"Основа дружбы и значение дружбы для человека"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Мартемьянова Ольга Александровна

Конспект урока по этике для учащихся коррекционной школы 8 вида 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_druzhby_i_znachenie_druzhby_dlya_cheloveka.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23 VIII вида»

«Основа дружбы и значение дружбы для человека»

Учитель

Мартемьянова Ольга Александровна

г. Нижнекамск

2015

Тема урока: Основа дружбы и значение дружбы для человека.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях. Раскрыть, что лежит в основе дружбы, чем характеризуется дружба и значение дружбы для человека.
  2. Развивать  мышление, внимание, устную связную речь.
  3. Воспитывать умение  проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.

Оборудование:  кроссворд «Дружба», карточки «Качества дружбы», «Законы дружбы», «Черты дружбы»,  «Пословицы».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Ход урока

  1.  Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

  1. Актуализация знаний и постановка целей урока.

- Я предлагаю начать наш урок с решения кроссворда.

Кроссворд:

1. Хозяин лесной  просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке ледяной.

2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.

3. В лесу у пня с утра беготня, народ рабочий с утра хлопочет.

4. С неба звездой, в ладошку – водой.

5. Стоит Антошка на одной ножке.

6.  Из горячего колодца через нос водица льется.

1

2

3

4

5

6

м

е

д

в

е

д

ь

д

в

е

р

ь

м

у

р

а

в

ь

и

с

н

е

ж

и

н

к

а

г

р

и

б

ч

а

й

н

и

к

- Какое слово получилось? Какую тему мы начали изучать на прошлых уроках? Что такое дружба? (Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, привязанности, общности интересов).

Дружба – это тёплый ветер, 
Дружба – это светлый мир, 
Дружба – солнце на рассвете, 
Для души весёлый пир. 
Дружба – это только счастье, 
Дружба – у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой – жизнь весной полна. 
Друг разделит боль и радость, 
Друг поддержит и спасёт. 
С другом – даже злая слабость 
В миг растает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу. 
Ведь дружба – это ценный дар.

- Что значит, настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? О чем сегодня пойдет речь? (ответы учеников). Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока: Основа дружбы и значение дружбы для человека.

  1. Изучение нового материала.

О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый).

О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель).

Об однокласснике вы скажете…(товарищ).

О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг).

На доске слова: друг, приятель, товарищ.

–  Что их объединяет? (дружба)

- «Друг» - какое красивое слово! Запишите это слово. Рядом запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.

- Кто может быть другом?  (мама, учитель, игрушка,…..)

- Друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг — это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.

- Послушайте, как о дружбе говорят поэты.

Что такое лучший друг? Не предаст тебя он вдруг,

Будет верен он тебе, не оставит и в беде.

За тебя всегда горой спутник жизни верный твой.

С ним общаешься всегда, вам не скучно никогда.

Вам обиды не страшны. Вместе вы всегда дружны.

Ссоры – вовсе не беда, вы помиритесь всегда.

Очень важен лучший друг! С ним пройдёт любой недуг.

Вот его и береги, как попросит – помоги.

-  Какими же качествами должен обладать человек, умеющий дружить? (не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)

- А у вас есть друг?  Кто желает рассказать о своем друге?

- А почему вы не дружите с другим человеком?

- Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно.  Вот  одна из черт  дружбы – избирательность. Человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг,  и я скажу кто ты».

- А какая пользу вы имеете от своего друга?

- Другая черта дружбы – бескорыстностьЭто отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.                                    

- Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?

- Третья черта – общность интересовВзаимная симпатия и общность интересов — это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.

Чтение с/х А.Л. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат, а со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь и я с Ильиной — стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать — дашь контрольную списать».

А девчонка — на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг». 

- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- На столе лежат листочки со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

 Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

- Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. (Доброжелательность, терпимость, уступчивость, отзывчивость, забота, честность, щедрость, ответственность, вежливость).

- А нужно ли вам самим обладать теми же нравственными качествами? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела, нужно еще и самому быть таким».

- Подчеркните качество, которое есть у вас.

-  Ребята, что же может разрушить дружбу? (предательство, ссоры, грубые слова, обиды)

- Да, дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям. С одной стороны быть к ним требовательными, а с другой – внимательными, тактичными, стараться не ранить их своими словами.

- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. 

4. Закрепление

Работа с притчей.

— О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и ученые, и философы. Готовясь к уроку, я нашла замечательную притчу.

Притча о настоящей дружбе

В одной далёкой стране жили два друга. Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех. Любые решения они принимали сообща. Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих. Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили. И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт. Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!". Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью. Страшный эксперимент длился целый месяц. Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства. А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.

- Как вы считаете, о чем эта притча?

- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

- Чему учит нас эта притча?

- Какая пословица подходит по смыслу к притче?

Работа с пословицами.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба - как стекло, разобьёшь - не сложишь.

Старый друг  лучше новых двух.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Друга – ищи, а найдёшь – береги.

Друг за друга стой, выиграешь бой.

Доброе братство лучшее богатство.

Друг лучше старый, а платье новое.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

5.Итог урока

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Для чего нужна дружба?

- Какими качествами должен   обладать настоящий друг?

- Пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием.  На память об уроке я вам оставляю законы дружбы.

Помогать друг другу.

Делиться друг с другом.

Не помнить долго обиду.

Доверять друг другу.

Защищать друг друга.

Быть честным.

Быть терпимым.

Быть доброжелательным.

Быть сдержанным.

Уметь прощать.

Не завидовать.

Домашнее задание

Написать  рассказ о своём друге.

- Давайте закончим наш урок песней (звучит песня В. Я. Шаинский «Песня о дружбе»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Памятка для родителей. А также ритуалы, которые нравятся детям....

« Растения в природе; их значение в жизни человека».

Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы 8 вида....

Тема урока « Значение дружбы в жизни героев»

Цель урока: 1) познакомить уч-ся с повестью Короленко; рассмо треть проблемный вопрос : значение дружбы в жизни героев; познакомить уч-ся с понятием портрет  литературного героя...

Внеклассное занятие на тему: "Дружба и любовь в жизни человека".

Раздел 2. Я и другие. Внеклассное занятие на тему: "Дружба и любовь в жизни человека"....

Конспект внеклассного воспитательного мероприятия «Значение дружбы в жизни человека».

Тема воспитательного мероприятия: «Значение дружбы в жизни человека».Воспитательные задачи мероприятия: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества; привить нравственные ...

Занятие в рамках НОСЖ "Дружба и любовь в жизни человека"

Цель: помочь формированию у старшеклассников чувства ответственности при возникновении влюбленности или любви к другому человеку;познакомить учащихся с особенностями юношеской любви;предоставить учащи...

Профилактическая презентация для обучающихся "Основы дружбы и успеха в жизни"

Презентация содержит ряд рекомендаций и интерактивных слайдов, способствующих сплочению классных коллективов и формированию навыков успешной жизнедеятельности в настоящем и будущем, спосоьбы минимизац...