Виды работ по теме "Связь слов в предложении"
методическая разработка на тему

Особое место в системе коррекционных занятий занимает  работа  по упорядочению представлений учащихся о связи слов в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ  РАБОТ  ПО  ТЕМЕ  

                                        «СВЯЗЬ  СЛОВ  В  ПРЕДЛОЖЕНИИ».                    

  1. Один из вариантов  начала занятия. Логопед говорит: «Сейчас я вам расскажу поучительную историю про одного иностранца, который очень хотел научиться говорить по-русски, но он не знал, как это надо делать.  Иностранец купил толстый словарь и выучил много русских слов. После этого он решил, что сможет свободно говорить по-русски. Но, к его большому огорчению, у него ничего не получилось, так как он не знал, как надо связывать слова в предложениях. Значит, недостаточно знать слова, их значение. Нужно знать, по каким законам эти слова связываются друг с другом.»
  2. Поставить вопросы к словам, входящим в предложение «Над цветами кружатся золотые пчелы». Назовите слова, связанные с подлежащим, в предложении «В кустах прыгают веселые чижи». Назовите  слова, связанные со сказуемым в предложении «Птички радуются своим быстрым, легким крыльям.»
  3. Для чего мы ставим вопросы к словам в предложении?  Чтобы найти пары слов, связанных между собой.
  4. Логопед прост детей прочитать строчку из стихотворения Г.Ладонщикова: «Из-за леса темная, грозная, огромная выплыла, сверкая,………..грозовая».

Затем он задает детям ряд вопросов: «Какое слово пропущено в стихотворении?»; «Какого рода существительное туча?»;  «Почему нельзя было вставить слово облако?»; «Назовите число слова туча». «Сколько прилагательных в этом стихотворении?». Логопед убирает текст и просит написать по памяти эти прилагательные, согласуя их существительным туча, а затем с существительным облако. Затем  он предлагает учащимся составить два предложения со словами туча и облако, обязательно используя в них как можно больше имен прилагательных.

     5.  Прочитать текст, согласуя существительные с прилагательными.

           (Теплый) (летний) вечером на берегу (мелководный) речки сидел рыболов с                     (малолетний) сыном. Мальчик смотрел на (тихий) (спокойный) речку, на          (безоблачный)небо, на (дальний) рощу, на (алый), (вечерний) зарю.

    6.    Подобрать существительные к прилагательным.

           Проливной………….,  мультипликационный………, трескучий………, кромешная……….., лекарственное…………., дальняя…………… (дождь, фильм, мороз, тьма, растение. Дорога).

  1. Вставить в предложения подходящие по смыслу прилагательные.
  2. Письменно ответить на вопросы.

     .     Как называется варенье, которое варят из вишни?

           Как называется ведро, сделанное из железа?

Как называется платье, сшитое из шелка?

     9.  Поставить вместо точек подходящие прилагательные.

 Пришла……..(долгожданный, желанный, прекрасный) весна. Звенит……… (быстрая, шумная, звонкая, говорливая) ручей. Он зовет на улицу. Какое……… (яркий, горячий, ласковый, чудесный) солнце.

  1. Закончить предложение по образцу. Дождь идут. Дожди идут.

                                                                    Метели метут. Метель метет.

Яблоко зреет. Яблоки…..

Белка прыгает. Белки ……

     Жуки ползут. Жук……

     Липы цветут. Липа…….

  1. Замените два предложения одним, состоящим из двух слов.

Ландыш цветет.     Цветы цветут.

Фиалка цветет.

Береза гнется. ………….

Верба гнется.

Алеша моет лицо. ………..

Маша моет лицо.

  1. Вставьте подходящее по смыслу слово, используя слова для справок или картинки.

Светило…… Светил…… Светила……. Полз……. Ползла……. Ползло…….

Слова для справок: месяц, солнце, луна; змея, насекомое, уж.

  1. Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

Набежало……. Скрылось…….Подул……. Поднялась……. Потемнел……. Полил……. Загремел…….. Сверкнула…….

Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

  1. Опишите предметы.

А) форма, цвет, на ощупь, на вкус.

     Огурец, помидор, апельсин, вишни.

Б) размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.

     Ложка, нож, платье, бусы.

  1. Дополните рассказ словами-признаками, отвечая на вопросы.

                                        Осень.

     Незаметно прошло (какое?)……лето. Дни стали (какие?)…….Небо (какое?)….. Его покрывают (какие?)...... тучи. Льет (какой?)…..дождь.

  1. Найдите и исправьте ошибки.

                                         Ежик.

     Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки. Гриша нашел ежик. Гриша принес ежик домой. В доме были мыши. Гриша пустил ежик в дом. Ежик ловил мыши.

  1. Закончите словосочетания, правильно изменяя слова. Данные в скобках.

Гнездо (ласточка), письмо (сестра), улицы (город), листья (береза).

    18.Закончите предложения, изменяя слова, данные в скобках по смыслу.

         Расскажи………….(сказка, сестренка).

         Дай………(морковка, кролик).

         Принеси…….(полотенце, брат).

     19.Закончите предложения, отвечая на вопрос   ЧЕМ?

         Маша взяла утюг. Она будет гладить платье…..

         Дима взял пилу. Он будет пилить дрова………

         Папа купил сыну велосипед. Сын доволен новым……..

         Долго шли проливные дожди. Дороги размыты……..                  

     20. Выписать последовательно словосочетания мужского, женского. Среднего рода. В словах, отвечающих на вопрос  какой?, подчеркнуть окончания –ой, -ый, -ий; какая? –ая, -яя; какое? –ое, -ее.

         Рожь густая, спелая; озеро дальнее, синее; море соленое, суровое; весна ранняя, светлая; путь далекий, трудный; чай горячий, сладкий; лес густой, еловый; морковь сочная, крупная.

     21. Прочитать и записать текст, вставляя пропущенные окончания. От выделенных существительных поставить вопросы к зависимым словам:

         В апреле все или последнее, или первое. Последн….. сосульки, последн….снег, последн…..метель. Перв…..цветы, перв….бабочки. перв…..листья, перв…..дождь, перв…..песня жаворонка.

     22. В каждой паре предложений указать правильное и неправильное.

           Вошло солнце, потому что стало тепло.

          Стало тепло, потому что взошло солнце.

           У Кати был день рождения, потому что ей подарили куклу.

           Кате подарили куклу, потому что у нее был день рождения.

           Грачи прилетели, потому что пришла весна.

           Пришла весна, потому что прилетели грачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы со словарными словами (5 класс, по УМК В.В.Бабайцевой)

 Прочитайте слова по слогам, поставь ударения, выдели корни.Здоровье, здоровяк, здравия желаю, подобру-поздорову, здравствовать, здравствуй, здравствуйте, выздоравливай, выздоровлю.Обозначьте, что общ...

Виды работы над словарными словами.

В программе по русскому языку для коррекционных школ большое место отводится для работы со словарными словами. Каждый год обучения учащиеся должны запомнить значение и правописание около шести десятко...

Самоподготовка в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: «Чтение слов и предложений»

Самоподготовка- один из важнейших моментов в учебно- воспитательном процессе школы- интерната, в ходе которой целенаправленно формируется навык самостоятельной учебной работы.Цели :    ...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Виды работы со словарными словами на уроках чтения

Словарная работа на уроках чтения...