«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »
учебно-методический материал на тему

Синявская Виктория Александровна

ГБОУ  №698 прогимназия  « Пансион»

Московского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ИГРЫ И  ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ  В  ОБУЧЕНИИ  ДЕТЕЙ  С  ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ   ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела  учитель – логопед

Синявская

 Виктория  Александровна

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2014 год.

В  дошкольном  возрасте  ребенок  должен  овладеть  таким  словарем , который  позволил  бы  ему  общаться  со  сверстниками и   взрослыми ,  успешно   обучаться  в  школе ,  понимать  литературу ,  телевизионные  и  радиопередачи и т.д.. Поэтому  дошкольная  педагогика  рассматривает  развитие  словаря  у  детей  как  одну  из  важных  задач  развития  речи .

Развитие  словаря  понимается  как  длительный  процесс овладения  словарным  запасом  ,  накопленным  народом  в  процессе  его  истории .

 Дети  дошкольного  возраста  чаще  всего  употребляют  существительные  и  глаголы.  Это  объясняется  тем,  что  у  них  есть  потребность  в  этих  словах.  Остальные  части  речи  употребляются  гораздо  реже  в  связи  с  тем,  что  понятие  о  признаках  предметов  находятся  в  стадии  формирования,  поскольку  у  них  еще  не  сформировано  ощущение  признака.

В  ранний  период  прилагательные  используются  почти  исключительно  в  функции  сказуемого,  составляя  при  этом  центр  сообщения. В  отличие  от  взрослого  языка  прилагательные  в  речи  маленького  ребёнка  стоят  чаще  всего  не  перед  определяемым  словом,  а  после  него,  что  в  общем,  больше  соответствует  природе  самих  явлений  (предмет  важнее,  весомее  признака,  признак  –  нечто  второстепенное).  Планируя  высказывание,  взрослые  успевают  на  ходу  изменить  естественный  порядок  следования  компонентов,  ребёнок  этого  не  делает,  тем  более  что  русский  язык  позволяет  такие  вольности  из-за  отсутствия  строго  фиксированного  порядка  слов. 

  Замечено,  что  дети  склонны  употреблять  вначале  все  прилагательные  в  форме  либо  мужского,  либо  женского  рода.  Только  позднее  начинается  дифференциация  по  родам,  при  этом  период  колебаний  и  ошибок  занимает  достаточно  много  времени. 

Почти  вся  речевая  патология  в  детском  возрасте  обусловлена  теми  или  иными  факторами,  которые  действовали  до  того,  как  у  ребенка  началось  развитие  речи.  Каждому  ребенку,  с  любой  формой  поражения  речевой  функции  предстоит  овладеть  родным  языком,  сначала  как  средством  общения,  а  затем  как  средством  мышления.

А  для  этого  предстоит  пройти  сложный  путь  усвоения   языка  как  системы,  в  которой  все  ее  составные  части  и  элементы  нуждаются  в  закономерных  отношениях.

Медленно  и  своеобразно  продвигаются  дети  с  нарушением  развития  речи  в  овладении  родным  языком.  На  каждом  этапе  развития  они  испытывают  свои  определенные  трудности  в  усвоении  тех  или  иных  единиц  речи.

При  обследовании  детей логопедической группы  в  сентябре  ,  выясняется ,  что  у  всех  детей  связная  речь  не  сформирована ,  лексико- грамматическая  сторона  речи  грубо  нарушена.

Экспрессивная  речь  детей  состоит,  в  большинстве  случаев,  из  существительных  и  глаголов .  Прилагательные  детьми  употребляются  крайне  редко .  В  основном – это  качественные  прилагательные ,  обозначающие  внутренние  качества  человека ( добрый ,  тихий ,  умный и т.п.); физические  качества  людей  и  животных ( молодой ,  старый ,  больной и т.п.); форму  предметов (  круглый ,  квадратный , длинный ,  плоский , короткий и. т.п. ) ; размер ( большой ,  высокий , низкий  и т.п. ), вкусовые  качества  ( сладкий , горький ,  кислый  и т.п. ),  цвет ( зеленый ,  красный ,  синий  и т.п.).

Но  даже  при  употреблении  прилагательных  данного  вида ,  по  моим  наблюдениям  ,  дети  совершают  множество  ошибок .

Что  касается  детей  в  возрасте  5-6  лет  ,  то  они  очень  часто  заменяют  одни  прилагательные  другими ( высокий -  большой , низкий -  маленький ,  узкий -  тонкий ,  широкий -  толстый  и т.п. ). Также  в  речи  детей  наблюдались  ошибки  по  согласованию  прилагательных  с  существительным  в  роде  и  числе ( красный  лента ,  синяя небо  и т.п. ) .

Большую  трудность  дети  испытывают  при  образовании  относительных  прилагательных (  прилагательные ,  которые  обозначают  материал ,  из  которого  сделан  предмет ( деревянная  кровать ,  железная  ручка )  ,  или  признаки,  не  имеющие  качественных  изменений (городской  парк ,  утренняя  зарядка ) ).

Самое  большое  количество  ошибок  дети  допускают  при  образовании  притяжательных  прилагательных ( прилагательные ,  обозначающие  принадлежность  предмета  какому – либо  лицу  или  животному ( утиное  гнездо ,  лисий  воротник  и т.п. )

Проанализировав  результаты  обследования  ,  я  увидела  ,  что  у  детей  разного  возраста  предикативный  словарь  развит  на  низком  уровне. Это  объясняется  тем, что  в  дизонтогенезе  формирование  прилагательных  существенно  задерживается . Владея  ограниченным  словарным  запасом  ,  ребенок  затрудняется  в  восприятии  сообщений , что  влияет  на  развитие  познавательной  деятельности .Обучение  использованию  детьми  в  экспрессивной  речи  прилагательных  процесс длительный  и  сложный .

Для  более  эффективного  усвоения  детьми  имен  прилагательных в  логопедической  работе  просто  необходимо  использовать  различные  игры, игровые приемы  и  упражнения .

 

Игровые  приемы  в   обучении  детей  использованию  в  речи   прилагательных.

 

Логопедическую  работу  по  коррекции  речевого  развития  детей  с  ОНР   следует проводить  с  использованием  различных  методов  и  приемов .

В  методике  обучения  родному  языку  можно  выделить  несколько  групп  методов :

1.Наглядные  методы – наблюдения ( осмотр  помещения ,  экскурсия ,  рассматривание  натуральных  предметов ),  рассматривание ,  описание ,  придумывание  сюжетных  рассказов .

2. Словесные  методы – чтение  художественных  произведений , заучивание  наизусть ,  пересказ, беседа.

3. Практические  методы – дидактическая  игра , игры – занятия , игры – инсценировки .

 Каждый  метод  представляет  собой  совокупность  приемов ,  служащих  для  решения  дидактических  задач .

Прием – это  элемент  метода . В  настоящее  время  методика  развития  речи  не  располагает  устойчивой  классификацией  приемов . Прежде  всего  их  можно  разделить  по  роли  наглядности  и  эмоциональности   на  :

1.Словесные  приемы – повторение ,  объяснение ,  указания ,  словесное  упражнение ,  оценка  детской  речи , вопрос.

2.Наглядные  приемы – показ  картинки ,  игрушки , движения  или  действия ,   показ  положения  органов  артикуляции  при  произнесении  звуков  и др.

3.Игровые  приемы – интригующая  интонация  голоса ,  утрированно  озабоченная  интонация  голоса ,  использование  небылиц ,  перевертышей ,  введение  в  игру  игрового  персонажа  употребление  игровой  формы  оценки (  фишки ,  фанты и т.д. )

В  своей  работе  мы  используем  совокупность  данных  методов  и  приемов . Как  показывает  практика  ,  основной  метод ,  используемый  в  работе  с  детьми  дошкольного  возраста -  это  наглядный  метод ,  в  котором  в  данную  очередь используются  все  приемы .

