"Основа дружбы и значение дружбы для человека"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Конспект урока по этике для учащихся коррекционной школы 8 вида 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_druzhby_i_znachenie_druzhby_dlya_cheloveka.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23 VIII вида»
«Основа дружбы и значение дружбы для человека»
Учитель
Мартемьянова Ольга Александровна
г. Нижнекамск
2015
Тема урока: Основа дружбы и значение дружбы для человека.
Задачи урока:
- Продолжить формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях. Раскрыть, что лежит в основе дружбы, чем характеризуется дружба и значение дружбы для человека.
- Развивать мышление, внимание, устную связную речь.
- Воспитывать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
Оборудование: кроссворд «Дружба», карточки «Качества дружбы», «Законы дружбы», «Черты дружбы», «Пословицы».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Ход урока
- Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- Актуализация знаний и постановка целей урока.
- Я предлагаю начать наш урок с решения кроссворда.
Кроссворд:
1. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке ледяной.
2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.
3. В лесу у пня с утра беготня, народ рабочий с утра хлопочет.
4. С неба звездой, в ладошку – водой.
5. Стоит Антошка на одной ножке.
6. Из горячего колодца через нос водица льется.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
м | е | д | в | е | д | ь | |||
д | в | е | р | ь | |||||
м | у | р | а | в | ь | и | |||
с | н | е | ж | и | н | к | а | ||
г | р | и | б | ||||||
ч | а | й | н | и | к |
- Какое слово получилось? Какую тему мы начали изучать на прошлых уроках? Что такое дружба? (Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, привязанности, общности интересов).
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар.
- Что значит, настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? О чем сегодня пойдет речь? (ответы учеников). Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока: Основа дружбы и значение дружбы для человека.
- Изучение нового материала.
О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый).
О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель).
Об однокласснике вы скажете…(товарищ).
О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг).
На доске слова: друг, приятель, товарищ.
– Что их объединяет? (дружба)
- «Друг» - какое красивое слово! Запишите это слово. Рядом запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.
- Кто может быть другом? (мама, учитель, игрушка,…..)
- Друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг — это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.
- Послушайте, как о дружбе говорят поэты.
Что такое лучший друг? Не предаст тебя он вдруг,
Будет верен он тебе, не оставит и в беде.
За тебя всегда горой спутник жизни верный твой.
С ним общаешься всегда, вам не скучно никогда.
Вам обиды не страшны. Вместе вы всегда дружны.
Ссоры – вовсе не беда, вы помиритесь всегда.
Очень важен лучший друг! С ним пройдёт любой недуг.
Вот его и береги, как попросит – помоги.
- Какими же качествами должен обладать человек, умеющий дружить? (не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)
- А у вас есть друг? Кто желает рассказать о своем друге?
- А почему вы не дружите с другим человеком?
- Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность. Человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».
- А какая пользу вы имеете от своего друга?
- Другая черта дружбы – бескорыстность. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
- Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?
- Третья черта – общность интересов. Взаимная симпатия и общность интересов — это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
Чтение с/х А.Л. Барто «Требуется друг».
Все живут, не тужат, а со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь и я с Ильиной — стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать — дашь контрольную списать».
А девчонка — на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- На столе лежат листочки со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
- Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. (Доброжелательность, терпимость, уступчивость, отзывчивость, забота, честность, щедрость, ответственность, вежливость).
- А нужно ли вам самим обладать теми же нравственными качествами? Почему?
- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела, нужно еще и самому быть таким».
- Подчеркните качество, которое есть у вас.
- Ребята, что же может разрушить дружбу? (предательство, ссоры, грубые слова, обиды)
- Да, дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям. С одной стороны быть к ним требовательными, а с другой – внимательными, тактичными, стараться не ранить их своими словами.
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
4. Закрепление
Работа с притчей.
— О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и ученые, и философы. Готовясь к уроку, я нашла замечательную притчу.
Притча о настоящей дружбе
В одной далёкой стране жили два друга. Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех. Любые решения они принимали сообща. Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих. Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили. И велел он привести к себе неразлучных друзей.
- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.
- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт. Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!". Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью. Страшный эксперимент длился целый месяц. Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства. А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.
- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
- Как вы считаете, о чем эта притча?
- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?
- Чему учит нас эта притча?
- Какая пословица подходит по смыслу к притче?
Работа с пословицами.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба - как стекло, разобьёшь - не сложишь.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Друга – ищи, а найдёшь – береги.
Друг за друга стой, выиграешь бой.
Доброе братство лучшее богатство.
Друг лучше старый, а платье новое.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
5.Итог урока
- Вот и подошел к концу наш урок.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Для чего нужна дружба?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием. На память об уроке я вам оставляю законы дружбы.
Помогать друг другу.
Делиться друг с другом.
Не помнить долго обиду.
Доверять друг другу.
Защищать друг друга.
Быть честным.
Быть терпимым.
Быть доброжелательным.
Быть сдержанным.
Уметь прощать.
Не завидовать.
Домашнее задание
Написать рассказ о своём друге.
- Давайте закончим наш урок песней (звучит песня В. Я. Шаинский «Песня о дружбе»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Памятка для родителей. А также ритуалы, которые нравятся детям....
« Растения в природе; их значение в жизни человека».
Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы 8 вида....
Тема урока « Значение дружбы в жизни героев»
Цель урока: 1) познакомить уч-ся с повестью Короленко; рассмо треть проблемный вопрос : значение дружбы в жизни героев; познакомить уч-ся с понятием портрет литературного героя...
Внеклассное занятие на тему: "Дружба и любовь в жизни человека".
Раздел 2. Я и другие. Внеклассное занятие на тему: "Дружба и любовь в жизни человека"....
Конспект внеклассного воспитательного мероприятия «Значение дружбы в жизни человека».
Тема воспитательного мероприятия: «Значение дружбы в жизни человека».Воспитательные задачи мероприятия: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества; привить нравственные ...
Занятие в рамках НОСЖ "Дружба и любовь в жизни человека"
Цель: помочь формированию у старшеклассников чувства ответственности при возникновении влюбленности или любви к другому человеку;познакомить учащихся с особенностями юношеской любви;предоставить учащи...
Профилактическая презентация для обучающихся "Основы дружбы и успеха в жизни"
Презентация содержит ряд рекомендаций и интерактивных слайдов, способствующих сплочению классных коллективов и формированию навыков успешной жизнедеятельности в настоящем и будущем, спосоьбы минимизац...