Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"
методическая разработка

Тюнина Анна Николаевна

Технология деятельностного подхода «Ситуация» Л.Г.Петерсон

 Цель занятия: Создать условие для развития музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»

Используемые технологии

Технология деятельностного подхода «Ситуация» Л.Г.Петерсон

Цель занятия

Создать условие для развития музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи занятия

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

- Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов;

- познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;

- формировать навыки исполнительских приёмов игры на ложках.

- Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

-развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и звуковысотный слух;

- развивать чувство ритма;

-формировать певческий голос и выразительность движений;

- обогащать словарный запас, развивать желание пользоваться специальной терминологией.

- Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;

-  воспитывать чувство уважения к своему народу, к своей родине.

Оборудование

Музыкальный репертуар, компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация,1 коробка пустая, 2 коробка с разными музыкальными инструментами, ложки (50 шт.), для игры платочек.

Предварительная работа

Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, разучивание песни «Ложки деревенские», разучивание русских народных хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на ложках. Пригласить на занятие ребят из музыкальной школы.

Структура занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога, приемы работы

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Время

1

Введение в ситуацию

http://remontu.com.ua/wp-content/uploads/2015/03/9284f276eae91ac05e8ee8cbf5b4c233.jpg

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальное приветствие «Я здороваюсь везде».

Игровая ситуация:

Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках, а что же там внутри? Отгадайте загадку. (Педагог загадывает детям загадку). Открывает, но коробка пустая! Куда же пропали все инструменты? Вы хотите найти музыкальные инструменты? Вы сможете мне помочь? А как вы сможете мне помочь вернуть музыкальные инструменты?

Под музыку дети заходят в зал, образуют круг.

Дети поют музыкальное приветствие и выполняют музыкально-ритмические движения.

Отгадывают загадку о музыкальных инструментах.

Решают помочь педагогу и найти музыкальные инструменты.

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Установление коммуникативных связей.

Психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта.

3 мин.

2

Актуализация знаний и умений

https://thumbs.dreamstime.com/z/folk-musical-instruments-20849375.jpg

(Звучит русская народная мелодия «Русский наигрыш»)

 Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Какому народу принадлежит?

А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Слушают музыку и перечисляют услышанные музыкальные инструменты.

Дети отвечают на заданные вопросы, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают раннее усвоенное.

Составляют связные высказывания, делают выводы.

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

5 мин.

3

Затруднение в ситуации

(на экране появляется слайды с изображением разных музыкальных инструментов) Ребята, посмотрите, вы знаете, какие из этих музыкальных инструментов «Народные»? Выберите из них русские народные инструменты. Если вы выполните правильно задание, то наши музыкальные инструменты вернуться в коробку (Пробное действие. У ребят не получается)

Ребята, инструменты вы выбрали (смотрит в коробку), а к нам они так и не возвращаются…Вы точно выполнили задание? Почему не смогли выполнить правильно? После обсуждения дети приходят к выводу, что их знания не достаточны.

Что сейчас нам надо узнать? Вы бы хотели узнать какие из них русские народные инструменты? И как они появились на Руси?

Рассматривание слайдов с изображением музыкальных инструментов. Самостоятельная работа детей.

Составляют связные высказывания, делают выводы.

Выполняют задание: находят русские народные инструменты.

Дети возвращаются к формулировке цели. Вспоминают путь решения проблемы. Активизируют память.

Формируют причину затруднения, ставят перед собой не менее одной задачи для устранения затруднения.

Формулируют не менее одного способа преодоления затруднения. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения.

5 мин.

4

«Открытие» нового знания (способа действия)

Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками «Путешествие по родным просторам»

Музыкально-ритмическое движение: «Хороводный шаг» по русскую народную мелодию (по кругу, змейкой и подходят к экрану).

Вот мы и пришли в страну звуков природы и зарождение русских народных инструментов.  Педагог знакомит детей с русскими народными инструментами и рассказывает сказку о том, как простые вещи стали музыкальными (Презентация «Возникновение русских народных инструментов»).

Дети идут хороводным шагом, учатся держать круг, менять направление движения и положение рук.

Дети смотрят иллюстрации с музыкальным сопровождением, слушают звуки. Ребята рассуждают и доказывают, какие простые вещи стали музыкальными.

Во время презентации ребята знакомятся с понятиями: скоморохи, оркестр русских народных инструментов, состав оркестра, дирижер.  

Пробуждение в детях чувства радости, сказочности, интересоваться музыкальной деятельностью

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства

10 мин.

5

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

В музыкальный зал заходит гости из музыкальной школы Антон, который играет на балалайке, и Андрюшка с коробкой и поют р.н.п. «Андрей - воробей» и «Как у наших у ворот».

Далее, чтобы открыть коробку, Андрюшка играет с ребятами в ритмическое эхо. После игры открывает коробку, а там разные музыкальные инструменты.

Просит ребят найти среди них пропавшие русские народные инструменты. Педагог благодарит ребят за то, что потерянные инструменты вернулись в музыкальный зал.

Педагог приглашает гостей и ребят с танцевать и спеть песню с ложками «Ложки деревенские». Организация игры в оркестр ложкарей.

Русская народная игра «Гори ясно»

Исполнение попевки «Андрей - воробей» и разучивание русской народной песни «Как у наших у ворот»

Ребята выполняют задание.

Исполнение песни «Ложки деревенские», сопровождая ее игрой на ложках, соблюдая ритмический рисунок песни.

Музыкальная, игровая, коммуникативная деятельность.

Участие в коллективном пении.

Овладение умениями и навыками повторения ритма по образцу.

Эмоциональный отклик на песню веселого, радостного характера.

Петь точно интонируя мелодию.

Дети развивают внимательность, быстроту реакции и ориентировку в пространстве.

10 мин.

6

Осмысление (итог)

https://cdn.sima-land.ru/items/1472494/0/700-nw.jpg

Скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие?

А чем оно вам понравилось?

Что случилось? Что вы сначала не знали?

Чему вы сегодня научились?

Что делали, чтобы достичь цели?

Что вам запомнилось больше всего? Педагог вручает медальки.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Элементарные навыки самоконтроля. Формируют не менее одного условия, которое позволило достичь цели.

2 мин.

Дополнительная информация

Список использованной литературы:

  1. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л.В. Виноградов. – М.: Речь, 2009. – 160 с.
  2. Каминская Е.А. Игра на ложках. Учебное пособие. / Е.А. Каминская. – Челябинск:Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013. – 46с.    
  3. Каплунова И. М. Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий с аудио приложением (подготовительная группа)/И. М. Каплунова,

            И.А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор изд-во ЗАО, 2009. – 368 с.

  1. Каплунова И. М. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей / И. М. Каплунова, И.А.Новоскольцева. – СПБ.: Композитор изд-во ЗАО, 2005. – 76 с.
  2. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение / Т.Э. Тютюнникова. – М.: Композитор, 2004. – 28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста: "Графика в детском саду".

Цикл занятий по графике ознакомительного характера для старших дошкольников. Занятия позволяют приобщить детей к мировой художественной  культуре, развить навыки рисования, повысить самооценку. ...

методическая разработка Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды.

Методическая разработка "Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды"  соответствуе...

Открытое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «900 дней мужества»

Презентация   музыкальногоого  занятия  для детей старшего дошкольного  возраста «900 дней мужества», посвященное 75 годовщине полного освобождения Ленинграда...

"Великой Победе посвящается" сценарий музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий к 75летию Великой Победы с целью формирования патриотического, нравственного воспитания подрастающего поколения....

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Hазвитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Сценарный план открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос"

Материал предназначен для закрепления и расширения детьми знаний о дне космонавтики  через игры. песни и новую информацию....

Методическая разработка конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Музыка весны".

Конспект открытого музыкальногозанятия длядетей старшего дошкольного возраста. Тема занятия "Музыка весны".Используется весенняя атрибутика,диатонические колокольчики, музыкальные инстр...