Существуют  различные  способы   обучения  детей  использованию  в  речи    имен  прилагательных . Обучение  данной  части  речи  проходит  не  только  на  занятиях  по  развитию  речи  ,  но  на  занятиях  математики (  цвет ,  размер ,  сравнение ), изобразительного  искусства  и  художественного  труда (  рассматривание  и  описание  предметов ,  сравнение  предметов  по  цвету ,  размерам ,  свойствам и  т.д. ),  на  занятиях  физической  культурой (  оценка  выполнения  данного  задания  тем  или  иным  ребенком ) ,  музыки  ( при   прослушивании  или  разучивании  того  или  иного  произведения )  и т.д..

Для  того  ,  чтобы  ребенок  понял  смысл  того  или  иного  признака  предмета ,  нам  очень  важно  ,  чтобы  он  понимал  истинное  значение  данного  слова .

Зная  о  развитии  речи  в  онтогенезе ,  мы  имеем  полное  представление  о  том ,  какие  части  речи  находятся  у  ребенка  в  стадии  формирования .Значительный  скачок  в  овладении  прилагательными  приходится  на  старший  и  подготовительный  возраст , т.к.  именно  в  этот  период  ребенок  более продуктивно вычленяет  из  языкового  материала  дробные  элементы  и  овладевает  их  знаковым  характером .

По  моему  опыту  логопедической  работы  особую  трудность  для  детей  представляет  составление  рассказа – описания  . При  его  составлении  дети  зачастую  просто  перечисляют  части  и  компоненты  предмета ,  забывая  давать  им  признаковую  окраску ,  тем  временем  как  мы  должны  добиваться  более  точного  описания  предмета  ,  опираясь ,  главным  образом ,  именно  на  его  признаки .

 

 

 

 

 

 

 

Пример  использования  игровых  приемов  при  составлении  рассказа – описания  по  теме : «Фрукты . Яблоко».

 

  1. Игра : « Угадай  загадку»

 

Само  с  кулачок ,

Круглый  бочок .

Тронешь  пальцем -  гладко , 

А  откусишь -  сладко .

-  Что  это ?

- Как догадались ?

-Яблоко  какое ? ( гладкое ,  сладкое )

 

2. Чтение  логопедом  стихотворения .

- Послушайте ,  какое  яблоко  еще  ?

Три  яблока  из  сада

Ежик  притащил .

Самое  румяное

Белке  подарил .

- Какое  яблоко  подарил  белке  ежик ? ( самое  румяное )

 

3. Рассматривание  натурального  предмета ( яблока )  и  ответы  на  вопросы .

- К  нам  в  гости  пришла  Белочка  и  принесла  в  подарок  яблоко .( Игрушка  Белочки ) 

В  данной  работе  может  применяться  как  натуральное  яблоко ,  так  и  его  изображение  или  игрушка .

 -  Какое  яблоко  по  цвету ? (  в  подготовительной  группе  дети  уже  описывают  яблоко ,  применяя  два  цвета :  красно- желтое ,  румяное )

- Какое  яблоко  по  форме ?

(  если  дети  затрудняются  с  ответом , то  логопеду  целесообразно  уточнить  вопрос :- Какую  фигуру  оно  тебе  напоминает ?

              -  Яблоко  похоже  на  круг ,  значит  оно  какое ? Круглое )

-Подержите  яблоко  в  руках  и  скажите  какое  оно  на  ощупь ?

( гладкое , блестящее )

 - Поднесите  яблоко  к  носу  и  понюхайте  его .Какое  оно  по  запаху ?                   ( ароматное )

Далее  логопед  дает  детям  попробовать  кусочки  яблока,  заготовленного  заранее . После  того  ,  как  дети  его  попробовали ,  он  спрашивает:

- Какое  яблоко  по  вкусу ? (сладкое,  кисло -  сладкое )

-  Какое  яблоко  внутри ? ( сочное , мякоть  рыхлая и т.д. )

 - Что  из  него  можно  приготовить ?

Логопед  выслушивает  ответы  детей  .

 

 

 

4 .Координация  речи  с  движением . Игра с  мячом : «Скажи  наоборот».

Сладкое –кислое

Круглое – квадратное

Гладкое -  шершавое

Тяжелое -  легкое   и  т.д. .

 

5. Составление  рассказа -  описания  логопедом .

Логопед   предлагает  послушать  свой  рассказ -  описание  про  яблоко  .

 

6.Игра  : « Рассказ  для  Белочки»

Дети  составляют  свои  рассказы . Логопед  при  необходимости  им  помогает .

 

 7. Подведение  итогов .

Лучше  провести  в  игровой  форме .Дети  вместе  с  Белочкой  выбирают  лучший  рассказ .

 

Таким  образом  ,  на  примере  проведения  данного  занятия  можно  увидеть ,  что  при  обучении  детей  составлению  рассказа – описания  используются  все  три  приема : словесный ,  наглядный  и  игровой .

 

 

Также я предлагаю  Вашему  вниманию  игры  и  игровые упражнения  ,  используемые  мной  при  обучении  детей  прилагательным  в  различных  возрастных  группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРЫ  И  ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ  КАЧЕСТВЕННЫХ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

 

 

1). « Сказки  про  игрушки»

Цель: обучение  соотнесения  предметов  с  их  словесным  обозначением .

Оборудование : сюжетная  картинка « Илюшины  игрушки»; игрушки: желтый  паровоз,  мохнатый  мишка, белая  лошадка, пушистый  цыпленок , пожарная  машина , блестящая  дудочка ,большой  барабан .

Описание :     логопед  выставляет  на  наборное  полотно  картинка  и  читает  сказку ,  демонстрируя  по  ее  ходу  участвующие  в  сказке  игрушки . Далее  логопед  просит  показать  и  назвать  игрушки  ,  обращая  их  внимание  на  один  существенный  признак  каждой .

- Покажи  паровоз.

- Паровоз  какого  цвета ?  Какой  он ? ( желтый )

Если  дети  затрудняются  ,  то  логопед  произносит  слово  самостоятельно  и  просит  ( по  возможности ) повторить .

 

2). Упражнение « Покажи ».

Цели: развитие  слухового  и  зрительного  внимания ; обучение  соотнесению  признаков  предметов  ( красный , синий , большой , маленький ) с  их  словесным  обозначением .

Оборудование : большой красный  мяч ,  маленький  синий  мяч .

Описание : Логопед  держит  в  руках  два  мяча  и  привлекает  внимание  детей  то  к  одному ,  то  к  другому .

- Это  мяч  и это  мяч.

- Это  большой  мяч  ,это  маленький  мяч .

- Это  красный  мяч  ,  это  синий  мяч .

Далее  логопед  просит  детей  показать  большой  мяч  и  маленький  мяч ;  синий  мяч  и  красный  мяч .

 

3.) Упражнение  : « Будь  внимательным ». ( Лексические  темы : « Игрушки»,

« Одежда» , « Посуда» )

Цели : обучение  детей  умению  группировать  предметы  по  цвету ; развитие  зрительного  внимания ; закрепление  знания  основных  цветов  и  умения  их  различать ; обучение  детей  согласованию  прилагательных  с  существительным  в  роде  и  числе .

Оборудование  : Четыре  комплекта  предметных  картинок    красного , желтого ,  зеленого  и  синего  цветов ,  а  так же  набор  черно-  белых  картинок  с  незакрашенными  изображениями .

Описание: Логопед  помещает  на  наборное  полотно  комплект  черно- белых  картинок  и  предлагает  детям  назвать  и  показать  нарисованные  предметы . После  этого  дети получают  задание  собрать  комплект  картинок  определенного  цвета,  раскладывая  перед  детьми  4  комплекта  цветных картинок . Когда  дети  выполнили  задание , логопед  просит  каждого  ребенка  назвать  свои  картинки : « Красный  шарф ,  красное  платье ,  красная  шапка,  красные  носки   и т.п.»

 

4). Дидактическая  игра : « Большой – маленький».

Цели: пополнение  активного  словаря  прилагательными  большой – маленький ; обучение  сравнению  различных  по  величине  предметов ; Развитие  слухо- речевой  памяти .

