Классный час по теме:"Человек долга."
классный час (11 класс) по теме

Классный час раскрывает перед учащимися глубину понятия "человек долга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_chelovek_dolga.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9 классе.

Тема: «  Человек долга.»

Цели:

Добиться осознания понятия « долг».

Рассмотреть многогранность этого понятия.

Показать значимость наличия чувства долга.

Способствовать формированию чувства долга, ответственности перед Родиной, родителями, обществом.

Воспитывать культуру общения.

Оборудование: компьютер , проектор ,экран ,афоризмы о долге, дружбе, карточки с заданиями.

        Ход классного часа.

  Организационный момент. Объявление темы классного часа. Постановка задач.

Обсуждение темы классного часа.

Установление понятия «долг». Обращение к афоризмам, их анализ.

Выведение учащимися собственного понятия о долге.

Выявление многогранности понятия «долг».

                          Богом                        Родиной                     обществом

        

                                                                 ДОЛГ

             перед

                          родителями                 друзьями                   старшим поколением

Обсуждение составляющих долга.

Долг перед родителями.

Вопросы:

А)Кем являются для вас ваши родители?

Б)В чем заключается долг детей перед родителями?

Анализ стихотворения.

Каждый из нас должен стать настоящим сыном или настоящей дочерью своих родителей.

И сыну станет все постыло.

Поймет он ,подавляя стон: Обид,что мать ему простила ,

Себе простить не сможет он.

Каждый человек должен любить и уважать своих родителей, потому что они воспитали нас , а значит  выполнили свой родительский долг.

Долг перед друзьями.

Нет на Земле человека, который не задумался бы над вопросом: что такое дружба? Поэт Семен Гудзенко так выразил свое понимание ценности дружбы:

Семен Гудзенко

Баллада о дружбе

Так

  в блиндаже хранят уют

коптилки керосиновой.

Так

  дыхание берегут,

когда ползут сквозь минный вой.

Так

  раненые кровь хранят,

руками сжав культяпки ног.

...Был друг хороший у меня,

и дружбу молча я берег.

И дружбы не было нежней.

Пускай мой след

          в снегах простыл,-

среди запутанных лыжней

мою

 всегда он находил.

Он возвращался по ночам...

Услышав скрип его сапог,

я знал -

      от стужи он продрог

или

  от пота он промок.

Мы нашу дружбу

         берегли,

как пехотинцы берегут

метр

  окровавленной земли,

когда его в боях берут.

Но стал

      и в нашем дележе

сна

  и консервов на двоих

вопрос:

     кому из нас двоих

остаться на войне в живых?

И он опять напомнил мне,

что ждет его в Тюмени сын.

Ну что скажу!

      Ведь на войне

я в первый раз

         побрил усы.

И, видно,

      жизнь ему вдвойне

дороже и нужней,

            чем мне.

Час

 дал на сборы капитан.

Не малый срок,

            не милый срок...

Я совестью себя пытал:

решил,

    что дружбу зря берег.

Мне дьявольски хотелось жить,-

пусть даже врозь,

            пусть не дружить.

Ну хорошо,

      пусть мне идти,

пусть он останется в живых.

Поделит

    с кем-нибудь в пути

и хлеб,

    и дружбу

          на двоих.

И я шагнул через порог...

Но было мне не суждено

погибнуть в переделке этой.

Твердя проклятие одно,

Приполз я на КП

            к рассвету.

В землянке

      рассказали мне,

что по моей лыжне ушел он.

Так это он

      всю ночь

            в огне

глушил их исступленно толом!

Так это он

      из-за бугра

бил наповал из автомата!

Так это он

      из всех наград

избрал одну -

            любовь солдата!

Он не вернулся.

           Мне в живых

считаться,

      числиться по спискам.

Но с кем я буду на двоих

делить судьбу

          с армейским риском?

Не зря мы дружбу берегли,

как пехотинцы берегут

метр

  окровавленной земли,

когда его в боях берут.

Вопросы:

А) Почему человек боится  потерять настоящего друга?

Б)В чем же заключается выполнение долга перед  другом?

Анализ двух высказываний Демокрита.

« Тот человек ,у которого  истинные друзья не остаются долго , имеет тяжелый нрав.»

«Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.»

4.3.Долг перед обществом.

Благо состояние общества  зависит от ряда причин, одной из которых является отношение людей друг к другу. Как мы должны относится друг к другу?

Обсуждение следующих высказываний.

« Тщеславие – страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих.»

                             Виктор Гюго.                

Процветание общества зависит и от выполнения  гражданского и профессионального долга.

Анализ стихотворения «Незнакомые друзья.»

Человек, что мне построил дом,

Был чужим,

Он не был мне знаком.

Но, присев устало на крыльце,

Думал он, о будущем жильце.

Был друг и вовсе не родня

Тот, кто шил рубашку для меня.

Но и он ,орудуя иглой,

Обо мне подумывал порой.

Никогда нигде я не встречал

И того, кто туфли мне точал.

А ведь он с собой на едине

Размышлял , наверно ,обо мне.

Сколько их, друзей, в моей стране,

Что все время помнят обо мне.

                   Г.Граубин.

Одним из значимых показателей нравственного состояния общества является забота о стариках.

В чем же заключается общественный долг.

4.4.Долг перед Родиной.

У каждого из нас есть Родина.

Почему мы говорим: « Наше Отечество, наша Родина- матушка- Россия»?

Звучит песня : «  С чего начинается Родина».

Анализ стихотворения.

Родная земля!

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Долг любого человека -защищать свою страну, свой народ, как делали это люди в годы

Войны 1941- 1945г.( звучит песня

Шел солдат жарким июньским днем. Днем беспокойным , тревожным. По своей земле шел. За ним была страна самая огромная   и великая. С ним был народ – самый сильный, непобедимый. Напали на Россию фашистские войска,но победит солдат и с честью отстоит державу. Зовет солдата долг на защиту Родины.

Шел по улице Берлина солдат. Устал,измучился,но выполнил свой долг.

Стих в память погибших.

Навек запомни!

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б нибыл ты- рыбак ,шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все,что мог:

Себя в бою не пожалел, а Родину сберег.

Что же такое долг? Какие нравственные качества лежат в основе чувства долга?

Анализ афоризмов.

« Высшее правосудие- это совесть.»

        Виктор Гюго.

« Быть верным долгу в несчастье- великое дело.»

                  Демокрит.

« Попробуй  исполнить свой долг, и ты узнаешь ,что в тебе есть»     Иоган Гете.

Какие виды долга вы знаете?

Закончить фразу: « Человек долга-…

В заключении выполняется задание «Сокровища сердца». Нужно выбрать части рисунка сердца,на которых перечислены качества  человека ,лежащие в основе чувств а долга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Человек и его здоровье"

Сегодня у нас классный час на тему “ Человек и его здоровье ”.Известно такое утверждение: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял»....

Классный час на тему: "Человек и его пороки"

Классный час проведен в 7 классе. Направлен на воспитание здорового образа жизни и расширение кругозора о человеческих достоинствах и пороках....

Классный час на тему: "Человек и его пороки"

Классный час проведен в 7 классе. Направлен на воспитание здорового образа жизни и расширение кругозора о человеческих достоинствах и пороках....

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН".

Внеклассное мероприятие для уч-ся 6-9 класса, раскрывает понятия "человек", "личность", "гражданин.групповой метод работы....

Классный час на тему: "Человеку друг огонь, только ты его не тронь".

Разработка классного часа Андреяновой С.А. на тему - "Человеку друг огонь, только зря его не тронь"....

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН"

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так ж...