Роль диагностических мероприятий в работе с несовершеннолетними
материал
Роль диагностических мероприятий в работе с несовершеннолетними
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_v_rabote_s_nesovershennoletnimi.pptx | 326.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беcпроблемной . Д.Добсон
Огромную роль в работе социального педагога играет диагностика. Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей. Любая информация, которую социальный педагог может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу. Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на социального педагога определенные обязанности.
Во-первых , это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых , не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической диагностикой, социальный педагог должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Предварительная диагностика необходима при подготовке: проведении родительских собраний; организации тематических и индивидуальных консультаций несовершеннолетних и их родителей. Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми; при подготовке к собеседованиям; в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. Итоговая диагностика Итоговая диагностика проводится для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени.
Определения личностных качеств несовершеннолетнего Анкета «Каким я вижу себя, каким бы я хотел быть, каким меня видят другие». (нужное подчеркнуть) Вижу себя : толстым, некрасивым, глупым, неуклюжим, энергичным, неунывающим, здоровым, наивным, некультурным, добрым, несдержанным, но очень честным; умным, начитанным, незлобивым, нетерпеливым, справедливым, музыкальным, незлопамятным, способным на чувство любви, умеющим дружить, в центре внимания, знавшим себе цену, в очках, близоруким, много читающим, неумным, не сильным, занимающимся спортом, возбудимым, легко раздражающимся, вредным, со странностями, с плохой походкой, ленивым, не умеющим смолчать, изменчивым. Хочу быть : стройной, красивым, остроумной, ловкой, умной, изящной, мудрой, честным, сдержанным, более сильным физически, меньше выскакивать, менее болезненно реагировать на обиды, быть более терпеливым, быть более терпеливым к чужим недостаткам, избавиться хочется от лени, быть менее себялюбивым и тщеславным, без очков, остроумным, спортивным, старательным, способным, в меру скромным, играющим на пианино и на гитаре, добрым, с хорошей фигурой, не вредным, менее стеснительным, с голубыми глазами, с чувством юмора. Видят другие : грубым, несимпатичным, злоязычным, кокетливым, резким, неумным, полным, странным, энергичным, неуклюжим, почему-то немного злым, умным, начитанным, отзывчивым, немного вредным, демонстративным, нагловатым, пререкающимся, спорящим, кокетливым, резким, неумным, полным, аккуратным, самостоятельным, неглупым, рассудительным, точным, скромным, со вкусом, со странностями.
Анкета Что мешает мне жить, так как хотелось бы? ( нужное подчеркнуть) Погода, нет денег, постоянная нехватка времени, недостаток знаний, нет машины, нет дачи, некоторые люди, мало друзей, нет свободы действий, хотелось бы быть красивым(ой), наличие модной одежды, хотелось бы не полностью зависеть от родителей, выполнение уроков, отсутствие волшебной палочки, отсутствие постоянного интересного увлечения, школа, возраст, родители, недостаточное образование, стеснительность, личные недостатки, вредный характер, родители заставляют заниматься тем, чем я не хочу, грубость, вспыльчивость, трудные отношения с учителями, трусость, есть враги, плохие отношения с одноклассниками, врожденные качества, моя неорганизованность, нотация взрослых, мнение других, лень, слабоволие, в том, что я живу не так как хочется виноват(а), только я, внешность, слабость, злость, робость, страх.