Оборудование : Сюжетная  картинка  « Одежда  для  медвежат» , наборное  полотно .

Описание : Логопед  помещает  на  наборное  полотно  картинку  и  предлагает  детям  показать  и  назвать  большого  мишку  и  маленького  мишку . Объясняет , что  большому  мишке  нужна  большая  картинка , а маленькому- маленькая . Далее  просит  ребят  подобрать  одежду  сначала  для  большого  мишки ,  а  затем  для  маленького .

 

5). Дидактическая  игра  : « У  кого ? ».

Цели : формирование  грамматического  строя  речи  ;  обучение  употреблению  в  речи  предлога  У в  значении  у  кого; расширение  словаря  прилагательными ;  закрепление  знания  и  различения  основных  цветов ;  развитие  зрительного  восприятия .

Оборудование : предметные  картинки  по  теме  красного ,  желтого, зеленого  и  синего  цветов.

Описание : Логопед  раздает  детям  картинки  с  изображением  одного  итого же  предмета  ( посуды )  ,  но  разных  цветов . Затем  задает  детям  вопросы  ,  по  возможности  требуя  полного   ответа :

-  У  кого  красная  чашка?  (  У  Алеши  красная  чашка )

-  У  кого  зеленое  блюдце ?  (  У  Ани  зеленое  блюдце )  и  т.п.

 

6).Игра : « Кому  что  дать ? ».

Цели : закрепление  знания   и  различения  основных  цветов  ,  умения  называть  их ; учить  согласовывать  имена  существительные  с  прилагательными  в  роде .

Оборудование : предметная  картинка  с  изображением  цыплят  в  кепках  4  основных  цветов , 4  комплекта  игрушек  красного ,  синего, зеленого  и  желтого  цветов .

Описание : Логопед  рассматривает  вместе  с  ребенком  картинки  ,  просит  назвать  игрушки  . Далее  логопед  обращает  внимание  детей  ,  что  у  цыплят  кепки  разного  цвета  и  просит  подобрать  цыпленку  в  синей  кепке  -  синие  игрушки ,  цыпленку  в  красной  кепке -  красные  игрушки ,  цыпленку  в  желтой  кепке -  желтые  игрушки ,  а  цыпленку  в  зеленой  кепке-  зеленые  игрушки .

 

7).Игра : « Кастрюли  и  сковородки».

Цели :  активизировать  словарь  за  счет  слов  ,  обозначающих  предметы  кухонной  посуды ;образовывать  слова  при  помощи  суффиксов ; согласовывать  имена  существительные  с  прилагательными  в  роде  и  числе ; использовать  в речи  сравнительную  степень  прилагательных .

Оборудование : сюжетная  картинка  с  изображением  кухни  ; большая  ,  средняя  и  маленькая  сковородки ; большая ,  средняя  и  маленькая  кастрюли ;  3  поварешки  с  ручками  разной  длины.

Описание: Логопед  предлагает  рассмотреть  ребенку  предметные  картинки   с  изображением  кастрюль  и  просит  детей  назвать  их : маленькая  кастрюлечка,  средняя  кастрюлька,  большая  кастрюля . Далее  логопед  предлагает  детям  найти  для  каждой  кастрюли  место  на   полке .Просит  назвать  величину  каждой  кастрюли . По  аналогии  проводится  игра  со  сковородками .

Затем  спрашивает  у  детей , чем  отличаются   поварешки . Объясняет ,  что  у  всех  поварешек  ручки  разной  длины ,  предлагая  изменить  слова  по  образцу : длинная -  длиннее ,  короткая – (короче ).Логопед  обращает  внимание  детей ,  что  вся  посуда -  кухонная .

 

8). Игра : « Мы  -  аккуратные ».

Цели : учить  различать  и называть  предметы  по  форме (  круг ,  овал ,  треугольник ,  квадрат )

Оборудование : сюжетная  картинка  с  изображенными  на  ней  коротышками  за  столом  ,  салфетки  круглой , овальной ,  квадратной  ,  треугольной  формы  ,  разные  по  цвету ( розовая ,  сиреневая ,  голубая ,  серая )  и  величине .

Описание : Логопед  показывает  детям  предметные  картинки  с  салфетками  разной  формы  и  просит  назвать  ,  какую  фигуру  напоминает  каждая салфетка . Объясняет  детям ,  что  после  еды  принято  вытирать  губы  салфеткой .

-  Коротышки  очень  аккуратные  ,  они  всегда  вытирают  губы  салфеткой  после  еды . У  каждого  Коротышки   своя   салфетка  .

Далее  логопед  просит  показать  салфетку ,  похожую  на  круг ,  спрашивает  про  ее  цвет  и  величину . Аналогично  проводится  работа  с  салфетками  другой  формы .

 

9). Игра  : « Скажи  наоборот» .

Цели : научить   детей  подбирать  слова  с противоположным  значением  ,  согласовывать  имена  существительные  с  прилагательными  в  роде  и  числе .

Оборудование :  резиновый  мячик .

Описание : Логопед  называет  слово  ,  бросает  мяч  кому -  либо  из  детей  и  просит  ребенка  назвать  слово с  противоположным  значением .

- мокрый -  сухой ,  веселый  - грустный ,  добрый -  сердитый  ,  толстый -  тонкий ,  чистый -  грязный  и  т.п.

В  период  начального  ввода  в  активный  словарь  ребенка  антонимов  ,  рекомендую  проводить  данную  игру  с  опорой  на  наглядность .

 

10). Упражнение : « Скажи  ласково».

Цели : учить  ребенка  образовывать  имена  прилагательные  с  уменьшительно -  ласкательным  значением .

Описание : Логопед  предлагает  закончить  фразу ,  назвать  ласково :

Свинья толстая ,  а  поросенок -  (  толстенький ).

Хвост  у  собаки  тонкий  ,  а  у  щенка – (  тоненький ).

Кот  худой ,  а  котенок – (  худенький ).

Конь  белый ,  а  жеребенок – ( беленький ) .

 

11).Игра : « Маленькие  художники ».

Цели : развитие  цветовосприятия  и  цветоразличения ; совершенствование  грамматического  строя  речи  ( согласование  качественных   прилагательных  с  существительными ).

Оборудование : черно- белые  картинки  с  изображением  яблока, винограда , лимона ,  сливы , баклажана , кабачка , помидора ,  апельсина ,  груши ,  моркови ,  редиски ,  репы  ;  кружки  красного  ,  синего ,  желтого ,  оранжевого ,  фиолетового , черного ,  зеленого  цветов .

Описание : Логопед  предлагает  детям  рассмотреть  изображенные  на  картинках  овощи  и  фрукты  и  назвать  их ,  назвать  какого  цвета  кружки  они  видят . Далее  дети  выбирают  по  одному  овощу  или  фрукту  ,  вспоминают  ,  какого  он  цвета  ,  закрывают  картинку  кружком  соответствующего  цвета

Морковь ( какая ? ) оранжевая

Помидор (  какой ? ) красный  и  т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРЫ  И  ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ      ОТНОСИТЕЛЬНЫХ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

 

 

1). Игра : « Мебельный  магазин».

Цели : развитие  грамматического  строя  речи  ( образование  относительных  прилагательных  )

Оборудование : предметные  картинки  с  изображением  деревянной ,  пластмассовой ,  металлической  ,  кожаной ,  вельветовой  мебели .

Описание  :  Логопед  выставляет  на  наборное  полотно  картинки  с  изображением  мебели  ,  просит  детей  вспомнить  название  этой  мебели  и где  можно  ее  купить . Далее  логопед  предлагает  детям  отправиться  в  мебельный  магазин  для  приобретения  новой  мебели   и  предлагает  послушать  , как  нужно  обращаться  к  продавцу  :

- Я  хочу   купить  большой  кожаный  диван  коричневого  цвета  с  двумя  большими  мягкими  подушками .

Дале  логопед  просит  детей  действовать  по  образцу .

