КИМ для ПА (итоговый контроль) по истории России за курс 6 класса
методическая разработка по истории (6 класс)

Корнева Светлана Николаевна

Материалы для итогового контроля по истории России в 6 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Промежуточная аттестация  (итоговый контроль) по истории

КИМ. 6 класс.

Промежуточная (итоговая) аттестация  состоит из 2 частей    включающих задания по  знанию фактов и дат, исторических эпох, систематизацию фактов, понятий, знание терминов, на работу с иллюстрациями и исторической картой (схемой).

Содержание и структура контрольной работы дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений по  темам «Русь в IX – XII вв.», «Русские земли в XII-XIII вв.», «Формирование единого русского государства».

  Часть 1 состоит из заданий базового сложности. К заданиям  базового уровня сложности относятся задания, где учащимся предлагается выполнить операцию указания даты, факта, определить событие по карте и т.п. опираясь на представленную в явном виде информацию.  К  повышенному уровню сложности относятся задания Части 2, в них от учащихся требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых и нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.

 Для обозначения частей и заданий  используются   цифры 1, 2, 3, 4 и т.д.  и буквы русского алфавита а, б, в, г.

Система оценивания.

За верное выполнение заданий 1-15 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ, выбрано два или более ответов, ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или  последовательность цифр. За верный ответ (указаны все элементы) выставляется 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответ отсутствует, то выставляется 0 баллов.

Задание на соответствие считается выполненным, если верно указана требуемая последовательность цифр.  За правильный ответ выставляется 2 балла, если в ответе допущена одна ошибка – 1 балл, если допущено две или более ошибок – 0 баллов.

Задание с развёрнутым ответом считается выполненным верно в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с указаниями по оцениванию или эталоном ответа. За верное выполнение задания выставляется 2 балла – если верно названы 2 элемента ответа, если верно назван один любой элемент ответа – 1 балл, если ответ неверный – 0 баллов.

Минимальный пороговый балл – 10 (65% базового уровня)

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-9

10-15

16-21

22-25

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.

Спецификация КИМ для проведения итоговой работы по истории в 6 классе

  1. Назначение КИМ – оценка уровня освоения учащимися 6 класса предметных образовательных результатов по истории.
  2. Документы, определяющие содержание КИМ. 

Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12. 2010 №1897).

Содержание итоговой работы универсально, соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень Минобрнауки РФ на 2014-2015 учебный год

  1. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ.

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований вышеуказанных документов. И включают в себя требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. При составлении учитывались:

- цели исторического образования основной школы;

- специфика курса истории основной школы;

- ориентация на знаниевый и деятельностный компоненты исторического образования.

4. Характеристика структуры и содержания КИМ.

Работа охватывает содержание курса истории России в период с древнейших времён до начала XVI века .

Общее количество заданий – 20.

Работа состоит из 2 частей.

Часть 1 содержит задания с выбором ответа (верный ответ из 4 предложенных)

Часть 2 состоит из заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания  или последовательности цифр и заданий с развёрнутыми ответами

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

Часть 1

15

15

С выбором ответа

Часть 2

5

10

Краткий ответ, развёрнутый ответ

Итого

20

25

  1. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Работа включает в себя следующие тематические блоки: 1) Русь в IX – XII вв.; 2) Русские земли в XII-XIII вв.;  3) Борьба Руси с внешними врагами;                                                                  4) Культура и быт русских земель в IX-XIII вв.; 5) Формирование единого русского государства.

 

Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания)

  1. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В основу разделения заданий пот уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.

К заданиям базового уровня относятся те, где учащимся предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся все задания 1 части.

К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых и нетиповых ситуациях, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.

Продолжительность итоговой работы.

На выполнение задания отводится 45 минут.

  1. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение заданий 1-15 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ, выбрано два или более ответов, ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или  последовательность цифр. За верный ответ (указаны все элементы) выставляется 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответ отсутствует, то выставляется 0 баллов.

Задание на соответствие считается выполненным, если верно указана требуемая последовательность цифр.  За правильный ответ выставляется 2 балла, если в ответе допущена одна ошибка – 1 балл, если допущено две или более ошибок – 0 баллов.

