«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »
учебно-методический материал на тему
ГБОУ №698 прогимназия « Пансион»
Московского района
«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »
Провела учитель – логопед
Синявская
Виктория Александровна
Санкт-Петербург
2014 год.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми , успешно обучаться в школе , понимать литературу , телевизионные и радиопередачи и т.д.. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи .
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом , накопленным народом в процессе его истории .
Дети дошкольного возраста чаще всего употребляют существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. Остальные части речи употребляются гораздо реже в связи с тем, что понятие о признаках предметов находятся в стадии формирования, поскольку у них еще не сформировано ощущение признака.
В ранний период прилагательные используются почти исключительно в функции сказуемого, составляя при этом центр сообщения. В отличие от взрослого языка прилагательные в речи маленького ребёнка стоят чаще всего не перед определяемым словом, а после него, что в общем, больше соответствует природе самих явлений (предмет важнее, весомее признака, признак – нечто второстепенное). Планируя высказывание, взрослые успевают на ходу изменить естественный порядок следования компонентов, ребёнок этого не делает, тем более что русский язык позволяет такие вольности из-за отсутствия строго фиксированного порядка слов.
Замечено, что дети склонны употреблять вначале все прилагательные в форме либо мужского, либо женского рода. Только позднее начинается дифференциация по родам, при этом период колебаний и ошибок занимает достаточно много времени.
Почти вся речевая патология в детском возрасте обусловлена теми или иными факторами, которые действовали до того, как у ребенка началось развитие речи. Каждому ребенку, с любой формой поражения речевой функции предстоит овладеть родным языком, сначала как средством общения, а затем как средством мышления.
А для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы нуждаются в закономерных отношениях.
Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушением развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе развития они испытывают свои определенные трудности в усвоении тех или иных единиц речи.
При обследовании детей логопедической группы в сентябре , выясняется , что у всех детей связная речь не сформирована , лексико- грамматическая сторона речи грубо нарушена.
Экспрессивная речь детей состоит, в большинстве случаев, из существительных и глаголов . Прилагательные детьми употребляются крайне редко . В основном – это качественные прилагательные , обозначающие внутренние качества человека ( добрый , тихий , умный и т.п.); физические качества людей и животных ( молодой , старый , больной и т.п.); форму предметов ( круглый , квадратный , длинный , плоский , короткий и. т.п. ) ; размер ( большой , высокий , низкий и т.п. ), вкусовые качества ( сладкий , горький , кислый и т.п. ), цвет ( зеленый , красный , синий и т.п.).
Но даже при употреблении прилагательных данного вида , по моим наблюдениям , дети совершают множество ошибок .
Что касается детей в возрасте 5-6 лет , то они очень часто заменяют одни прилагательные другими ( высокий - большой , низкий - маленький , узкий - тонкий , широкий - толстый и т.п. ). Также в речи детей наблюдались ошибки по согласованию прилагательных с существительным в роде и числе ( красный лента , синяя небо и т.п. ) .
Большую трудность дети испытывают при образовании относительных прилагательных ( прилагательные , которые обозначают материал , из которого сделан предмет ( деревянная кровать , железная ручка ) , или признаки, не имеющие качественных изменений (городской парк , утренняя зарядка ) ).
Самое большое количество ошибок дети допускают при образовании притяжательных прилагательных ( прилагательные , обозначающие принадлежность предмета какому – либо лицу или животному ( утиное гнездо , лисий воротник и т.п. )
Проанализировав результаты обследования , я увидела , что у детей разного возраста предикативный словарь развит на низком уровне. Это объясняется тем, что в дизонтогенезе формирование прилагательных существенно задерживается . Владея ограниченным словарным запасом , ребенок затрудняется в восприятии сообщений , что влияет на развитие познавательной деятельности .Обучение использованию детьми в экспрессивной речи прилагательных процесс длительный и сложный .
Для более эффективного усвоения детьми имен прилагательных в логопедической работе просто необходимо использовать различные игры, игровые приемы и упражнения .
Игровые приемы в обучении детей использованию в речи прилагательных.
Логопедическую работу по коррекции речевого развития детей с ОНР следует проводить с использованием различных методов и приемов .
В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов :
1.Наглядные методы – наблюдения ( осмотр помещения , экскурсия , рассматривание натуральных предметов ), рассматривание , описание , придумывание сюжетных рассказов .
2. Словесные методы – чтение художественных произведений , заучивание наизусть , пересказ, беседа.
3. Практические методы – дидактическая игра , игры – занятия , игры – инсценировки .
Каждый метод представляет собой совокупность приемов , служащих для решения дидактических задач .
Прием – это элемент метода . В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов . Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на :
1.Словесные приемы – повторение , объяснение , указания , словесное упражнение , оценка детской речи , вопрос.
2.Наглядные приемы – показ картинки , игрушки , движения или действия , показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.
3.Игровые приемы – интригующая интонация голоса , утрированно озабоченная интонация голоса , использование небылиц , перевертышей , введение в игру игрового персонажа употребление игровой формы оценки ( фишки , фанты и т.д. )
В своей работе мы используем совокупность данных методов и приемов . Как показывает практика , основной метод , используемый в работе с детьми дошкольного возраста - это наглядный метод , в котором в данную очередь используются все приемы .
Существуют различные способы обучения детей использованию в речи имен прилагательных . Обучение данной части речи проходит не только на занятиях по развитию речи , но на занятиях математики ( цвет , размер , сравнение ), изобразительного искусства и художественного труда ( рассматривание и описание предметов , сравнение предметов по цвету , размерам , свойствам и т.д. ), на занятиях физической культурой ( оценка выполнения данного задания тем или иным ребенком ) , музыки ( при прослушивании или разучивании того или иного произведения ) и т.д..
Для того , чтобы ребенок понял смысл того или иного признака предмета , нам очень важно , чтобы он понимал истинное значение данного слова .