Анкета Чем я отличаюсь от ребенка и от взрослого? (нужное подчеркнуть) От ребенка я отличаюсь: Я гораздо больше знаю. Реже задаю вопрос «почему». Не люблю манную кашу. Много думаю о своем будущем. Умею сосредоточиться. Умею владеть своими чувствами и эмоциями. Не кричу и не плачу, когда хочется спать или есть. Болезненно воспринимаю неудачи. Тем, что я знаю больше ребенка. Ростом. Тем, что у меня больше проблем. Тем, что я не такой наивный. Тем, что у меня есть паспорт. Тем, что я заработал первые деньги. Тем, что я разучился удивляться. Тем, что я могу логически мыслить. Я не так любопытен, как раньше. Очень редко высказываю свое истинное мнение вслух. Возрастом. Количеством свободного времени. Взглядами на жизнь. Количеством обязанностей. Количеством прав. Чувством меры. Внутренним ощущением себя. Взрослыми мыслями. Умением трезво оценивать происходящее. Самостоятельностью. Терпением. Заботливостью. Если нет нужного ответа, допиши: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ От взрослого я отличаюсь: Довольно несерьезно отношусь к деньгам. Я не имею жизненного опыта. Не разбираюсь в людях. Могу запросто подняться на восьмой этаж без лифта. Тем, что экономически зависим. Не всегда могу принимать самостоятельные решения. Не могу контролировать свое поведение. У меня нет профессии. Легко отвлекаюсь от дела. Несамостоятельностью. У меня нет чувства ответственности. Возрастом. Количеством обязанностей и прав. Количеством свободного времени. Взглядами на жизнь. Сначала делаю, потом думаю. Понимаю детей. Не люблю учителей. Взрослыми мыслями. Умением трезво оценивать происходящее. Самостоятельностью. Терпением. Заботливостью. Мечтательностью. Меньше наделал ошибок. Молодостью. Они могут все купить. Если нет нужного ответа, допиши: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________
Анкета Преимущества и недостатки взрослого поколения (нужное подчеркнуть) Преимущества взрослого поколения: Взрослые, когда угодно приходят домой. Имеют деньги. Могут завести собаку или кота. Взрослые всегда работают. Всегда чем-то заняты. Могут принимать самостоятельные решения. Взрослые больше знают. У них большая воля, они много читают, умные. Знают, как надо вести себя в любой ситуации. Взрослые могут отругать своего ребенка. Взрослые сильнее детей. Взрослые ни от чего не зависят. Взрослые, что хотят, то и делают. Взрослым все можно. Недостатки взрослого поколения: Они не понимают потребности детей. У них меньше сил, юмора. Имеют начальника. Зависят от общества. Взрослые менее подвижны. Меньше подвержены мечтам и фантазиям. У них больше забот. Надо постоянно следить за собой. Им меньше осталось до старости. Если они учатся, то на уроках ведут себя хорошо. Они не могут прогулять работу, как школу. Не могут быть детьми. Не могут бегать по лужам, прыгать по крышам, играть в футбол консервной банкой.
Ранжирование (расставить по порядку личной значимости качества личности, ценности, занятия) Педагог предлагает учащимся ранжировать местоимения. Местоимения «я», «она», «он», «мы», «они» нужно расставить по порядку личной значимости. Что поставит ребенок на первое («я», «мы»), что на последнее? 1. -мы 2. 3. 4. 5. Фантастический выбор ( Вариантов – море) Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Что тебе надобно, мальчик (девочка)?» На один час ты становишься волшебником, что бы ты сделал (а)? Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. Какие пять предметов (вещей), ты возьмешь с собой? Качества личности Ценности Занятия Умный Друзья Читать Честный Труд Смотреть телевизор Скромный Знания Гулять Справедливый Родина Веселиться, гулять Трудолюбивый Деньги Общаться с друзьями Верный Школа -11 Учиться -11 Ласковый Человек Помогать по хозяйству Добрый Природа Заботиться о животных Предприимчивый Здоровья Играть с малышами Общительный Семья Заниматься спортом Веселый Успех Слушать музыку
Анкета «Я и мои друзья» 1. У вас есть круг друзей? (Да, нет) ________ 2.Что вас объединяет: работа с техникой; посещение кино; игра на гитаре; хобби (какое); другое (допишите)__________________________________________ 3.Кому из друзей вы могли бы доверить сою тайну______________________ 4.К кому из друзей вы обратились бы в трудной ситуации?________________ 5. Какие качества ценят в вас друзья? _______________________________ 6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-либо из своих друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-нибудь проблемой ___________________________________________________________ 7.Как вы себя чувствуете со своими друзьями: « И скучно, и грустно, и некому руку подать…»; «Жизнь прекрасна и удивительна; то взлет, то падение». 8. Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе? _______________________________________________________ 9. Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу ваших друзей?_________________________________________________ 10. Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время: мои друзья; моя компания; тусовка; мой двор; моя команда; другой вариант (допишите)__________________________________ 11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?_______________________________________________________ 12. Возникают ли у вас конфликты? Если «да», то как они обычно решаются: миром; дракой; благодаря вмешательству лидера; компромиссом. 13. Как относятся взрослые (родители, соседи и др.) к вашей группе: доброжелательно; враждебно; нейтрально; равнодушно; запрещают общение. 14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: даю друзьям советы для их же пользы; со мной часто советуются; не могу принять важное решение без моих друзей; никто не понимает меня по-настоящему; мне легче принять решение самому и поставить всех в известность; я действую (интуитивно, внезапно, взвешенно…) _________________________________________________________ 15. Изобразите на рисунке свое душевное состояние, которое чаще всего испытываете с друзьями: солнышко; человечек; разбитое сердце; одинокий корабль.