 

 

2).Игра : « Разбитая  чашка» .

Цели : развитие  грамматического  строя  речи (и образование  относительных  прилагательных ) ; развитие  пространственных  представлений ,  мышления ,  зрительного  внимания ; актуализация  словаря  по  теме : «Посуда».

Оборудование :  изображение  чашки  на  разлинованном  в  клеточку  листе -  рабочее  поле   (  по  количеству  детей ) ,  детали  чашки  разных  цветов .

Описание :  Логопед  просит  вспомнить  детей  названия  посуды  . Когда  дети  вспомнят  чашку ,  логопед  скажет ,  что  у  нее  есть  чашки ,  но  они  разбились  ,  и  попросит  детей  собрать  чашки  из  кусочков .

В  средней  группе  детям  обязательно  предъявляется  образец  чашки .

В  старшей  и подготовительной  группе  логопед  задает  вопросы  : « Почему  чашка  разбилась ?  Из  чего  она  сделана ?  Если  чашка  из  фарфора  ,  то  она  какая ?  Если  чашка  из  фаянса ,  то  она какая ?  Если  чашка  из  стекла  ,  то  она  какая ?  Если  чашка  из  глины  ,  то  она  какая ?»

Дети  собирают  чашку  без  предъявления  образца  и  рабочего  поля .

 

 

3).Игра :  « Украшаем  елку».

Цели :  совершенствование  грамматического  строя  речи  (  правильное  использование  и  образование  форм  творительного  и  родительного  падежей  имен  существительных ,  согласование  прилагательных  с  существительным  в  роде ,  числе  и  падеже ,  образование  относительных  прилагательных ); расширение  словарного  запаса  ,  развитие  зрительного  внимания .

Оборудование :  большая  картинка  с  изображением  елки   и  20  предметных  картинок (  сосулька,  снеговик ,  ананас ,  лиса ,  шар ,  шишка,  мишка ,  лягушка ,  петушок ,  рыбка ,  кораблик ,  ракета ,  груша ,  гирлянда ,  серпантин ,  лодка ,  колобок ,  волк ,  колокольчик ,  флаг )

Описание :    в  старшей  и  подготовительной  группе  дети ,  украшая  елку  ,  комментируют  свои  действия :

-  Я  повесил  на  елку  бурого  мохнатого  мишку .

- Я  повесила  на  елку  красные  бумажные  флажки . и  т.п.

Когда  елка  украшена ,  логопед  просит детей  запомнить ,  что  висит  на  ней  . Затем  дети  закрывают  глаза  ,  а  логопед  убирает  одну  из  игрушек  .

-  Чего  не  стало   ?

-  На  елке  не  стало  желтого  пластмассового  колобка . и т.п.

Также  можно  усложнить  задание  ,  меняя  игрушки  местами .

-  Какие  игрушки  поменялись  местами ?

-  Зеленая  лягушка  и  рыжая  лиса  поменялись  местами .

- Ватный  снеговик  и  стеклянный  ананас  поменялись  местами . и т.п.

 

 

4). Игра : « Из  чего  сделаны ?».

Цели :развитие  грамматического  строя  речи (  образование  и  использование  в  речи  относительных  прилагательных ).

Оборудование : поля  с  изображением  посередине  овцы ,  коровы ,  дерева ,  пшеницы  и  т.п. ,  предметные  картинки ( Свитер ,  шапка ,  варежки ,  шарф ,  стол ,  деревянный  забор ,  стул ,  сыр ,  молоко ,  масло  и т.п. )

Описание : На  доске  выставляются  поля  с  изображениями  овцы ,  коровы ,  дерева ,  пшеницы . Логопед  раздает  детям  по  две-три  предметные  картинки  и  предлагает  положить  свою  картинку   на  одно  из  четырех  полей  и  объяснить  ,  почему  он  положил  именно  туда .

-  Я  положил  шерстяную  варежку  к  овце ,  потому  что  она  вяжется  из  ее шерсти .

-  Я  положила  сыр  к  корове  ,  так  как  это  молочный  продукт ,  он  изготавливается  из  молока  . и т.п.

 

 

5). Игра : « Ателье».

Цели : развитие  грамматического  строя  речи  путем  образования  и  использования  в  речи  относительных  прилагательных .

Оборудование : картинки  с  изображением  различной  одежды , различные  виды  тканей (  шерсть ,  хлопок ,  лен ,  драп ,  капрон ,  шелк   и  т.п. ).

Описание :  Логопед  предлагает  детям  посетить  ателье  и  заказать  себе  одежду:

- Я  хочу  заказать  себе  шерстяное ,  длинное  платье   зеленого  цвета ,  с  кружевным  воротничком  .

 

 

 

 

 

ИГРЫ  И  ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ     ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

 

 

1). Игра : « Диковинное  животное» .

Цели :  развитие  грамматического  строя  речи  (  образование  и  употребление  притяжательных  прилагательных ).

Оборудование : предметные  картинки  с  изображением  кота ,  коровы ,  собаки ,  поросенка , разрезные  предметные  картинки  с  изображением  этих  же  животных .

Описание :  Логопед  составляет  диковинное  животное  из  разных  частей  животных  и  рассказывает  детям  сказку : «  В  одном  царстве-государстве  жил  да  был  волшебник  . Он  учился  колдовать .  Ученик  он  был ,  прямо  скажем , не  очень  прилежный  . Решил  однажды  волшебник  наколдовать  чудо -  коня . Посмотрите ,  что  у  него  получилось .»

Дети  рассматривают  чудо-животное ,  а  затем  логопед  просит  детей  рассказать,  кому  из  животных  принадлежит  какая  часть  тела .

 Туловище -  ( лошадиное )

Хвост – (  поросячий )

Голова -  (  собачья )

Лапы -  (  кошачьи )

- Давайте  скажем  волшебные  слова  :  « Чики,  брики  , брик»  и  составим  животных  правильно .

 

 

2). Игра : «  Чей  клюв ?» .

Цели :  совершенствование  грамматического  строя  речи  путем  употребления  притяжательных  прилагательных .

Оборудование : предметные  картинки  с  изображением  птиц   и  их   клювы .

Описание :  Логопед  показывает  картинки ,  просит детей  вспомнить  названия  птиц  и  отыскать  их  клювы (  носы ) .

-  У  ястреба  -  ястребиный  клюв .

-  У  пеликана  -  пеликаний  клюв  .  и  т.п.

 

 

3). Игра  :  «  Чье  это ?» .

Цели : совершенствование  грамматического  строя  речи  путем  образования  притяжательных  прилагательных .

Оборудование :  предметные  картинки  с  изображением  морд  и  хвостов  разных  животных .

Описание : Логопед  предлагает  рассмотреть  картинку  и  вспомнить  ,  как  называется  животное  ,  которому  принадлежит  морда  и  хвост .

-  У  лошади  чья  морда ? (  лошадиная ) ,  Чей  хвост ?  (  лошадиный )  и  т.п. 

 

 

4). Игра :  « Угадай ,  кто  владелец ?» .

Цели : развитие  грамматического  строя  речи  (  образование  притяжательных  прилагательных  от  имен  существительных ) .

Описание :  Логопед  читает  рифмовку :

Я  начну ,  а  ты  скажи ,

Мне  словечко  подскажи .

Чашка  мамы -  чья  чашка ?  -  мамина  чашка .

Самовар  дедушки -  чей  самовар ? -  дедушкин  самовар .

Сковорода  бабушки -  чья  сковорода ?  -  бабушкина  сковорода .

Стакан  папы  -  чей  стакан ? -  папин  стакан .

Нож  дяди  -  чей  нож ? -  дядин  нож .

Салфетка  тети -   чья  салфетка ? -  тетина  салфетка .

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  №698 прогимназия  « Пансион»

Московского района

ВЫСТУПЛЕНИЕ   ПО  ТЕМЕ :

«ИГРЫ И  ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ  В  ОБУЧЕНИИ  ДЕТЕЙ  С  ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ   ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »

Провела  учитель – логопед

Синявская

 Виктория  Александровна

Санкт-Петербург

2014 год.