Зная о развитии речи в онтогенезе , мы имеем полное представление о том , какие части речи находятся у ребенка в стадии формирования .Значительный скачок в овладении прилагательными приходится на старший и подготовительный возраст , т.к. именно в этот период ребенок более продуктивно вычленяет из языкового материала дробные элементы и овладевает их знаковым характером .
По моему опыту логопедической работы особую трудность для детей представляет составление рассказа – описания . При его составлении дети зачастую просто перечисляют части и компоненты предмета , забывая давать им признаковую окраску , тем временем как мы должны добиваться более точного описания предмета , опираясь , главным образом , именно на его признаки .
Пример использования игровых приемов при составлении рассказа – описания по теме : «Фрукты . Яблоко».
- Игра : « Угадай загадку»
Само с кулачок ,
Круглый бочок .
Тронешь пальцем - гладко ,
А откусишь - сладко .
- Что это ?
- Как догадались ?
-Яблоко какое ? ( гладкое , сладкое )
2. Чтение логопедом стихотворения .
- Послушайте , какое яблоко еще ?
Три яблока из сада
Ежик притащил .
Самое румяное
Белке подарил .
- Какое яблоко подарил белке ежик ? ( самое румяное )
3. Рассматривание натурального предмета ( яблока ) и ответы на вопросы .
- К нам в гости пришла Белочка и принесла в подарок яблоко .( Игрушка Белочки )
В данной работе может применяться как натуральное яблоко , так и его изображение или игрушка .
- Какое яблоко по цвету ? ( в подготовительной группе дети уже описывают яблоко , применяя два цвета : красно- желтое , румяное )
- Какое яблоко по форме ?
( если дети затрудняются с ответом , то логопеду целесообразно уточнить вопрос :- Какую фигуру оно тебе напоминает ?
- Яблоко похоже на круг , значит оно какое ? Круглое )
-Подержите яблоко в руках и скажите какое оно на ощупь ?
( гладкое , блестящее )
- Поднесите яблоко к носу и понюхайте его .Какое оно по запаху ? ( ароматное )
Далее логопед дает детям попробовать кусочки яблока, заготовленного заранее . После того , как дети его попробовали , он спрашивает:
- Какое яблоко по вкусу ? (сладкое, кисло - сладкое )
- Какое яблоко внутри ? ( сочное , мякоть рыхлая и т.д. )
- Что из него можно приготовить ?
Логопед выслушивает ответы детей .
4 .Координация речи с движением . Игра с мячом : «Скажи наоборот».
Сладкое –кислое
Круглое – квадратное
Гладкое - шершавое
Тяжелое - легкое и т.д. .
5. Составление рассказа - описания логопедом .
Логопед предлагает послушать свой рассказ - описание про яблоко .
6.Игра : « Рассказ для Белочки»
Дети составляют свои рассказы . Логопед при необходимости им помогает .
7. Подведение итогов .
Лучше провести в игровой форме .Дети вместе с Белочкой выбирают лучший рассказ .
Таким образом , на примере проведения данного занятия можно увидеть , что при обучении детей составлению рассказа – описания используются все три приема : словесный , наглядный и игровой .
Также я предлагаю Вашему вниманию игры и игровые упражнения , используемые мной при обучении детей прилагательным в различных возрастных группах.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
1). « Сказки про игрушки»
Цель: обучение соотнесения предметов с их словесным обозначением .
Оборудование : сюжетная картинка « Илюшины игрушки»; игрушки: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая лошадка, пушистый цыпленок , пожарная машина , блестящая дудочка ,большой барабан .
Описание : логопед выставляет на наборное полотно картинка и читает сказку , демонстрируя по ее ходу участвующие в сказке игрушки . Далее логопед просит показать и назвать игрушки , обращая их внимание на один существенный признак каждой .
- Покажи паровоз.
- Паровоз какого цвета ? Какой он ? ( желтый )
Если дети затрудняются , то логопед произносит слово самостоятельно и просит ( по возможности ) повторить .
2). Упражнение « Покажи ».
Цели: развитие слухового и зрительного внимания ; обучение соотнесению признаков предметов ( красный , синий , большой , маленький ) с их словесным обозначением .
Оборудование : большой красный мяч , маленький синий мяч .
Описание : Логопед держит в руках два мяча и привлекает внимание детей то к одному , то к другому .
- Это мяч и это мяч.
- Это большой мяч ,это маленький мяч .
- Это красный мяч , это синий мяч .
Далее логопед просит детей показать большой мяч и маленький мяч ; синий мяч и красный мяч .
3.) Упражнение : « Будь внимательным ». ( Лексические темы : « Игрушки»,
« Одежда» , « Посуда» )
Цели : обучение детей умению группировать предметы по цвету ; развитие зрительного внимания ; закрепление знания основных цветов и умения их различать ; обучение детей согласованию прилагательных с существительным в роде и числе .
Оборудование : Четыре комплекта предметных картинок красного , желтого , зеленого и синего цветов , а так же набор черно- белых картинок с незакрашенными изображениями .
Описание: Логопед помещает на наборное полотно комплект черно- белых картинок и предлагает детям назвать и показать нарисованные предметы . После этого дети получают задание собрать комплект картинок определенного цвета, раскладывая перед детьми 4 комплекта цветных картинок . Когда дети выполнили задание , логопед просит каждого ребенка назвать свои картинки : « Красный шарф , красное платье , красная шапка, красные носки и т.п.»
4). Дидактическая игра : « Большой – маленький».
Цели: пополнение активного словаря прилагательными большой – маленький ; обучение сравнению различных по величине предметов ; Развитие слухо- речевой памяти .
Оборудование : Сюжетная картинка « Одежда для медвежат» , наборное полотно .
Описание : Логопед помещает на наборное полотно картинку и предлагает детям показать и назвать большого мишку и маленького мишку . Объясняет , что большому мишке нужна большая картинка , а маленькому- маленькая . Далее просит ребят подобрать одежду сначала для большого мишки , а затем для маленького .