Анкета « Я, школа, учителя» Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто … Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто … Больше всего я люблю, когда учитель … Больше всего я не люблю, когда учитель … Больше всего мне нравится школа за то, что … Я не люблю школу за то, что … Мне радостно, когда в школе … Я боюсь, когда в школе … Я хотел бы, чтобы в школе … Я не хотел бы, чтобы в школе … Когда я был маленьким, я думал, что в школе … Если я не внимателен на уроке, я … Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я … Если мне что-то не понятно при выполнении домашнего задания, я … Я всегда могу проверить, правильно ли я … Я никогда не могу определить, правильно ли я … Мне всегда интересно, когда на уроке … Мне всегда неинтересно, когда на уроках … Я лучше понимаю, когда на уроке … Представьте, что перед вами картина: ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради… Художник не изобразил лица ученика. Дорисуй его словесно, укажи, о чем может думать ученик, что он чувствует? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Продолжи несколькими фразами: «Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и …» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Это – Я» (нужное подчеркнуть или дописать) Какое положение я занимаю в коллективе? а) лидер б) популярный в) непопулярный г) изолированный д ) отверженный 2. Как я отношусь к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям? а) благожелательно б) серьезно в) болезненно г) равнодушно д ) враждебно 3. Мой стиль отношения со сверстниками: а) спокойно-доброжелательный б) агрессивный в) неустойчивый г) обособленный 4. Пользуюсь ли я авторитетом в коллективе? а) да б) нет 5. Имеешь ли ты друзей: а) только в своем классе б) вне класса в) сверстников старше себя г) ни с кем не дружу 6. В качестве кого я участвую в школьных группах, мероприятиях: а) инициатор б) организатор в) активный участник г) пассивный исполнитель д ) дезорганизатор е) не участвую 7. Как я выполняю общественные поручения? а) с удовольствием б) хорошо в) удовлетворительно г) плохо д ) уклоняюсь от поручений 8. С кем чаще всего у меня бывают конфликты? а) с одноклассниками б) с другими учащимися в) с учителями г) родителями и родственниками 9. Мои увлечения и интересы … __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Названия кружков, секций, которые посещаешь? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Что я предпочитаю читать: а) поэзию б) историческую литературу в) техническую литературу г) детективы д ) фантастика е) познавательные рассказы ж) периодическую печать з ) любовные романы 12. Какие телепередачи я предпочитаю? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13. Какой вид труда я предпочитаю? а) умственный б) физический 14. К какому типу профессий я имею склонность? _________________________________________________________________________ 15. Я интересуюсь следующими профессиями… _________________________________________________________________________ 16. Мое отношение к себе: а) скромное б) уверенное в себе в) неуверенное г) самокритичное д ) самоконтрольное е) стремление к успеху 17. Владею ли я навыками культурного поведения? а) культурен в общении б) допускаю срывы в) не владею культурой общения
Недостатки – продолжение достоинств» Например: упрямство – умение отстаивать свою точку зрения; жадность – _________________________________________________________ выскочка – _________________________________________________________ робость__________________________________________________________________________________________________ Вредность________________________________________________________________________________________________ хитрость - _________________________________________________________ злость - _________________________________________________________________________ леность -____________________________________________________________________ глупость -_______________________________________________________ мстительность - ______________________________________________________ добродушие - _______________________________________________________ Недописанное письмо Я живу хорошо, потому что … Я живу плохо, потому что …