Задание с развёрнутым ответом считается выполненным верно в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с указаниями по оцениванию или эталоном ответа. За верное выполнение задания выставляется 2 балла – если верно названы 2 элемента ответа, если верно назван один любой элемент ответа – 1 балл, если ответ неверный – 0 баллов.

                                                                                                Таблица 3

Содержание критерия (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

баллы

Ответ включает два названных элемента, не содержит исторических ошибок

2

Ответ включает один из названных элементов и не содержит исторических ошибок, неточностей, погрешностей

ИЛИ

Ответ включает два названных элемента, но содержит исторические неточности или погрешности

1

Ответ неправильный

0

Максимальный первичный балл всей выполненной работы – 25.

Таблица 5. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Минимальный пороговый балл – 10 (65% базового уровня)

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-9

10-15

16-21

22-25

 

Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ по истории России 6 класс

Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный

ВО – выбор ответа, КО- краткий ответ, РО – развёрнутый ответ

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание

Проверяемые виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за задание 25

Часть 1

1

ВО

Русь в IX –  первой половине XII вв.

Рассказ (устный или письменный) об исторических событиях, их участниках

Б

1

2

ВО

Русь в IX –  первой половине XII вв.

Раскрытие смысла, значения важнейших исторических понятий

Б

1

3

ВО

Русь в IX –  первой половине XII вв.

Раскрытие смысла, значения важнейших исторических понятий

Б

1

4

ВО

Русь в IX –  первой половине XII вв.

Установление причин и следствий

Б

1

5

ВО

Русь в IX –  первой половине XII вв.

Установление причин и следствий

Б

1

6

ВО

Русь в IX –  первой половине XII вв.

Рассказ (устный или письменный) об исторических событиях, их участниках

Б

1

7

ВО

Русские земли в XII-XIII вв.

Рассказ (устный или письменный) об исторических событиях, их участниках

Б

1

8

ВО

Культура и быт русских земель.

Работа с иллюстрациями,  знание фактов истории культуры

Б

1

9

ВО

Русские земли в XII-XV вв.

Знание хронологии

Б

1

10

ВО

Формирование единого русского государства

Рассказ (устный или письменный) об исторических событиях, их участниках

Б

1

11

ВО

Формирование единого русского государства

Рассказ (устный или письменный) об исторических событиях, их участниках

Б

1

12

ВО

Культура и быт русских земель

Работа с иллюстрациями,  знание фактов истории культуры

Б

1

13

ВО

Русские земли в XII-XV вв.

Работа с исторической картой

Б

1

14

ВО

Формирование единого русского государства

Раскрытие смысла, значения важнейших исторических понятий

Б

1

15

ВО

Русские земли в XII-XV вв.

Выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений

Б

1

Часть 2

16

КО

Русские земли в XII-XV вв.

Систематизация исторической информации (соответствие)

П

2

17

КО

Русские земли в XII-XV вв.

Раскрытие смысла, значения важнейших исторических понятий

П

2

18

КО

Формирование единого русского государства

Работа с информацией, представленной в виде схемы

П

2

19

РО

Русские земли в XII-XV вв.

Анализ исторического документа

П  

2

20

РО

Русские земли в XII- XV вв.

Поиск информации в источнике, анализ исторической ситуации на основании исторического документа

П

2

Всего заданий – 20, из них по типу заданий  А – 15, В – 3, С – 2; по уровню сложности: Б - 15 , П – 5.  Максимальный первичный балл за работу - 25

Итоговая работа по истории за курс 6 класса

Вариант 1

Часть 1.

При выполнении заданий 1-14 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Северо-восточными соседями восточных славян были племена
  1.  Финно-угорские
  2. Тюркские
  3. Балтские
  4. Скифские
  1. Прочтите отрывок из текста и укажите категорию населения, о которой идёт речь

«К зависимой части населения относились так же________________-общинники, которые заключили договор, согласившись жить и работать у господина на определённых условиях. Зависимое положение_____________ не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи»

  1. Бояре                2) Смерды                3) Рядовичи         4) Холопы
  1. Крупное наследственное земельное владение – это

1) вервь

2) вотчина

3) поместье

4) кормление

4. Укажите, что из перечисленного ниже относится к деятельности князя Олега.

1) объединение Киева и Новгорода

2) основание Киева

3) введение уроков и погостов

4) разгром Хазарского каганата

5. Укажите, что из перечисленного ниже относится к деятельности княгини Ольги.

1) объединение Киева и Новгорода

2) заселение славянами Восточно-Европейской равнины          

3) введение уроков и погостов

4) разгром половцев

6. Какое из перечисленных событий относится к X веку?

1) начало княжения Рюрика в Новгороде

2) объединение Киева и Новгорода под властью Олега

3) принятие Русью христианства

4) окончание строительства собора Святой Софии в Киеве

7. Назовите имя князя, по инициативе которого состоялся Любечский съезд князей, принявших решение: «Каждый да держит отчину свою».

1) Святополк Окаянный                                3) Мстислав Владимирович

2) Владимир Мономах                                4) Юрий Долгорукий

8. Назовите церковного и государственного деятеля, основателя Троице-Сергиева монастыря, выступавшего за почитание Святой Троицы как символа единства русской земли.

1) Феофан Грек                                        2) Сергий Радонежский

3) Иларион                                                 4) Стефан Пермский

9. Укажите, какой из перечисленных ниже рядов дат, связан с решающими сражениями в борьбе Руси против монгольских войск.

1) 945 г., 1068 г., 1113 г.                                3) 1240 г., 1242 г., 1410 г.

2) 1223 г., 1237 г., 1380 г.                                4) 1471 г., 1478 г., 1521 г.

10. Укажите век, когда было окончательно ликвидировано ордынское владычество на Руси.

1) XIII        в.                        2)XIV        в.                3)XV в.                4)XVI в.

11. Укажите название первого свода законов единого Русского государства с центром в Москве.

1) «Правда Ярослава»                                3) Судебник Ивана III

3) «Правда Ярославичей»                                4) Судебник Ивана IV

12. Укажите название памятника культуры X века, изображённого на иллюстрации.

http://i.focus.in.ua/img/i/8/2/3728.jpg

1) Софийский собор                                3) Десятинная церковь

2) Дмитриевский собор                        4) Успенский собор

13. Рассмотрите карту и укажите событие, которое она иллюстрирует

  1. Битва на Воже
  2. Куликовская битва
  3. Ледовое побоище
  4. Грюнвальдская битва

C:\Users\KorneFFF\Desktop\ледовое.jpg

14. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, обозначают категории населения Древнерусского государства.

1) бояре        2) смерды                3) закупы                4) хазары                5) холопы

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Часть 2.

15. Сравните внешнюю политику киевских князей Святослава Игоревича и Ярослава Мудрого. Выберите и запишите последовательно порядковые номера черт сходства и черт различия

1) походы против Хазарского каганата

2) сражения с печенегами

3) военные столкновения с Византией

4) походы в Литву

Ответ:________________________

16.  Установите соответствие между системами земледелия и их описанием: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

СИСТЕМЫ        ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

ОПИСАНИЕ

А) подсечно-огневая

1) Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые. Истощённая земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления её плодородия

Б) перелог

2) Сначала вырубали все деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок.

В) трёхполье

3) В долинах рек рыли каналы, по которым отводили излишки воды при разливе. В засушливый период воду использовали для полива посевов.

4)Поле делится на участки, прим5няется чередование сельскохозяйственных культур. Первый участок засевается яровыми культурами, второй – озимыми. Оставшийся участок отдыхает под паром – остаётся незасеянным.

Ответ:

А

Б

В

Ответом к заданиям 17,18 является слово.

17. Запишите термин, о котором идёт речь.

Денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца в Юрьев день - ________________________

18. Запишите название документа, пропущенное в схеме.

        

  Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 19, 20.

Фрагмент исторического источника

«Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был тут же с (князем) и брат его Андрей, со множеством воинов отца своего, было у (князя) много храбрых воинов, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей. Так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

19. В каком году происходила описанная в документе битва? Как звали князя, возглавившего русское войско в этой битве?

Ответ:_________________________________________________________

20. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее двух причин победы русских в этом сражении.

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

        Итоговая работа по истории за курс 6 класса

Вариант 2

Часть 1.

При выполнении заданий 1-14 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. В VI-VII вв. н. э. восточные славяне заселили земли
  1. между реками Тигр и Евфрат
  2. от озера Ильмень до Волги
  3. от Волги до Енисея
  4. от Карпат до реки Тибр
  1. Прочтите описание системы земледелия восточных славян и укажите ее название.

«Сначала вырубали деревья.Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву.  Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок».

  1. ирригационная
  2. подсечно-огневая
  3. переложная
  4. лесопольная

  1. Земельное владение, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования- это
  1. полюдье
  2. поместье
  3. удел
  4. вотчина
  1. Укажите, что из перечисленного ниже относится к деятельности князя Владимира Святославича.
  1. объединение Киева и Новгорода
  2. принятие Русью христианства
  3. создание «Русской Правды»
  4. успешный поход на Византию
  1. Укажите, что из перечисленного ниже относится к результатам деятельности князя Ярослава Мудрого.
  1. образование Древнерусского  государства с центром в Киеве
  2. заключение первого договора с Византией
  3. введение «уроков» и «погостов»
  4. законодательное ограничение кровной мести.
  1. Какое из перечисленных ниже событий относится к ХIв.?
  1. призвание варягов в Новгород
  2. поход Олега на Царьград и заключение договора с Византией
  3. восстание древлян
  4. создание первого письменного свода законов
  1. Укажите имя князя, к деятельности которого относится первое летописное упоминание о Москве.
  1. Святополк Окаянный
  2. Владимир Мономах
  3. Мстислав Владимирович
  4. Юрий Долгорукий
  1. Назовите имена славянских просветителей, братьев, создателей славянской азбуки, переведших на славянский язык основные богослужебные книги.
  1. Аскольд и Дир
  2. Борис и Глеб
  3. Кирилл и Мефодий
  4. Иоанникий и Софроний Лихуды
  1. Укажите, какой из перечисленных ниже рядов дат связан  с решающими сражениями в борьбе русских дружин с западными завоевателями.
  1. 945 г., 1068 г., 1113 г.
  2. 1223 г., 1237 г., 1380 г.
  3. 1240 г.,  1242 г.,  1410 г.
  4. 1471 г.,  1478 г.,  1521 г.
  1. Назовите московского князя, в правление которого Русь окончательно освободилась от ордынского владычества.
  1. Иван Калита
  2. Дмитрий Донской
  3. Иван III
  4. Василий  II
  1. Укажите, что  из перечисленного ниже относится к положениям  Судебника 1497 г.
  1. ограничение кровной мести
  2. ограничение деятельности ростовщиков для облегчения положения должников
  3. введение единого срока перехода крестьян  (Юрьев день)
  4. введение единой для всей страны денежной единицы
  1. Укажите название памятника культуры XI в., изображённого на иллюстрации.

http://www.tourshar.ru/i/foto/kiev_may.jpg

  1. Успенский собор                        3) Дмитровский собор
  2. Собор святой Софии в Киеве        4) Новгородский Софийский собор        

                                                

  1. Рассмотрите карту и укажите событие, которое она иллюстрирует.
  1. Стояние на Угре
  2. Куликовская битва
  3. Нашествие Батыя на Русь
  4. Ледовое побоище

C:\Users\KorneFFF\Desktop\нашествие батыя.jpg

  1.  Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключение одного, обозначают символы государственной власти в Московском государстве.
  1. скипетр
  2. держава
  3. епанча
  4. шапка Мономаха
  5. двуглавый орел

        Найдите и укажите термин, «выпадающий» из данного ряда.

Часть 2.

  1. Сравните битву на реке Калка и Куликовскую битву. Выберите и запишите последовательно порядковые номера черт сходства и черт различия.
  1. уверенность русских князей в победе
  2. русские полки не имели общего командующего
  3. выступление русских войск в союзе с половцами
  4. столкновения с монгольскими войсками

Ответ:__________________________

  1. Установите соответствие между  терминами  и их значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ТЕРМИНЫ

ЗНАЧЕНИЕ

А) вече

1) высший совещательный орган при великом князе (царе)

Б) кормление

2) порядок содержания должностных лиц за счёт местного населения

В) Боярская дума

3) народное собрание на Руси

4)военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий

Ответ:

А

Б

В

17. Запишите термин, о котором идет речь.

Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих владениях - _______________________

18. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 19, 20. Используйте в ответах информацию текста, а также  знания из курса истории.

Фрагмент исторического источника

«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошёл он против (Мамая) скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну,  и Собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начал мира не бывало  такой силы русских князей, как при этом князе…

В то время Мамай стоял за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели…  Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон»,  а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва  и рязанцы»… Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, браться, время битвы нашей»… И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу  рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа…  Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили,  и великие его воеводы оделись в одежды праздничные…  Когда же князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вёл его…»

19. В каком году происходили описанные в документе события?  Как звали князя, возглавившего русское войско?

Ответ:____________________________________________________________

20. Каково историческое значение этой битвы? Укажите не менее двух положений.

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

     

Итоговая работа по истории за курс 6 класса

Вариант 3

Часть 1.

При выполнении заданий 1-14 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Укажите название восточнославянского союза племён, столицей которого был город Киев
  1.  Словене
  2. Древляне
  3. Поляне
  4. Дреговичи
  1. Прочтите отрывок из текста и укажите категорию населения, о которой идёт речь:

«С возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли_________________. Большинство из них работало на  земле князей или вотчинников. Были среди них и слуги».

  1. рядовичи                2) смерды                3) холопы            4) люди
  1. Княжеские раздоры на Руси – это

1) полюдье

2) уделы

3) усобицы

4) уроки

   4. Укажите, что из перечисленного ниже относится к периоду правления сыновей князя Ярослава Мудрого

1) законодательный запрет кровной мести

2) убийство князей Бориса и Глеба в ходе борьбы за власть

3) первое летописное упоминание о Москве

4) разгром Хазарского каганата

5. Укажите, что из перечисленного ниже относится к деятельности князя Олега.

1) объединение Киева и Новгорода

2) основание города Киева          

3) введение уроков и погостов

4) разгром половцев

6. Какое из перечисленных событий относится к IX веку?

1) начало княжения Рюрика в Новгороде

2) поход княгини Ольги на древлян

3) принятие Русью христианства

4) окончание строительства собора Святой Софии в Киеве

7. Назовите имя князя, большую часть правления посвятившего военным походам, получившего прозвище «Александр Македонский Восточной Европы»

1) Святополк Окаянный                                3) Святослав Игоревич

2) Владимир Мономах                                4) Юрий Долгорукий

8. Назовите имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет»

1) Нестор                                                2) Сергий Радонежский

3) Иларион                                                 4) Стефан Пермский

9. Укажите, какой из перечисленных ниже рядов дат, связан с началом княжения киевских князей.

1) 945 г., 1068 г., 1113 г.                                3) 1240 г., 1242 г., 1410 г.

2) 1223 г., 1237 г., 1380 г.                                4) 1325; 1359 г., 1462 г.

10. Кто из названных ниже правителей первым принял титул «Государь всея Руси»?

  1. Иван II Красный
  2. Василий Косой
  3. Иван III
  4. Дмитрий Донской

11. Укажите название первого свода законов единого Русского государства с центром в Киеве.

1) Судебник Ивана III                2) «Правда Ярославичей»

3) Судебник Ивана IV                     4) «Правда Ярослава»

12. Укажите название памятника культуры XI в., изображённого на иллюстрации.

http://www.novgorod.ru/images/915.gif

1)Успенский собор                                3) Дмитровский собор

2) Новгородский Софийский собор        4) Собор святой Софии в Киеве

13. Рассмотрите карту и укажите событие, которое она иллюстрирует

1)Битва на Калке

2)Невская битва

3)Мамаево побоище

4)Стояние на Угре

C:\Users\KorneFFF\Desktop\угра.jpg

14. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, обозначают литературные жанры.

1)летопись   2) поучение                3)фреска                4)былина        5) житие

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Часть 2.

15. Сравните внешнюю и внутреннюю политику московских князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Выберите и запишите последовательно порядковые номера черт сходства и черт различия

1) сотрудничество с Ордой

2) прекращение выплаты дани Орде

3) укрепление позиций Московского княжества

4) тесное сотрудничество с Русской Православной церковью

Ответ:________________________

16.  Установите соответствие между историческими личностями и фактами их биографии: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

А) Темучин

1) нойон, великий хан

Б) Гаврило Олексич

2) литовский князь

В) Филипп Нянька

3) воевода, защитник Москвы

4)дружинник, защитник Новгорода

Ответ:

А

Б

В

Ответом к заданиям 17,18 является слово.

17. Запишите термин, о котором идёт речь.

Монгольских сборщиков дани на Руси именовали - ________________________

18. Запишите слово, пропущенное в схеме.

        

 

Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 19, 20.

Фрагмент исторического источника

«Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией избежал он новых войн на Севере и на Западе. Возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он – родоначальник политики московских князей, политики возрождения России…Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, «иже потрудися за Новгород. И за всю Русскую землю».

19. Как звали князя, о котором говорится в тексте? К какому веку относятся годы его жизни?

Ответ:_________________________________________________________

20. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее двух крупных сражений, связанных с его именем.

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Итоговая работа по истории за курс 6 класса

Вариант 4

Часть 1.

При выполнении заданий 1-14 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Укажите название восточнославянского союза племён, столицей которого был город  Искоростень
  1. Поляне
  2. Древляне
  3. Вятичи
  4. Дреговичи
  1. Прочтите описание системы земледелия восточных славян и укажите ее название.

«Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые. Истощённая земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления её плодородия»

  1.  ирригационная
  2. подсечно-огневая
  3. переложная
  4. лесопольная

  1. Объезд князем с дружиной своих земель с целью сбора дани – это
  1. поход
  2. полюдье
  3. ясак
  4. удел
  1. Укажите, что стало одной из причин распада Древнерусского государства на самостоятельные земли?
  1. Господство натурального хозяйства
  2. Необходимость укрепления княжеской власти
  3. Ослабление военной мощи Древнерусского государства
  4. Наличие политических контактов с европейскими государствами
  1. Укажите, что из перечисленного ниже относится к результатам деятельности князя Владимира I Святославича.
  1. образование Древнерусского  государства с центром в Киеве
  2. заключение первого договора с Византией
  3. введение «уроков» и «погостов»
  4. принятие Русью христианства.
  1. Укажите высший орган власти в Новгороде.
  1. Князь                                     3) Боярская дума
  2. Владыка                         4) Вече
  1. Назовите московского князя, в период правления которого происходила династическая война.
  1. Иван Калита                        3) Иван III
  2. Дмитрий Донской                4)  Василий  II
  1. Укажите памятник зодчества, созданный в годы правления Ярослава Мудрого в Новгороде
  1. Десятинная церковь               3) Дмитриевский собор
  2. Софийский собор                   4) Успенский собор
  1. Укажите, какой из перечисленных ниже рядов дат,  связан  с годами правления московских князей.
  1. 945 г., 1068 г., 1113 г.
  2. 1223 г., 1237 г., 1380 г.
  3. 1240 г.,  1242 г.,  1410 г.
  4. 1471 г.,  1478 г.,  1521 г.

10. Укажите век, когда Русь попала под власть Золотой Орды.

1) XIII        в.                        2)XIV        в.                3)XV в.                4)XVI в.

11.Укажите соперника Москвы в борьбе за роль центра объединения Руси.

1) Киев             2) Тверь            3) Рязань           4) Смоленск

12. Укажите название памятника культуры XII в., изображённого на иллюстрации.

C:\Documents and Settings\Кабинет 328\Рабочий стол\300px-Saint_Dmitry_Cathedral_in_Vladimir.jpg

  1. Десятинная церковь                                3) Собор святой Софии в Киеве
  2. Дмитровский собор  во Владимире        4) Успенский собор
  1. Рассмотрите карту и укажите событие, которое она иллюстрирует.
  1. Стояние на Угре
  2. Куликовская битва
  3. Нашествие Батыя на Русь
  4. Ледовое побоище

C:\Users\KorneFFF\Desktop\кликово.jpg

  1.  Ниже приведен ряд городов. Все они, за исключением одного, были взяты в ходе нашествия Батыя.
  1. Рязань        2) Коломна                3) Киев        4) Новгород              5) Козельск

Найдите и укажите город, «выпадающий» из данного ряда.

Часть 2.

  1. Сравните битву на реке Воже и стояние на Угре. Выберите и запишите последовательно порядковые номера черт сходства и черт различия.
  1. Во главе войска стоял московский князь
  2. Сражение закончилось разгромом и бегством противника
  3. Столкновения с монгольскими войсками
  4. Итогом сражения стало свержение ордынского ига

Ответ:__________________________

  1. Установите соответствие между именами авторов и произведениями, относящимися к их творчеству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

АВТОРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Кирилл и Мефодий

1) Славянская азбука

Б) Иларион

2) «Слово о законе и благодати»

В) Нестор

3) Перевод поучений

4)«Повесть временных лет»

Ответ:

А

Б

В

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Родовое наследственное земельное владение в Древней Руси называлось - __________________________

18. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 19, 20. Используйте в ответах информацию текста, а также  знания из курса истории.