5). Дидактическая игра : « У кого ? ».
Цели : формирование грамматического строя речи ; обучение употреблению в речи предлога У в значении у кого; расширение словаря прилагательными ; закрепление знания и различения основных цветов ; развитие зрительного восприятия .
Оборудование : предметные картинки по теме красного , желтого, зеленого и синего цветов.
Описание : Логопед раздает детям картинки с изображением одного итого же предмета ( посуды ) , но разных цветов . Затем задает детям вопросы , по возможности требуя полного ответа :
- У кого красная чашка? ( У Алеши красная чашка )
- У кого зеленое блюдце ? ( У Ани зеленое блюдце ) и т.п.
6).Игра : « Кому что дать ? ».
Цели : закрепление знания и различения основных цветов , умения называть их ; учить согласовывать имена существительные с прилагательными в роде .
Оборудование : предметная картинка с изображением цыплят в кепках 4 основных цветов , 4 комплекта игрушек красного , синего, зеленого и желтого цветов .
Описание : Логопед рассматривает вместе с ребенком картинки , просит назвать игрушки . Далее логопед обращает внимание детей , что у цыплят кепки разного цвета и просит подобрать цыпленку в синей кепке - синие игрушки , цыпленку в красной кепке - красные игрушки , цыпленку в желтой кепке - желтые игрушки , а цыпленку в зеленой кепке- зеленые игрушки .
7).Игра : « Кастрюли и сковородки».
Цели : активизировать словарь за счет слов , обозначающих предметы кухонной посуды ;образовывать слова при помощи суффиксов ; согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе ; использовать в речи сравнительную степень прилагательных .
Оборудование : сюжетная картинка с изображением кухни ; большая , средняя и маленькая сковородки ; большая , средняя и маленькая кастрюли ; 3 поварешки с ручками разной длины.
Описание: Логопед предлагает рассмотреть ребенку предметные картинки с изображением кастрюль и просит детей назвать их : маленькая кастрюлечка, средняя кастрюлька, большая кастрюля . Далее логопед предлагает детям найти для каждой кастрюли место на полке .Просит назвать величину каждой кастрюли . По аналогии проводится игра со сковородками .
Затем спрашивает у детей , чем отличаются поварешки . Объясняет , что у всех поварешек ручки разной длины , предлагая изменить слова по образцу : длинная - длиннее , короткая – (короче ).Логопед обращает внимание детей , что вся посуда - кухонная .
8). Игра : « Мы - аккуратные ».
Цели : учить различать и называть предметы по форме ( круг , овал , треугольник , квадрат )
Оборудование : сюжетная картинка с изображенными на ней коротышками за столом , салфетки круглой , овальной , квадратной , треугольной формы , разные по цвету ( розовая , сиреневая , голубая , серая ) и величине .
Описание : Логопед показывает детям предметные картинки с салфетками разной формы и просит назвать , какую фигуру напоминает каждая салфетка . Объясняет детям , что после еды принято вытирать губы салфеткой .
- Коротышки очень аккуратные , они всегда вытирают губы салфеткой после еды . У каждого Коротышки своя салфетка .
Далее логопед просит показать салфетку , похожую на круг , спрашивает про ее цвет и величину . Аналогично проводится работа с салфетками другой формы .
9). Игра : « Скажи наоборот» .
Цели : научить детей подбирать слова с противоположным значением , согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе .
Оборудование : резиновый мячик .
Описание : Логопед называет слово , бросает мяч кому - либо из детей и просит ребенка назвать слово с противоположным значением .
- мокрый - сухой , веселый - грустный , добрый - сердитый , толстый - тонкий , чистый - грязный и т.п.
В период начального ввода в активный словарь ребенка антонимов , рекомендую проводить данную игру с опорой на наглядность .
10). Упражнение : « Скажи ласково».
Цели : учить ребенка образовывать имена прилагательные с уменьшительно - ласкательным значением .
Описание : Логопед предлагает закончить фразу , назвать ласково :
Свинья толстая , а поросенок - ( толстенький ).
Хвост у собаки тонкий , а у щенка – ( тоненький ).
Кот худой , а котенок – ( худенький ).
Конь белый , а жеребенок – ( беленький ) .
11).Игра : « Маленькие художники ».
Цели : развитие цветовосприятия и цветоразличения ; совершенствование грамматического строя речи ( согласование качественных прилагательных с существительными ).
Оборудование : черно- белые картинки с изображением яблока, винограда , лимона , сливы , баклажана , кабачка , помидора , апельсина , груши , моркови , редиски , репы ; кружки красного , синего , желтого , оранжевого , фиолетового , черного , зеленого цветов .
Описание : Логопед предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках овощи и фрукты и назвать их , назвать какого цвета кружки они видят . Далее дети выбирают по одному овощу или фрукту , вспоминают , какого он цвета , закрывают картинку кружком соответствующего цвета
Морковь ( какая ? ) оранжевая
Помидор ( какой ? ) красный и т.п.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
1). Игра : « Мебельный магазин».
Цели : развитие грамматического строя речи ( образование относительных прилагательных )
Оборудование : предметные картинки с изображением деревянной , пластмассовой , металлической , кожаной , вельветовой мебели .
Описание : Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением мебели , просит детей вспомнить название этой мебели и где можно ее купить . Далее логопед предлагает детям отправиться в мебельный магазин для приобретения новой мебели и предлагает послушать , как нужно обращаться к продавцу :
- Я хочу купить большой кожаный диван коричневого цвета с двумя большими мягкими подушками .
Дале логопед просит детей действовать по образцу .
2).Игра : « Разбитая чашка» .
Цели : развитие грамматического строя речи (и образование относительных прилагательных ) ; развитие пространственных представлений , мышления , зрительного внимания ; актуализация словаря по теме : «Посуда».
Оборудование : изображение чашки на разлинованном в клеточку листе - рабочее поле ( по количеству детей ) , детали чашки разных цветов .