Тест «Незаконченное предложение» (для учащихся) Семья – это … Мои родители – это … Свет в окнах моего дома – это … Радость в моей семье – это … Горе моей семьи – это … Вдали от родного дома я буду вспоминать … Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью… Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье … Я считаю, что самая сокровенное желание моих родителей – это … Больше всего мои родители боятся, что … Тест «Незаконченное предложение» Моя семья – это … Взрослые из моей семьи обращаются ко мне так: Мама- Папа – Сестра – Брат – Бабушка – Дедушка – Родственники – Знакомые - Радость в моей семье – это когда… Я считаю, что самое большое желание моих родителей – это, когда я … Я часто прислушиваюсь к советам: Я хочу, чтобы в моей семье было… Я делаю все,____________________________________________ , чтобы в моей семье мною гордились
Здоровьесбережение Интернет зависимость Более точным является другой тест, также размещенный в Интернете. Ответьте на следующие вопросы, имея в виду последние 12 месяцев: никогда - 0, иногда -1, чаще всего - 2, почти всегда - 3. Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять? В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми? Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной Финансовых проблем для вас или вашей семьи? 9. Чувствовали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? Оценивается сумма баллов. 1-2 балла при частой игре может означать достаточно высокую степень риска формирования зависимости. 3-7 баллов - высок риск негативных последствий. 8 и больше баллов - из-за утраченного контроля над игрой возможны серьезные последствия.
ТЕСТ "Ты имеешь мобильник или он имеет тебя" Проверьте, насколько далеко зашел ваш мобильный роман. За каждое утверждение, которое верно в отношении вас, начисляйте один балл. 1. На уроке вы выкладываете мобильник на стол? 2.Покупаете очередной чехольчик не потому, что старый порвался, а потому, что новый круче предыдущего? 3.Выслушиваете до конца любимую мелодию звонка и только потом берете трубку? 4.Искренне сострадаете беднягам, чьи мобильные телефоны «прошлого века»? 5. Носите телефон в специальном карманчике на лямке рюкзака поверх куртки, в котором предусмотрен карманчик для системы « hands free »? 6.Остро переживаете внезапный разрыв связи и еще некоторое время продолжаете кричать в трубку? 7.В черные дни, когда ваш « телефончик » забыт дома, мучаетесь от зависимости, глядя на людей с мобильниками? 8.Никогда не записываете на бумагу телефонные номера, храните их только в мобильном? 9. Пытаясь свернуть разговор, привычно врете, что в телефоне садится батарея? 10.На ночь кладете мобильник у изголовья кровати - на всякий случай, мало ли что? 11.Не желая отвечать на звонки, все же не отключаете телефон, а терпеливо дожидаетесь, когда он, наконец, сам перестанет петь? 12.Частенько звоните себе на мобильный, пытаясь найти его... после чего обнаруживаете на привычном месте в сумке? 13.Когда-то клялись, что мобильник вам вообще не нужен, а теперь не представляете без него жизни? Теперь сложите баллы. 0-4: нормальный человек. Телекоммуникационная теория не захлестнула вас. Вы много общаетесь с друзьями, и все еще помните их лица. А мобильник - это просто удобная вещь. Вы даже можете себе позволить забывать его дома. 5-8: любитель пользоваться. Вы пока в пределах нормы, но все ближе подбираетесь к ее границам. И как человечество смогло существовать до 1997 года? Частенько в разговоре с реальным собеседником вы хмыкаете и охаете, создавая иллюзию диалога, а сами украдкой набираете под столом SMS ку . 9-12: мобиломан . Вы на крючке часами можете исследовать неисчислимые функции телефона и горячо убеждать всех вокруг в острой потребности во все новых и новых функциях. Модель вы меняете трижды в год. А оказавшись в гостях, первым делом рветесь подзарядить телефон. 13: антенна без крыши. Поздно! Вы уже марионетка своего мобильника. Он звонит - вы вскакиваете, он не звонит - вы тоже вскакиваете: не отключен ли звонок, не вышли ли вы из зоны сети, не пытался ли кто - то дозвониться, пока вы ехали в метро
Анкета «Изучение отношения несовершеннолетних к употреблению ПАВ». 1. Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто уже курит? а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д ) большинство (отметьте выбранный вариант ответа) 2. Сколько среди ваших одноклассников тех, кто употребляет спиртные напитки? а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д ) большинство (отметьте выбранный вариант ответа) 3. Сколько среди ваших одноклассников тех, кто хотя бы один раз попробовал наркотики? а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д ) большинство (отметьте выбранный вариант ответа) 4. Сколько среди ваших одноклассников тех, кто употребляет наркотики? а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д ) большинство 5. Считаете ли вы курение анаши , травки, гашиша и других видов «травки» наркоманией? а) да; б) нет (отметьте выбранный вариант ответа) 6. Как вы относитесь к « насваю »? (-) (+) 7. Знаете ли вы школьников, которые употребляют « насвай » ? а) да; б) нет 8. Что вы знаете о «спайсах» ? (краткое описание) 9.Как вы относитесь к « спайсам »? Знаете ли вы школьников, которые употребляют « спайсы » ? 10. Откуда вы получаете информацию о вреде наркотиков? а) не получаю; б) от родителей; в) из школы; г) из средств массовой информации; д ) от друзей; е) от сотрудников правоохранительных органов; ж) медицинских работников (отметьте выбранный вариант ответа) 11. Какую информацию о вреде наркотиков вы считаете наиболее достоверной и интересной? а) медицинских работников; б) от родителей; в) из школы; г) из средств массовой информации; д ) от друзей; е) от сотрудников правоохранительных органов; ж) другое (отметьте выбранный вариант ответа). 12. Что из перечисленного достаточно часто имеет место в вашей школе: оскорбления, драки, воровство, курение на территории школы, употребление наркотиков, - алкоголя, другие антиобщественные поступки (какие).
АНКЕТА (для 5 – 6х классов) Пол _____________ Класс _____________ 1.Пробовал ли ты курить А) Да Б) Нет В) Не хочу отвечать 2. Кто тебе предлагал А) Я сам Б) Другие 3. Куришь ли ты теперь А) Нет Б) Иногда В) Курю 4. Хочешь ли ты бросить курить А) Нет Б) Да В) Не знаю 6. Хочешь ли ты попробовать курить А) Да Б) Нет В) Не знаю 7. Какие ощущения ты испытал, когда закурил 1-2 раз____________________________ 3 раз и дальше______________________ 8. Первое табачное изделие, которое Пробовал___________________________ Знаешь_____________________________ 9. Пробовал ли ты спиртное А) Да Б) Нет 10. Какой алкогольный напиток ты пробовал А) Пиво Б) Шампанское В) Водку Г) Вино 11. Кто тебе предлагал А) Я сам Б) Друзья В) Родители Г) Родственники 12. Какие ощущения ты испытал, когда выпил, опиши ________________________________________________________________________ 12. Продолжаешь ли ты пробовать А) ДА Б) Нет 13. Хочешь ли ты попробовать спиртное А) Да Б) Нет В) Не знаю
Изучение отношения школьников к наркотическим веществам методом неоконченных предложений. Инструкция: Закончите предложения Я не понимаю, если человек пьет, когда ______________________________________ Употреблять алкогольные напитки вредно, потому что___________________________ Если я узнаю, что мой друг употребляет наркотики, то __________________________ ________________________________________________________________________ Для получения результатов составляется кодификация к каждому предложению. Например: Предложение «Я понимаю, если человек пьет, когда…………………………….…..» А) осуждение пьющего и пьянства – «Я этого не понимаю никогда», «… он глупый»; Б) Ритуальное употребление алкоголя – «…по праздникам», «… в день рождения, Новый год»); В) Оптимизация общения - «если хочет познакомиться с девушкой»; Г) Восстановление душевного равновесия «с горя»; «.. у него несчастье», «..кто-то умер»; Д) Принадлежность к значимой группе – «в компании»; «...он с друзьями». Предложение «Употреблять алкогольные напитки вредно, потому что…...........» А) Вредно для здоровья пьющего; Б) Недееспособное потомство; В) Проблемы в семье; Г) Нарушение интеллекта; Д) Вредно для страны, общества. 3-е предложение «Если я узнаю, что мой друг употребляет наркотики, то я ….…» А) прекращение общения; Б) попытка отговорить, убедить обратиться к специалистам; В) обращение к значимым взрослым (родителям, учителям, психологам)
Анкета «Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ» Инструкция: Заполни правую сетку цифрами из левого перечня. Вопрос Курение Алкоголь Употребление: Не употребляю вообще Попробовал один раз 2-3 раза в год Ежемесячно 1 раз или больше в день Кто дал попробовать: Родители Родственники Друзья Малознакомые люди Самостоятельно Повод употребления: Событие в жизни Компания друзей Требует организм Нечего делать Горе, обида Плохое настроение Радость Для смелости Можете ли отказаться Да Нет Не знаю
ЗОЖ анкета Что самое важное для человека (тебя) в жизни ? Что означает быть здоровым человеком? Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными ? Можно ли сказать, что ты заботишься о своём здоровье ? Интересно ли тебе узнавать о том, как надо заботиться о своём здоровье? Откуда ты узнаёшь, как надо заботиться о здоровье? Какая информация о здоровье кажется тебе наиболее интересной и полезной? Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе ?
