История Татарстана пропевдевтический курс для 6 класса детей с ОВЗ
рабочая программа (6 класс) на тему
Документ содержит все материалы по программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
история Татарстана 6 кл для детей с ОВЗ( 10ч.авт.программа) | 77.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена:
На основе программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Vlll вида. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью факталогических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых ребенку с интеллектуальной недостаточностью осмыслить очень трудно.
В предмете История заложены необходимое содержание и средства для формирования
нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также для развития высших психических функций: логических форм памяти, аналитического
мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиции цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта учащихся.
Структурным принцилом построения программы является линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с геоrрафией, естествознанием, математикой, литературой и др.
Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять nонятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
При отборе исторического материала наряду с коррекцианно-педагогическими задачами и дидактическими принципами особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:
• принцип цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
• принцип экзистенциальности, позволяющий обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
• принцип объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках по истории, с учетом того что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы. Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований в основном направлен на ориентацию учителя в программном материале определяет то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Эти требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
• Удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;
• участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
• высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
• понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;
• владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владеть элементами оценки и самооценки;
• проявлять интерес к изучению истории.
2-й уровень
• Знать наиболее доступные исторические события на уровне их понимания;
• использовать часть понятий в активной речи;
• уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
• уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
Название: Мир истории. 6 класс. (VIII вид) Автор: Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В.
Учебник «Мир истории» обеспечивает пропедевтический курс теоретико-практическим материалом. Основная цель учебника – обобщить имеющиеся у учащихся с нарушением интеллекта разрозненные сведения для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7–9 классах.
Учебник «Мир истории» построен в соответствии с линейно-концентрическим принципом, заявленным в программе. Содержание учебника, последовательность размещения материала соответствуют программным темам. Для учебного материала характерен небольшой объем, что облегчает учащимся осмысление читаемого. Работа учителя по учебнику подкреплена продуманным методическим аппаратом.
№ | Название разделов | Краткое содержание раздела | Кол-во часов по программе | Кол-во часов в раб. программе | Требования к ЗУНам по разделу | Коррекционные задачи | |
Раздел I. Введение ( 28ч) | История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие о тезках. Имена вымышленные и реальные. Знаменитые имена России (2—3 примера). | 28 | 28 | • удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы; | Работа над выразительностью речи, построением связанных высказываний. Расширение и обогащение словаря. Развитие умения строить словесный план. Работа с Лентой времени. Воспитание выразительности речи, построение связанных высказываний; игра «Да или нет» | ||
Раздел II. История Древнего мира (8ч) | Человек — житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. | 8 | 8 | • удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы; | Работа над выразительностью речи, построением связанных высказываний. Расширение и обогащение словаря. Развитие умения строить словесный план. Работа с Лентой времени. Воспитание выразительности речи, построение связанных высказываний; игра «Да или нет» | ||
Раздел III. История вещей и дел человека (23ч) | Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. | 23 | 23 | • удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы; | Работа над выразительностью речи, построением связанных высказываний. Расширение и обогащение словаря. Развитие умения строить словесный план. Работа с Лентой времени. Воспитание выразительности речи, построение связанных высказываний; игра «Да или нет» | ||
История Татарстана | Знакомство с историей своего края. Татарстан. Экология республики. История возникновения родного города. Путешествие в прошлое. Знакомство с улицами нашего города и сел (история названия улиц). Символика Республики Татарстан и города Лениногорска | 10 | 10 | • умение слушать учителя, самостоятельное выполнение предложенных видов заданий; | Учить составлять правильные ответы на поставленные вопросы, пользоваться учебником | ||
повторение | 1 | 1 | Применение знаний | ||||
Итого уроков | 70 | 70 | Описание своими словами |
Тематическое планирование по курсу истории в 6 классе, пропедевтика 2 часа в неделю x 35 недель=70 часов
| Тема | Кол-во часов | Календарные сроки | Дата проведения | Наглядность, дид.материал, ИКТ, ТСО | Виды работ по развитию речи | Элементы НРК, межпредметные связи | Словарь | Практическая часть | контроль |
1 | Раздел I. Введение (28 ч) Почему надо изучать историю (1 ч) Стр.3-4 | 28
| 2.09 | |||||||
| Глава 1. Имя, отчество, семья, родословная человека. Тема1.История имени. Стр.5-10 | 5+1 1 час | 4.09 | икт | Знать происхождение своего имени | Татарские имена | Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие о тезках | Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике; | Проверка анкет | |
3 | Тема 2. Отчество и фамилия человека. | 1час | 7.09 | Икт, , иллюстрации. | Уметь рассказывать. | Татарские фамилии | Отчизна | Задание №1, 2, №3 по рабочей тетради | В \стр.9-10 учебника | |
4 | Тема 3. Семья
| 1час | 9.09 | Икт, иллюстрации, дидак-тич. | Работа по карточкам | Год основания города | Поутру Скотина | составление письменных и устных рассказов членахсемьи | Проверка дом. задания-рассказов о себе | |
5 | Тема 4. Стр.18-24 | 1час | 14.09 | Иллюстрации | Умение составлять правильно предложения | Биография | Стр.8-9 рабочей тетради | Индиви-дуальный опрос | ||
6 | Тема 5. Поколение людей. | 1час | 16.09 | Икт, иллюстрации | Выразительно рассказывать | Наши семьи | Предки родственники | Стр.9-12 Р/Т | В.стр.21,28 фронталь-ный опрос | |
7 | Урок повторения | 1час | 21.09 | Дидактические карточ-ки | Расширение словарного запаса. | Тестиро-вание | ||||
| Глава 2. Отчий дом . Наша Родина-Россия. Тема1. О доме. Стр.30-36 | 9+1 1 час | 23.09 | Правильно составлять предложения. | Республика Татарстан- наша Родина. | Дом | Стр.13-14 Р/Т | В.стр.34,36 | ||
9 | Тема 2. Стр.37-41 | 1час | 28.09 | Икт, иллюстрации, план | Расширение словарного запаса. | Название родного города | Основатель | Стр.14-15 Р/Т | В.стр.34,36 | |
10 | Тема 3. Родник «двенадцать ключей». | 1час | 30.09 | иллюстрации | Расширение словарного запаса | Наши родники | Слобода Русло | Стр.16 Р/Т | Индиви-дуальный опрос | |
11 | Тема 4. Истоки. | 1час | 5.10 | Иллюстрации | Составление сложных предложений | Истоки | Рисунки на тему | Вопросы стр.46-47 | ||
12 | Тема 5. Наша родина-Россия. Стр.47-51 | 1час | 7.10 | Карта России Карта Евразии | Развитие речи | Соседи Татарста-на | Гражданин Территория | Работа в контурной карте. По Р/Т стр.16-19 | Индивид. опрос | |
13 | Тема 6. Как устроено государство. | 1час | 12.10 | Конституция | Расширение словарного запаса. | Конституция Татарста-на | Конституция | Составление кроссворда | Работа по карточкам | |
14 | Тема 7. Герб флаг, гимн России. | 1час | 14.10 | Иллюстрации | Обогащение понятиями | Символи-ка Татарста-на | Герб | Р/Т стр.20 | В.\стр.57 | |