Описание : Логопед просит вспомнить детей названия посуды . Когда дети вспомнят чашку , логопед скажет , что у нее есть чашки , но они разбились , и попросит детей собрать чашки из кусочков .
В средней группе детям обязательно предъявляется образец чашки .
В старшей и подготовительной группе логопед задает вопросы : « Почему чашка разбилась ? Из чего она сделана ? Если чашка из фарфора , то она какая ? Если чашка из фаянса , то она какая ? Если чашка из стекла , то она какая ? Если чашка из глины , то она какая ?»
Дети собирают чашку без предъявления образца и рабочего поля .
3).Игра : « Украшаем елку».
Цели : совершенствование грамматического строя речи ( правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных , согласование прилагательных с существительным в роде , числе и падеже , образование относительных прилагательных ); расширение словарного запаса , развитие зрительного внимания .
Оборудование : большая картинка с изображением елки и 20 предметных картинок ( сосулька, снеговик , ананас , лиса , шар , шишка, мишка , лягушка , петушок , рыбка , кораблик , ракета , груша , гирлянда , серпантин , лодка , колобок , волк , колокольчик , флаг )
Описание : в старшей и подготовительной группе дети , украшая елку , комментируют свои действия :
- Я повесил на елку бурого мохнатого мишку .
- Я повесила на елку красные бумажные флажки . и т.п.
Когда елка украшена , логопед просит детей запомнить , что висит на ней . Затем дети закрывают глаза , а логопед убирает одну из игрушек .
- Чего не стало ?
- На елке не стало желтого пластмассового колобка . и т.п.
Также можно усложнить задание , меняя игрушки местами .
- Какие игрушки поменялись местами ?
- Зеленая лягушка и рыжая лиса поменялись местами .
- Ватный снеговик и стеклянный ананас поменялись местами . и т.п.
4). Игра : « Из чего сделаны ?».
Цели :развитие грамматического строя речи ( образование и использование в речи относительных прилагательных ).
Оборудование : поля с изображением посередине овцы , коровы , дерева , пшеницы и т.п. , предметные картинки ( Свитер , шапка , варежки , шарф , стол , деревянный забор , стул , сыр , молоко , масло и т.п. )
Описание : На доске выставляются поля с изображениями овцы , коровы , дерева , пшеницы . Логопед раздает детям по две-три предметные картинки и предлагает положить свою картинку на одно из четырех полей и объяснить , почему он положил именно туда .
- Я положил шерстяную варежку к овце , потому что она вяжется из ее шерсти .
- Я положила сыр к корове , так как это молочный продукт , он изготавливается из молока . и т.п.
5). Игра : « Ателье».
Цели : развитие грамматического строя речи путем образования и использования в речи относительных прилагательных .
Оборудование : картинки с изображением различной одежды , различные виды тканей ( шерсть , хлопок , лен , драп , капрон , шелк и т.п. ).
Описание : Логопед предлагает детям посетить ателье и заказать себе одежду:
- Я хочу заказать себе шерстяное , длинное платье зеленого цвета , с кружевным воротничком .
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
1). Игра : « Диковинное животное» .
Цели : развитие грамматического строя речи ( образование и употребление притяжательных прилагательных ).
Оборудование : предметные картинки с изображением кота , коровы , собаки , поросенка , разрезные предметные картинки с изображением этих же животных .
Описание : Логопед составляет диковинное животное из разных частей животных и рассказывает детям сказку : « В одном царстве-государстве жил да был волшебник . Он учился колдовать . Ученик он был , прямо скажем , не очень прилежный . Решил однажды волшебник наколдовать чудо - коня . Посмотрите , что у него получилось .»
Дети рассматривают чудо-животное , а затем логопед просит детей рассказать, кому из животных принадлежит какая часть тела .
Туловище - ( лошадиное )
Хвост – ( поросячий )
Голова - ( собачья )
Лапы - ( кошачьи )
- Давайте скажем волшебные слова : « Чики, брики , брик» и составим животных правильно .
2). Игра : « Чей клюв ?» .
Цели : совершенствование грамматического строя речи путем употребления притяжательных прилагательных .
Оборудование : предметные картинки с изображением птиц и их клювы .
Описание : Логопед показывает картинки , просит детей вспомнить названия птиц и отыскать их клювы ( носы ) .
- У ястреба - ястребиный клюв .
- У пеликана - пеликаний клюв . и т.п.
3). Игра : « Чье это ?» .
Цели : совершенствование грамматического строя речи путем образования притяжательных прилагательных .
Оборудование : предметные картинки с изображением морд и хвостов разных животных .
Описание : Логопед предлагает рассмотреть картинку и вспомнить , как называется животное , которому принадлежит морда и хвост .
- У лошади чья морда ? ( лошадиная ) , Чей хвост ? ( лошадиный ) и т.п.
4). Игра : « Угадай , кто владелец ?» .
Цели : развитие грамматического строя речи ( образование притяжательных прилагательных от имен существительных ) .
Описание : Логопед читает рифмовку :
Я начну , а ты скажи ,
Мне словечко подскажи .
Чашка мамы - чья чашка ? - мамина чашка .
Самовар дедушки - чей самовар ? - дедушкин самовар .
Сковорода бабушки - чья сковорода ? - бабушкина сковорода .
Стакан папы - чей стакан ? - папин стакан .
Нож дяди - чей нож ? - дядин нож .
Салфетка тети - чья салфетка ? - тетина салфетка .
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ №698 прогимназия « Пансион»
Московского района
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ :
«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »
Провела учитель – логопед
Синявская
Виктория Александровна
Санкт-Петербург
2014 год.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми , успешно обучаться в школе , понимать литературу , телевизионные и радиопередачи и т.д.. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи .
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом , накопленным народом в процессе его истории .
Дети дошкольного возраста чаще всего употребляют существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. Остальные части речи употребляются гораздо реже в связи с тем, что понятие о признаках предметов находятся в стадии формирования, поскольку у них еще не сформировано ощущение признака.