В  дошкольном  возрасте  ребенок  должен  овладеть  таким  словарем , который  позволил  бы  ему  общаться  со  сверстниками и   взрослыми ,  успешно   обучаться  в  школе ,  понимать  литературу ,  телевизионные  и  радиопередачи и т.д.. Поэтому  дошкольная  педагогика  рассматривает  развитие  словаря  у  детей  как  одну  из  важных  задач  развития  речи .

Развитие  словаря  понимается  как  длительный  процесс овладения  словарным  запасом  ,  накопленным  народом  в  процессе  его  истории .

 Дети  дошкольного  возраста  чаще  всего  употребляют  существительные  и  глаголы.  Это  объясняется  тем,  что  у  них  есть  потребность  в  этих  словах.  Остальные  части  речи  употребляются  гораздо  реже  в  связи  с  тем,  что  понятие  о  признаках  предметов  находятся  в  стадии  формирования,  поскольку  у  них  еще  не  сформировано  ощущение  признака.

В  ранний  период  прилагательные  используются  почти  исключительно  в  функции  сказуемого,  составляя  при  этом  центр  сообщения. В  отличие  от  взрослого  языка  прилагательные  в  речи  маленького  ребёнка  стоят  чаще  всего  не  перед  определяемым  словом,  а  после  него,  что  в  общем,  больше  соответствует  природе  самих  явлений  (предмет  важнее,  весомее  признака,  признак  –  нечто  второстепенное).  Планируя  высказывание,  взрослые  успевают  на  ходу  изменить  естественный  порядок  следования  компонентов,  ребёнок  этого  не  делает,  тем  более  что  русский  язык  позволяет  такие  вольности  из-за  отсутствия  строго  фиксированного  порядка  слов.  

  Замечено,  что  дети  склонны  употреблять  вначале  все  прилагательные  в  форме  либо  мужского,  либо  женского  рода.  Только  позднее  начинается  дифференциация  по  родам,  при  этом  период  колебаний  и  ошибок  занимает  достаточно  много  времени.  

Почти  вся  речевая  патология  в  детском  возрасте  обусловлена  теми  или  иными  факторами,  которые  действовали  до  того,  как  у  ребенка  началось  развитие  речи.  Каждому  ребенку,  с  любой  формой  поражения  речевой  функции  предстоит  овладеть  родным  языком,  сначала  как  средством  общения,  а  затем  как  средством  мышления.

А  для  этого  предстоит  пройти  сложный  путь  усвоения   языка  как  системы,  в  которой  все  ее  составные  части  и  элементы  нуждаются  в  закономерных  отношениях.

Медленно  и  своеобразно  продвигаются  дети  с  нарушением  развития  речи  в  овладении  родным  языком.  На  каждом  этапе  развития  они  испытывают  свои  определенные  трудности  в  усвоении  тех  или  иных  единиц  речи.

При  обследовании  детей логопедической группы  в  сентябре  ,  выясняется ,  что  у  всех  детей  связная  речь  не  сформирована ,  лексико- грамматическая  сторона  речи  грубо  нарушена.

Экспрессивная  речь  детей  состоит,  в  большинстве  случаев,  из  существительных  и  глаголов .  Прилагательные  детьми  употребляются  крайне  редко .  В  основном – это  качественные  прилагательные ,  обозначающие  внутренние  качества  человека ( добрый ,  тихий ,  умный и т.п.); физические  качества  людей  и  животных ( молодой ,  старый ,  больной и т.п.); форму  предметов (  круглый ,  квадратный , длинный ,  плоский , короткий и. т.п. ) ; размер ( большой ,  высокий , низкий  и т.п. ), вкусовые  качества  ( сладкий , горький ,  кислый  и т.п. ),  цвет ( зеленый ,  красный ,  синий  и т.п.).

Но  даже  при  употреблении  прилагательных  данного  вида ,  по  моим  наблюдениям  ,  дети  совершают  множество  ошибок .

Что  касается  детей  в  возрасте  5-6  лет  ,  то  они  очень  часто  заменяют  одни  прилагательные  другими ( высокий -  большой , низкий -  маленький ,  узкий -  тонкий ,  широкий -  толстый  и т.п. ). Также  в  речи  детей  наблюдались  ошибки  по  согласованию  прилагательных  с  существительным  в  роде  и  числе ( красный  лента ,  синяя небо  и т.п. ) .

Большую  трудность  дети  испытывают  при  образовании  относительных  прилагательных (  прилагательные ,  которые  обозначают  материал ,  из  которого  сделан  предмет ( деревянная  кровать ,  железная  ручка )  ,  или  признаки,  не  имеющие  качественных  изменений (городской  парк ,  утренняя  зарядка ) ).

Самое  большое  количество  ошибок  дети  допускают  при  образовании  притяжательных  прилагательных ( прилагательные ,  обозначающие  принадлежность  предмета  какому – либо  лицу  или  животному ( утиное  гнездо ,  лисий  воротник  и т.п. )

Проанализировав  результаты  обследования  ,  я  увидела  ,  что  у  детей  разного  возраста  предикативный  словарь  развит  на  низком  уровне. Это  объясняется  тем, что  в  дизонтогенезе  формирование  прилагательных  существенно  задерживается . Владея  ограниченным  словарным  запасом  ,  ребенок  затрудняется  в  восприятии  сообщений , что  влияет  на  развитие  познавательной  деятельности .Обучение  использованию  детьми  в  экспрессивной  речи  прилагательных  процесс длительный  и  сложный .

Для  более  эффективного  усвоения  детьми  имен  прилагательных в  логопедической  работе  просто  необходимо  использовать  различные  игры, игровые приемы  и  упражнения .

Игровые  приемы  в   обучении  детей  использованию  в  речи   прилагательных.

Логопедическую  работу  по  коррекции  речевого  развития  детей  с  ОНР   следует проводить  с  использованием  различных  методов  и  приемов .

В  методике  обучения  родному  языку  можно  выделить  несколько  групп  методов :

1.Наглядные  методы – наблюдения ( осмотр  помещения ,  экскурсия ,  рассматривание  натуральных  предметов ),  рассматривание ,  описание ,  придумывание  сюжетных  рассказов .

2. Словесные  методы – чтение  художественных  произведений , заучивание  наизусть ,  пересказ, беседа.

3. Практические  методы – дидактическая  игра , игры – занятия , игры – инсценировки .

 Каждый  метод  представляет  собой  совокупность  приемов ,  служащих  для  решения  дидактических  задач .

Прием – это  элемент  метода . В  настоящее  время  методика  развития  речи  не  располагает  устойчивой  классификацией  приемов . Прежде  всего  их  можно  разделить  по  роли  наглядности  и  эмоциональности   на  :

1.Словесные  приемы – повторение ,  объяснение ,  указания ,  словесное  упражнение ,  оценка  детской  речи , вопрос.

2.Наглядные  приемы – показ  картинки ,  игрушки , движения  или  действия ,   показ  положения  органов  артикуляции  при  произнесении  звуков  и др.

3.Игровые  приемы – интригующая  интонация  голоса ,  утрированно  озабоченная  интонация  голоса ,  использование  небылиц ,  перевертышей ,  введение  в  игру  игрового  персонажа  употребление  игровой  формы  оценки (  фишки ,  фанты и т.д. )

В  своей  работе  мы  используем  совокупность  данных  методов  и  приемов . Как  показывает  практика  ,  основной  метод ,  используемый  в  работе  с  детьми  дошкольного  возраста -  это  наглядный  метод ,  в  котором  в  данную  очередь используются  все  приемы .

Существуют  различные  способы   обучения  детей  использованию  в  речи    имен  прилагательных . Обучение  данной  части  речи  проходит  не  только  на  занятиях  по  развитию  речи  ,  но  на  занятиях  математики (  цвет ,  размер ,  сравнение ), изобразительного  искусства  и  художественного  труда (  рассматривание  и  описание  предметов ,  сравнение  предметов  по  цвету ,  размерам ,  свойствам и  т.д. ),  на  занятиях  физической  культурой (  оценка  выполнения  данного  задания  тем  или  иным  ребенком ) ,  музыки  ( при   прослушивании  или  разучивании  того  или  иного  произведения )  и т.д..