15 | Тема 8. Москва-столица России. Стр.58-61 | 1час | 19.10 | Иллюстрации, ИКТ | Расширение словарного запаса. | Казань-Столица Татарста-на | Летопись | Р/Т стр.21-22 | В.\стр.60 | |
16 | Тема 9. Мы жители планеты Земля. Стр.62-66 | 1час | 21.10 | Икт, иллюст рации | Уметь составлять рассказ по картине | география | Вселенная Космос | Р/Тстр.23-24 | В\.стр.63,64,66. | |
17 | Урок повторения главы2 | 1час | 26.10 | Дидактический материа |
| Тестирова-ние | ||||
Глава 3. | 4+1 | |||||||||
18 | Тема 1. Стр.68-72 | 1час | 28.10 | Наглядные пособия | Расширение словарного запаса | Хронология Настоящее | Лента времени. Р/Т стр.2526 | Вопросы. Стр.71 | ||
19 | Тема 2. История календаря. | 1час | 9.11 | Икт, иллюстрации | Умение применять термины | Календарь | Составление предложений .Р/Т.стр.26 | Фронтальный опрос | ||
20 | Тема 3. Русский земледельческий календарь. Стр.73-77 | 1час | 11.11 | Иллюстрации | Умение сроить словесный план | название зеледельческого календаря у русских | Р/Т стр.27-28 | В.стр.77 | ||
21 | Тема 4. Счёт лет в истории. Историческое время. | 1час | 16.11 | Иллюстрации, лента времени | Работа над выразительностью речи, построением связанных высказываний | Римские цифры | Р/Т стр.28-29 | Работа по карточкам. | ||
22 | Урок повторения главы 3. | 1час | 18.11 | Составление кроссворда | Тестирова-ние | |||||
Глава 4. | 5+1 | |||||||||
23 | Тема1. Что такое история. Стр.84-85 | 1час | 23.11 | икт | Расширение и обогащение словаря. | Факты история | Словарная работа | Индивид.опрос | ||
24 | Тема2. Стр.85-87 | 1час | 25.11 | Иллюстрации, Икт | Расширение словарного запаса | Археология | Сост. Кроссвор да. Р/Т.стр.30-32 | В.стр.85 | ||
25 | Тема3. Как работают археологи.с87-90 | 1час | 30.11 | Иллюстра ции, | Чтение и умение пересказывать | Где обучают | Полевые работы | Р/Т стр.32 рисунки | проверкатетрадей | |
26 | Тема 4 Исторические памятники. Стр.90-92 | 1 час | 2.12 | иллюстрации | Памятни-ки Татарста-на | Вещественные | Р/Т стр.32-33 | Фронтальный опрос стр.92 | ||
27 | Тема 5. Историческая карта. | 1час | 7.12 | Икт, карты | Умение составлять правильно предложения | Историческое пространство | Р/Т стр.34-35 | Задания по карточкам индивидуальным | ||
28 | Урок повторения главы 4. | 1час | 9.12 | икт | Тестирова-ние | |||||
Раздел II История Древнего мира. Глава 5. | 8 7+1 | |||||||||
29 | Тема 1. Земля и космос. | 1 час | 14.12 | икт | Учить составлять правильные ответы на поставленные вопросы | Вид из космоса террито-рии Татарста-на | Религия Фантастика Земля | Составление таблицы «Ответы на вопрос» | Работа по карточкам | |
30 | Тема 2. От кого произошёл человек. Стр.99-101 | 1час | 16.12 | иллюстрации | Расширение словарного запаса. | Первобытный период | Рисунки орудий труда | Фронталь-ная проверка | ||
31 | Тема 3. Человек умелый. Стр.102-104 | 1час | 21.12 | Учить составлять правильные ответы | Человек умелый | Рисунки по теме . | опрос | |||
32 | Тема 4 Стр.104-107 | 1час | 23.12 | Иллюст-рации | Расширение словарного запаса. | человек прямоходящий разумный | зарисовки | Задания по карточкам | ||
33 | Тема 5. Наступление ледников. | 1час | Иллюст-рации | Описание своими словами | История Татарста-на | Ледниковый период | р\тетрадь стр.38-39 | Беседа по в.стр.108 | ||
34 | Тема 6. Как жили охотник, кочевники и собиратели. | 1час | иллюстрации | Умение строить правильно предложения. | Кочевники | описание рисунков | Индиви-дуальный опрос | |||
35 | Тема 7. Новые занятия людей. | 1час | Нагляд-ные пособия | Приручить животных | Дид.игры | |||||
36 | Урок повторения главы 5 | 1 | Тестирова-ние | |||||||
Раздел III. | 23 14+1 | Глава 6. История вещей. Занятия человека на Земле. | ||||||||
37 | Тема1. Огонь в жизни древнего человека. | 1час | иллюстрации | Умение составлять рассказ | История Татарста-на | Очаг | р\т тр.41 | Ответвты на в.стр.120 | ||
38 | Тема 2. Огонь, Стр.120-123 | 1час | иллюстрации | Расширение словарного запаса | Гончар | Задания в р\т стр.41-42 | Индив задания | |||
39 | Тема 3. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. | 1час | Иллюст-рации | Умение строить правильно предложения | Медь Кузнец | Рисунки | Фронтальная проверка тетрадей | |||