В ранний период прилагательные используются почти исключительно в функции сказуемого, составляя при этом центр сообщения. В отличие от взрослого языка прилагательные в речи маленького ребёнка стоят чаще всего не перед определяемым словом, а после него, что в общем, больше соответствует природе самих явлений (предмет важнее, весомее признака, признак – нечто второстепенное). Планируя высказывание, взрослые успевают на ходу изменить естественный порядок следования компонентов, ребёнок этого не делает, тем более что русский язык позволяет такие вольности из-за отсутствия строго фиксированного порядка слов.
Замечено, что дети склонны употреблять вначале все прилагательные в форме либо мужского, либо женского рода. Только позднее начинается дифференциация по родам, при этом период колебаний и ошибок занимает достаточно много времени.
Почти вся речевая патология в детском возрасте обусловлена теми или иными факторами, которые действовали до того, как у ребенка началось развитие речи. Каждому ребенку, с любой формой поражения речевой функции предстоит овладеть родным языком, сначала как средством общения, а затем как средством мышления.
А для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы нуждаются в закономерных отношениях.
Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушением развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе развития они испытывают свои определенные трудности в усвоении тех или иных единиц речи.
При обследовании детей логопедической группы в сентябре , выясняется , что у всех детей связная речь не сформирована , лексико- грамматическая сторона речи грубо нарушена.
Экспрессивная речь детей состоит, в большинстве случаев, из существительных и глаголов . Прилагательные детьми употребляются крайне редко . В основном – это качественные прилагательные , обозначающие внутренние качества человека ( добрый , тихий , умный и т.п.); физические качества людей и животных ( молодой , старый , больной и т.п.); форму предметов ( круглый , квадратный , длинный , плоский , короткий и. т.п. ) ; размер ( большой , высокий , низкий и т.п. ), вкусовые качества ( сладкий , горький , кислый и т.п. ), цвет ( зеленый , красный , синий и т.п.).
Но даже при употреблении прилагательных данного вида , по моим наблюдениям , дети совершают множество ошибок .
Что касается детей в возрасте 5-6 лет , то они очень часто заменяют одни прилагательные другими ( высокий - большой , низкий - маленький , узкий - тонкий , широкий - толстый и т.п. ). Также в речи детей наблюдались ошибки по согласованию прилагательных с существительным в роде и числе ( красный лента , синяя небо и т.п. ) .
Большую трудность дети испытывают при образовании относительных прилагательных ( прилагательные , которые обозначают материал , из которого сделан предмет ( деревянная кровать , железная ручка ) , или признаки, не имеющие качественных изменений (городской парк , утренняя зарядка ) ).
Самое большое количество ошибок дети допускают при образовании притяжательных прилагательных ( прилагательные , обозначающие принадлежность предмета какому – либо лицу или животному ( утиное гнездо , лисий воротник и т.п. )
Проанализировав результаты обследования , я увидела , что у детей разного возраста предикативный словарь развит на низком уровне. Это объясняется тем, что в дизонтогенезе формирование прилагательных существенно задерживается . Владея ограниченным словарным запасом , ребенок затрудняется в восприятии сообщений , что влияет на развитие познавательной деятельности .Обучение использованию детьми в экспрессивной речи прилагательных процесс длительный и сложный .
Для более эффективного усвоения детьми имен прилагательных в логопедической работе просто необходимо использовать различные игры, игровые приемы и упражнения .
Игровые приемы в обучении детей использованию в речи прилагательных.
Логопедическую работу по коррекции речевого развития детей с ОНР следует проводить с использованием различных методов и приемов .
В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов :
1.Наглядные методы – наблюдения ( осмотр помещения , экскурсия , рассматривание натуральных предметов ), рассматривание , описание , придумывание сюжетных рассказов .
2. Словесные методы – чтение художественных произведений , заучивание наизусть , пересказ, беседа.
3. Практические методы – дидактическая игра , игры – занятия , игры – инсценировки .
Каждый метод представляет собой совокупность приемов , служащих для решения дидактических задач .
Прием – это элемент метода . В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов . Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на :
1.Словесные приемы – повторение , объяснение , указания , словесное упражнение , оценка детской речи , вопрос.
2.Наглядные приемы – показ картинки , игрушки , движения или действия , показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.
3.Игровые приемы – интригующая интонация голоса , утрированно озабоченная интонация голоса , использование небылиц , перевертышей , введение в игру игрового персонажа употребление игровой формы оценки ( фишки , фанты и т.д. )
В своей работе мы используем совокупность данных методов и приемов . Как показывает практика , основной метод , используемый в работе с детьми дошкольного возраста - это наглядный метод , в котором в данную очередь используются все приемы .
Существуют различные способы обучения детей использованию в речи имен прилагательных . Обучение данной части речи проходит не только на занятиях по развитию речи , но на занятиях математики ( цвет , размер , сравнение ), изобразительного искусства и художественного труда ( рассматривание и описание предметов , сравнение предметов по цвету , размерам , свойствам и т.д. ), на занятиях физической культурой ( оценка выполнения данного задания тем или иным ребенком ) , музыки ( при прослушивании или разучивании того или иного произведения ) и т.д..
Для того , чтобы ребенок понял смысл того или иного признака предмета , нам очень важно , чтобы он понимал истинное значение данного слова .
Зная о развитии речи в онтогенезе , мы имеем полное представление о том , какие части речи находятся у ребенка в стадии формирования .Значительный скачок в овладении прилагательными приходится на старший и подготовительный возраст , т.к. именно в этот период ребенок более продуктивно вычленяет из языкового материала дробные элементы и овладевает их знаковым характером .
По моему опыту логопедической работы особую трудность для детей представляет составление рассказа – описания . При его составлении дети зачастую просто перечисляют части и компоненты предмета , забывая давать им признаковую окраску , тем временем как мы должны добиваться более точного описания предмета , опираясь , главным образом , именно на его признаки .