Вовлеченность обучающихся в употребление ПАВ Как Вы думаете, сколько ваших одноклассников курит? Как вы думаете, что чаще всего служит поводом для начала курения? Курите ли Вы? Твое мнение, по каким мотивам, чаще всего начинают пробовать алкогольные напитки? Обстоятельства, при которых учащиеся впервые попробовали алкогольные напитки? В каком возрасте произошла первая проба алкоголя? Употребляете ли вы спиртные напитки? Почему молодые люди употребляют наркотики? Есть ли среди ваших сверстников те, кто пробовал наркотические средства? Вам когда-нибудь предлагали попробовать наркотические вещества? Употребляете ли вы наркотики? Подростки и молодежь, которые употребляют ПАВ, чаще всего получают их: Если бы вы узнали, что ваш друг злоупотребляет ПАВ: табачными изделиями, наркотическими веществами и спиртными напитками, к кому бы вы посоветовали обратиться за помощью? Если бы вы захотели узнать, как противостоять рискованному поведению, чьей бы информации вы поверили? Проводится ли в вашем учебном заведении профилактическая работа по предупреждению употребления ПАВ? Как на вас действует информация о ПАВ, которую вы получаете из бесед в школе? Если бы вам предложили анонимно пройти экспресс – тест на наличие в организме ПАВ, дали ли бы вы согласие? Отвечают на вопросы согласно нумерации.
ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО! Что ты знаешь о сохранении здоровья, впиши, пожалуйста, в анкете, отвечая на вопросы. Зачем люди занимаются спортом? Как это влияет на их здоровье? _________________________________________________________________________________________________________________ Каким видом спорта ты занимаешься в настоящее время / занимался за последний год? ___________________________________________________________________________________________________________________ Как ты считаешь, что такое здоровое питание? Какие продукты / блюда относятся к этому питанию?_______________________________________________________________________________________________________________ Что ты лично сам употребляешь в пищу, чтобы сохранить здоровье?_______________________________________________________________________________________________________________ Какие пагубные (вредные) привычки человека, приносящие вред его здоровью, ты знаешь?________________________________________________________________________________________________________________ Есть ли у тебя пагубные привычки? Если «Да», то какие? Стремишься ли ты избавиться от них?___________________________________________________________________________________________________________________ Что такое медицинская профилактика? Какие процедуры можно к ней отнести?__________________________________________________________________________________________________________________ Какие профилактические меры ты принял за последний год, используя услуги медицины?____________________________________________________________________________________________________________ Для чего нужен человеку режим дня? Назови влияние на здоровье соблюдения режима дня.____________________________________________________________________________________________________________________ Соблюдаешь ли ты режим дня? Если «Да», то в чем конкретно, в каких действиях это проявляется?____________________________________________________________________________________________________________ Какими ещё иными действиями человечество может сохранить свое здоровье?______________________________________________________________________________________________________________ Как лично ты стараешься сохранить свое здоровье, кроме выше перечисленных действий?_______________________________________________________________________________________________________________ Ты относишься к: А) Прекрасной половине человечества Б) Сильной половине человечества Сколько тебе лет? А) … до 14 лет, включительно Б) от 15 до 17 лет, включительно С) от 18 лет и выше
Формирование законопослушного поведения Недописанный тезис (определяет убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребёнка), Ценности и убеждения ребёнка. Закончить следующие утверждения: Я воспитан(а) с убеждением, что: семья – это_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ работа – это_____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ деньги – это_______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ учёба – это____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ мужчина – это _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ женщина – это_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Успех это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Друзья – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ спорт – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_____ Ребёнок определяет не собственную позицию, а позицию окружающих (родителей, учителей, знакомых, и других). Необходимо отметить позиции которые близки детям: (знаком - «+» ), - не «принимаемые» - (знаком « - « )
Детско – родительские отношения Тест на детскую Интернет-зависимость - родителям. Ответы даются по 5-балльной шкале: 1 - очень редко, 2 - иногда, 3 - часто,4 - очень часто, 5 – всегда. l . Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью? 2. Как часто ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети? 3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? Как часто ваш ребенок формирует новые отношения со своими друзьями по сети? Как часто вы жалуетесь на количество времени, проводимое вашим ребенком в сети? 6. Как часто учеба вашего ребенка страдает из-за количества времени, проводимого им в сети? 7. Как часто ваш ребенок проверяет свою электронную почту, прежде чем делать что-либо еще? 8.Как часто ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими? 9.Как часто ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете? 10.Как часто вы заставали своего ребенка, пробравшегося в сеть против вашей воли? 11.Как часто ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером? 12.Как часто ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых "друзей"? 13.Как часто ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили во время пребывания в сети? 14.Как часто ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у вас еще не было Интернета? 15.Как часто ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети? 16.Как часто ваш ребенок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 17.Как часто ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 18.Как часто ваш ребенок злится или становится агрессивным, когда вы накладываете ограничения на время, которое он проводит в сети? 19.Как часто ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети? 20.Как часто ваш ребенок чувствует подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает? При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать влияние Интернета на жизнь своего ребенка и всей семьи. Если сумма баллов 80 и выше, необходима помощь психолога или психотерапевта
Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин ) Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка Ключевые слова: вербальный, взрослым, отношения, семья, тест Тестируем: Межличностные отношения Возраст: Любой Тип теста: Вербальный Вопросов: 61 Источник Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин ) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., С.144-152. Назначение теста Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника , составляющего основу данной методики. 61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения: 1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. 2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. 3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. 4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. 5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Текст опросника . (детско – родительские отношения) Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет». 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии. 6. Я уважаю своего ребенка. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения. 15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым. 16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое. 18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам. 19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка. 22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни. 24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким. 29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни. 31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка. 33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав. 36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку. 39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство. 40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть. 41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения моего ребенка. 44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя. 45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны. 46. Мой ребенок часто меня раздражает. 47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей. 51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю. 54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям. Обработка и оценка результатов Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника , ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом. Принятие – отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом. Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка , старается быть с ним на равных.
Анкета для родителей Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой. 1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными? - Да - Нет - Не вполне 2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании? - СМИ (радио, газеты, ТВ, Интернет) - специальные книги по педагогике. - беседы с друзьями, знакомыми. - беседы с учителями. 3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании: - успеваемость детей – взаимное непонимание детей и взрослых. - непослушание – половое воспитание. - бездуховность - лень. - ______________________________________________ 4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком? ____________________________________________________ 5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему? - _____________________________________________________________ 6. С кем вы говорили о вашей проблеме? - ни с кем 7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро? - психолога, - педагога, - врача. 8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или школа? - безусловно, семья, - в большей мере семья, - в равной степени семья и школа, - школа, так как там ребенок проводит много времени, - школа и улица. 9 . В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем? - лекциями о воспитании, - специальными практическими занятиями, - информацией об особенностях развития детей, - информацией о том, что можно почитать по моей проблеме. _________________________________________________ 10. Сколько времени вы могли бы уделить для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованны специальные занятия? -______________________________________ 11 . Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье: Ваш возраст ________ лет Возраст ваших детей______________ Ваше образование___________________________________ 12. Какие впечатления, выводы вы сделали из нашей встречи? - ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гражданско-патриотическое воспитание Дорогой друг! Просим тебя ответить на вопросы анкеты. Твои ответы помогут в организации работы в классе ВОЗРАСТ ________________ПОЛ_________________ 1. Гражданин – это … - личность; - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства; - лицо, исполняющее все установленные законами обязанности. 2. Назовете государственные символы Российской Федерации :_______________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Опишите герб России (что на нем изображено):__________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4 .Назовите цвета государственного флага России по порядку: ________________________________ ____________________________________________________________________________________ 5. Что означает белый цвет на флаге России?_______________________________________________ 6. Какие народы живут в Хакасии?____________ ____________________________________________ 7. Столица республики Хакасии:_______________________________ 8. Какие знаменательные исторические события тебе запомнились?____________________________ ____________________________________________________________________________________ 9. Хотел (а) бы ты узнать о происхождении и истории развития государственных символов России? - да; - нет.
Тест «Толерантность и ты» Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее. 1. Что можешь сделать ты, для того чтобы не было войны… а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда! б) нужно понимать, почему они происходят в) стать добрее, терпимее, быть нужным людям 2. В школе проходит акция «Милосердие»… а) это тебя не интересует; б) пытаешься, чем можешь, помочь 3. Ты противостоишь насилию… а) насилием; б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет. 4. Тебя предали… а) ты мстишь б) ты пытаешься объясниться в) прекращаешь полное общение 5. Видишь, когда сильный обижает слабого… а) равнодушно проходишь мимо б) вмешиваешься. 6. Ты не согласен с кем-то… а) ты не даешь ему говорить б) ты все-таки слушаешь его в) проявляешь агрессию 7.К кому ты относишься с большим пониманием, терпением, снисхождением А) к людям своей национальности Б) в независимости от национальности 8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик… а) ты не общаешься с ним по причине национальности; б) помогаешь ему влиться в коллектив в) игнорируешь Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось. Ключ к тесту. Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается. Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Анкета Слышали ли вы об экстремизме? Знаете ли вы, что такое экстремизм? Как вы понимаете значение слова «экстремизм»? Экстремизм это… Были ли случаи экстремистских проявлений к вам, вашим сверстникам? Вандализм - это… Знаете ли вы случаи вандализма совершенных вашими сверстниками? Если да, то опишите…. Ксенофобия – это Назовите случаи проявления ксенофобии. Неформальные объединения – это…. Есть ли среди ваших знакомых «неформалы», если да, то какие? Были ли вы свидетелями проявления ксенофобии, вандализма, экстремизма? Терроризм – это…… Как вы понимаете «лжетерроризм»? Известны ли вам школьные « лжетеррористы »? Ваше отношение к А) экстремизму…………. Б) вандализму……… В) «неформалам»…… Г) ксенофобии………
Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым школьником для улучшения эффективности процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Выступление на общешкольном родительском собрании для социального педагога...
Роль социального партнерства в работе образовательного учреждения по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних
В наше время особую тревогу вызывает рост количества безнадзорных детей. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто...
Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Презентация к родительскому собранию на тему "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"...
Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"
Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"...
Диагностические мероприятия в работе с несовершеннолетними
Представлены дианостические материалы по направлением (ЗОЖ, характкризующий материал, патрионизм)....
Роль диагностических методик в работе классного руководителя
Роль диагностических методик в работе классного руководителя...
РОЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ физике
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения обучающими стартовый уровень умений, отдельных тем, блоков или всего курса обучения. Представлена стартовая диагностическая ...