40 | Тема 4 | 1час | Карточки с заданиями | Умение слушать текст и пояснять его смысл | Стоянки на террито-рии Татарста-на | Снасти Папирус | Рисунки по теме. Задания по р\т стр.43-44 | Ответы на в.стр.131 | ||
41 | Тема 5. Вода и земледелие. | 1час | Нагляд-ный мате-риал | Орошение ил Служащий Налоги Закон | р\т.стр.44 | Вопросы ср.134 | ||||
42 | Тема 6. Вода как источник жизни. Стр.134-137 | 1 час | иллюстрации | Знание пословиц и поговорок | гидротурбина | Составление рассказов | опрос | |||
43 | Тема 7. Какие дома строили люди. | 1час | Умение составлять рассказы | Искусственные материалы | Индивиду-альные задания | |||||
44 | Тема 8. Как появилась мебель. Стр.141-144 | 1час | Учить составлять правильные ответы на поставленные вопросы, пользоваться учебником | Ларь коник | Рисунки по теме. р\т стр.45-46 | Вопросы стр.144 | ||||
45 | Тема 9. Как появилась каша и хлеб. Стр.144-146 | 1час | Учить рассказывать | Национальные блюда | Бактерии | р\т стр.46-47 | Дид.игры | |||
46 | Тема 10. История об обыкновенной картошке.Стр.147-149 | 1час | Иллюстрации | Уметь составлять рассказ своими словами | Чили | Задания р\т стр.48 | В.стр.149 | |||
47 | Тема 11. О керамике, фарфоре и деревянной посуде.Стр.149-152 | 1час | Нагляд-ные пособия | Умение строить правильно предложения | Глазурь | Р\Т стр.49-50 | Вопросы стр.152 | |||
48 | Тема 12. История появления одежды.Стр.153-156 | 1час | наглядность | Расширение словарного запаса | Нацио-нальные татарские костюмы | Мода | р\т стр.51-52 | Игра «третий лишний» | ||
49 | Тема 13. Одежда и положение человека в обществе. | 1час | Иллюстрации, наглядность | Учить пользоваться историческими документами | Знать | рисунки | В.стр.161 учебника | |||
50 | Тема 14. Как люди украшали себя. Стр.161-166 | 1час | иллюстрации | Учить приводить примеры из жизни. | татарские народные украше-ния | Свита | Составить рассказ о себе | В.стр.164 | ||
51 | Урок повторения главы 6 | 1час | строить правильно предложения | Индивид. задания. | ||||||
Глава 7. Человек и общество. | 7+1 | |||||||||
52 | Тема 1. О далёких предках славянах | 1час | Рассказ на тему | О предках татарского народа | Община | р\т стр.53-54 | В.стр.171 | |||
53 | Тема 2. Как люди понимали мир природы в древности. | 1час | иллюстрации | Умение строить правильно предложения | Первозданная природа Обряды обычаи жертвоприношения | р\т стр.55 | Индивид. задания | |||
54 | Тема 3. Современные религии , как они появились. | 1час | Нагляд-ность: картины | Умение работать со словарём | ислам | Будда Пророк дух | Чтение текста | р\т стр.56 | ||
55 | Тема 4. Искусство и культура. | 1час | Нагляд-ность | Умение строить правильно предложения | Народное творчество жителей нашего края | Искусство | Р\Т стр.57-58 | В.стр.187 | ||
56 | Тема 5. Письмо и первые книги.стр.188-192 | 1час | Знать значения письма в жизни людей | Арабская вязь | Пиктография | р\т стр.58-59. | В.стр.192 | |||
57 | Тема 6. От изобретения колеса- к новым открытиям. Стр.193-196 | 1час | Иллюст-рации | Расширение словаря | изобретения | Рисунки по теме | Опрос по в.стр.195 | |||
58 | Тема 7. Человечество стремится к миру. | 1час | Иллюст-рации | Умение строить правильно предложения | Конфликт | Рисунки по теме | Опрос по в.стр.202-203 | |||
59 | Урок повторения главы 7 | 1час | карточки | Уметь применять знания | Индивид задания | Опрос, тестирова-ние |
Пояснительная записка к курсу история Татарстана в 6 класса
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. После завершения изучения базового курса «История Отечества» в учебном плане для классов обозначен предмет «История и этнокультура родного края», разрабатывающийся в регионе . Такой предмет позволит обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих ее народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России. Однако все имеющиеся учебники по истории Татарстана, предназначены для основной школы. История, как предмет в школе VIII вида, начинается изучаться с 6 класса, как пропедевтический курс, рассчитанный на 68-70 часов, где 10 часов, как уже было сказано ранее, отводиться на региональный компонент.
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» положено научное исследование Л. В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 классов носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое . Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды. Учебники для основной школы не соответствуют требованиям для прохождения пропедевтического курса у шестиклассников, обучающихся по программе школ VIII вида, поэтому встал вопрос о подборе более доступного материала для их понимания, а так как начал работать краеведческий музей в нашей школе, то вопрос о том, где брать учебный материал отпал, но встала необходимость о создании программы для 10-ти часового курса истории Татарстана, которая бы перекликалась с основным материалом программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение,2010
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории города, региона, окружающей природы, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Особое место уделяется в программе ознакомлению детей с родным городом, где нужно вызвать чувство восхищения своим городом и гордости. Материал подбирается доступный возраста. Этот процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая проходит в занятиях. Используются различные формы работы по ознакомлению с родным городом. В процессе бесед, занятий о родном городе, необходимо обязательно использовать наглядный материал: репродукции картин, фотографии, слайды, различные схемы, видеоматериалы и видеоролики, опубликованные в интернете, презентации и т.д. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось принципу
• цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
• экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
Актуализация Изучение истории, культуры родного края играет важную роль в образовании и воспитании школьников. Истинный патриотизм подрастающего поколения формируется через понимание своеобразия и неповторимости малой родины и населяющих ее людей. Без этого невозможно развитие подлинной природоохранительной культуры, воспитание чувства единения с родной землей, желания работать для процветания своей страны, своего региона.
Принципы построения программы:
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)
Задачи - способствовать:
- формированию у школьников системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала;
- формированию у школьников бережного отношения к историческому и культурному прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края;
- развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории Родины, родного края и современности;
Формы проведения занятий:
- Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: беседы, экскурсии, викторины, конкурсы и т.д.
Предметные результаты:
Знать:
- историю родного края.
- историю своей малой родины.
- имена, отчества членов своей семьи, учительницы, директора школы;
- профессии своих родителей;
- адрес своей школы,
- историю происхождения своего города;
- достопримечательности города и края;
- несколько растений и животных города;
- столицу Татарстана, символику Татарстана и города;
- участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
Уметь:
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- добывать сообщения по истории на разные темы;
- хранить старинные семейные вещи;
- уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
- уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий
Формы контроля
- Выполнение заданий по каждому разделу программы,
- Составление информационных и исследовательских проектов,
- Самостоятельный поиск и анализ информации по заданной проблеме,
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся будут способствовать социализации учащихся и применения их для дальнейшего изучения истории.
Этапы реализации Программы:
I этап – 2014- 2015 уч. г. г.- проектный.
Цель: создания авторской программы по созданию и работы музея «Моя малая Родина», создание программы пропедевтического курса для 6 класса по истории ( регионального компонента)
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу
II этап - 2015- 2016 уч. г. г.- практический
Цель: внедрение программы пропедевтического курса по истории для 6 класса.
Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, используя наиболее эффективные формы и методы.
III этап - 2016- 2017 уч. г. г. – аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:1. Обобщить результаты работы музея. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программ
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Дни Прове-дения | Нагляд-ность Икт | Нрк связи | словарь | Развитие речи | Практическая часть | Конт-роль |
1 | Раздел I. Введение. | 1\60 | мы будем изучать | беседа | ||||||
РазделII.Наш край родной. | 3 | |||||||||
2 | Знакомство с историей своего края. Татарстан. Экология республики. | 1\61 | карта | республика | Умение составлять правильно предложе-ния | Работа с текстом | Фронт.опрос | |||
3 | История возникновения родного города. Путешествие в прошлое. | 1\62 | Иллюстрации икт | Россия ссср | Письмянка 1955 год | Выразитель-но рассказы-вать | Запись в тетради | Викто-рина | ||
4 | Лениногорск – город нефтяников. Город сегодня, город вчера. Экологические проблемы города. | 1\63 | Икт иллюстрации | Полез-ные ископаемые | Нефть градообра-зующее предприятие | Расширение словарного запаса. | Фото рисунки | Беседа по вопросам | ||
Раздел III. Моя семья в истории страны. | 2 | |||||||||
5 | Традиции моей семьи. Знаменитые земляки. | 1\64 | Фото | Семья предки | Расширение словарного запаса. | Индивидуальные сообщения | опрос | |||
6 | Предметы домашнего обихода и утварь жителей села в прошлом | 1\65 | Посеще-ние музея | Ухват Чугун прялка | Расширение словарного запаса | Зарисовки предметов | Фронт опрос | |||
Раздел IV. Улицы нашего города . | 2 | |||||||||
7 | Знакомство с улицами нашего города и сел (история названия улиц). | 1\66 | Икт иллюстрации | Названия улиц героев | Развитие речи | сообщения | Инд Зада-ния | |||
8 | Виртуальная экскурсия по улицам города. | 1\67 | икт | Расширение словарного запаса. | Рисунки фото | опрос | ||||
Раздел V. Символика | 2 | |||||||||
9 | Символика Республики Татарстан и города Лениногорска | 1\68 | Иллюстрации икт | Герб Гимн флаг | Умение составлять правильно предложе-ния | зарисовки | ||||
10 11 | Викторина по темам раздела Итоговое повторение | 1\69 70 | карточки | Выразите-льно рассказы-вать | Индивид задания | Вопросы тест | ||||
примечание |
3 Авторская программа школьного краеведческого музея « Моя малая Родина» автор Марисова М.С.
Книги, посвященные городу Лениногорск:
- Ахтямов Л. И. , Габбасов А. А. Здравствуй, мой добрый город! Лениногорск, 1995 г.
- Бариев Р. М. , Булатов Н. Х. , Валитов Н. М. , Гулова Ф. Ф. Батырлар китабы. Книга героев. Татарское книжное изд-во, 2000 г.
- Галеев А. З. Д. Ш. Дорофеева, Н. К. Садович, Ф. И. Якушкин Там, где растут ромашки. Альметьевск, 1995 г.
- Гареев И. А. , Герасимов Ю. Л. , Гришина Л. Н. и др. Республика Татарстан. Лениногорск. Приглашение к сотрудничеству. ООО «Чебоксарская типография» г. Чебоксары, 2011 г.
- Дронова Т. , Дронов П. Мы начинаем путь. г. Наб Челны, 2005г.
- Мазина Н. П. Лениногорск. Казань, 1985 г.
- Рахимов З. Шугур – край сокровищ. ТОО «СТАР», 1997 г.
- Хакимов К. . Б. Они сражались за Родину: (Книга памяти) Краснодар: Изд-ль Малышев В. В. , 1997 г
УМК: На основе программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010
Название | авторы | гриф | Год издания |
Мир истории. 6 класс. VIII вид | Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. | Допущено министерством образования и науки | Москва «просвещение» 2010г |
Требования к уровню подготовки учащихся
- Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками
- К концу учебного года учащиеся должны знать:
- – какие исторические даты называются точными, приблизительными;
– когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
– кто руководил основным сражениями. - Учащиеся должны уметь:
- – пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
– пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
– соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
– пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
– устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
– правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)
ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...
Итоговая контрольная работа по истории России за курс 8 класса
Итоговая контрольная работа по истории России за курс 8 класса представляет собой тест, состоящий из 15 заданий с выбором ответа и двух заданий, на которые ученик должен дать развёрнутый ответ. Тестов...
Контрольный тест по истории России за курс 8 класса
вводный тест по истории России за курс 8 класса...
Контрольный тест к уроку истории России за курс 9 класса
Данная работа представлена в виде ГИА по учебнику Данилова, Косулиной, чтобы проверить уровень знаний учащихся по истории за курс 9 класса...
Итоговая контрольная работа по истории России за курс 8 класса
Итоговая контрольная работа по истории России за курс 8 класса состоит из 10 вопросов с ответами....
КИМ для ПА (итоговый контроль) по истории России за курс 6 класса
Материалы для итогового контроля по истории России в 6 классе...