Для  того  ,  чтобы  ребенок  понял  смысл  того  или  иного  признака  предмета ,  нам  очень  важно  ,  чтобы  он  понимал  истинное  значение  данного  слова .

Зная  о  развитии  речи  в  онтогенезе ,  мы  имеем  полное  представление  о  том ,  какие  части  речи  находятся  у  ребенка  в  стадии  формирования .Значительный  скачок  в  овладении  прилагательными  приходится  на  старший  и  подготовительный  возраст , т.к.  именно  в  этот  период  ребенок  более продуктивно вычленяет  из  языкового  материала  дробные  элементы  и  овладевает  их  знаковым  характером .

По  моему  опыту  логопедической  работы  особую  трудность  для  детей  представляет  составление  рассказа – описания  . При  его  составлении  дети  зачастую  просто  перечисляют  части  и  компоненты  предмета ,  забывая  давать  им  признаковую  окраску ,  тем  временем  как  мы  должны  добиваться  более  точного  описания  предмета  ,  опираясь ,  главным  образом ,  именно  на  его  признаки .

Пример  использования  игровых  приемов  при  составлении  рассказа – описания  по  теме : «Фрукты . Яблоко».

  1. Игра : « Угадай  загадку»

Само  с  кулачок ,

Круглый  бочок .

Тронешь  пальцем -  гладко ,  

А  откусишь -  сладко .

-  Что  это ?

- Как догадались ?

-Яблоко  какое ? ( гладкое ,  сладкое )

2. Чтение  логопедом  стихотворения .

- Послушайте ,  какое  яблоко  еще  ?

Три  яблока  из  сада

Ежик  притащил .

Самое  румяное

Белке  подарил .

- Какое  яблоко  подарил  белке  ежик ? ( самое  румяное )

3. Рассматривание  натурального  предмета ( яблока )  и  ответы  на  вопросы .

- К  нам  в  гости  пришла  Белочка  и  принесла  в  подарок  яблоко .( Игрушка  Белочки )  

В  данной  работе  может  применяться  как  натуральное  яблоко ,  так  и  его  изображение  или  игрушка .

 -  Какое  яблоко  по  цвету ? (  в  подготовительной  группе  дети  уже  описывают  яблоко ,  применяя  два  цвета :  красно- желтое ,  румяное )

- Какое  яблоко  по  форме ?

(  если  дети  затрудняются  с  ответом , то  логопеду  целесообразно  уточнить  вопрос :- Какую  фигуру  оно  тебе  напоминает ?

              -  Яблоко  похоже  на  круг ,  значит  оно  какое ? Круглое )

-Подержите  яблоко  в  руках  и  скажите  какое  оно  на  ощупь ?

( гладкое , блестящее )

 - Поднесите  яблоко  к  носу  и  понюхайте  его .Какое  оно  по  запаху ?                   ( ароматное )

Далее  логопед  дает  детям  попробовать  кусочки  яблока,  заготовленного  заранее . После  того  ,  как  дети  его  попробовали ,  он  спрашивает:

- Какое  яблоко  по  вкусу ? (сладкое,  кисло -  сладкое )

-  Какое  яблоко  внутри ? ( сочное , мякоть  рыхлая и т.д. )

 - Что  из  него  можно  приготовить ?

Логопед  выслушивает  ответы  детей  .

4 .Координация  речи  с  движением . Игра с  мячом : «Скажи  наоборот».

Сладкое –кислое

Круглое – квадратное

Гладкое -  шершавое

Тяжелое -  легкое   и  т.д. .

5. Составление  рассказа -  описания  логопедом .

Логопед   предлагает  послушать  свой  рассказ -  описание  про  яблоко  .

6.Игра  : « Рассказ  для  Белочки»

Дети  составляют  свои  рассказы . Логопед  при  необходимости  им  помогает .

 7. Подведение  итогов .

Лучше  провести  в  игровой  форме .Дети  вместе  с  Белочкой  выбирают  лучший  рассказ .

Таким  образом  ,  на  примере  проведения  данного  занятия  можно  увидеть ,  что  при  обучении  детей  составлению  рассказа – описания  используются  все  три  приема : словесный ,  наглядный  и  игровой .

Также я предлагаю  Вашему  вниманию  игры  и  игровые упражнения  ,  используемые  мной  при  обучении  детей  прилагательным  в  различных  возрастных  группах.

ИГРЫ  И  ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ  КАЧЕСТВЕННЫХ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

1). « Сказки  про  игрушки»

Цель: обучение  соотнесения  предметов  с  их  словесным  обозначением .

Оборудование : сюжетная  картинка « Илюшины  игрушки»; игрушки: желтый  паровоз,  мохнатый  мишка, белая  лошадка, пушистый  цыпленок , пожарная  машина , блестящая  дудочка ,большой  барабан .

Описание :     логопед  выставляет  на  наборное  полотно  картинка  и  читает  сказку ,  демонстрируя  по  ее  ходу  участвующие  в  сказке  игрушки . Далее  логопед  просит  показать  и  назвать  игрушки  ,  обращая  их  внимание  на  один  существенный  признак  каждой .

- Покажи  паровоз.

- Паровоз  какого  цвета ?  Какой  он ? ( желтый )

Если  дети  затрудняются  ,  то  логопед  произносит  слово  самостоятельно  и  просит  ( по  возможности ) повторить .

2). Упражнение « Покажи ».

Цели: развитие  слухового  и  зрительного  внимания ; обучение  соотнесению  признаков  предметов  ( красный , синий , большой , маленький ) с  их  словесным  обозначением .

Оборудование : большой красный  мяч ,  маленький  синий  мяч .

Описание : Логопед  держит  в  руках  два  мяча  и  привлекает  внимание  детей  то  к  одному ,  то  к  другому .

- Это  мяч  и это  мяч.

- Это  большой  мяч  ,это  маленький  мяч .

- Это  красный  мяч  ,  это  синий  мяч .

Далее  логопед  просит  детей  показать  большой  мяч  и  маленький  мяч ;  синий  мяч  и  красный  мяч .

3.) Упражнение  : « Будь  внимательным ». ( Лексические  темы : « Игрушки»,

« Одежда» , « Посуда» )

Цели : обучение  детей  умению  группировать  предметы  по  цвету ; развитие  зрительного  внимания ; закрепление  знания  основных  цветов  и  умения  их  различать ; обучение  детей  согласованию  прилагательных  с  существительным  в  роде  и  числе .

Оборудование  : Четыре  комплекта  предметных  картинок    красного , желтого ,  зеленого  и  синего  цветов ,  а  так же  набор  черно-  белых  картинок  с  незакрашенными  изображениями .

Описание: Логопед  помещает  на  наборное  полотно  комплект  черно- белых  картинок  и  предлагает  детям  назвать  и  показать  нарисованные  предметы . После  этого  дети получают  задание  собрать  комплект  картинок  определенного  цвета,  раскладывая  перед  детьми  4  комплекта  цветных картинок . Когда  дети  выполнили  задание , логопед  просит  каждого  ребенка  назвать  свои  картинки : « Красный  шарф ,  красное  платье ,  красная  шапка,  красные  носки   и т.п.»

4). Дидактическая  игра : « Большой – маленький».

Цели: пополнение  активного  словаря  прилагательными  большой – маленький ; обучение  сравнению  различных  по  величине  предметов ; Развитие  слухо- речевой  памяти .

Оборудование : Сюжетная  картинка  « Одежда  для  медвежат» , наборное  полотно .

Описание : Логопед  помещает  на  наборное  полотно  картинку  и  предлагает  детям  показать  и  назвать  большого  мишку  и  маленького  мишку . Объясняет , что  большому  мишке  нужна  большая  картинка , а маленькому- маленькая . Далее  просит  ребят  подобрать  одежду  сначала  для  большого  мишки ,  а  затем  для  маленького .

