Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
опыты и эксперименты на тему
Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_po_samoobrazovaniyu.docx | 47.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (Приложение А).
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении А и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познавательной активности представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Критерии определения уровней познавательной активности
Высокий уровень – творческий. |
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. |
Средний уровень – интерпретирующая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Низкий уровень – воспроизводящая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» |
Методика проводится фронтально – со средней группой. Опросник состоит из 19 вопросов.
При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемой группе. В Таблице 2 представлены результаты младших школьников по уровням познавательной активности, которые были распределены в соответствии со шкалой.
Таблица 2 – Результаты оценки познавательной активности младших школьников
№ | Имя, Ф. | Средний балл | Уровень усвоения знаний |
Расулова Света | 4,5 | Высокий | |
Маричева Лена | 3,5 | Средний | |
Доржиева Илона | 4,3 | Высокий | |
Кизилева Карина | 4,3 | Высокий | |
Большаков Егор | 2,5 | Низкий | |
Арсеньев Денис | 3,3 | Средний | |
Разуваева Таня | 3,2 | Средний | |
Семелев Саша | 2,7 | Низкий | |
Шангин Илья | 2,6 | Низкий | |
Сафонов Сергей | 4,4 | Высокий | |
Бабуева Зарина | 4,3 | Высокий | |
Кравец Лиза | 2,4 | Низкий | |
Общий уровень в группе | 3,5 | Средний |
По полученным результатам, отраженным в Таблице 2 средний балл оценки познавательной активности младших школьников составил 3,5 – это не высокий показатель.
Итак, анализ оценки познавательной активности в испытуемой группе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотя общий уровень познавательной активности в целом по группе средний.
Приложение А
Методика «Оценка уровня познавательной активности»
№ | Показатели |
Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения | |
Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия. | |
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. | |
Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации. | |
Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы. | |
Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний | |
Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям. | |
Содержательно высказывает свою мысль, идею. | |
Легко генерирует идеи. | |
Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи. | |
В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения. | |
Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении. | |
Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. | |
Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. | |
Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей. | |
Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности. | |
Видит пути совершенствования. | |
Может проявить собственное отношение к фактам. | |
Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую. |
Приложение Б
Протокол определения уровня познавательной активности
№ | Имя. Ф. | Вопросы | Ср.б | Уровень | ||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||
Расулова Света. | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,5 | Высокий | |
Маричева Лена | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3,5 | Средний | |
Доржиева Илона | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,3 | Высокий | |
Кизилева Карина | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4,3 | Высокий | |
Большаков Егор | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,5 | Низкий | |
Арсентьев Денис | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,3 | Средний | |
Разуваева Таня | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,2 | Средний | |
Семелев Саша | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | Низкий | |
Шангин Илья | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2,6 | Низкий | |
Сафонов Сергей | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,4 | Высокий | |
Бабуева Зарина | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4,3 | Высокий | |
12 | Кравец Лиза | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2,4 | Низкий |
Средний балл познавательной активности по группе | 3,5 | Средний |
Оценку познавательной активности дает воспитатель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.
Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Анкетирование детей на определение интереса к занятиям с участием мультимедийной презентацией.
Цель: Определить степень инереса к занятиям с участием мультимедийной презентацией.
средняя группа (опрошено 9 человек)
Вопрос | Положительный ответ | Отрицательный ответ |
1.Вам нравятся занятия с мультимедийной презентацией? | 9 | 0 |
2. Интересно ли работать с мульимедийной презентацией? | 8 | 1 |
3. Вы хотели бы , чтобы занятия проходили с мультимедийными презентациями? | 8 | 1 |
4. Вы умеете создавать презентацию? | 1 | 8 |
5. Хотите научиться? | 8 | 1 |
6. Что вам нравиться в мультимедийных презентациях? | Потому что интересно, хорошо видно, ярко, необычно, красиво |
Вывод: Большинству детей нравятся и интересны занятия с мультимедийными презентациями, а значит, развивается познавательная активность младших школьников.
Вопрос | Положительный ответ | Отрицательный ответ |
1.Вам нравятся занятия с мультимедийной презентацией? | ||
2. Интересно ли работать с мульимедийной презентацией? | ||
3. Вы хотели бы , чтобы занятия проходили с мультимедийными презентациями? | ||
4. Вы умеете создавать презентацию? | ||
5. Хотите научиться? | ||
6. Что вам нравиться в мультимедийных презентациях? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.
Этот материал поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....
Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников....
Психолого-педагогическая работа по повышению уровня познавательной активности слабоуспевающих младших школьников
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества ...
Статья на тему "Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"
quot;Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"...
Тема по самообразованию: "Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций"
Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций...
Развитие логического мышления как средства активизации познавательной активности младших школьников
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической ли...
Диагностический материал для определения уровня умственного развития младших школьников
Познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, памят...