Виды работы над словарными словами.
статья по русскому языку на тему
В программе по русскому языку для коррекционных школ большое место отводится для работы со словарными словами. Каждый год обучения учащиеся должны запомнить значение и правописание около шести десятков словарных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_raboty_nad_slovarnymi_slovami.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работы над словарными словами.
В программе по русскому языку для коррекционных школ большое место отводится для работы со словарными словами. Каждый год обучения учащиеся должны запомнить значение и правописание около шести десятков словарных слов. Это нелегко.
Работа над словарными словами состоит из нескольких этапов.
Первоначальное знакомство. Включение слова в пассивный словарный запас. На этом этапе дети учатся правильно произносить слово, делить его на слоги, определять место ударения в слове, узнают и осознают лексическое значение слова.
Знакомство с морфологическими признаками слова, включения его в предложения.
Перевод слова из пассивного словарного запаса в активный. Склонение, спряжение словарного слова. Придумывание с ним предложений, подбор однокоренных слов.
Включение слова в долговременную память. Встречая пройденное слово в упражнении, в текстах по чтению, в учебниках по другим предметам, ученик должен узнавать слово. Употребление слова в своей речи.
Конечно, все эти этапы работы над словом задача не одного урока, а системная, кропотливая, ежедневная работа.
Для того, чтобы у учащихся не исчез интерес к изучению новых слов, я стараюсь разнообразить виды работы.
Изучение слов по темам. Все слова легко объединить в группы, тогда их легче запомнить. Так словарные слова для учащихся 6 класса я делю по группам «Город», «Труд», «География», «Еда», «Политика», «Профессии».
По буквам алфавита группирую слова: телеграф, территория, типография и т.д.
По столбикам (в учебнике).
Карточки с самопроверкой. На одной стороне карточки слово с пропущенной орфограммой, на другой без пропуска.
банд . роль бандероль . Ученик списывает слова в тетрадь, затем переворачивает карточку и проверяет себя.
Устное повторение слов по таким же (только большего размера) карточкам (хором, по-одному, по цепочке). Если допущена ошибка, молча переворачиваю карточку и ученик исправляет.
Диктант-молчанка (по этим же карточкам). На первом этапе демонстрирую слово без пропуска букв, на втором – с пропуском.
Обратный диктант. Называю значение слова, а дети должны его записать. Например: больничный лист (бюллетень), место для взлета и стоянки самолетов (аэродром), магазин, где можно купить торт (кулинария).
Диктант-загадка.
День и ночь стою на крыше
Всех труб выше. (антенна)
Заверчу, закружу
В небеса улечу. (вертолет)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета)
Игра «Узнай слово».
а . о . е … т (абонемент)
аэ ….. м (аэродром) или ш . сс . (шоссе).
Работа с перфокартами.
Все словарные слова, объединенные по темам, написаны на перфокартах, с прорезью для букв. Каждый ученик несколько раз работает с каждой перфокартой, сам себя проверяет по словарику (I и II группы, а III группа – учитель), отмечает карандашом на обратной стороне карточек количество ошибок. Например:
Перфокарта «Дерево» Саша – 4 ошибки
Оля – 2 ошибки
Коля - 0 ошибок
Саша – 0 ошибок.
Когда ошибок «0» ученик с этой перфокартой больше не работает. Таким образом слова запоминаются прочно.
«Зажги фонарик». В тексте на доске дети находят слова и ставят под ними красный магнитный кружок (можно заменить красным мелом).
Кокография. Это уже на этапе повторения, когда группа слов хорошо усвоена, пишу их на доске с ошибками. Дети с большим удовольствием исправляют.
Игра «Кто больше расскажет о слове» (с использование «Толкового словаря»). Например: операция – это сложное слово состоит из 8 букв – 5 гласных, 3 согласных, пяти слогов, третий слог ударный. Операция – это лечебная помощь, выражающая в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы. Операция – это и координированные военные действия. Однокоренные слова: операционный, оперировать, оперативные. Операция – это имя существительное, женского рода, 1 склонение, единственное число, в Именительном падеже. «Спрятались» в нем слова «рация», «опер».
Самодиктант. У доски 4-5 учащихся пишут в столбик словарные слова, запомнили.
Составление рассказов со словами, тематически не связанными друг с другом. Например даю слова на «к» (8 класс) – кафе, квалификация, квитанция, клиент.
«Клиент занял очередь к парикмахеру, а сам пока пошел в кафе, где работал повар высшей квалификации. Под столом валялась какая-то квитанция».
Это упражнение будит мысль детей. И если на первых парах они с трудом справляются с таким заданием, то после нескольких раз придумывают быстро и интересно.
«Угадай, какое слово я задумал?». Ученик дает описание словарного слова, отгадавший записывает его на доске, загадывает свое и т.д.
«Буквы перепутались».
а т е ф н о к (конфета)
с з р в е и (сервиз)
«Будь внимателен». Читаю один столбик слов, одно пропускаю. Какое?
Найди и подчеркни слова.
жбдапельсинврдпмандаринъьы
Слово в пословице.
Прошу найти дома пословицу, в которой встречаются словарные слова.
«Третий лишний».
Абонемент
Аэродром
Бандероль ( на «б», женского рода, 3 слога)
«Что изменилось?». В начале урока на магнитной доске выставляю 8-10 карточек со словарными словами. Когда дети работают в тетрадях, меняю местами 2-3 слова, или убираю одно, или заменяю другими.
«Назови по порядку». Демонстрирую карточки со словарными словами. Нужно повторить слова в порядке предъявления.
Сколько запомнили. На доске словарные слова. Одну – две минуты учащиеся читают их. Стираю. Запишите в тетрадь.
Какое слово встречается чаще других. Такое задание полезно, когда большинство детей делают ошибки в одном и том же слове. Его и берем.
Зубр кафе лист рысь кафе рота кафе флаг.
Что между ними общего?
Гражданин – искусство – это словарные слова, имена существительные в Именительном падеже, по 3 слога.
Экспедиция – операция – это словарные слова, имена существительные в Именительном падеже, 1 склонение, единственное число, оканчиваются на –ция.
Анаграмма. Из отдельных букв составить словарное слово.
о о а к с м н в т – космонавт
д р к тр и е – директор
Придумывание синонимов и антонимов (когда возможно).
Отечество – Родина – чужбина
Середина – центр – край
«Украсим слово», т.е. подберем к нему как можно больше прилагательных.
Телеграмма – срочная, радостная, поздравительная, печальная, трогательная.
Продолжи предложение (с «Толковым словарем»)
Абонемент – это …
Рассели слова в три домика по склонениям.
Запиши как можно больше слов по теме «Город», «Политика» и т.д.
Все эти упражнения позволяют поддерживать у детей постоянный интерес к словарным словам; выработать достаточно прочный навык правописания. Словарные диктанты почти всегда мы пишем без «2». Конечно, если применять в системе эти упражнения, то это требует тщательного планирования каждого отдельного урока и уроков по неделям, месяцам. Но результат стоит усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для работы со словарными словами повышенной трудности для учащихся 10-11 классов
Данная словарная работа проводится на уроках при повторении тем "Лексика", "Орфография" Слова с непроверяемыми гласными в корне слова, задания на подбор однокоренных слов и синонимов к таким трудным с...
Виды работы со словарными словами (5 класс, по УМК В.В.Бабайцевой)
Прочитайте слова по слогам, поставь ударения, выдели корни.Здоровье, здоровяк, здравия желаю, подобру-поздорову, здравствовать, здравствуй, здравствуйте, выздоравливай, выздоровлю.Обозначьте, что общ...
"Ассоциативный орфографический словарь". Из опыта работы со словарными словами.
Работа со словарными словами является одной из самых сложных в школе. Данный учебный материал - это словарная статья "Ассоциативного орфографического сло...
Инновационные методы работы над словарными словами в классах «Особый ребенок»
Словарная работа это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, цель которой - сделать процесс усвоения словарных слов боле эффективным. Предложенная работа поможет к...
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
Работа со словарными словами и словами-исключениями из правил
В методической разработке представлены некоторые активные формы работы на уроке русского языка со словарными словами и словами- исключениями из правил....
Виды работы со словарными словами на уроках чтения
Словарная работа на уроках чтения...