Путешествие в зимний лес.
классный час на тему
Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zimniy_les.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МКСКОУ школа – интернат VIII вида
пгт Пижанка Кировской области
Воспитатель Лоптева Т.П.
Путешествие в зимний лес.
Цель: закрепить и расширить знания детей о зимующих зверях и птицах, воспитывать любовь к природе, к обитателям наших лесов, развивать речь детей.
Ход занятия.
В. Дети, вы выучили строчки из знакомого уже вам стихотворения? Попробуем их объединить в одно целое стихотворение. (Дети читают стихотворение.) Как оно называется?
Д. «Медведь в лесу».
В. Где же сейчас медведь? Ответьте словами стихотворения.
В. Мы теперь знаем, что медведь зимует в берлоге. Я думаю, что вам интересно будет узнать, а как другие звери зимуют. Об этом мы сейчас узнаем, отправившись в зимний лес. Я пойду проверю дорогу в лес, а вы пока одевайтесь.
(Дети имитируют движения, надевают штанишки, кофты, шубы, валенки, шапку, шарф, рукавицы и т.д. Потом идут в зимний лес. )
В. Снег глубокий, идите по тропинке. Я надеюсь, что вы выносливые и в пути не устаните. В добрый путь!... Вот и пришли мы в зимний лес, полный сказок и чудес. Садитесь на пенёчки.
В. Белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес и спрятались под ним плоды и семена. Ещё недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. Но не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спасает густая, пушистая, тёплая шерсть. (Вдруг неожиданно на поляну входит Старичок – Лесовичок с тетрадью и ружьём.)
С.Л. Здравствуйте! Вы кто здесь такие?
В. Мы ученики. Мы пришли в лес, чтобы узнать, как лесные звери зимуют. А вы кто такие?
С.Л. А я Старичок – Лесовичок. Я как раз хожу и проверяю их зимовку да в тетрадь всё записываю. Вам сейчас и расскажу, как им зимуется в лесу. (Дети слушают и наблюдают по иллюстрациям, о ком говорит Старичок – Лесовичок.)
Лучше всех лежебоке медведю. Под корягой он устроил себе берлогу. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал еловых веток – лапок. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Спит и ничего не ест, только лапу сосёт. Запасов с осени никаких не делает. Питается жиром, который накопил ещё летом и осенью. Укрыла зима Мишеньку толстым снеговым одеялом. Спит на здоровье. А он и рад стараться, из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьих следов в лесу и не видно. И что интересно – в зимнюю январскую стужу медведица родит своих медвежат.
Вопросы: Чем питается медведь? Почему в лесу не видно медвежьих следов?
В. Теперь мы всё о медведе знаем, как он проводит зиму. А вот другим то лесным зверям как зимой живётся?
С.Л. Загадка. Живёт у меня в лесу зверёк. С дерева на дерево прыгает, как огонёк. Кто это?
Д. Белка.
С.Л. Как вы думаете, чем питается белка?
Д. Желудями, орехами, сушёными грибами, семенами из еловых шишек.
С.Л. Знаете ли вы, где живёт белка?
Д.В дупле.
Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель – непогода, белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки как у птицы устроено: из веточек и сучьев. Да как сделано – то ловко, будто большой шар. Круглое, а сбоку лазейка. Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано. Тепло в нём и уютно. Заберётся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё подстилкой лазейку закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. Утихнет непогода. А что такое непогода? (Метель) Белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево еду себе добывать. Где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама на суку оставила. Смотрите, как ловко скачет зверёк. Хвост у него какой? Пушистый, длинный. Перепрыгнет с одной ветки на другую, возьмёт в передние лапки еловую шишку и начнёт её обгрызать, выбирать вкусные семечки. Но главная еда у белки ещё с осени запасена в дупле старого дерева. Там у неё и жёлуди, и орехи есть – на всю зиму запасов хватит.
Вопрос. Что у белки в дупле лежит?
Молодцы! А вот и следы белочки. (Дети рассматривают следы.)
Загадка. А вот у какого зверька хвост пушистый, мех золотистый. Он в лесу живёт, а в деревне кур крадёт?
Д. У лисы.
Ну, где она там плутовка? Вон она. Хорошо кума принаряжена. Шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается. Свой пушистый хвост носит бережно, зубки белые показывает. Ходит след в след. Пушистым хвостом их заметает. Для чего?
Д. Чтобы не заметили её волки и собаки.
Зимой лиса мышкует. Она принюхивает мышей под снегом и как только почует под снегом мышку, разгребёт снег и обязательно закусит мышкой. Так в основном мышами и питается. Роет норы умница глубокие. Кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница – лиса любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
Вопрос. Если в вашу деревню придёт лиса, кого вы в первую очередь будете оберегать от лисы?
В. Старичок – Лесовичок, а для чего тебе ружьё?
С.Л. У меня в лесу такие хищники живут, которых надо бояться.
Загадка. Серый, голодный, по полям рыщет, добычу ищет.
Д. Волк.
Волк – это хищный лесной зверь. Волка, говорят, ноги кормят. В поисках пищи они в ночь могут пробежать до 50 км. Думаю, что вы знаете, чем волки питаются? Мясом, падалью (т.е. мёртвым мясом) . И лисе не сдобровать, и зайчику. Нападают часто волки на фермы. Подойдя к деревне, к ферме, они раздирают скот, особенно в первую очередь овец. Нападают и на коров.
(Рассказать случай о том, как волк появился летом на опушке леса, когда тут паслось деревенское стадо.)