Пример использования игровых приемов при составлении рассказа – описания по теме : «Фрукты . Яблоко».
- Игра : « Угадай загадку»
Само с кулачок ,
Круглый бочок .
Тронешь пальцем - гладко ,
А откусишь - сладко .
- Что это ?
- Как догадались ?
-Яблоко какое ? ( гладкое , сладкое )
2. Чтение логопедом стихотворения .
- Послушайте , какое яблоко еще ?
Три яблока из сада
Ежик притащил .
Самое румяное
Белке подарил .
- Какое яблоко подарил белке ежик ? ( самое румяное )
3. Рассматривание натурального предмета ( яблока ) и ответы на вопросы .
- К нам в гости пришла Белочка и принесла в подарок яблоко .( Игрушка Белочки )
В данной работе может применяться как натуральное яблоко , так и его изображение или игрушка .
- Какое яблоко по цвету ? ( в подготовительной группе дети уже описывают яблоко , применяя два цвета : красно- желтое , румяное )
- Какое яблоко по форме ?
( если дети затрудняются с ответом , то логопеду целесообразно уточнить вопрос :- Какую фигуру оно тебе напоминает ?
- Яблоко похоже на круг , значит оно какое ? Круглое )
-Подержите яблоко в руках и скажите какое оно на ощупь ?
( гладкое , блестящее )
- Поднесите яблоко к носу и понюхайте его .Какое оно по запаху ? ( ароматное )
Далее логопед дает детям попробовать кусочки яблока, заготовленного заранее . После того , как дети его попробовали , он спрашивает:
- Какое яблоко по вкусу ? (сладкое, кисло - сладкое )
- Какое яблоко внутри ? ( сочное , мякоть рыхлая и т.д. )
- Что из него можно приготовить ?
Логопед выслушивает ответы детей .
4 .Координация речи с движением . Игра с мячом : «Скажи наоборот».
Сладкое –кислое
Круглое – квадратное
Гладкое - шершавое
Тяжелое - легкое и т.д. .
5. Составление рассказа - описания логопедом .
Логопед предлагает послушать свой рассказ - описание про яблоко .
6.Игра : « Рассказ для Белочки»
Дети составляют свои рассказы . Логопед при необходимости им помогает .
7. Подведение итогов .
Лучше провести в игровой форме .Дети вместе с Белочкой выбирают лучший рассказ .
Таким образом , на примере проведения данного занятия можно увидеть , что при обучении детей составлению рассказа – описания используются все три приема : словесный , наглядный и игровой .
Также я предлагаю Вашему вниманию игры и игровые упражнения , используемые мной при обучении детей прилагательным в различных возрастных группах.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
1). « Сказки про игрушки»
Цель: обучение соотнесения предметов с их словесным обозначением .
Оборудование : сюжетная картинка « Илюшины игрушки»; игрушки: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая лошадка, пушистый цыпленок , пожарная машина , блестящая дудочка ,большой барабан .
Описание : логопед выставляет на наборное полотно картинка и читает сказку , демонстрируя по ее ходу участвующие в сказке игрушки . Далее логопед просит показать и назвать игрушки , обращая их внимание на один существенный признак каждой .
- Покажи паровоз.
- Паровоз какого цвета ? Какой он ? ( желтый )
Если дети затрудняются , то логопед произносит слово самостоятельно и просит ( по возможности ) повторить .
2). Упражнение « Покажи ».
Цели: развитие слухового и зрительного внимания ; обучение соотнесению признаков предметов ( красный , синий , большой , маленький ) с их словесным обозначением .
Оборудование : большой красный мяч , маленький синий мяч .
Описание : Логопед держит в руках два мяча и привлекает внимание детей то к одному , то к другому .
- Это мяч и это мяч.
- Это большой мяч ,это маленький мяч .
- Это красный мяч , это синий мяч .
Далее логопед просит детей показать большой мяч и маленький мяч ; синий мяч и красный мяч .
3.) Упражнение : « Будь внимательным ». ( Лексические темы : « Игрушки»,
« Одежда» , « Посуда» )
Цели : обучение детей умению группировать предметы по цвету ; развитие зрительного внимания ; закрепление знания основных цветов и умения их различать ; обучение детей согласованию прилагательных с существительным в роде и числе .
Оборудование : Четыре комплекта предметных картинок красного , желтого , зеленого и синего цветов , а так же набор черно- белых картинок с незакрашенными изображениями .
Описание: Логопед помещает на наборное полотно комплект черно- белых картинок и предлагает детям назвать и показать нарисованные предметы . После этого дети получают задание собрать комплект картинок определенного цвета, раскладывая перед детьми 4 комплекта цветных картинок . Когда дети выполнили задание , логопед просит каждого ребенка назвать свои картинки : « Красный шарф , красное платье , красная шапка, красные носки и т.п.»
4). Дидактическая игра : « Большой – маленький».
Цели: пополнение активного словаря прилагательными большой – маленький ; обучение сравнению различных по величине предметов ; Развитие слухо- речевой памяти .
Оборудование : Сюжетная картинка « Одежда для медвежат» , наборное полотно .
Описание : Логопед помещает на наборное полотно картинку и предлагает детям показать и назвать большого мишку и маленького мишку . Объясняет , что большому мишке нужна большая картинка , а маленькому- маленькая . Далее просит ребят подобрать одежду сначала для большого мишки , а затем для маленького .
5). Дидактическая игра : « У кого ? ».
Цели : формирование грамматического строя речи ; обучение употреблению в речи предлога У в значении у кого; расширение словаря прилагательными ; закрепление знания и различения основных цветов ; развитие зрительного восприятия .
Оборудование : предметные картинки по теме красного , желтого, зеленого и синего цветов.
