?

 Молодцы!

В)эстетические чувства. Это прежде всего чувство красоты и восхищения прекрасным. Как вы думаете, что является источником возникновения таких чувств?

 Правильно!

 Следует отметить, что наряду с высшими чувствами существуют так называемые мелкие, низменные чувства. Это такие чувства, как –мелкая зависть к успехам и благополучию других людей, жадность,чувство собственности,безразличия, равнодушия ко всему окружающему.

 Я ,думаю, что вам всем понятны эти чувства.

Скажите,пожалуйста, а какие чувства вызывают положительное эмоциональное состояние –высшие или низменные?

Конечно,высшие.

И их необхрдимо воспитывать в себе. Это достигается только тренировкой, упражнениями. Начинать нужно с установок. Например,воспитывая чувство долга,вы  говорите себе: « Я должен сначала выучить уроки, а потом пойти гулять».С сильными ,как и эмоциями нужно и необходимо бороться. Предлагаю вам такой способ. Рисование на тему :Веселое и грустное настроение» С помощью цветных карандашей изобразите его.

А теперь давайте рассмотрим ваши рисунки и сравним краски,сделаем вывод-веселому и жизнерадостному человеку справиться с трудностями легче, чем тому, кто смотрит на мир сквозю «черные» очки.

Выходу отрицательных чувств способствуют также игры-шутки. А давайте мы с вами немного поиграем.

Игра «Вытолкни из круга»(два игрока встают в круг и пытаются вытолкнуть из его друг друга)

Игра « Динозаврики»Предлагаю превратиться в динозавриков,скорчить рожицы и бегать по залу ,издавая крики.

Молодцы!хорошо поиграли!

3.Заключительная часть.

Давайте подведем итоги.Что же такое чувства?

Какие они бывают?

Нужно ли бороться с сильными чувствами и как?

Молодцы!Упражнение чувств содействуют формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе,обществу. Наша беседа подошла к концу!До свидания!

На данном этапе используется метод рассказа для объяснения материала и введения в тему беседы.

Использование метода закрепления пройденного материала предыдущей беседы «Мир эмоций»

Закрепление знаний полученных на уроке русского языка

Задание используется для развития мышления.

Обращение к эмоциональной сфере детей, создание положительной мотивации.

Используется метод похвалы для поднятия рабочего настроения.

Наглядное изображение позволяет лучше представить ситуацию.

Дети учатся узнавать и называть чувства и эмоциональное состояние, которое они вызывают.

Через проигрывание ситуаций происходит умение выражать чувства и эмоции мимикой,жестами,позой.

Используется в качестве физкультминутки.

Цель: Снятие напряжения, предупреждение нарушения осанки.

Через ответы развивается связная речь,эмоциональное реагирование.

Побуждение детей к размышлению,развитию внимания,воображения.

Вывешивается плакат-схема «Высшие чувства» для лучшего запоминания и восприятия.

При ответах происходит умение связно,логично, последовательно выражать свои мысли.

Дети учатся анализировать повседневную жизнь и находить требуемые примеры к заданию из жизни.

Умение выражать свои эмоции.

Развитие эмоциональной сферы.

Выявление эмоционального настроя учащихся.

Используются в качестве физ минутки. Цель:способствовать снятию умстенного напряжения и нарушению осанки,снимает психофизическое напряжение,агрессивность, поднимает настроение.

При обобщении происходит закрепление знаний полученных на занятии. (Проводится с использованием схемы-подсказки)

Создается рабочий настрой ,подготовка детей к занятию.

Дети учатся внимательно слушать,возникает познавательная мотивация.

Ответ детей: это реакция человека на происходящие события.

Ответы детей:это слова сходные по значению.

Дети выполняют задание.

Дети отвечают:

1.Чувство-обида,эмоц. Сост.-плохое.

2. Чувство-радость,эмоц сост.-хорошее

3.чувство-досада,эмоц сост-плохое.

Дети придумывают и разыгрывают ситуации.

Ответы детей:

-забота,сопереживание

-жалость,поддержка

-помощь.

Ответы детей: Чувства радость,гнев-это временные чувства, а вот чувства долга,ответственности,патриотизма являются постоянными.

Ответы детей:-чувство долга заставляетпомогать маме по хозяйству дома.

Чувство удивления возникает когда человек встречается с чем-то новым,необычным.

Ответы детей:высшие

Дети рисуют(5 мин)

Дети играют.

Дети подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Органы чувств"

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д...

Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"

Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...

Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся

Музыкально-ритмическая способность, то есть  музыкальный  ритм,  ощущение его человеком – это  основа  музыкальности. Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из на...

Урок обществознания "Самое утреннее из чувств"

Урок по обществознанию в 8 классе с использованием презентации....

"Что человек чувствует, о чем размышляет"

презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....

Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"к

конспект урока по зарубежной литературе в 8 классе " Они ушли во тьму, но не исчез их след"...

Пособие для ученика "Словарь чувств и настроений"

Мною на материале словарей разработано пособие для учеников "Словарь чувств и настроений". Очень помогает дятям при написании различных сочинений....