Фрагмент исторического источника

«Пришла весть к великому князю, что царь (……) идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром – ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других – по берегу.

Царь (….), услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке ….на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод …… со всеми силами, и, придя, они стали на реке и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман».

19. В каком году происходили описанные в документе события?  Как звали князя, возглавившего русское войско?

Ответ:____________________________________________________________

20. Каковы исход и историческое значение этой битвы? Укажите не менее двух положений.

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Промежуточная (итоговая) аттестация по истории за курс 6 класса

Ключ к 1 варианту

Ответ

Максимальный балл

1

3

1

2

3

1

3

2

1

4

1

1

5

3

1

6

3

1

7

2

1

8

3

1

9

2

1

10

3

1

11

3

1

12

3

1

13

3

1

14

4

1

15

2314

1

16

214

2

17

Пожилое

2

18

Русская правда

2

19

1242 г., Александр Невский

2

20

  1. Полководческий талант князя Александра Невского
  2. Храбрость русских воинов

             2

Ключ ко 2 варианту

Ответ

Максимальный балл

1

2

1

2

2

1

3

2

1

4

2

1

5

4

1

6

4

1

7

4

1

8

3

1

9

3

1

10

3

1

11

3

1

12

2

1

13

3

1

14

3

1

15

1423

1

16

321

2

17

Ярлык

2

18

Вотчина

2

19

1380 г.,  Дмитрий Иванович или Дмитрий Донской

2

20

  1. Победа уничтожила прежнее убеждение в непобедимости Орды;
  2. Победа показала, что Русь окрепла для борьбы за независимость;
  3. Победа всколыхнула национальное сознание народа;
  4. Победа показала, что Москва стала выразителем общерусских национальных интересов и лидером в объединении и освобождении Руси.

       2

Ключ к 3 варианту

Ответ

Максимальный балл

1

3

1

2

3

1

3

3

1

4

1

1

5

1

1

6

1

1

7

3

1

8

1

1

9

1

1

10

1

1

11

4

1

12

2

1

13

4

1

14

3

1

15

3412

1

16

143

2

17

Баскаки

2

18

Дружина

2

19

Александр Невский, XIII век

2

20

  1. Невская битва
  2. Ледовое побоище

             2

Ключ к 4 варианту

Ответ

Максимальный балл

1

2

1

2

3

1

3

2

1

4

1

1

5

4

1

6

4

1

7

4

1

8

2

1

9

4

1

10

1

1

11

3

1

12

2

1

13

2

1

14

4

1

15

1324

1

16

124

2

17

вотчина

2

18

язычество

2

19

1480 г., Иван III

2

20

Исходом могут быть названы:

  1. Поражение войска Ахмата
  2. Уход монгольского войска обратно в Орду

Историческое значение – освобождение Руси от ордынской зависимости

             2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тестирование по истории России в 7 классе

Итоговая работа по истории России, проводится в конце учебного года по окончании изучения курса...

Вопросы итогового повторения по истории России в 10 классе.

Вопросы составлены самими учащимися по теме "Русь изначальная". Для удобства даются примерные ответы....

Итоговая контрольная работа по истории России за курс 8 класса

Итоговая контрольная работа по истории России за курс 8 класса представляет собой тест, состоящий из 15 заданий с выбором ответа и двух заданий, на которые ученик должен дать развёрнутый ответ. Тестов...

Итоговые тесты по курсу «История России» за 7 класс

Итоговые тестыпо курсу «История России» за 7 класс....

Итоговое тестирование по истории России для 6 класса

Тест по курсу истории России с древнейших времен до конца 16 века (по учебнику Данилова А.А. Косулиной Л.Г.)...

Итоговый тест по Истории России для 8 класса

Тестовая контрольная работа...

КИМ к итоговому контролю по истории России, 9 класс

Контрольно-измерительные материалы по истории России за курс 9 класса ( 4 варианта)...