План диагностических мероприятий
учебно-методическое пособие на тему

Коррекционная работа с ребёнком, имеющим нарушения письменной речи, состоит из нескольких этапов. Начальный этап - диагностический. Целью проведения диагностических мероприятий является выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушения чтения и письма. Диагностика начинает проводиться в рамках первичной консультации и может продолжаться в процессе коррекционных занятий с целью уточнения механизмов нарушений и корректировки логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_diagnosticheskih_meropritiy.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Обследование ребёнка можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Ориентировочный – включает опрос родителей, вводную беседу с ребёнком. На этом этапе специалист  приблизительно намечает круг процессов, подлежащих подробному обследованию (например внимание или употребление предлогов), и исключает те, которые обследовать не обязательно в силу их сохранности (например произношение слов сложного слогового состава или состояние лексического значения).
  2. Дифференцировочный – включает отграничение первичной речевой патологии от состояний, при которых нарушение речи является вторичным, то есть следствием сходных состояний: задержка психического или интеллектуального развития, нарушения слуха, некоторых психологических проблем и т.д.
  3. Диагностический – включает выполнение ребёнком различных заданий, в ходе выполнения которого формируется и уточняется окончательным диагнозом.

Фамилия, имя        дата рождения_______________

Анамнестические  данные (записывает мать ребёнка или педагог со слов матери)

Течение беременности __________________________________________________________________

Роды__________________________________________________________________________________

Статические и динамические функции (начал сидеть ____________________, держать головку _________________, стоять _________________, ходить __________________________________).

Перенесенные заболевания ______________________________________________________________

Травмы ____________________________________________Появление первых слов ______________, фраз _____________________.

  1. Общее развитие ребёнка

Беседа с ребенком:

  1. Как тебя зовут?_____________________________________________________________
  2. Сколько тебе лет? __________________________________________________________
  3. Как зовут маму? ___________________________________________________________
  4. Кем работает мама, папа?____________________________________________________
  5. Где ты живёшь? ____________________________________________________________
  6. Есть ли у тебя друзья? _______________________________________________________
  7. Какие у тебя есть любимые игрушки? _________________________________________
  8. В какие игры ты любишь играть? _____________________________________________

 Счет и счетные операции

-прямой и обратный_________________________________________________________________

-назови соседей числа _______________________________________________________________

-задача «На сколько?»________________________________________________________________

  1. Представления о пространственном расположении предметов, основных цветах, оттенках, формах, величине. 
  1. Положи большой красный треугольник в правый верхний угол, а маленький синий квадрат в левый нижний угол.___________________________________________________
  2. Какая фигура расположена в левом верхнем углу, в каком углу расположен зелёный треугольник__________________________________________________________________

Временные и пространственные отношения

Времена года ___________________________________________________________________

Дни недели ________________________________________________________________________

Части суток _______________________________________________________________________

Право-лево на себе _______________________________Перекрёстные движения (правой рукой дотронься до левой щеки)_________________левой рукой до правого плеча__________________

  1. Интеллектуальное развитие (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение)в
  1. Серия сюжетных картинок (задание: расположить картинки в логической последовательности, составить рассказ) _____________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. «Исключение 4-го лишнего» (задание: исключить, объяснить свой выбор)

- молоко, сыр, кефир, сосиска, сметана ______________________________________________

- нос, уши, глаза, рот, очки ________________________________________________________

- ботинки, щётка, сапоги, тапочки, валенки __________________________________________

3. «Простые аналогии» (обследуется логичность и гибкость мышления):

- машина – руль, лодка – (вода, весло, палуба);

- девочка – кукла, Земля – (глобус, море, трава);

- телефон – ухо, телевизор – (фильм, реклама, глаз);

  1. Внимание

(объём, концентрация, распределение, переключение)

- «Корректурная проба Бурдона» Пример: букву ф – подчеркнуть, в – обвести в кружок или подчеркни красным цветом все гласные буквы.

  1. Память.

(объём, состояние кратковременной и долговременной памяти)

-Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

- Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, её объема, а также способности к запоминанию текстов.

  1. Исследование произвольной моторики пальцев рук

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции.

  1. Выполнить под счёт:

А) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);

Б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);

В) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);

Г) попеременно соединить все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно.

2.  На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз).

3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)

4. Те же задания выполнить по словесной инструкции.

  1. Диагностика устной речи школьников

  1. Состояние артикуляционного аппарата.

Строение (нужное подчеркнуть):

Губы (массивные, толстые, послеоперационный рубец);

Зубы (отсутствие передних резцов, поворот резцов по вертикальной оси);

Прикус (мелкий, глубокий, прогнатия, прогения);

Твёрдое нёбо (узкое, куполообразное, расщелина);

Мягкое нёбо (короткое, расщелина, отсутствие язычка, расщелина язычка);

Язык (широкий, массивный, утолщённый, узкий, короткий);

Подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая);

Подвижность (подчеркнуть то, что требует коррекции):

губы (вытягивание вперёд, оскал, улыбка);

язык (движение вправо-лево, вперёд-назад, вверх-вниз, распластывание, сжатие, «трубочка», удержание позы, переключение движений, повышенное слюноотделение, тремор, отклонение языка от средней линии);

щёки (надувание, втягивание);

нижняя челюсть (движения вправо-влево, вниз-вверх, вперёд-назад);

мягкое нёбо(резкий подъем – звук «А» на твёрдой атаке, вялый подъём, отсутствие подъёма);

  1. Общее звучание речи:

Голос ___________________, высота ____________, сила _______________, темп ___________, внятность ________________, наличие носового оттенка ______________, интонация ___________________, наличие запинок ___________________, заикание _______________.

  1. Звукопроизношение (проверить в отраженной и в самостоятельной речи, проверяемый звук должен находиться в разных позициях: в начале слова, в середине и в конце)
  2. Характеристика дифференциации звуков в произношении (в словах, в предложениях).

Пример: С-Ш. Машинист сошёл с подножки. З-Ж. У Зои жёлтый зонт и золотая зажигалка. Ч-Щ. Щёткой чищу я щенка. Л-Р. Клава рвала спелые груши.

  1. Уровень развития фонематического восприятия (дифференциация по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости).

- Повтори слоги точно в таком же порядке: па-ба-па, ка-га-ка, за-са-за, ша-жа-ша, ва-фа-ва, ла-ра-ла, ча-тя-ча, ща-ся-ща, са-ца-са, ча-ца-ча.

- логопед предъявляет картинный материал, называет пары слов и просит показать соответствующие изображения. Например: лук-жук, мышка-миска, дом-ком, бинт-винт, коза-коса, бочка-почка, крыша-крыса и т.д.

6. СЛОВАРЬ

  1. Предметный словарь:

А) объяснение значения слов:  

Холодильник ___________________________________________________________________

Пылесос _______________________________________________________________________

Б) Название предметов и их частей по картинке:

Чайник: крышка - ______________, носик - __________ , ручка - ____________ донышко –

Стул: спинка -_______________, сидение -_____________, ножки -_____________________

  1. Обобщающие понятия

Юбка, кофта, брюки, куртка, платье _______________________________________________

Тапки, ботинки, туфли, сапоги ____________________________________________________

Капуста, морковь, огурец, лук _____________________________________________________

Яблоко, груша, апельсин, ананас ___________________________________________________

Стул, кресло, стол, кровать _______________________________________________________

Кошка, еж, заяц, белка, волк _____________________________________________________        

  1. Назови профессии людей: водит машину _________________, лечит людей _____________, рисует картины _________________, готовит еду __________________, управляет самолётом________________, стрижёт людей ____________.
  2. Словарь признаков:

А) подбор прилагательных к существительным (картинки предметов)

Шарик (какой?) __________________________________________________________________

Ведро (какое?) ___________________________________________________________________

Шапка (какая?) __________________________________________________________________

Б) Употребление антонимов (картинки)

Эти руки чистые, а эти _______, у этого гриба ножка толстая, а у этого ________, этот дом высокий,  а этот ________, собака лает громка, а мышонок пищит _______, мокрый мальчик__________, широкий ремень - __________.

  1. Глагольный словарь

А) Что делает?

Птица __________, змея ___________, белка __________, повар ______________, врач________.

  1. Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры).

Мотоциклист __________________, милиционер _________________, аквалангист ___________, транспорт ______________, водопроводчик ____________перекресток ______________.

  1. Звуковой анализ и синтез

- подбор слов на заданный звук: а, о, с, ч и т.д.

- Сколько звуков в слове ВАТА. ____1-й зв. ____, 2-й зв.___, 3-й _____, 4-й ______.

- В слове СУШКА назови 1-й и 3-й звук.

- В слове ПЛАЩ 2-й и последний.

- Сколько слогов в слове КНИГА, СТОЛ, МАШИНА.

8. Грамматический строй речи.

А) Навыки словоизменения

- согласование существительных и прилагательных с числительными: посчитай от 1 до 5 (яркая звезда, спелое яблоко, колючий ёж) __________________________________________.

- Образование множественного числа существительного (котёнок – котята, стол - __________, стул - __________, пень - _________, окно ____________, ведро - __________).

- Употребление существительных в родительно, творительном падеже без предлога (У меня есть щенок. У меня ____________. Я любуюсь ____________).

- Использование формы родительного падежа во множественном числе (окно – нет окна, дерево - _____________, ручка - _____________ и т.д.)

Б) Навыки словообразования.

- Образование уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов (стуль- стульчик, стол - ___________, воробей - _____________, ключ ______________ и т.д.).

- образование названий детёнышей ( у утки _________, у кошки - ________________, у козы - _____________, у индюка - ______________).

- образование относительных прилагательных от существительных (дом из камня – каменный, горка изо льда _________________, куртка с мехом _____________, суп из курицы - _______________, салат из овощей ________________).

- Образование притяжательных прилагательных (хвост лисы, чей хвост? – лисий, собаки __________, волка - _____________, медведя - _____________, барсука - ____________.

- Образование глаголов с  помощью префиксов по картинкам (машина из гаража выехала, по дороге _________________, через мост _____________, лужу _________________, на мост _____________________, с моста ___________, в гараж _________________.

В) Употребление предлогов

Скажи куда я положила ручку? ____ стол, взяла _____стола, спрятала _____стол, вынула _______стола и т.д.

9.Обследование синтаксического строения предложений.

- составление фраз по предъявляемым рисункам.

- Составление предложений из слов в начальной форме (птица, сидела, ветка, на).

- Умение услышать и исправить ошибку в синтаксической конструкции (предлагается заметить и исправить ошибку: белка прыгнула в ветку и т.д.)

10. Связная речь (пересказ, составление рассказа по картинкам).

- послушать рассказ и пересказать его.

- составить рассказ по серии картинок.

VIII. Диагностика письменной речи и чтения.

  1. Сформированность навыков чтения.

Оценивается

- Техническая сторона (побуквенное, послоговое, синтетическое).

- Смысловая сторона (понимание прочитанного :высокое, среднее, низкое).

2. Состояние письма        

Анализируются письменные самостоятельные работы ученика (диктанты, упражнения на списывания дома и в классе, изложения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно- диагностическое мероприятие для детей дошкольного возраста посещающих студии декоративно-прикладной направленности.

Развлекательно- диагностическое  мероприятие для детей дошкольного возраста посещающих студии флористики, художественной вышивки, керамики. По результатам мероприятия происходит выявление у...

Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников

Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников...

Диагностические мероприятия в работе с несовершеннолетними

Представлены дианостические материалы по направлением (ЗОЖ, характкризующий материал, патрионизм)....

Система внеклассных диагностических мероприятий

Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!...

Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».

Методика исследования уровня сформированности экологической культуры у учащихся с нарушениями интеллектаУчитывая, что школьники с нарушениями интеллекта отличаются друг от друга по уровню развития поз...

Роль диагностических мероприятий в работе с несовершеннолетними

Роль диагностических мероприятий в работе с несовершеннолетними...