Использование логоритмики в системе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
презентация к уроку на тему

Апрыщенко Ирина Владимировна

Использование логоритмики в системе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФН неточно произносят звуки родного языка и не различают их на слух.
В эту группу входят дети с дислалией, с дизартрией, с ринолалией. У них снижен фонематический слух.
У детей с нарушением формирования фонематических процессов наблюдаются общая смазанность речи, вялая, нечеткая артикуляция.
У детей с ФФН существуют некоторые особенности в формировании психомоторной сферы (пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкции, плохая переключаемость), которые сказываются на протекании их двигательных актов.
У всех детей в ФФН отстает в своем развитии мелкая моторика рук: пальцев, координация движений и артикуляционная моторика, а также затруднения в произвольной регуляции движений и их психологической организации.
Незначительные изменения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное развитие в норме

Опираясь на схему занятия по логоритмике для детей с ФФН, которую разработала Г.Р. Шашкина, выделяются следующие средства:

ØХодьба:

  - на носках, на пятках,

  - со сменой темпа и направления

 

ØМузыкально-ритмические упражнения:
•Упражнения на развитие речевого внимания:

  - «Птицы»

  - «Жуки и шмели»

•Упражнения, регулирующие мышечный тонус
ØУпражнения на развитие координации движений и речи:

  - «Метели»

ØУпражнения на развитие дыхания
•Дифференцированное дыхание
•Развитие длительной направленной воздушной струи
•Диафрагмальное дыхание
Ø
ØУпражнение на развитие голоса:

  - «А-на-хат»

  - «О-о-хам»

 

ØИгры на координацию речи и движения:

  - «Поймай мяч»

  - «Передай мяч»

  - «Закончи слово»

  - «Самурай»

 

ØУпражнения для развития тонкой мимической и речевой моторики:

  - «Зайчики и белочки»

 

ØМузыкальная игра или хоровод:

  - «Маленький ёжик»

  - «Каравай»

Заключительная часть

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ffn.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Апрыщенко И.В.

Слайд 2

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФН неточно произносят звуки родного языка и не различают их на слух. В эту группу входят дети с дислалией, с дизартрией, с ринолалией. У них снижен фонематический слух. У детей с нарушением формирования фонематических процессов наблюдаются общая смазанность речи, вялая, нечеткая артикуляция.

Слайд 3

У детей с ФФН существуют некоторые особенности в формировании психомоторной сферы (пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкции, плохая переключаемость), которые сказываются на протекании их двигательных актов. У всех детей в ФФН отстает в своем развитии мелкая моторика рук: пальцев, координация движений и артикуляционная моторика, а также затруднения в произвольной регуляции движений и их психологической организации. Незначительные изменения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное развитие в норме

Слайд 4

Опираясь на схему занятия по логоритмике для детей с ФФН, которую разработала Г.Р. Шашкина, выделяются следующие средства: Ходьба: - на носках, на пятках, - со сменой темпа и направления Музыкально-ритмические упражнения: Упражнения на развитие речевого внимания: - «Птицы» - «Жуки и шмели» Упражнения, регулирующие мышечный тонус Упражнения на развитие координации движений и речи: - «Метели»

Слайд 5

Упражнения на развитие дыхания Дифференцированное дыхание Развитие длительной направленной воздушной струи Диафрагмальное дыхание Упражнение на развитие голоса: - «А-на-хат» - «О-о-хам» Игры на координацию речи и движения: - «Поймай мяч» - «Передай мяч» - «Закончи слово» - «Самурай» Упражнения для развития тонкой мимической и речевой моторики: - «Зайчики и белочки» Музыкальная игра или хоровод: - «Маленький ёжик» - «Каравай» Заключительная часть

Слайд 6

Средства логоритмического воспитания для коррекции ФФН используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются: Подготовительный этап Вызывание и формирование звука Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи) Дифференциация звука (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи)

Слайд 7

Подготовительный период Игры на развитие слухового внимания - «Дождик» - «С чем будем играть» Игры на развитие речевого слуха - «Слушай и выполняй» Игры на развитие фонематического слуха - «Прогоним курицу» - «Шмели и жуки» Игры на развитие артикуляционной моторики - «Дудочка-дуда» - «Лошадки»

Слайд 8

Игры на развитие физиологического дыхания - «Цветы» - Упражнения с цветами Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие голоса - «Ау-ау» - «Курочки и петушок» - «Гуси, вы гуси»

Слайд 9

Этап формирование звука включает материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики Мимика лица - «Кислый лимон» - «Вам больно» - «Вам подарили красивую игрушку» Оральный праксис: Упражнения для губ: - «Улыбка» - «Трубочка» Упражнения для языка: - «Лопаточка» - «Иголочка» - «Чашечка» - «Качели» Упражнения для челюсти: - «Окошко» - «Птенчик »

Слайд 10

Общая моторика: - ходьба - маршировка - бег - поскоки - пробежка Подвижные игры - «Швейная машина» - «Прячем мишку» - «Маленькие ножки бежали по дорожке» Игры и упражнения на развитие артикуляции: - «Эхо»

Слайд 11

Игры на чёткое проговаривание: - «Поезд с арбузами» - «Ходьба» - «Зоопарк» - «Хоровод» Игры на развитие фонематического слуха: - «Кто внимательный?» Игры на развитие дикции и закрепление звуков - «Трубочист» - «Болото»

Слайд 12

Этап автоматизации звука Автоматизация изолированного звука: - «Насос» - «Лопнула шина» Автоматизация звука в слогах: - «Закончи слово» Автоматизация звука в словах: - «Найди свой дом» - «Придумай слово» Автоматизация звука в предложениях: - Проговаривание скороговорок Автоматизация звука во фразовой речи: - Чтение стихотворения С.Маршака «Мяч» - Чтение стихотворения А.Барто «Барабан»

Слайд 13

Этап дифференциации звуков Игра-драматизация с музыкой Игра-драматизация без музыки

Слайд 14

Логоритмическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи. (Подготовительная к школе группа, 6 лет) Тема: «Звук [ О ] » Этап автоматизации звука [ О ] в словах. 1)Упражнение на координации движения и речи Задание: передать мяч по кругу и назвать слово, в котором есть звук [ О ] под музыку.

Слайд 15

2) Упражнение на развитие фонематического восприятия Игра «Найди свой дом» Задание: свободно передвигаясь по залу, дети, услышав слово со звуком [ О ] , занимают место в кругу. 3) Упражнение на развитие голоса Задание: позвать колобка тихим голосом, позвать колобка громким голосом (повторить 3-4 раза), музыка звучит соответствующим тоном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический семинар на тему: «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников».

«Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников»....

Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у уч...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста»

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопункте для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное...

«Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы»

Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы...

Цикл логопедических занятий по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи «Веселые звуки»

Цикл занятий направлен на работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.В ходе занятий решаются следующие задачи:-развитие внимательного отношения к слову, к русской речи;-обогащ...

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.    ...