Загадка. А знаете ли вы, кто летом серый, а зимой белый?
Д. Заяц.
Рады беляки – зайцы зиме. Как вы думаете, почему?
Д.Заяц зимой меняет шкурку серую на белую. На белом снегу никто не заметит их белую шубку.
С.Л. Для кого это вы морковку принесли?
Д. Для зайчиков.
Чем же зайчики кормятся зимой? (Морковкой, капусткой)
А в лесу этого нет. В лесу они кормятся веточками деревьев, гложут кору с их стеблей, сеном. А в какую зиму зайцы к задам подходят? (В холодную)
Они грызут кору яблонь. Вот так и живут мои зайцы зимой. А вот и лось промчался. Лось – животное с ветвистыми рогами, тонкими длинными ногами. Красивое животное! Питается сухой травой, которую отыскивает под снегом. А стога сена, заготовленные специально в лесу, это лосиная кормушка. Видите, лось к стогу сена подошёл. Так же на деревьях развешивают связанные в пучки ветки с листьями, которые заготавливают летом, а зимой вывешивают. Кормятся лоси тонкими ветками деревьев. Сеном питаются и зайцы. Вот так и подкармливаем лосей. Бывая в лесу зимой, не забудьте захватить с собой для лосей пучок веток с листьями да охапку сена.
Вывод. Вот так и зимуют наши дикие животные. Никто не заботится о них, они сами добывают себе пищу, укрываются от врагов и непогоды.
С.Л. Птицам трудно приходится зимой. Питаются они семенами сухих травянистых растений. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают только к зиме. Значит и корма больше всего для клестов бывает в это время. Поэтому, эти птицы выводят своих птенцов зимой. Кругом снег, лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
Узнали ли вы вон тех птичек с жёлтым брюшком? ( Это синички. )
Что вы уже знаете о синичках?
Д. Любят сало сырое, несолёное, крошки хлеба, червячков. Чем больше синичек в саду, тем меньше червивых яблок. Синицы делают свои запасы осенью семян с сухих стеблей трав. Я всегда в своём лесу вывешиваю на деревьях синичники. В них птицы ночуют и укрываются от непогоды. И вам советую сделать такие синичники у школы и у своих домов.
А вон ту птицу пёструю вы узнали? Это дятел. Какой он нарядный!!! А какой он нарядный, расскажите.
Д. Головка и спинка чёрные. На затылке ярко – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоска. Весь пёстрый, поэтому его и называют пёстрым дятлом. Смотрите, уселся дятел прямо на ствол, зацепился за него острыми коготками, опёрся на жёлтый хвост и давай колотить по трухлявому стволу своим крепким клювом. Недаром старается, значит выискал в гнилой древесине личинку или жука, которые деревья точат, лес портят. Раздолбит дерево дятел, достанет вредителей и съест. Вот гляжу на него и думаю, не зря дятла лесным доктором называют, ведь он больные деревья лечит, ослушивает, а потом вредителей из-под коры достаёт.
Вывод. Так вот и питаются зимующие птицы. И всё же птицы зимой голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибают от голода.
Помните! Птицы питаются почками, семенами и плодами деревьев, кустарников и трав. Отыскивают корм около жилья человека. Поэтому птиц надо подкармливать зимой. Развешивайте кормушки в садах, парках, скверах. Помните, кормить птиц надо ежедневно до самой весны.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов.
К вам слетятся на крыльцо,
Стайки воробьёв.
Ответное слово детей. М.Пожарова «В саду».
Старичок-Лесовичок, а
1.У нас такой обычай, чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий повесить на сучок.
2.Ни зёрен, ни травинок, мороз трещит в кустах,
Иголки тонких льдинок белеют на кустах.
3.Но здесь в саду за школой среди густых ветвей,
Готов обед весёлый для птичек у детей.
Теперь я убедилась, что вы заботитесь о птицах, подкармливаете их. Они к вам и летом будут прилетать и помогать выживать вашим огородам и садам. Спасибо, Старичок- Лесовичок за беседу. Мы ещё больше узнали о жизни зверей и птиц зимой.
С.Л. В память о нашей встрече я дарю вам меню для зимующих птиц на все трудные для их жизни месяцы, начиная с октября (перечислить месяцы). Читайте, заготовляйте этот птичий корм прямо с лета или с сентября месяца. Я уверен, что вы не оставите в беде зимующих птиц. Я вижу, вы спешите домой, чтобы кто ещё не начал подкармливать птиц, сегодня уже их подкормить. Пойдёмте, я вас выведу из леса по самой короткой дорожке.
В. Спасибо! До свиданья, Старичок- Лесовичок!
С.Л. Приходите ко мне в лес весной в мае месяце, когда деревья опушатся зелёной листвой, будут видны тропинки и запоют птицы. Тогда я вас познакомлю с правилами поведения в моём лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"
Занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольноо возраста. Целью занятия является использование оздоравливающего образовательного пространства, полноценного для речевог...
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
урок по теме" Путешествие в зимний лес"
урок по теме" Путешествие в зимний лес" ( повторение изученного о прилагательном) в 6 классе...
Урок-путешествие "В зимний лес!"
Развитие речи. Описание природы: зима....
Праздник: Путешествие в зимнюю и летнюю сказку"
Материал данного праздника предназначен для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. цель: расширение и активизация словаря детей по темам: "Зима - Лето", дифференциация данных понятий, примет зимы и...
Внеклассное мероприятие в зимние каникулы "Путешествие по зимним тропкам"
дана разработка в форме спортивной игры с разными конкурсами и заданиями...