5). Дидактическая  игра  : « У  кого ? ».

Цели : формирование  грамматического  строя  речи  ;  обучение  употреблению  в  речи  предлога  У в  значении  у  кого; расширение  словаря  прилагательными ;  закрепление  знания  и  различения  основных  цветов ;  развитие  зрительного  восприятия .

Оборудование : предметные  картинки  по  теме  красного ,  желтого, зеленого  и  синего  цветов.

Описание : Логопед  раздает  детям  картинки  с  изображением  одного  итого же  предмета  ( посуды )  ,  но  разных  цветов . Затем  задает  детям  вопросы  ,  по  возможности  требуя  полного   ответа :

-  У  кого  красная  чашка?  (  У  Алеши  красная  чашка )

-  У  кого  зеленое  блюдце ?  (  У  Ани  зеленое  блюдце )  и  т.п.

6).Игра : « Кому  что  дать ? ».

Цели : закрепление  знания   и  различения  основных  цветов  ,  умения  называть  их ; учить  согласовывать  имена  существительные  с  прилагательными  в  роде .

Оборудование : предметная  картинка  с  изображением  цыплят  в  кепках  4  основных  цветов , 4  комплекта  игрушек  красного ,  синего, зеленого  и  желтого  цветов .

Описание : Логопед  рассматривает  вместе  с  ребенком  картинки  ,  просит  назвать  игрушки  . Далее  логопед  обращает  внимание  детей  ,  что  у  цыплят  кепки  разного  цвета  и  просит  подобрать  цыпленку  в  синей  кепке  -  синие  игрушки ,  цыпленку  в  красной  кепке -  красные  игрушки ,  цыпленку  в  желтой  кепке -  желтые  игрушки ,  а  цыпленку  в  зеленой  кепке-  зеленые  игрушки .

7).Игра : « Кастрюли  и  сковородки».

Цели :  активизировать  словарь  за  счет  слов  ,  обозначающих  предметы  кухонной  посуды ;образовывать  слова  при  помощи  суффиксов ; согласовывать  имена  существительные  с  прилагательными  в  роде  и  числе ; использовать  в речи  сравнительную  степень  прилагательных .

Оборудование : сюжетная  картинка  с  изображением  кухни  ; большая  ,  средняя  и  маленькая  сковородки ; большая ,  средняя  и  маленькая  кастрюли ;  3  поварешки  с  ручками  разной  длины.

Описание: Логопед  предлагает  рассмотреть  ребенку  предметные  картинки   с  изображением  кастрюль  и  просит  детей  назвать  их : маленькая  кастрюлечка,  средняя  кастрюлька,  большая  кастрюля . Далее  логопед  предлагает  детям  найти  для  каждой  кастрюли  место  на   полке .Просит  назвать  величину  каждой  кастрюли . По  аналогии  проводится  игра  со  сковородками .

Затем  спрашивает  у  детей , чем  отличаются   поварешки . Объясняет ,  что  у  всех  поварешек  ручки  разной  длины ,  предлагая  изменить  слова  по  образцу : длинная -  длиннее ,  короткая – (короче ).Логопед  обращает  внимание  детей ,  что  вся  посуда -  кухонная .

8). Игра : « Мы  -  аккуратные ».

Цели : учить  различать  и называть  предметы  по  форме (  круг ,  овал ,  треугольник ,  квадрат )

Оборудование : сюжетная  картинка  с  изображенными  на  ней  коротышками  за  столом  ,  салфетки  круглой , овальной ,  квадратной  ,  треугольной  формы  ,  разные  по  цвету ( розовая ,  сиреневая ,  голубая ,  серая )  и  величине .

Описание : Логопед  показывает  детям  предметные  картинки  с  салфетками  разной  формы  и  просит  назвать  ,  какую  фигуру  напоминает  каждая салфетка . Объясняет  детям ,  что  после  еды  принято  вытирать  губы  салфеткой .

-  Коротышки  очень  аккуратные  ,  они  всегда  вытирают  губы  салфеткой  после  еды . У  каждого  Коротышки   своя   салфетка  .

Далее  логопед  просит  показать  салфетку ,  похожую  на  круг ,  спрашивает  про  ее  цвет  и  величину . Аналогично  проводится  работа  с  салфетками  другой  формы .

9). Игра  : « Скажи  наоборот» .

Цели : научить   детей  подбирать  слова  с противоположным  значением  ,  согласовывать  имена  существительные  с  прилагательными  в  роде  и  числе .

Оборудование :  резиновый  мячик .

Описание : Логопед  называет  слово  ,  бросает  мяч  кому -  либо  из  детей  и  просит  ребенка  назвать  слово с  противоположным  значением .

- мокрый -  сухой ,  веселый  - грустный ,  добрый -  сердитый  ,  толстый -  тонкий ,  чистый -  грязный  и  т.п.

В  период  начального  ввода  в  активный  словарь  ребенка  антонимов  ,  рекомендую  проводить  данную  игру  с  опорой  на  наглядность .

10). Упражнение : « Скажи  ласково».

Цели : учить  ребенка  образовывать  имена  прилагательные  с  уменьшительно -  ласкательным  значением .

Описание : Логопед  предлагает  закончить  фразу ,  назвать  ласково :

Свинья толстая ,  а  поросенок -  (  толстенький ).

Хвост  у  собаки  тонкий  ,  а  у  щенка – (  тоненький ).

Кот  худой ,  а  котенок – (  худенький ).

Конь  белый ,  а  жеребенок – ( беленький ) .

11).Игра : « Маленькие  художники ».

Цели : развитие  цветовосприятия  и  цветоразличения ; совершенствование  грамматического  строя  речи  ( согласование  качественных   прилагательных  с  существительными ).

Оборудование : черно- белые  картинки  с  изображением  яблока, винограда , лимона ,  сливы , баклажана , кабачка , помидора ,  апельсина ,  груши ,  моркови ,  редиски ,  репы  ;  кружки  красного  ,  синего ,  желтого ,  оранжевого ,  фиолетового , черного ,  зеленого  цветов .

Описание : Логопед  предлагает  детям  рассмотреть  изображенные  на  картинках  овощи  и  фрукты  и  назвать  их ,  назвать  какого  цвета  кружки  они  видят . Далее  дети  выбирают  по  одному  овощу  или  фрукту  ,  вспоминают  ,  какого  он  цвета  ,  закрывают  картинку  кружком  соответствующего  цвета

Морковь ( какая ? ) оранжевая

Помидор (  какой ? ) красный  и  т.п.

ИГРЫ  И  ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ      ОТНОСИТЕЛЬНЫХ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

1). Игра : « Мебельный  магазин».

Цели : развитие  грамматического  строя  речи  ( образование  относительных  прилагательных  )

Оборудование : предметные  картинки  с  изображением  деревянной ,  пластмассовой ,  металлической  ,  кожаной ,  вельветовой  мебели .

Описание  :  Логопед  выставляет  на  наборное  полотно  картинки  с  изображением  мебели  ,  просит  детей  вспомнить  название  этой  мебели  и где  можно  ее  купить . Далее  логопед  предлагает  детям  отправиться  в  мебельный  магазин  для  приобретения  новой  мебели   и  предлагает  послушать  , как  нужно  обращаться  к  продавцу  :

- Я  хочу   купить  большой  кожаный  диван  коричневого  цвета  с  двумя  большими  мягкими  подушками .

Дале  логопед  просит  детей  действовать  по  образцу .

2).Игра : « Разбитая  чашка» .

Цели : развитие  грамматического  строя  речи (и образование  относительных  прилагательных ) ; развитие  пространственных  представлений ,  мышления ,  зрительного  внимания ; актуализация  словаря  по  теме : «Посуда».

Оборудование :  изображение  чашки  на  разлинованном  в  клеточку  листе -  рабочее  поле   (  по  количеству  детей ) ,  детали  чашки  разных  цветов .