Описание : Логопед раздает детям картинки с изображением одного итого же предмета ( посуды ) , но разных цветов . Затем задает детям вопросы , по возможности требуя полного ответа :
- У кого красная чашка? ( У Алеши красная чашка )
- У кого зеленое блюдце ? ( У Ани зеленое блюдце ) и т.п.
6).Игра : « Кому что дать ? ».
Цели : закрепление знания и различения основных цветов , умения называть их ; учить согласовывать имена существительные с прилагательными в роде .
Оборудование : предметная картинка с изображением цыплят в кепках 4 основных цветов , 4 комплекта игрушек красного , синего, зеленого и желтого цветов .
Описание : Логопед рассматривает вместе с ребенком картинки , просит назвать игрушки . Далее логопед обращает внимание детей , что у цыплят кепки разного цвета и просит подобрать цыпленку в синей кепке - синие игрушки , цыпленку в красной кепке - красные игрушки , цыпленку в желтой кепке - желтые игрушки , а цыпленку в зеленой кепке- зеленые игрушки .
7).Игра : « Кастрюли и сковородки».
Цели : активизировать словарь за счет слов , обозначающих предметы кухонной посуды ;образовывать слова при помощи суффиксов ; согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе ; использовать в речи сравнительную степень прилагательных .
Оборудование : сюжетная картинка с изображением кухни ; большая , средняя и маленькая сковородки ; большая , средняя и маленькая кастрюли ; 3 поварешки с ручками разной длины.
Описание: Логопед предлагает рассмотреть ребенку предметные картинки с изображением кастрюль и просит детей назвать их : маленькая кастрюлечка, средняя кастрюлька, большая кастрюля . Далее логопед предлагает детям найти для каждой кастрюли место на полке .Просит назвать величину каждой кастрюли . По аналогии проводится игра со сковородками .
Затем спрашивает у детей , чем отличаются поварешки . Объясняет , что у всех поварешек ручки разной длины , предлагая изменить слова по образцу : длинная - длиннее , короткая – (короче ).Логопед обращает внимание детей , что вся посуда - кухонная .
8). Игра : « Мы - аккуратные ».
Цели : учить различать и называть предметы по форме ( круг , овал , треугольник , квадрат )
Оборудование : сюжетная картинка с изображенными на ней коротышками за столом , салфетки круглой , овальной , квадратной , треугольной формы , разные по цвету ( розовая , сиреневая , голубая , серая ) и величине .
Описание : Логопед показывает детям предметные картинки с салфетками разной формы и просит назвать , какую фигуру напоминает каждая салфетка . Объясняет детям , что после еды принято вытирать губы салфеткой .
- Коротышки очень аккуратные , они всегда вытирают губы салфеткой после еды . У каждого Коротышки своя салфетка .
Далее логопед просит показать салфетку , похожую на круг , спрашивает про ее цвет и величину . Аналогично проводится работа с салфетками другой формы .
9). Игра : « Скажи наоборот» .
Цели : научить детей подбирать слова с противоположным значением , согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе .
Оборудование : резиновый мячик .
Описание : Логопед называет слово , бросает мяч кому - либо из детей и просит ребенка назвать слово с противоположным значением .
- мокрый - сухой , веселый - грустный , добрый - сердитый , толстый - тонкий , чистый - грязный и т.п.
В период начального ввода в активный словарь ребенка антонимов , рекомендую проводить данную игру с опорой на наглядность .
10). Упражнение : « Скажи ласково».
Цели : учить ребенка образовывать имена прилагательные с уменьшительно - ласкательным значением .
Описание : Логопед предлагает закончить фразу , назвать ласково :
Свинья толстая , а поросенок - ( толстенький ).
Хвост у собаки тонкий , а у щенка – ( тоненький ).
Кот худой , а котенок – ( худенький ).
Конь белый , а жеребенок – ( беленький ) .
11).Игра : « Маленькие художники ».
Цели : развитие цветовосприятия и цветоразличения ; совершенствование грамматического строя речи ( согласование качественных прилагательных с существительными ).
Оборудование : черно- белые картинки с изображением яблока, винограда , лимона , сливы , баклажана , кабачка , помидора , апельсина , груши , моркови , редиски , репы ; кружки красного , синего , желтого , оранжевого , фиолетового , черного , зеленого цветов .
Описание : Логопед предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках овощи и фрукты и назвать их , назвать какого цвета кружки они видят . Далее дети выбирают по одному овощу или фрукту , вспоминают , какого он цвета , закрывают картинку кружком соответствующего цвета
Морковь ( какая ? ) оранжевая
Помидор ( какой ? ) красный и т.п.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
1). Игра : « Мебельный магазин».
Цели : развитие грамматического строя речи ( образование относительных прилагательных )
Оборудование : предметные картинки с изображением деревянной , пластмассовой , металлической , кожаной , вельветовой мебели .
Описание : Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением мебели , просит детей вспомнить название этой мебели и где можно ее купить . Далее логопед предлагает детям отправиться в мебельный магазин для приобретения новой мебели и предлагает послушать , как нужно обращаться к продавцу :
- Я хочу купить большой кожаный диван коричневого цвета с двумя большими мягкими подушками .
Дале логопед просит детей действовать по образцу .
2).Игра : « Разбитая чашка» .
Цели : развитие грамматического строя речи (и образование относительных прилагательных ) ; развитие пространственных представлений , мышления , зрительного внимания ; актуализация словаря по теме : «Посуда».
Оборудование : изображение чашки на разлинованном в клеточку листе - рабочее поле ( по количеству детей ) , детали чашки разных цветов .
Описание : Логопед просит вспомнить детей названия посуды . Когда дети вспомнят чашку , логопед скажет , что у нее есть чашки , но они разбились , и попросит детей собрать чашки из кусочков .
В средней группе детям обязательно предъявляется образец чашки .
В старшей и подготовительной группе логопед задает вопросы : « Почему чашка разбилась ? Из чего она сделана ? Если чашка из фарфора , то она какая ? Если чашка из фаянса , то она какая ? Если чашка из стекла , то она какая ? Если чашка из глины , то она какая ?»
