выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал на тему

Залатов Дмитрий Анатольевич

выступление на педагогическом совете на тему " Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_5.11.2015_1.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ "Нижневартовская школа для детей с ОВЗ №2"

Тема выступления:

" Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение."

                                                          подготовил учитель

                                             Залатов Д.А.

г. Нижневартовск 2015.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в

образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки.

Индивидуальный образовательный план — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором образовательного учреждения и подписанный родителями ребенка.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, пришедшего, например, в общеобразовательную школу, администрация и междисциплинарная команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения решают следующие задачи:

1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.

3. Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии — форм и содержания — коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.

        4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на

данные комплексной психолого-педагогической диагностики (на уровне

Психолого-медико-педагогической комиссии и школы), которые позволяют прогнозировать степень освоения ребенком основной образовательной программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.

5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных

пособий и дидактических материалов.

6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.

7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного

образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.

Кроме обозначенных выше задач, которые решает педагогический

коллектив в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, существуют дополнительные задачи, которые

возникают на различных этапах включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду:

1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе.

2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка

на разных этапах его обучения.

3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка

при переходе им на следующую ступень образования, а так же форм

итоговой аттестации.

4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально)бытовой ориентации.

5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития.

6. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая

максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми

младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др.

Говоря об общей стратегии деятельности педагогической команды в

рамках школы, необходимо упомянуть так же об определении форм, содержания и регламентов взаимодействия специалистов в междисциплинарной команде; привлечении дополнительных ресурсов для создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ; стратегии и тактик поддержки «основных» педагогов — учителей, классного руководителя и т. д.

        Общий алгоритм деятельности команды в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута:

1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же

определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе

нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество

с ППМС) центром, привлечение волонтеров и т. д.). Заключается договор с родителями.

2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Изучается документация: Индивидуальная программа реабилитации ребенка)инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК, медицинская карта (первоклассника — если ребенок поступает в 1 класс общеобразовательной школы), возможно - психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей) специалистами других образовательных учреждений.

На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру своей ответственности

за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и - соответственно — ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум — трех) недель пребывания ребенка в

школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или

иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС)центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

4. Собственно разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП) на заседании Психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума школы.

5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов

Психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени).

6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов — динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с

ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.

7. Постановка задач на последующий временной период.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения предполагает внедрение новых организационных технологий деятельности как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей педагогической команды в целом. Внедрение таких технологий в работу образовательного учреждения приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного,

позитивного эмоционального состояния всех участников работы по

включению ребенка с ОВЗ в среду школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...