Описание :  Логопед  просит  вспомнить  детей  названия  посуды  . Когда  дети  вспомнят  чашку ,  логопед  скажет ,  что  у  нее  есть  чашки ,  но  они  разбились  ,  и  попросит  детей  собрать  чашки  из  кусочков .

В  средней  группе  детям  обязательно  предъявляется  образец  чашки .

В  старшей  и подготовительной  группе  логопед  задает  вопросы  : « Почему  чашка  разбилась ?  Из  чего  она  сделана ?  Если  чашка  из  фарфора  ,  то  она  какая ?  Если  чашка  из  фаянса ,  то  она какая ?  Если  чашка  из  стекла  ,  то  она  какая ?  Если  чашка  из  глины  ,  то  она  какая ?»

Дети  собирают  чашку  без  предъявления  образца  и  рабочего  поля .

3).Игра :  « Украшаем  елку».

Цели :  совершенствование  грамматического  строя  речи  (  правильное  использование  и  образование  форм  творительного  и  родительного  падежей  имен  существительных ,  согласование  прилагательных  с  существительным  в  роде ,  числе  и  падеже ,  образование  относительных  прилагательных ); расширение  словарного  запаса  ,  развитие  зрительного  внимания .

Оборудование :  большая  картинка  с  изображением  елки   и  20  предметных  картинок (  сосулька,  снеговик ,  ананас ,  лиса ,  шар ,  шишка,  мишка ,  лягушка ,  петушок ,  рыбка ,  кораблик ,  ракета ,  груша ,  гирлянда ,  серпантин ,  лодка ,  колобок ,  волк ,  колокольчик ,  флаг )

Описание :    в  старшей  и  подготовительной  группе  дети ,  украшая  елку  ,  комментируют  свои  действия :

-  Я  повесил  на  елку  бурого  мохнатого  мишку .

- Я  повесила  на  елку  красные  бумажные  флажки . и  т.п.

Когда  елка  украшена ,  логопед  просит детей  запомнить ,  что  висит  на  ней  . Затем  дети  закрывают  глаза  ,  а  логопед  убирает  одну  из  игрушек  .

-  Чего  не  стало   ?

-  На  елке  не  стало  желтого  пластмассового  колобка . и т.п.

Также  можно  усложнить  задание  ,  меняя  игрушки  местами .

-  Какие  игрушки  поменялись  местами ?

-  Зеленая  лягушка  и  рыжая  лиса  поменялись  местами .

- Ватный  снеговик  и  стеклянный  ананас  поменялись  местами . и т.п.

4). Игра : « Из  чего  сделаны ?».

Цели :развитие  грамматического  строя  речи (  образование  и  использование  в  речи  относительных  прилагательных ).

Оборудование : поля  с  изображением  посередине  овцы ,  коровы ,  дерева ,  пшеницы  и  т.п. ,  предметные  картинки ( Свитер ,  шапка ,  варежки ,  шарф ,  стол ,  деревянный  забор ,  стул ,  сыр ,  молоко ,  масло  и т.п. )

Описание : На  доске  выставляются  поля  с  изображениями  овцы ,  коровы ,  дерева ,  пшеницы . Логопед  раздает  детям  по  две-три  предметные  картинки  и  предлагает  положить  свою  картинку   на  одно  из  четырех  полей  и  объяснить  ,  почему  он  положил  именно  туда .

-  Я  положил  шерстяную  варежку  к  овце ,  потому  что  она  вяжется  из  ее шерсти .

-  Я  положила  сыр  к  корове  ,  так  как  это  молочный  продукт ,  он  изготавливается  из  молока  . и т.п.

5). Игра : « Ателье».

Цели : развитие  грамматического  строя  речи  путем  образования  и  использования  в  речи  относительных  прилагательных .

Оборудование : картинки  с  изображением  различной  одежды , различные  виды  тканей (  шерсть ,  хлопок ,  лен ,  драп ,  капрон ,  шелк   и  т.п. ).

Описание :  Логопед  предлагает  детям  посетить  ателье  и  заказать  себе  одежду:

- Я  хочу  заказать  себе  шерстяное ,  длинное  платье   зеленого  цвета ,  с  кружевным  воротничком  .

ИГРЫ  И  ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ     ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

1). Игра : « Диковинное  животное» .

Цели :  развитие  грамматического  строя  речи  (  образование  и  употребление  притяжательных  прилагательных ).

Оборудование : предметные  картинки  с  изображением  кота ,  коровы ,  собаки ,  поросенка , разрезные  предметные  картинки  с  изображением  этих  же  животных .

Описание :  Логопед  составляет  диковинное  животное  из  разных  частей  животных  и  рассказывает  детям  сказку : «  В  одном  царстве-государстве  жил  да  был  волшебник  . Он  учился  колдовать .  Ученик  он  был ,  прямо  скажем , не  очень  прилежный  . Решил  однажды  волшебник  наколдовать  чудо -  коня . Посмотрите ,  что  у  него  получилось .»

Дети  рассматривают  чудо-животное ,  а  затем  логопед  просит  детей  рассказать,  кому  из  животных  принадлежит  какая  часть  тела .

 Туловище -  ( лошадиное )

Хвост – (  поросячий )

Голова -  (  собачья )

Лапы -  (  кошачьи )

- Давайте  скажем  волшебные  слова  :  « Чики,  брики  , брик»  и  составим  животных  правильно .

2). Игра : «  Чей  клюв ?» .

Цели :  совершенствование  грамматического  строя  речи  путем  употребления  притяжательных  прилагательных .

Оборудование : предметные  картинки  с  изображением  птиц   и  их   клювы .

Описание :  Логопед  показывает  картинки ,  просит детей  вспомнить  названия  птиц  и  отыскать  их  клювы (  носы ) .

-  У  ястреба  -  ястребиный  клюв .

-  У  пеликана  -  пеликаний  клюв  .  и  т.п.

3). Игра  :  «  Чье  это ?» .

Цели : совершенствование  грамматического  строя  речи  путем  образования  притяжательных  прилагательных .

Оборудование :  предметные  картинки  с  изображением  морд  и  хвостов  разных  животных .

Описание : Логопед  предлагает  рассмотреть  картинку  и  вспомнить  ,  как  называется  животное  ,  которому  принадлежит  морда  и  хвост .

-  У  лошади  чья  морда ? (  лошадиная ) ,  Чей  хвост ?  (  лошадиный )  и  т.п.  

4). Игра :  « Угадай ,  кто  владелец ?» .

Цели : развитие  грамматического  строя  речи  (  образование  притяжательных  прилагательных  от  имен  существительных ) .

Описание :  Логопед  читает  рифмовку :

Я  начну ,  а  ты  скажи ,

Мне  словечко  подскажи .

Чашка  мамы -  чья  чашка ?  -  мамина  чашка .

Самовар  дедушки -  чей  самовар ? -  дедушкин  самовар .

Сковорода  бабушки -  чья  сковорода ?  -  бабушкина  сковорода .

Стакан  папы  -  чей  стакан ? -  папин  стакан .

Нож  дяди  -  чей  нож ? -  дядин  нож .

Салфетка  тети -   чья  салфетка ? -  тетина  салфетка .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекц...

Итоговое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие по стране "Азбука" (игра в форме настольного лото)

Игра-лото обобщает и систематизирует знания, накопленные детьми на занятиях по обучению грамоте. Она позволяет в непринужденной обстановке в форме соревнования подвести итог всей проделанной работы....

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Материал о роли дидактических игр в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

"Развиваем речь, играем, рисуем и поем"(использование интегрированного подхода на коррекционных занятиях по преодолению детьми общего недоразвития речи)

В последнее время тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом встречаются, к сожалению, чаще. Это дети 1, 2 уровня общего недоразвития речи. У таких детей в первую очере...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Формирование лексико-грамматического строя речи через игру у дошкольников с общим недоразвитием речи

Учитывая возрастные, характерологические особенности дошкольников с ОНР, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, важно уже с первых занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание...