План диагностических мероприятий
учебно-методическое пособие на тему
Коррекционная работа с ребёнком, имеющим нарушения письменной речи, состоит из нескольких этапов. Начальный этап - диагностический. Целью проведения диагностических мероприятий является выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушения чтения и письма. Диагностика начинает проводиться в рамках первичной консультации и может продолжаться в процессе коррекционных занятий с целью уточнения механизмов нарушений и корректировки логопедических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_diagnosticheskih_meropritiy.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Обследование ребёнка можно условно разделить на несколько этапов:
- Ориентировочный – включает опрос родителей, вводную беседу с ребёнком. На этом этапе специалист приблизительно намечает круг процессов, подлежащих подробному обследованию (например внимание или употребление предлогов), и исключает те, которые обследовать не обязательно в силу их сохранности (например произношение слов сложного слогового состава или состояние лексического значения).
- Дифференцировочный – включает отграничение первичной речевой патологии от состояний, при которых нарушение речи является вторичным, то есть следствием сходных состояний: задержка психического или интеллектуального развития, нарушения слуха, некоторых психологических проблем и т.д.
- Диагностический – включает выполнение ребёнком различных заданий, в ходе выполнения которого формируется и уточняется окончательным диагнозом.
Фамилия, имя дата рождения_______________
Анамнестические данные (записывает мать ребёнка или педагог со слов матери)
Течение беременности __________________________________________________________________
Роды__________________________________________________________________________________
Статические и динамические функции (начал сидеть ____________________, держать головку _________________, стоять _________________, ходить __________________________________).
Перенесенные заболевания ______________________________________________________________
Травмы ____________________________________________Появление первых слов ______________, фраз _____________________.
- Общее развитие ребёнка
Беседа с ребенком:
- Как тебя зовут?_____________________________________________________________
- Сколько тебе лет? __________________________________________________________
- Как зовут маму? ___________________________________________________________
- Кем работает мама, папа?____________________________________________________
- Где ты живёшь? ____________________________________________________________
- Есть ли у тебя друзья? _______________________________________________________
- Какие у тебя есть любимые игрушки? _________________________________________
- В какие игры ты любишь играть? _____________________________________________
Счет и счетные операции
-прямой и обратный_________________________________________________________________
-назови соседей числа _______________________________________________________________
-задача «На сколько?»________________________________________________________________
- Представления о пространственном расположении предметов, основных цветах, оттенках, формах, величине.
- Положи большой красный треугольник в правый верхний угол, а маленький синий квадрат в левый нижний угол.___________________________________________________
- Какая фигура расположена в левом верхнем углу, в каком углу расположен зелёный треугольник__________________________________________________________________
Временные и пространственные отношения
Времена года ___________________________________________________________________
Дни недели ________________________________________________________________________
Части суток _______________________________________________________________________
Право-лево на себе _______________________________Перекрёстные движения (правой рукой дотронься до левой щеки)_________________левой рукой до правого плеча__________________
- Интеллектуальное развитие (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение)в
- Серия сюжетных картинок (задание: расположить картинки в логической последовательности, составить рассказ) _____________________________________________
________________________________________________________________________________
- «Исключение 4-го лишнего» (задание: исключить, объяснить свой выбор)
- молоко, сыр, кефир, сосиска, сметана ______________________________________________
- нос, уши, глаза, рот, очки ________________________________________________________
- ботинки, щётка, сапоги, тапочки, валенки __________________________________________
3. «Простые аналогии» (обследуется логичность и гибкость мышления):
- машина – руль, лодка – (вода, весло, палуба);
- девочка – кукла, Земля – (глобус, море, трава);
- телефон – ухо, телевизор – (фильм, реклама, глаз);
- Внимание
(объём, концентрация, распределение, переключение)
- «Корректурная проба Бурдона» Пример: букву ф – подчеркнуть, в – обвести в кружок или подчеркни красным цветом все гласные буквы.
- Память.
(объём, состояние кратковременной и долговременной памяти)
-Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.
- Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, её объема, а также способности к запоминанию текстов.
- Исследование произвольной моторики пальцев рук
Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции.
- Выполнить под счёт:
А) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);
Б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);
В) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
Г) попеременно соединить все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно.
2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз).
3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)
4. Те же задания выполнить по словесной инструкции.
- Диагностика устной речи школьников
- Состояние артикуляционного аппарата.
Строение (нужное подчеркнуть):
Губы (массивные, толстые, послеоперационный рубец);
Зубы (отсутствие передних резцов, поворот резцов по вертикальной оси);
Прикус (мелкий, глубокий, прогнатия, прогения);
Твёрдое нёбо (узкое, куполообразное, расщелина);
Мягкое нёбо (короткое, расщелина, отсутствие язычка, расщелина язычка);
Язык (широкий, массивный, утолщённый, узкий, короткий);
Подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая);
Подвижность (подчеркнуть то, что требует коррекции):
губы (вытягивание вперёд, оскал, улыбка);
язык (движение вправо-лево, вперёд-назад, вверх-вниз, распластывание, сжатие, «трубочка», удержание позы, переключение движений, повышенное слюноотделение, тремор, отклонение языка от средней линии);
щёки (надувание, втягивание);
нижняя челюсть (движения вправо-влево, вниз-вверх, вперёд-назад);
мягкое нёбо(резкий подъем – звук «А» на твёрдой атаке, вялый подъём, отсутствие подъёма);
- Общее звучание речи:
Голос ___________________, высота ____________, сила _______________, темп ___________, внятность ________________, наличие носового оттенка ______________, интонация ___________________, наличие запинок ___________________, заикание _______________.
- Звукопроизношение (проверить в отраженной и в самостоятельной речи, проверяемый звук должен находиться в разных позициях: в начале слова, в середине и в конце)
- Характеристика дифференциации звуков в произношении (в словах, в предложениях).
Пример: С-Ш. Машинист сошёл с подножки. З-Ж. У Зои жёлтый зонт и золотая зажигалка. Ч-Щ. Щёткой чищу я щенка. Л-Р. Клава рвала спелые груши.
- Уровень развития фонематического восприятия (дифференциация по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости).
- Повтори слоги точно в таком же порядке: па-ба-па, ка-га-ка, за-са-за, ша-жа-ша, ва-фа-ва, ла-ра-ла, ча-тя-ча, ща-ся-ща, са-ца-са, ча-ца-ча.
- логопед предъявляет картинный материал, называет пары слов и просит показать соответствующие изображения. Например: лук-жук, мышка-миска, дом-ком, бинт-винт, коза-коса, бочка-почка, крыша-крыса и т.д.
6. СЛОВАРЬ
- Предметный словарь:
А) объяснение значения слов:
Холодильник ___________________________________________________________________
Пылесос _______________________________________________________________________
Б) Название предметов и их частей по картинке:
Чайник: крышка - ______________, носик - __________ , ручка - ____________ донышко –
Стул: спинка -_______________, сидение -_____________, ножки -_____________________
- Обобщающие понятия
Юбка, кофта, брюки, куртка, платье _______________________________________________
Тапки, ботинки, туфли, сапоги ____________________________________________________
Капуста, морковь, огурец, лук _____________________________________________________
Яблоко, груша, апельсин, ананас ___________________________________________________
Стул, кресло, стол, кровать _______________________________________________________
Кошка, еж, заяц, белка, волк _____________________________________________________
- Назови профессии людей: водит машину _________________, лечит людей _____________, рисует картины _________________, готовит еду __________________, управляет самолётом________________, стрижёт людей ____________.
- Словарь признаков:
А) подбор прилагательных к существительным (картинки предметов)
Шарик (какой?) __________________________________________________________________
Ведро (какое?) ___________________________________________________________________
Шапка (какая?) __________________________________________________________________
Б) Употребление антонимов (картинки)
Эти руки чистые, а эти _______, у этого гриба ножка толстая, а у этого ________, этот дом высокий, а этот ________, собака лает громка, а мышонок пищит _______, мокрый мальчик__________, широкий ремень - __________.
- Глагольный словарь
А) Что делает?
Птица __________, змея ___________, белка __________, повар ______________, врач________.
- Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры).
Мотоциклист __________________, милиционер _________________, аквалангист ___________, транспорт ______________, водопроводчик ____________перекресток ______________.
- Звуковой анализ и синтез
- подбор слов на заданный звук: а, о, с, ч и т.д.
- Сколько звуков в слове ВАТА. ____1-й зв. ____, 2-й зв.___, 3-й _____, 4-й ______.
- В слове СУШКА назови 1-й и 3-й звук.
- В слове ПЛАЩ 2-й и последний.
- Сколько слогов в слове КНИГА, СТОЛ, МАШИНА.
8. Грамматический строй речи.
А) Навыки словоизменения
- согласование существительных и прилагательных с числительными: посчитай от 1 до 5 (яркая звезда, спелое яблоко, колючий ёж) __________________________________________.
- Образование множественного числа существительного (котёнок – котята, стол - __________, стул - __________, пень - _________, окно ____________, ведро - __________).
- Употребление существительных в родительно, творительном падеже без предлога (У меня есть щенок. У меня ____________. Я любуюсь ____________).
- Использование формы родительного падежа во множественном числе (окно – нет окна, дерево - _____________, ручка - _____________ и т.д.)
Б) Навыки словообразования.
- Образование уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов (стуль- стульчик, стол - ___________, воробей - _____________, ключ ______________ и т.д.).
- образование названий детёнышей ( у утки _________, у кошки - ________________, у козы - _____________, у индюка - ______________).
- образование относительных прилагательных от существительных (дом из камня – каменный, горка изо льда _________________, куртка с мехом _____________, суп из курицы - _______________, салат из овощей ________________).
- Образование притяжательных прилагательных (хвост лисы, чей хвост? – лисий, собаки __________, волка - _____________, медведя - _____________, барсука - ____________.
- Образование глаголов с помощью префиксов по картинкам (машина из гаража выехала, по дороге _________________, через мост _____________, лужу _________________, на мост _____________________, с моста ___________, в гараж _________________.
В) Употребление предлогов
Скажи куда я положила ручку? ____ стол, взяла _____стола, спрятала _____стол, вынула _______стола и т.д.
9.Обследование синтаксического строения предложений.
- составление фраз по предъявляемым рисункам.
- Составление предложений из слов в начальной форме (птица, сидела, ветка, на).
- Умение услышать и исправить ошибку в синтаксической конструкции (предлагается заметить и исправить ошибку: белка прыгнула в ветку и т.д.)
10. Связная речь (пересказ, составление рассказа по картинкам).
- послушать рассказ и пересказать его.
- составить рассказ по серии картинок.
VIII. Диагностика письменной речи и чтения.
- Сформированность навыков чтения.
Оценивается
- Техническая сторона (побуквенное, послоговое, синтетическое).
- Смысловая сторона (понимание прочитанного :высокое, среднее, низкое).
2. Состояние письма
Анализируются письменные самостоятельные работы ученика (диктанты, упражнения на списывания дома и в классе, изложения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлекательно- диагностическое мероприятие для детей дошкольного возраста посещающих студии декоративно-прикладной направленности.
Развлекательно- диагностическое мероприятие для детей дошкольного возраста посещающих студии флористики, художественной вышивки, керамики. По результатам мероприятия происходит выявление у...
Диагностические мероприятия и коорекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи
Задача логопеда - выявить проблемы ребенка и помочь ему в обучении....
Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников...
Диагностические мероприятия в работе с несовершеннолетними
Представлены дианостические материалы по направлением (ЗОЖ, характкризующий материал, патрионизм)....
Система внеклассных диагностических мероприятий
Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!...
Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».
Методика исследования уровня сформированности экологической культуры у учащихся с нарушениями интеллектаУчитывая, что школьники с нарушениями интеллекта отличаются друг от друга по уровню развития поз...
Роль диагностических мероприятий в работе с несовершеннолетними
Роль диагностических мероприятий в работе с несовершеннолетними...