Программа дополнительного образования направление «Прикладное творчество» кружок «Рукоделие»
рабочая программа на тему
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с ограниченными возможностями здоровья с природой и культурой, трудом и искусством. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Рукоделие, способствующее формированию познавательной деятельности и интересов, мелкой моторики, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее усидчивость, приучающее к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь детей.
Цель программы – развитие у школьников природных творческих способностей, интереса к моделированию и эстетике быта, приобщение к народной культуре через постижение мастерства традиционного русского рукоделия, вторичное использование предметов бытового обихода и промышленных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования направление «Прикладное творчество» кружок «Рукоделие» | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Горбатовская областная специальная /коррекционная/
общеобразовательная школа-интернат I вида»
УТВЕРЖДЕНА: Разработана с учётом мнения
Педагогическим советом методического объединения
Протокол № 1 от 30 августа 2011г
Программа
дополнительного образования
направление «Прикладное творчество»
кружок «Рукоделие»
(3 года обучения)
возраст учащихся 11 - 14 лет
Автор: учитель трудового
обучения
Григорьева Н.А.
г. Горбатов, 2011г.
Пояснительная записка
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с ограниченными возможностями с природой и культурой, трудом и искусством. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Рукоделие, способствующее формированию познавательной деятельности и интересов, мелкой моторики, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее усидчивость, приучающее к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь детей.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.
Данная дополнительная образовательная программа направлена на обучение детей рукоделию: овладение основными технологиями изготовления полезных изделий на основе преобразования различных тканей с помощью «лоскутной техники»; ознакомление с древним видом рукоделия «вышивка крестом» и новой техникой выполнения картин вышитой графикой; обучение создавать игрушки-самоделки из отходов текстильного и швейного производства и ткани, бывшей в употреблении, и нечто красивое и необыкновенное из природных и растительных материалов.
Занятия кружка «Рукоделие» направлены на социальную адаптацию детей, обучение практическим видам деятельности, на общее развитие детей. Работа в этом кружке имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться.
Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.
Цель программы – развитие у школьников природных творческих способностей, интереса к моделированию и эстетике быта, приобщение к народной культуре через постижение мастерства традиционного русского рукоделия, вторичное использование предметов бытового обихода и промышленных материалов.
Задачи:
Воспитательные: воспитание трудолюбия, развитие усидчивости и внимательности, формирование самостоятельности, воспитание бережливости и внимания к охране окружающей природной среды.
Обучающие: закрепление у школьников полученных знаний и умений на уроках труда, обучение искусству гармоничного подбора цветов и композиций, создание своими руками оригинальных декоративно-прикладных изделий; получение знаний по профессии и профессиональной подготовки.
Развивающие: развитие и раскрытие творческих способностей (индивидуальных) учащихся; знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; адаптация школьников к жизни в обществе.
Основные направления:
- «Бисероплетение» - знакомство школьников с видами бисера, обучение изготовлению простейших изделий из бисера; чтение схем для плетения и вышивания бисером;
- «Веселый лоскуток» - обучение школьников технологии на основе конкретных процессов преобразования различных тканей с целью получения полезных изделий;
- «Вышивка» - знакомство учащихся с древним видом рукоделия, возвращение популярности вышивке «крестом», выполнение картин в технике вышитой графики;
- «Мягкая игрушка» - создание игрушек-самоделок. Шьешь – и обяза-тельно что-то получится.
- «Флористика» - нечто красивое и необыкновенное из природных и растительных материалов.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на детей с 11-летнего до 14-летнего возраста.
Срок реализации программы 3 года.
1 год обучения – 11-12 лет;
2 год обучения – 12-13 лет;
3 год обучения – 13-14 лет.
Занятия поводятся в швейной мастерской 1 раза в неделю продолжительностью 1,5 часа во второй половине дня.
Формы занятий: теоретические, практические, экскурсии на швейную фабрику, в музей и на выставки декоративно-прикладного творчества.
Технологическое обеспечение программы
Опыт показывает, что занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Данная программа способствует полному усвоению предложенного материала и на уровне элементарного образования, и на уровне начальной допрофессиональной подготовки.
Особенность заданий для выполнения на занятиях кружка состоит в их методическом обеспечении в оптимальные сроки, что позволяет юным мастерицам не утратить интерес к своей работе и заверить ее на творческой "нотке". Такой подход позволяет избежать непродуктивных заданий, культивировать вкус к самому процессу постижения мастерства.
Работа в кружке основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве.
Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, поделки и пр.)
Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с минимальным количеством деталей.
В первый год обучения дети получают элементарное образование по мастерству рукоделия. Для старших - предлагаются более сложные поделки.
На втором году обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей.
На третьем году дети, хорошо усвоившие технические приемы ручной и машинной работы, постепенно начинают самостоятельно создавать различные поделки.
Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических навыков у детей.
Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на уровнях: репродуктивном, репродуктивно-творческом и творческом. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе. Данные уровни могут не соответствовать годам обучения, т.к. одни дети к концу первого года обучения могут работать на репродуктивном и репродуктивно-творческом уровнях, а другие и на третьем году обучения продолжают работать на репродуктивном уровне.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать организацию работ во время дополнительного занятия, организацию рабочего места, названия материалов и их видов, названия и основные технологии работы с различными видами ткани, порядок выполнения технологических операций и правила по обработке материала, правила культуры труда и безопасной работы с инструментами.
Учащиеся будут уметь организовывать свое рабочее место, выполнять обработку материалов простейшими инструментами, соблюдая правила безопасности при работе, работать по плану, контролировать себя с учетом требований к качеству изделия, использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении, экономно производить разметку материалов.
Материально-техническая база:
Оборудование: швейная машина, утюг.
Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, колесико-резец, пластиковая подложка, линейка, карандаши.
Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бисер, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., леска, проволока, вата, синтепон, пуговицы.
Содержание программы
Организация труда (3 ч)
Организация труда и рабочего места. Правила безопасности труда. Повторение основных приемов рукоделия.
«Бисероплетение» (20 ч)
Инструменты и материалы. Приемы бисероплетения (2 ч)
Знакомство с инструментами и материалами (бисером) для бисероплетения. Подбор бисера по цвету, размеру и фактуре для отдельных композиций. Приемы бисероплетения.
Изготовление схем листьев и лепестков различных форм
и размеров (6 ч)
Подготовка материалов к работе, чтение схем для плетения. Нанизывание бисера и формирование листьев и лепестков различных форм и размеров.
Плетение из бисера способом «Крестик» (6 ч)
Подготовка материалов к работе, чтение схем для плетения. Нанизывание бисера способом «Крестик».
Составление цветочных композиций (6 ч)
Подготовка материалов к работе, чтение схем для плетения. Нанизывание бисера и формирование цветочных композиций.
«Веселый лоскуток» (18ч)
Выполнение мозаики из полос, аппликация
(подставка под горячие блюда) (6 ч)
Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски; стирка и накрахмаливание тканей; подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку). Изготовление шаблонов для раскроя элементов орнамента. Соединение деталей лоскутной мозаики между собой.
Изготовление игрушки-аппликации
для расчески «Дина» (6 ч)
Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски; стирка и накрахмаливание тканей; подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку). Изготовление шаблонов для раскроя элементов орнамента. Соединения деталей лоскутной мозаики между собой.
Лоскутное стеганое одеяло (6 ч)
Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски; стирка и накрахмаливание тканей; подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку). Изготовление шаблонов для раскроя элементов орнамента. Соединения деталей лоскутной мозаики между собой.
«Вышивка» (22 ч)
Изготовление панно «Игрушки-зверушки» нитками мулине в технике вышивки швом «вперед иголку» и тамбурным швом (6 ч)
Подготовка к вышиванию, перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Подбор ниток и выбор техники вышивания. Вышивка. Окончательная обработка вышитых изделий.
Вышивка картины «Нарциссы» в технике вышивки «крест» (8 ч)
Подбор ниток для вышивания. Знакомство с техникой вышивки «крест». Вышивка.
Вышивка картины «Моя деревня» в технике вышитой графики (8 ч)
Подбор ткани и ниток для вышивания. Знакомство с техникой вышитой графики. Перевод рисунка на ткань. Вышивка.
«Мягкая игрушка» (18 ч)
Мягкая игрушка «Умный кролик» (6 ч)
Подбор материалов. Изготовление выкройки. Раскрой деталей. Заготовка мелких деталей. Соединение основных деталей. Набивка и утяжка.
Мягкая игрушка «Дракоша» (6 ч)
Подбор материалов. Изготовление выкройки. Раскрой деталей. Заготовка мелких деталей. Соединение основных деталей. Набивка и утяжка.
Мягкая игрушка «Гномик» (6 ч)
Подбор материалов. Изготовление выкройки. Раскрой деталей. Заготовка мелких деталей. Соединение основных деталей. Набивка и утяжка.
«Флористика» (18 ч)
Изготовление панно «Виноградная кисть»
из отходов искусственной кожи (6 ч)
Подготовка материалов к работе. Перевод рисунка на дерматин. Раскрой деталей. Наклеивание деталей. Выполнение панно.
Изготовление подарка для малышей «Тигр-кошелек»
из отходов искусственной кожи (6 ч)
Подбор материалов и раскрой. Выполнение.
Изготовление салфетки из природного материала (6 ч)
Подготовка материалов к работе. Перевод рисунка на кальку. Наклеивание природного материала.
Экскурсии (6 ч)
Экскурсия в музей.
Экскурсия на выставку поделок в среднюю школу.
Экскурсия в Дом детского творчества.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
1-ый год
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теорет. (час) | Практ. (час) | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Организация труда и рабочего места. Правила безопасности труда. Инструменты и материалы. Приемы бисероплетения. Изготовление схем листьев и лепестков различных форм и размеров. Выполнение мозаики из полос, аппликация (подставка под горячие блюда) Изготовление панно «Игрушки-зверушки» нитками мулине в технике вышивки швом «вперед иголку» и тамбурным швом Мягкая игрушка «Умный кролик»Изготовление салфетки из природного материала Экскурсия в музей | 1 2 6 6 6 6 6 2 | 1 1 2 2 2 2 2 - | - 1 4 4 4 4 4 2 |
Итого: | 35 | 12 | 23 |
2-ой год
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теорет. (час) | Практ. (час) | |||
1. 2. 3. | Организация труда и рабочего места. Правила безопасности труда. Повторение основных приемов рукоделия, с которыми познакомились на 1-ом году. Плетение из бисера способом «Крестик» Мягкая игрушка «Дракоша» | 1 6 6 | 1 2 2 | - 4 4 |
4. 5. 6. 7. | Изготовление игрушки-аппликации для расчески «Дина»Вышивка картины «Нарциссы»Изготовление панно «Виноград» из отходов искусственной кожиЭкскурсия на выставку поделок в среднюю школу | 6 8 6 2 | 2 2 2 - | 4 6 4 2 |
Итого: | 35 | 11 | 24 |
3-ий год
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теорет. (час) | Практ. (час) | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Организация труда и рабочего места. Правила безопасности труда. Повторение основных приемов рукоделия, с которыми познакомились на 2-ом году Составление цветочных композиций из бисера Лоскутное стеганое одеяло Вышивка картины «Моя деревня» в технике вышитой графики Мягкая игрушка «Гномик» Изготовление подарка для малышей «Тигр-кошелек» из отходов искусственной кожиЭкскурсия в Дом детского творчества |
1 6 6 8 6 6 2 | 1 2 2 2 2 2 - | - 4 4 6 4 4 2 |
Итого: | 35 | 11 | 24 |
Примечание. Учебно-тематический план может быть скорректирован в течение учебного года
Задания для проверки знаний, умений и навыков
1-ый год обучения
- Расскажи правила безопасности при работе с ручными инструментами.
- Назови ручные инструменты и материалы для рукоделия.
- Назови основные приемы бисероплетения.
- Составь схему аппликации подставки под горячее блюдо.
- Выполни тамбурный шов и шов «вперед иголку».
- Назови детали мягкой игрушки «Умный кролик».
- Назови природные материалы для изготовления декоративной салфетки.
- Расскажи об экскурсии в музей.
2-ой год обучения
- Расскажи правила безопасности при работе на швейной машине.
- Назови основные приемы рукоделия.
- Выполни плетение из бисера способом «крестик».
- Назови детали мягкой игрушки «Дракоша».
- Расскажи последовательность выполнения игрушки-аппликации для расчески «Дина».
- Назови цвета ниток мулине при выполнении вышивки картины «Нарциссы». П
- Из какого материала выполнено панно «Виноград».
- Расскажи об экскурсии в среднюю школу.
3-ий год обучения
- Расскажи правила безопасности при работе.
- Назови основные приемы выполнения цветочной композиции из бисера.
- Выполни вышивку бисером по схеме (фрагмент).
- Выполни фрагмент лоскутного одеяла.
- Какие цвета ниток используются при выполнении картин в технике вышитой графики.
- Выполни самостоятельно свою игрушку.
- Разработай самостоятельно свой вариант сувенира из природных материалов.
- Расскажи об экскурсии в Дом детского творчества.
Список литературы
- Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г. Деревянко Н.С., Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: Игрушки в подарок. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004.
- Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Кн. для учащихся 5 – 8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988г.
- Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
- Иванова А.А. Вышитый пейзаж. – М.: Издательство «Культура и традиции», 2004.
- Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома Справочное издание. Авт.-сост. Н.М. Волчек - Мн.: Современный литератор, 2001.Махмутова Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Нигель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Овчинникова О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике", 2001.
- Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами: Методика и практика (Программа «Я – человек»). – М.: Школьная Пресса, 2004.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка.- М., 1999г.
- Рукоделие: Приложение к журналу «Стиль» - Под ред. Н.Некрасова. – Санкт-Петербург: «Стиль»1, 1993-94.
- Схемы для вышивки.
- Схемы для бисероплетения.
- Учебники для учащихся 5-7 классов «Технология», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Программа дополнительного образования декоративно-прикладной направленности "Посиделки" для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, формирование основ базовой культуры личности, созд...
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию декоративно-прикладного творчества . Кружок «Флористика»
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию декоративно-прикладного творчества . Кружок «Флористика»...
Программа дополнительного образования Направление: Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное творчество.
Программа дополнительного образования Направление: Изобразительное искусство,Декоративно-прикладное творчество.СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫКРУЖОК «МОЗАИКА»:Программа ...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Декоративно – прикладное искусство» для детей 7-16 лет
Дополнительная общеобразовательная программа "Декоративно - прикладное искусство" относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гар...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Декоративно-прикладное искусство»
laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. Калинин...
Экспертное заключение. Общеобразовательной программы дополнительного образования " Декоративно - прикладное творчество"
Программа разработана для детей 7 – 15 лет. Уровень программы: базовый. Направленность программы: художественная. Срок реализации программы: 3 года. Цель программы-приобщение к традициям, культу...