Дети собирают чашку без предъявления образца и рабочего поля .
3).Игра : « Украшаем елку».
Цели : совершенствование грамматического строя речи ( правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных , согласование прилагательных с существительным в роде , числе и падеже , образование относительных прилагательных ); расширение словарного запаса , развитие зрительного внимания .
Оборудование : большая картинка с изображением елки и 20 предметных картинок ( сосулька, снеговик , ананас , лиса , шар , шишка, мишка , лягушка , петушок , рыбка , кораблик , ракета , груша , гирлянда , серпантин , лодка , колобок , волк , колокольчик , флаг )
Описание : в старшей и подготовительной группе дети , украшая елку , комментируют свои действия :
- Я повесил на елку бурого мохнатого мишку .
- Я повесила на елку красные бумажные флажки . и т.п.
Когда елка украшена , логопед просит детей запомнить , что висит на ней . Затем дети закрывают глаза , а логопед убирает одну из игрушек .
- Чего не стало ?
- На елке не стало желтого пластмассового колобка . и т.п.
Также можно усложнить задание , меняя игрушки местами .
- Какие игрушки поменялись местами ?
- Зеленая лягушка и рыжая лиса поменялись местами .
- Ватный снеговик и стеклянный ананас поменялись местами . и т.п.
4). Игра : « Из чего сделаны ?».
Цели :развитие грамматического строя речи ( образование и использование в речи относительных прилагательных ).
Оборудование : поля с изображением посередине овцы , коровы , дерева , пшеницы и т.п. , предметные картинки ( Свитер , шапка , варежки , шарф , стол , деревянный забор , стул , сыр , молоко , масло и т.п. )
Описание : На доске выставляются поля с изображениями овцы , коровы , дерева , пшеницы . Логопед раздает детям по две-три предметные картинки и предлагает положить свою картинку на одно из четырех полей и объяснить , почему он положил именно туда .
- Я положил шерстяную варежку к овце , потому что она вяжется из ее шерсти .
- Я положила сыр к корове , так как это молочный продукт , он изготавливается из молока . и т.п.
5). Игра : « Ателье».
Цели : развитие грамматического строя речи путем образования и использования в речи относительных прилагательных .
Оборудование : картинки с изображением различной одежды , различные виды тканей ( шерсть , хлопок , лен , драп , капрон , шелк и т.п. ).
Описание : Логопед предлагает детям посетить ателье и заказать себе одежду:
- Я хочу заказать себе шерстяное , длинное платье зеленого цвета , с кружевным воротничком .
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
1). Игра : « Диковинное животное» .
Цели : развитие грамматического строя речи ( образование и употребление притяжательных прилагательных ).
Оборудование : предметные картинки с изображением кота , коровы , собаки , поросенка , разрезные предметные картинки с изображением этих же животных .
Описание : Логопед составляет диковинное животное из разных частей животных и рассказывает детям сказку : « В одном царстве-государстве жил да был волшебник . Он учился колдовать . Ученик он был , прямо скажем , не очень прилежный . Решил однажды волшебник наколдовать чудо - коня . Посмотрите , что у него получилось .»
Дети рассматривают чудо-животное , а затем логопед просит детей рассказать, кому из животных принадлежит какая часть тела .
Туловище - ( лошадиное )
Хвост – ( поросячий )
Голова - ( собачья )
Лапы - ( кошачьи )
- Давайте скажем волшебные слова : « Чики, брики , брик» и составим животных правильно .
2). Игра : « Чей клюв ?» .
Цели : совершенствование грамматического строя речи путем употребления притяжательных прилагательных .
Оборудование : предметные картинки с изображением птиц и их клювы .
Описание : Логопед показывает картинки , просит детей вспомнить названия птиц и отыскать их клювы ( носы ) .
- У ястреба - ястребиный клюв .
- У пеликана - пеликаний клюв . и т.п.
3). Игра : « Чье это ?» .
Цели : совершенствование грамматического строя речи путем образования притяжательных прилагательных .
Оборудование : предметные картинки с изображением морд и хвостов разных животных .
Описание : Логопед предлагает рассмотреть картинку и вспомнить , как называется животное , которому принадлежит морда и хвост .
- У лошади чья морда ? ( лошадиная ) , Чей хвост ? ( лошадиный ) и т.п.
4). Игра : « Угадай , кто владелец ?» .
Цели : развитие грамматического строя речи ( образование притяжательных прилагательных от имен существительных ) .
Описание : Логопед читает рифмовку :
Я начну , а ты скажи ,
Мне словечко подскажи .
Чашка мамы - чья чашка ? - мамина чашка .
Самовар дедушки - чей самовар ? - дедушкин самовар .
Сковорода бабушки - чья сковорода ? - бабушкина сковорода .
Стакан папы - чей стакан ? - папин стакан .
Нож дяди - чей нож ? - дядин нож .
Салфетка тети - чья салфетка ? - тетина салфетка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекц...
Итоговое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие по стране "Азбука" (игра в форме настольного лото)
Игра-лото обобщает и систематизирует знания, накопленные детьми на занятиях по обучению грамоте. Она позволяет в непринужденной обстановке в форме соревнования подвести итог всей проделанной работы....
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Материал о роли дидактических игр в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....
"Развиваем речь, играем, рисуем и поем"(использование интегрированного подхода на коррекционных занятиях по преодолению детьми общего недоразвития речи)
В последнее время тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом встречаются, к сожалению, чаще. Это дети 1, 2 уровня общего недоразвития речи. У таких детей в первую очере...
Игра- занятие "Что?Где?Когда?" для детей подготовительной группы, с общим недоразвитием речи.
Итоговое занятие- игра....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Формирование лексико-грамматического строя речи через игру у дошкольников с общим недоразвитием речи
Учитывая возрастные, характерологические особенности дошкольников с ОНР, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, важно уже с первых занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание...