Психолого - медико - педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
статья на тему

Данный материал предназначен учителям общеобразовательной школы, работающим с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация психолого – медико - педагогического    сопровождения, социальной защиты детей в школе

Организация психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ возложена на классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе,  организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса.

В учебный план школы включены коррекционные курсы и  коррекционные занятия.

Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках.

Психолого – медико – педагогический консилиум осуществляет  сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического процесса.

Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка, фиксируют это в Картах развития, что позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить и проводить коррекционные мероприятия.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся осуществляется классным руководителем.

В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, осуществляется  контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий. Разработан и внедряется в действие план  по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся (с ОВЗ в том числе).

На психолого – медико -педагогический консилиум возложена обязанность:

- отслеживать уровень психического и психологического развития учащихся;

- вести коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционально-волевого развития детей,

- оказывать  психологическую помощь учащимся,  имеющим трудности в поведении и  общении; 

- своевременно выявлять социально-дезадаптированные семьи и оказывать психологическую поддержку детям из них;

- вести мониторинг  уровня физического здоровья детей с последующими рекомендациями по снижению (в случае необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий, перевода на индивидуальный учебный план.

Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Виды деятельности  школьника:

  • индивидуальная и коллективная  учебная деятельность
  • проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,
  • социальная деятельность,
  • творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,
  • спортивная деятельность

 Задачи, решаемые учащимися в разных видах  деятельности 

  • научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
  • научиться осуществлять контроль и   оценку собственного участия в разных видах деятельности,
  • выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности;  
  • научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. 
  • научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Задачи, решаемые педагогами:

  • реализовать адаптированную образовательную программу,
  • подготовить учащихся к выбору профессии,
  • организовать систему социальной жизнедеятельности.  

 Мониторинг образовательного процесса.

 Критерии и компоненты образовательного мониторинга

 Показатели критериев

Периодичность контроля

Объект изучения

Ответственный

Качество образования.

Уровень освоения образовательной программы

1 раз в четверть

ЗУН

ОУУН

Учитель, рук. МО

Состояние здоровья учащихся

Физическое развитие учащихся

Сентябрь, май

Учащиеся

Учитель физкультуры

Уровень воспитанности учащихся

Сформированность интегративных качеств личности.

Количество учащихся, состоящих на учете в КДН.

Выявление учащихся группы риска.

Сентябрь, апрель

2 раза в год

1 раз в четверть

Учащиеся

Классный руководитель

Заместитель директора по ВР

Социальное положение учащихся

Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса).

Сентябрь

Учащиеся

Классный руководитель

Степень социализации и трудовой адаптации

Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах

1 раз в год

Классный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (для детей 3 – 12 лет)

Авторы-составители:Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкЕфремова Ирина Викторовна, воспитатель, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкШихова Татья...

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Дети  ...

Индивидуальная программа социально-психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося, состоящего на учете ВШК (семья находится в в трудной жизненной ситуации)

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практиче...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...

Индивидуальная карта психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Индивидуальная  карта психолого-медико-педагогического сопровождения  обучающихся с ОВЗ...

Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходи...